Анна
АннаПодписчиков: 1053
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.2М

Феномен насилия в русских сказках

1 116 просмотров
560 дочитываний
82 комментария
Эта публикация уже заработала 27,90 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Феномен насилия в русских сказках

Принято считать, что сказки учат добру, вечным ценностям и тому подобным вещам. Но если приглядеться к русским (да и не только русским, а любым) сказкам повнимательнее, то поймешь, что "все не так однозначно".

Насилие в русских сказках и отношение к нему

Русская культура, как отмечали многие культурологи, историки и философы, своей важной отличительной особенностью имеет некое моральное обоснование и принятие насилия. В отечественной и зарубежной философии феномен насилия в русской культуре традиционно объяснялся с позиции существования различных исторических и культурологических характеристик. Будь то наличие ордынского ига; крепостного права; окружения страны враждебными государствами и, наконец, относительно приемлемой почвой для зарождения социализма в его одиозном характере, требующем беспрекословного подчинения властям.

Русские сказки – кладезь для познания основ нашей ментальности и уникальности. Как мы уже упоминали, именно в волшебных сказках отразилась такая историческая реалия, как постоянная угроза нападения вражеской силы. Этот враг может стремиться уничтожить всю страну/город/поселение, а может заинтересоваться одной лишь девицей (как правило, царевной) и украсть ее с целью сделать своей женой.

Сюжет сказки

Очень интересен следующий аспект: отрицательный герой (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч), похитив девицу, не пытается взять ее силой, а добивается того, чтобы она стала его законной женой. Причем делает это, не используя насилие физическое, а разве только психологическое – по сути только держа девицу взаперти.

Девица, что естественно для русской ментальности, выходить за чужого не хочет. Ей остается только лишь ждать царевича, который ее освободит. Таковой находится и силой либо хитростью (добыв смерть Кощееву) эту девицу освобождает.

Феномен насилия в русских сказках

Что интересно, в этом случае девица просто обязана выйти за своего спасителя замуж. Мы можем сделать вывод о том, что выражать свое несогласие с матримониальными планами героиня могла, если только речь шла о чужаке, если же речь шла о русском богатыре-спасителе, ее согласие уже не имело значения. Здесь мы видим скрытое психологическое насилие, которое было традиционным как в русской, так и в западной средневековой культуре – девушка выходила замуж, как правило, не за любимого, а за того, кого следовало.

По сюжету волшебной сказки следует выходить за спасителя, по традиции – за того, кого изберут родители.

По сюжету русской сказки предполагается, что главные положительные герои влюбляются в друг друга мгновенно, и главная проблема на пути к счастью – это происки героев отрицательных, хотя историческая реальность свидетельствует об ином – женщина на Руси была существом зависимым, и право показывать нелюбовь к мужу она не имела.

Феномен насилия в русских сказках

Кто применяет насилие и какое?

Яркой иллюстрацией этого утверждения является сказка «Заговоренный квасок», которая относится к разряду бытовых. В ней рассказывается о том, что в одной семье конфликт проистекает из того, что жена к приходу мужа не успевает доварить щи. Жена не хочет кормить мужа некачественной едой, а муж хочет есть прямо сейчас. В результате жена скандалит, а муж избивает ее «смертным боем» – каждый день! Далее мудрый странник, предлагает жене не скандалить, а держа во рту «заговоренный квасок» молча соглашаться с мужем во всем.

В волшебной сказке, конечно, такие взаимоотношения остаются за скобками. Но мы обнаружили другой способ насилия, который применяет положительный герой в волшебных сказках – это изнасилование! Примером тому служит сказка «Молодильные яблоки». Иван-царевич с помощь волшебного коня крадет (!) из сада яблоки, способные вернуть молодость его отцу-царю, но, увидев спящую богатырку-Синеглазку, целует ее, так что она потом беременеет. Впрочем, такое развитие сюжета не вызывает неприятие у автора сказки – главные герои быстро находят взаимопонимание, а в конце женятся и «живут долго и счастливо».

Таким образом, то, что не допускается даже в мыслях у отрицательного героя, для положительного не считается зазорным и вместо заслуженного наказания его ждет счастливое будущее с красавицей-женой, им ранее изнасилованной.

Вообще поведение отрицательных героев волшебных сказок удивляет. Взять, например, Бабу-ягу, которая славится своим людоедством. Но и в одной русской сказке Баба-чга так и не съела ни одного не только главного, но и второстепенного героя. Да, в каждой сказке есть упоминания, что Баба-Яга кого-то (или много кого) съела вне сюжета данной сказки. Да, она вроде бы хочет это сделать и по сюжету, как, например, в сказке «Гуси-лебеди».

Но ей что-то мешает: то герои убегут, то задания все выполнят, то она сама она отпустит, не в пример злой мачехе, которая на съедение падчерицу к ней и послала (сказка «О Василисе Прекрасной»), а то вообще вместо того, чтобы есть героя, начнет ему помогать в достижении его целей.

Феномен насилия в русских сказках

Кощей Бессмертный вроде бы воплощение мирового зла, но и ему не чуждо благородство. Например, в «Сказке о Марье Моревне», где Иван-царевич случайно отпускает этого злодея, тот в свою очередь обещает его не убивать ни в первый ни во второй раз, а только в третий. И выполняет свое обещание, за что, возможно, он и поплатился.

