Новые правила для покупателей и продавцов: что изменится в торговле с 2026 года

Картинка создана нейросетью
В Новом году нас ждут перемены. И касаются они многих сфер жизни. Перемены грядут и в торговле. И есть мнение, что они будут значительными. Например, часть из них касается чеков и возврата товаров. Цель, как объясняют, сделать все прозрачнее. Об этом рассказал член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия").
Чеки будут подробнее и длиннее
С первого января 2026 года те, кто торгует на рынках, ярмарках, выставках, уже не смогут работать с кассой по старым правилам. Придется как у всех, выдавать подробный чек. Это значит, что в чеке будет написано, что именно вы купили и сколько.
Алексей Говырин говорит, что чеки станут длиннее. А продавцам придется вести учет, что они продают и в каких единицах. Для покупателей это тоже плюс:
Поэтому чек станет длиннее, а в магазине появится обязанность вести номенклатуру и единицы измерения. Для покупателя это меняет бытовую вещь на практический инструмент: возврат проще привязать к конкретной позиции, а спор меньше превращается в разговор про "сумму на бумажке.
Возврат товара - не просто формальность
Депутат напомнил, что когда мы возвращаем товар, делается отдельный чек возврата. Там все, что купили, повторяется, и деньги возвращают так же, как платили. Поэтому очень важно, чтобы факт оплаты и покупки был как-то зафиксирован. Это может быть и бумажный чек, и электронный, и выписка с карты, и даже переписка с продавцом. Все это – доказательство сделки, и с этим легче вернуть товар.
Защита прав потребителей: чтобы все было по справедливости?
Еще с первого февраля 2026 года вступят в силу поправки к Закону о защите прав потребителей, которые одобрила Госдума. Теперь суды будут смотреть на обстоятельства дела, когда решают, какую сумму взыскать с продавца.
Вот, например, если продавец докажет, что задержка с возвратом или претензией произошла по вине покупателя (например, товар не дали на проверку или с поставщиками у продавца проблемы), то суд может и не присуждать штраф в 50% от суммы. Штраф могут отменить и тогда, когда решили спор через медиацию и
все выполнили.
Говырин поясняет:
Штраф в 50% от присужденной суммы суд сможет не взыскивать, если продавец докажет, что задержка возникла из‑за действий покупателя. Например из‑за уклонения от передачи товара на проверку, либо из‑за нарушений со стороны контрагентов продавца, а при урегулировании через медиацию штраф также снимается при исполнении соглашения.
Депутат еще сказал, что неустойка за просрочку будет ограничена суммой, которую вы заплатили за товар. И суд сможет сам уменьшать размер выплат, если посчитает, что это слишком много. Особенно это касается сложно технических товаров. При возврате таких вещей будут учитывать, насколько товар износился и когда его выпустили. Так что экспертизы и осмотры станут еще важнее.
Здесь мне бы хотелось сделать некоторые замечания.
Например, сейчас суды учитывая мнение Верховного Суда РФ, штраф взыскивают всегда. Даже, когда истец-потребитель о нем не заявлял. Ну, а на обстоятельства дела и так смотрят. И если раньше большая часть решений принималась в пользу потребителя, то в последнее время суды все чаще принимают сторону продавцов.
И сумму неустойки все равно ограничивают. Даже, когда речь идет о товарах (по услугам она и так ограничена уже по закону). И, вообще, потребителям отказывают, если ответчики заявили о том, что им не предоставили товар на проверку. Хотя сами же этому и препятствуют.
Ну, а вопрос с поставщиками вообще не должен отражаться на потребителях, я считаю. Не должны покупатели зависеть от этих обстоятельств, иначе увеличится количество злоупотреблений со стороны продавцов в разы. Да, и споры продавцы со своими поставщиками могут разрешать в судебном порядке, в том числе, в регрессном, если из-за поставщика покупатель предъявил претензии продавцу. Ведь, это главный принцип Закона о защите прав потребителей. А после принятия таких нововведений весь смысл закона исказится.
