Как подтвердить трудовой стаж, если организация ликвидирована?

Многие из Вас сталкивались с такой проблемой, как подтверждение трудового стажа перед выходом на пенсию. В настоящее время порядок подтверждения трудового (страхового) стажа регулируется положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
Основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца, а после регистрации — индивидуальные сведения персонифицированного учета, представляемые страхователем на каждого работающего у него гражданина.
Но как его подтвердить, если архивные данные организации уничтожены, к примеру, в следствии стихийных бедствий, а в городской архив данные не передавались? Что делать, если трудовая книжка утеряна или в записях допущена ошибка?
Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель. Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее и обратиться в территориальный орган ПФ по месту регистрации со всеми имеющимися документами не позднее, чем за 9 месяцев до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения (перерасчета) пенсии, возложена на гражданина.

Утеря трудовой книжки
Если гражданин сам утратил свою трудовую книжку (потерял, сгорела, ее украли и т.п.), то он должен незамедлительно обратиться к своему последнему работодателю с заявлением о выдаче дубликата трудовой книжки. Работодатель же в течение 15 дней обязан выдать работнику этот документ. В случаях, когда вина в утрате трудовой книжки работника лежит на работодателе, он обязан сам восстановить этот документ, не возлагая на работника сбор подтверждающих документов.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выдаваемые работодателем либо архивным учреждением:
- выписки из приказов,
- лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы,
- удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении,
- иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Если работодатель существует до настоящего времени, то справки, подтверждающие стаж и заработок, могут быть получены в короткие сроки.
Хуже обстоят дела по ликвидированным работодателям, особенно если документы не сданы на хранение в вышестоящую организацию, нет правопреемника и в архивные учреждения документы также не сданы. Если же компания ликвидирована, то данные о рабочем персонале должен быть передан в архив.
Необходимо уточнить в местной администрации, куда могут быть переданы личные дела и обратиться туда с заявлением. Запрос в архив оформляется в виде заявления в свободной форме на имя директора. Там должны быть указаны следующие данные:
- ФИО заявителя
- интересующий период;
- суть запроса и цель, для которой запрашивается информация;
- контактные данные заявителя (адрес и телефон).
Часто на практике возникает вопрос, можно ли и как восстановить трудовую книжку, если есть ее копия. Из Правил и Инструкции однозначно следует, что копия, пусть даже она заверена подписью должностного лица и печатью работодателя, не может являться основанием для заполнения дубликата, поскольку не обладает должной юридической силой. Но польза от такой копии трудовой, безусловно, может быть: в процессе восстановления не будут пропущены прежние места работы и должности гражданина, и по отраженным в копии реквизитам приказов (распоряжений) их будет проще отыскать.

Восстановление трудового стажа через суд
При отказе ПФ в установлении стажа за определенный период заинтересованное лицо вправе обратиться в суд. В порядке рассмотрения спора могут предоставляться любые доказательства, в том числе свидетельские показания.
Среди вопросов, которые требуют подтверждения в судебном порядке, могут значиться:
- недостаток сведений в трудовой книжке;
- несоответствие указанных в документе сведений наименованию должности (профессии), которые дают на досрочное получение пенсии в связи с работой в особых условиях;
- отсутствие справок, уточняющих характер работы или условия труда для обратившегося в Пенсионный фонд лица;
- порча архивных документов, подтверждающих стаж, находящихся в ведении организации-работодателя или их отсутствие при ликвидации учреждения;
- не включение в базу персонифицированного учета сведений об отчислениях на застрахованное лицо за определенный период.