Интересен феномен насилия среди кровных родственников. Одной из общих тем является убийство двумя братьями третьего, более удачливого, брата для присвоения его заслуг и, как результат, получение ими власти (полцарства, например). Этот сюжет присутствует в уже упоминаемой нами сказке о «молодильных яблоках». Как нам кажется, в этом сюжете отражена ситуация феодальной междоусобицы, когда сыновья князя убивали друг друга для получения лучшего надела («полцарства») или для того, чтобы стать единоличным хозяином княжества, не разделяя его с братьями. Впрочем, подобное поведение героев резко осуждается, и в результате братья-убийцы изгоняются.

Кроме того, судя по сюжетам сказок насилие допустимо и к своему отцу и детям. Например, сказка «Почему стариков не стали изгонять» начинается с того, что в одном царстве было приказано детям уничтожать своих родителей в связи с их непригодностью к труду, чтобы не кормить лишние рты. В конце сказки от этой практики отказались, но не по морально-этическим соображениям, а с целью воспользоваться мудростью, которые обладают старые люди.

В сказке «Морозко» больше всего поражает отец, который, послушав приказ жены, отправляет свою родную дочь замерзать в лес. В сказке «Правда и Кривда» один из братьев выкалывает другому глаза не из корыстных соображений, а ради забавы и ради того, чтобы показать его власть над ним.

Феномен насилия в русских сказках

Выводы

Мы рассмотрели феномен насилия в русской сказке. Мы брали известные сказки, которые много раз были (и будут) опубликованы в различных сборниках русских народных сказок, которые есть в каждом доме, и которые нам знакомы с детства.

И в результате мы приходим к выводу о том, что распространённое мнение, что русские сказки глубоко нравственны, учат пониманию добра и зла и т. д., мягко говоря, сильно идеализировано. Если физическое уничтожение врага-завоевателя для современного человека является оправданным, то жестокость по отношению к женщине, кровным родственникам, и персонажам, спасшим тебя от смерти, а также насилие к персонажам посторонним как убийство младенца в сказке «Собака и дятел» нельзя назвать побочным эффектом борьбы со злом.

По сути получается ситуация, что герой только определяется автором как положительный – «добрый молодец», но вести себя высоконравственно он совершенно не обязан. Положительный герой в русской сказке имеет заранее индульгенцию от всех грехов. Впрочем, четкое определение положительного и отрицательного героев присутствует по сути только в сказках волшебных, в бытовых сказках и сказках о животных, такие ярлыки не навешиваются, поэтому мы можем оценить ситуацию, описанную в сюжете, как она есть.

Понятия добра и зла в русских сказках так тесно переплетаются, что отличить их друг от друга порой не представляется возможным.

Таким образом, при анализе всего лишь нескольких сказок можно сделать некоторые выводы о сущности и предназначении феномена насилия как фактора русской культуры. Насилие выступает как средство, как потенциальный механизм активизации внутренних ресурсов человека. Поражают потрясающая терпимость, стойкость и некоторая даже осознанность наличия насилия в обществе русского народа. Насилие может быть стихийным, бессмысленным, может существовать и как средство достижения целей, но и ради самого себя.

Насилие в целом в традиционной культуре Руси воспринималось не как из ряда вон выходящее явление, оно было обыденным, и вероятно подсознательно русский человек внутри себя даже ожидает его.


А как считаете вы? Русские сказки учат добру?

Русские сказки учат добру?

Проголосовали:104

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

82 комментария
Понравилась публикация?
70 / -16
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 82
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19966
сегодня, 13:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13М
Я предпочитаю именно стальную раму по одной простой причине: я вешаю под 90кг - и могу с собою везти,...
Подробнее
Неинтересно
07:39
Поделитесь этим видео
0
8
Валерий Ш
Подписчиков 26818
позавчера, 10:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.8М
Полина Полякова - молодой композитор из Воронежа. А также автор своих песен ...
Подробнее
Неинтересно
04:17
Поделитесь этим видео
-1
75
Солодовников Вячеслав Валерьевич
Подписчиков 452
03.05.2024, 23:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М
У Цзетянь была императрицей Китая с октября 690 по февраль 705 года. Она единственная женщина в истории Китая,...
Подробнее
Неинтересно
0
29
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 19966
сегодня, 13:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13М
Я предпочитаю именно стальную раму по одной простой причине: я вешаю под 90кг - и могу с собою везти,...
Подробнее
Неинтересно
07:39
Поделитесь этим видео
0
8
Алекс Андр
Подписчиков 373
сегодня, 10:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.1М
Продолжаем цикл статей о том, как это — быть взрослым. Предыдущий обзор можете ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Сергей Санников
Подписчиков 1022
сегодня, 07:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.3М
Очередные вспышки на Солнце, как следует из свежих данных специалистов, отслеживающих геомагнитную обстановку,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Лыкова Елена Александровна
Подписчиков 2401
сегодня, 02:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.7М
Христос воскресе!
Подробнее
Неинтересно
0
12
Victoria
Подписчиков 168
вчера, 19:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг77.9к
Наложила портрет Сталина и Илона Маска один на другой. Хотела сравнить развитие ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Дубровин Иван васильевич
Подписчиков 455
позавчера, 17:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг625.5к
Как отметили исследователи в своей статье в журнале PLOS ONE, у большинства ...
Подробнее
Неинтересно
0
4