Защита от перекупщиков претензий
Еще одно важное новшество. Нельзя будет уступать третьим лицам право требовать штраф или неустойку, пока суд не вынесет решение. Говырин объяснил, что это сделано, чтобы пресечь схемы, когда кто-то выкупает претензии потребителей, а потом сам судится вместо них.
Ну, и здесь тоже лично мне не все очевидно. Какая разница, на какой стадии спора будет уступлено право требования? Какие такие схемы? Почему, например, коллекторам так делать можно, а у потребителей это право будет ограничено?
Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что у нас опять все происходит по правилу «хотели как лучше, а получилось, как всегда»? То есть, вместо того, чтобы поддержать потребителя, тем более, в таких жестких условиях, когда даже контролирующие органы не могут/не хотят помочь защитить права потребителя, ссылаясь на мораторий, а торговля очень активно этим пользуется и втюхивает нам некачественные товары, просроченные продукты втридорога, пользуясь тем, что их никто не контролирует и не наказывает (а если наказывает, то смешными суммами штрафов, которые легко затем окупаются), права потребителей все больше и больше ограничивают.
Может, тогда совсем отменить главный защищающий Закон, расформировать контролирующие органы, работающие в этой сфере или просто убрать у них эти полномочия совсем? Да, наверное, нет. Иначе сколько возможностей для генерации новых идей будет отнято у наших депутатов.
Источник: Подробнее ➤
Мой канал в Дзен: Подробнее ➤
Как считаете, такие изменения будут на пользу потребителям?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
С 2026 года в России вступают в силу новые правила для торговли, особенно для маркетплейсов, которые усилят контроль, повысят прозрачность и введут налоговые изменения: продавцам придется платить повышенный НДС, у них появится больше ответственности перед покупателем за качество товаров, а маркетплейсы будут обязаны раскрывать алгоритмы, проверять документы и сообщать о нарушениях селлеров налоговой. Покупатели получат больше прав, например, смогут предъявлять претензии к продавцу через площадку и получать более понятную информацию о товарах.
Вот, на счет того, что у потребителей будет больше прав - это вряд ли. Пока видим обратные тенденции.
Наши законодатели без работы не останутся...
ВОрон вОрону глаз не выклюет. Те, кто это придумал - не потребители. Они на другой стороне. У них такой же свой бизнес. Себя и защищают.
С начала 2026 года часть торговых точек, работающих на рынках, ярмарках и выставках, будет обязана перейти на полноценное использование контрольно-кассовой техники в общем формате. Это означает, что в кассовых чеках должны появиться товарные строки с указанием наименования, количества и единиц измерения каждой позиции.
Фактически продавцы будут обязаны вести номенклатуру товаров, а сами чеки станут более детализированными и, как следствие, более длинными. Такой подход сближает формат торговли на рынках с привычными стандартами розничных магазинов.
Для покупателей это изменение имеет практическое значение:
детализация чека позволяет однозначно определить конкретный товар, по которому заявляется возврат или претензия. Это снижает вероятность споров, связанных с общей суммой в чеке, и упрощает процедуру возврата денежных средств или обмена товара.
Думаю и раньше не было никаких проблем с пониманием, что покупатель купил и при возврате он понимает, что носки синие, кофта красная, телевизор такой диагонали, такой марки.
Но все эти нововведения, потребует от продавца найм дополнительных сотрудников для на ивания никому ненужных параметров для более полного описания носков, трусов и тд.
Кроме того, это неизбежно повлечёт необходимость закупка более сложных Ккт, что в итоге прибавит дополнительных, никому ненужных расходов, расходы продавец будет вынужден заложить в стоимость, что повлечёт ещё один виток подражания всего.
Ну поралдуемся за Усманова или кто эту чушь пролоббировал? Те же кто лоббировали маркировку и с пеной у рта рассказывали как маркировка принесёт удешевлениеитовара и просто огромный рост качества товара, но россияне верят и дальше.
Благодарю за информацию!
Актуальная публикация, приму к сведению к чему готовиться и что ожидать)
К новому подорожания, все это повлечёт доп расходы бизнеса, которые тот будет вынужден учесть в новых ценах.
Будем и дальше радоваться за депутатов, молодцы, стараются, все для народа, инфляция, рост цен, обнищание народа...