Документы для восстановления трудового стажа
Пример:
«Иванов И.И. , 55 лет, работал сварщиком. Организация была ликвидирована. Архив организации был уничтожен вследствие аварии –прорвало трубы системы водопровода. Передать данные о сотрудниках в городской архив организация не успела».
Какие документы понадобятся Иванову И.И. для обращения в суд:
- Справка из ПФ;
- Заявление в суд;
- Справка из архива об отсутствии записей или об уничтожении записей (с указанием даты, места и причины);
- Справка о стихийном бедствии (с указанием даты, места и указанием стихийного бедствия)
- Любые документы подтверждающие трудовую деятельность (приказы, трудовой договор, пропуск, зарплатный счет из банка и прочее);
- Показание двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Примеры из судебной практики
Решение № 2-2047/2016 2-22/2017 2-22/2017 (2-2047/2016;)~М-1873/2016 М-1873/2016 от 25 января 2017 г. по делу № 2-2047/2016, о внесении сведений о трудовой деятельности в трудовой стаж Истца, удовлетворены. В трудовой книжке Истца отсутствовали данные о трудовой деятельности в колхозе, но предоставив необходимые документы подтверждающие начисление заработной платы за указанный период, требования Истца были удовлетворены судом.
Решение № 2-613/2017 2-613/2017~М-434/2017 613/2017 М-434/2017 от 18 мая 2017 г. по делу № 2-613/2017, о внесении сведений о трудовой деятельности в трудовой стаж Истца, удовлетворены. Во вкладыше к трудовой книжке были внесены сведения о трудовой деятельности с ошибками. Истец предоставил в суд необходимые документы в качестве подтверждения своей трудовой деятельности за указанный период, в результате чего требования Истца были удовлетворены судом.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Оформилась на пенсию полгода назад. Сразу скажу, что если записи в трудовой читаются, печати и штампы не размазаны и не выцвели, предприятие было реальным, то в страховой стаж эти года войдут без проблем. Но добиться расчета самой пенсии по данным трудовой книжки до 1998 года, если предприятие ликвидировалось практически невозможно. Лично у меня сложилось впечатление, что архивы предприятий сознательно уничтожаются и размер пенсии нельзя рассчитать. Все настроено так, чтобы назначить в качестве пенсии прожиточный минимум пенсионера.
Абсолютна с вами согласна! В плане отсутствия справки о зарплате для начисления пенсии. У меня такая же ситуация. Кстати, ни один чиновник не пострадал за не сданные документы в архив. Стаж зачли юристы ПФР, а пенсия_минимум при стаже 30 лет, причем в животноводстве (с/х).спрашивала о пересчёте пенсии за работу в сельской местности,_сказали, что ещё ничего нет... ждём три года...
А для чего тогда данные которые известны ПФР и видны в справке о трудовом стаже и отчислениях которую можно распечатать через госуслуги?
Раз в ПФР есть эта информация, почему они не могут подтвердить в трудовой более ранний стаж в других организациях, которые не внесли о себе отметку в трудовую книжку, но исправно отчисляли взносы в ПФР?
Данные есть ориентировочно с 2001 года. До этого персональный учет по заработной плате не велся. Проблема именно в советском периоде - до 2000 года. Причем стаж подтвержден и засчитан. Нет данных о заработной плате. Архивы пострадали, о чем выдана официальная справка.
Статья полезная.
Хотелось бы рассмотреть и такой случай - трудовая книжка на руках. Аналогичным образом утеряны архивы за советский период. Как восстановить данные о средней заработной плате, если не сохранились "квитки" о начислении зарплаты, комсомольский билет, а также в профсоюзном билете не проставлена сумма взносов, а стоят штампы об их уплате.
Моё мнение, что государство которое не обеспечило сохранность архивных данных или не приняло мер к архивации данных по работодателю, именно оно должно отвечать за бардак который творился в 90-е годы, а не Человек! Когда государство, в лице Cистемы, во главе будет ставить Человека, тогда эту Cистему будут уважать и любить! А сейчас простой Работяга, как Шавка, пойди туда-принеси справку! С какого перепугу работяга должен бегать и доказывать этой Системе, выяснять был ли Потоп, где эта организация, где ее архив?
Вы правы, но факт остаётся фактом: миллионы пенсионеров выдавлены на минимальную пенсию. И совмещение тоже не учитывается, даже при наличии справки о зарплате.
До пенсии, в свете новых решений, ещё далеко, но информация полезная. Приму к сведению.
Спасибо!