У счетчика истек срок службы: требует ли закон его заменить? Коротко о важном
Вступление и рассматриваемый вопрос
Многие из нас знают, что управляющие компании очень любят вводить собственника либо нанимателя в заблуждение и тем самым обозначают, что необходимо заплатить за то или иное действие. Это касается и счетчиков на жилищно-коммунальные услуги, очень часто некоторые УК (я не говорю обо всех УК и ТСЖ), но стараются обозначить, что если у счетчика вышел срок службы, то его требуется заменить либо приобрести в строго определенной организации, чтобы без проблем пройти поверку. Стоимость таких счетчиков для некоторых социально незащищенных слоев населения может быть действительно внушительной, но и люди со средним достатком тоже желают сэкономить на замене счетчика, ведь семейный бюджет не терпит лишних необдуманных трат. Именно об этом и поговорим в настоящей публикации.
Фото создано мною с помощью нейросети на основе личной фотографии

Основные моменты
Итак, посмотрим, что же говорить об этом закон? Если мы подробно изучим Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», то увидим, что запрет на использование счетчиков с истекшим сроком службы попросту отсутствует. Также такой запрет отсутствует во всем известном постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в том числе в самих правилах, утвержденных указанным постановлением.
Многие юристы приходят к выводу, что такой срок является ориентировочным, другими словами если счетчик все-таки исправен и работает, то нет необходимости его заменять. А как многие знают, исправность счетчика определяет его поверка, а вот поверку счетчика проводить уже обязательно – это установлено законом и подзаконными актами.
В случаях, когда счетчик с истекшим сроком службы прошел поверку, то нет никакой необходимости его заменять. Хотя мне известны случаи, когда счетчик проходил поверку, но под давлением УК либо организации проводящей поверку по договору с УК либо ТСЖ граждане покупали новые счетчики. Поэтому когда вам начинают навязывать такую покупку, не принимаете решение сразу, а подготовьте правовую базу уже более обдуманно либо обратитесь к профильному юристу, чтобы отстоять свои права.
Заключение
Меня как юриста-жилищника очень радует тот момент, что многие коллеги стали давать пояснения по этому вопросу на публичных платформах и в интервью. На мой взгляд, это очень важный правовой момент, на котором стоит заострить внимание и действительно отстоять свои права по вопросу. Не допускайте давления в свой адрес, а тем более навязывания ненужных жилищных трат.
Дорогие коллеги, в комментариях поделитесь, приходилось ли вам отстаивать, в том числе и свои права при замене исправного счетчика и какой был результат. В свою очередь могу указать, что права некоторых соседей и просто хороших знакомых были в этом направлении восстановлены, и лишних трат удалось все-таки избежать.
Источник: личная практика юриста и собственные правовые выводы

Фото создано мной с посощью нейросети и сохранено здесь https://ru.freepik.com
Статья была полезной и интересной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Так тут проблема заключается в том, что у ЖКХ, как правило, нет лаборатории, где проверяют счётчики. И второе, для проверки счётчика, необходимо оный снять, а на время проверки, ставить что-то другое. Ну вы ж не оставите квартиру без воды.
Поэтому проще снять старый и поставить, купленный, новый, с заводской поверкой.
А то, что счётчики могут служить дольше, это общеизвестный факт.
Опять же, хорошо устроился завод, который клепает эти счётчики. Эти же заводы лоббируют то, что б счётчики выбрасывали, а не проверяли. Работаем на унитаз, в точности, как с тубзалетной бумагой. Идеальный бизнес.
Вообще, проблема стоит довольно остро и не только со счётчиками. Например мерительный инструмент. Я работаю давно, помню те времена, когда на родное производство, приезжал госповеритель, умный дядька, с калибрами и в очках. Собирали весь мерительный инструмент, со всего предприятия. Мужичёк месяц сидел, проверял, выводил, устанавливал, даже ремонтировал что-то, по мелочи. Но тот мерительный инструмент, который проходил через него, можно было смело брать и он выдавал отменную точность.
В какой-то год, этот мужичёк перестал к нам приезжать. Капитализьм, зачем платить больше, если можно обойтись без этого.
Ну так и тут, проверять не надо, заплатит конечный потребитель.
По счетчикам теплоэнергии полностью согласен, у УК и ЖКХ нет полномочий на поверку и это значит надо тащить за свой счет счетчики нуждающиеся в данной процедуре, да и процедура поверки стоит денег, вот и получается, что лучше заменить на новый или, если на прописке один человек, платить по среднему.
Вы путаете счетчики - электрический и счетчик воды. Счетчик воды поверяется без снятия, электросчетчик -только на стенде.
Откровенно говоря, не силён в этом. Если знаете, как проверяют, проведите ликбез. Думаю, не только мне это интересно.
1. Поверка электросчётчика проводится на стенде. Упрощено - это образцовый счетчик и эквивалент нагрузки (не активная нагрузка, а трансформатор - но счетчик это "не понимает"). Процесс может быть автоматизирован - погрешность может вычисляться автоматически. Поскольку электросчетчик - собственность энергоснабжающей компании - им проще поменять счетчик, чем возвращать его обратно на свое место. Снять - поставить электросчетчик гораздо проще, чем водосчетчик. Обычно межповерочный интервал электросчетчика - 16 лет. Поскольку двухтарифный учёт теперь не актуален, то уже нет необходимости менять батарейку, поддерживающую "часы".
2. Счетчик воды - это турбинка и счетчик оборотов из нескольких шестеренок. Мастер приносит поверочную установку в виде небольшого чемоданчика, подключает к крану. Принцип прост - в чемоданчике образцовый счетчик и вычислитель, считающий погрешность. Межповерочный интервал - обычно 6 лет.
3. По теплосчетчику у меня нет практического опыта поверки. По сути - это тот же водосчетчик, 2 термометра и вычислитель, который считает разность температур втекающей и вытекающей воды и с каждым оборотом турбинки считает сумму этих разностей с нарастающим итогом. Умножив это на известный коэффициент - получаем потребленную теплоэнергию. Такой счетчик разумно ставить только при наличии "горизонтальной" разводки труб в доме или отдельных домах.
Вышеизложенное слегка упрощено - ликбез, как и просили 😀
Спасибо
не все виды счетчиков воды можно проверять без демонтажа.
то есть, если у вас стоит счетчик лет 10 или 15, не факт, что его можно проверить без демонтажа.
хотя такое происходит в жизни)))))
Приедут работяги, снимут ваш счетчик и всучат его вам...езжайте в метроном и сдайте на проверку, потом, как метроном даст бумагу, что он счетчик проверил, работяги приедут и вновь установят его. Это не дорого...я про электросчетчики, вода у нас дармовая(свой колодец)
У нас во всех многоквартирных домах электросчетчики - собственность электроснабжающей организации. Они и обязаны делать со своим имуществом всё, что хотят. Мне часто звонят мошенники и предлагают поверить электросчетчик. Надо всего лишь сообщить им код из СМС, якобы это номер очереди и т. п. Но это уже материал для другой темы - про мошенников
Было такое. У меня, у единственного, во всём доме, при установке нового, электронного счётчика, его спалили. Спалил установщик. А установщика спалил сосед.))) И поставили они, мне древний, круглый, механический счётчик. А так как я знал об этом, чуть не повёлся на мошенников. Предложили замену счётчика. Дело дошло до СМС-к, а я смотрю, они с Госуслуг и пишут там, не сообщайте никому.))) Ну я и послал их лесом.)))
А потом сходил в АтомЭнергосбыт наш, написал заявление и теперь у меня стоит счётчик, современней и новее, чем у остального подъезда. Сам отсылает информацию о счёте.)))
Вот так бывает.)))
по краю прошёл
Новый водосчетчик с установкой обойдется примерно вдвое дороже, чем поверка старого без его снятия. Можно поставить и самому (у меня минимальные навыки по работе с сантехникой, это занимает 10-15 минут). Маленькая хитрость - старые счетчики, как правило, занижают показания, особенно по холодной воде и на малых потоках - потихоньку зазор между магнитами забивается магнитным мусором). Если он не сильно врет - менять его не выгодно. Проверить для себя можно, пролив 5 литров в бутылку и замерить показания.
Олег, сейчас не нужно нарушать пломбы на счётчиках и менять на новые счётчики. Уже давно их поверяют на месте, в квартире , по заявке в аккредитованную организацию. Их очень много сейчас и цены поверок разные. Выбирайте , где дешевле. И даже данные из акта поверки ,они сами заносят в базу ФГИС «Аршин» .
И правильно ПОВЕРКА, а не пРоверка. Всего доброго
Возможно в Москве, в Питере эти организации есть. А в заштатной Кандалакше, врят ли кто-то приедет и снимет замеры.
Вот, вот. У нас только замена на новый, никакой поверки...
В Екатеринбурге - с десяток предложений о поверке.
Да в той же сельской местности экономически не выгодно поверять -выезд специалиста оплачивать.Выгоднее заменить.
Если покупать водосчетчик в магазине, то нужно обращать внимание на отметки в паспорте. Межповерчный интервал считается от его выпуска или штампа о поверке, а не от продажи. Потому я покупаю в представительстве изготовителя (БЕТАР недалеко от моего дома, у них вполне приличные счетчики, розничная цена ниже магазинной и свежая поверка). Можно взять без комплекта монтажных частей, если нет в комплекте - лучше купить новые прокладки (они стоят несколько рублей). Нужно правильно выбрать счетчик, подходящий по установочным размерам и убедиться, что на присоединяемых поверхностях нет дефектов (раковин и крупных царапин, которые затруднят монтаж)
У нас не снимали счётчик, просто на кран повесили приспособу и сравнили с показаниями счётчика. Дело нескольких минут. За поверку платили сами, не помню в районе 1000 руб. у сертифицированной организации. У УК нет лицензии на поверку.
Спасибо, всё понятно. Теперь бы найти того, что проверяет.)))
К нам приезжали из соседнего города, набрали заявок и приехали. Попробуйте как-нибудь узнать их телефон. У нас УК сама дала. Может быть есть сайт вашего населённого пункта, попробуйте там прозондировать, поспрашивать.
Пишу специально для тех, кто не знает. Сейчас есть специалисты, которые имеют удостоверение и лицензию на право поверки счётчиков воды и делают поверку на дому без снятия счётчиков воды - выдают бумагу для ТСЖ (УК) и вносят информацию в интернете (в систему ЖКХ) и никаких проблем с ТСЖ (УК) - у вас быть не должно. В больших городах это уже давно работает хорошо.
Спасибо за полезное напоминание, пойду-ка я свои счётчики посмотрю.
Изучайте, делитесь с друзьями 🙂 🙃
Обязательно, тема актуальна для всех.
У нас и замена счётчиков с их покупкой, и установка -- всё платно! Но как-то в последнее время перестали следить и слать уведомления о поверке после срока гарантии. И что характерно, когда я делала поверку счётчика на холодную воду, то мне сказали, что счётчик на ~ 5÷10% считает расход воды в бОльшую сторону. Вещали, что можно менять-не менять его по моему желанию 🤣🤣🤣🤷♂️
Скорее всего - разводят на замену счетчика. Мой опыт не так велик, но я технически не представляю, как счетчик может считать больше. ИМХО - только меньше. Для себя - пролейте 5 литров в бутылку или другую мерную емкость. У нас в городе много предложений о поверке - я выбираю тех, кто прямо пишет, что берут оплату только за положительный результат поверки. И они тоже пытаются пудрить мозги и развести на замену, но я тогда говорю, что я не слишком богатый пенсионер, всю жизнь работал на опытном производстве и сам куплю и поменяю. После этого следует неуверенной объяснение вроде того, что у меня погрешность на верхнем пределе и можно пропустить. Плачу 400-500 руб за поверку и мы расстаёмся почти друзьями...
Очень понравился вариант счётчика "созданного" нейросетью. Без вариантов, нейросеть скопировала его с летающей тарелки потерпевшей крушение на планете Земля.
Вряд ли Вы там увидите дату поверки. У нас сроки следующей проверки указаны в квитанциях. Официальную информацию можно найти на сайте ФГИС АРШИН по номеру и модели счетчика, но на этом сайте попадаются ошибки. У нового счетчика отметка о первичной поверке ставится в паспорте
Один раз я повелся на поверку счетчика холодной воды. Ко мне домой пришел специалист из лицензированной фирмы и на месте провел поверку счетчика. Оказалось, что погрешность у счетчика выше допустимой. За это удовольствие я заплатил около 600 рублей и пошел покупать новый счетчик. Новый счетчик мне обошелся в те же 600 рублей. Вывод - проще поставить новый счетчик и не заморачиваться с его поверкой.
У нас была похожая ситуация, вызвали специалиста, который обнаружил погрешность показаний выше допустимой, сказал, надо менять, причем и на кухне, и в ванной. Мы отказались, и спец ушёл ни с чем. На другой день мы вызвали уже другую организацию, которая сказала, что всё в норме, и выдала документ о поверке без проблем.
Не повезло.
По закону электросчётчик с истёкшим сроком службы необходимо заменить. В соответствии со статьёй 543 Гражданского кодекса РФ, это обязанность энергоснабжающих организаций. В многоквартирных домах это гарантирующие поставщики, в частных — сетевые организации. Дата изготовления устройства и срок службы электросчётчика указаны в его техническом паспорте. Если паспорт не сохранился, информацию о дате производства можно посмотреть на самом счётчике. Водяные счетчики меняют за счет собственников, но если счетчик пригодный и работает, менять его не нужно от слова совсем.
Спасибо за схожую правовую позицию 🙂 🙃
Где написано что должен заменить .
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных ...
Светлана, Вы все в кучу свалили. Приборы ОБОРУДОВАНИЕ, безопасность. С 2020 года принят закон, погуглите в интернете, что электросчетчики меняет бесплатно поставщик услуги . Это энергетические компании. У Вас в квитанции УК обязаны прописывать сроки поверки приборов. Предупреждайте УК, что срок заканчивается и требуется замена. Может тянуться и полгода и меньше и больше, пока очередь дойдет до замены Вашего счетчика, но они обязаны принимать показания до замены. Это про электросчетчики я написала. Изучайте внимательно свои квитанции. Тема затронута о ПОВЕРКАХ ПРИБОРОВ , а не о всякой безопасности и т.д.
Электросчетчики, нормальные, пропали в магазинах. Появились "умные" счетчики, которые устанавливают в верху на опорах.
Родителям бесплатно установили счетчик эл.энергии на столбе около ИЖС совсем недавно, так что закон работает, просто если начали давить с покупкой всегда важно свою позицию отстоять. Не можете сами - обращайтесь в юристам.
Людмила, был, а может еще работает закон о эл. счетчиках, в котором говорилось, что менять место установки счетчика можно только с разрешения хозяина дома. А "умный" счетчик ставят в верху на опорах, а вам дают пульт , что бы смотреть показания. И эти счетчики накручивают эл. энергию, которую вы не потребляли. Я электрик 5 разряда.
Ну и как вам цена?
А можно ли счётчик на воду не поверять, когда подошёл срок, а просто начать платить по норме и всё?
Вам автоматически должны считать по нормативу, когда срок поверки счетчика закончится 🙂 🙃 У них сейчас вся информация есть в ГИС ЖКХ
Скорее сначала по среднему потреблению 3 месяца а потом по нормативу с повышающим коэффициентомЭто по воде.Знаю, потому что пришлось через ЖИ требовать перерасчет за тот период когда прибор не был поверен ,но в итоге после поверки принят в эксплуатацию.2023 год.У меня было так.
И с электросчетчиком аналогично.Про повышающий коэффициент не знаю.
В этом году мой электросчетчик начал работать "самоходом"При выключенных автоматах мотал по 5кВт в час.Собирались ставить в течение 6 месяцев.Но я убедила и поставили через месяц.Сейчас на столбе.Сам передает. Нареканий к нему нет.Энергосбыт начислял по среднему а не по нормативу.
Начисляют по нормативу там ,где расчеты были не по счетчику.
А норматив такой что хоть с моста да в речку!Мне за месяц до 10 000 выходит.
У нас норматив 100 кВт на человека.Не знаю ,почему у вас столько получается.