Как избирают судей в США и в России

В ходе обсуждения одной из недавних публикаций, посвящённой вопросам реформирования российской судебной системы, несколько читателей упомянули такой интересный вопрос, как необходимость, по их мнению, введения в России института избрания судей населением.
На вопрос "зачем?" объяснение было дано такое: только избранный народом судья и этому самому народу подконтрольный может быть по-настоящему независим, а значит, такой судья будет выносить исключительно законные и обоснованные решения.
С точки зрения местного автора, надежды такого рода имеют довольно сомнительный характер; тем не менее, на свет были извлечены материалы, которые он собрал несколько лет тому назад во время прохождения стажировки в США. Среди них есть и такие, что напрямую касаются данной темы.
Сразу отмечу: расписывать процесс избрания судей "вообще в США" смысла нет, поскольку он очень существенно различается по разным штатам – начиная от перечня выборных должностей и заканчивая сроками и стоимостью проведения избирательной кампании.
Поэтому в рамках данной статьи коротко рассмотрим процесс избрания судей в штате Техас, где к избирательным отнесены почти все судейские должности – начиная от судей окружных судов, избираемых населением на 4-летний срок, и заканчивая судьями Верховного суда штата Техас – их избирают сроком на 6 лет.
Определённые и весьма строгие цензы к образованию и прочим личностным качествам кандидатов на судейские должности в США имеются, как и в России, – на этом нет смысла останавливаться.
Интереснее сроки проведения предвыборной агитации.
Сроки предвыборной агитации
Избирательная кампания будущего судьи обычно длится не меньше года, а чаще полтора и даже два. Причина проста: предвыборной агитацией кандидата на судейскую мантию необходимо охватить по возможности не только все более-менее крупные города штата, но и и сравнительно небольшие населённые пункты.
К тому же всё это время действующий судья продолжает исполнять свои обязанности, но можете себе представить как, ибо разрываться между выборами и рассмотрением находящихся в их производстве дел техасские судьи совершенно не намерены, поэтому соблюдение ими процессуальных сроков в период избирательной кампании – понятие абстрактное.
У некоторых судей производство по делам может затянуться на 6, а то и 8 месяцев, и это никого не удивляет и не возмущает.
Избирательная кампания
Куда же без неё: избирательная кампания судей ничем не лучше и не хуже любой другой, поэтому там есть всё: и заигрывание с избирателями, и раздача невыполнимых обещаний, и т.д. и т.п. – у кого насколько хватит фантазии.
Больше шансов одержать победу в предвыборной гонке имеют те судьи, кто от природы или в результате систематических тренировок имеет некоторые актёрские навыки: без них убедить в чём-либо избирателя в США почти невозможно.
Балаганные выходки присутствуют тоже: например, для повышения своей популярности и лояльности избирателей кандидаты в судьи используют фотосессии с собаками, кошками и прочей живностью, и т.д. и т.п. Тут они следуют рекомендациям специально привлечённых специалистов.
Последние, помимо всего прочего, организуют также "вбросы" негативной информации о конкурентах в социальные сети, улучшают имидж своего кандидата – в общем, вся та кухня политтехнологий, которая наработана на момент избирательной кампании, идёт в дело. Разумеется, если в распоряжении кандидата имеется один важнейший фактор.
Деньги
В США на избирательную кампанию кандидатов в судьи бюджетные средства не выделяются – тут кандидат должен крутиться на свои личные сбережения и (или) средства, полученные в результате пожертвований.
Как правило, в роли таких "спонсоров" выступают граждане, представители бизнеса, общественные организации и даже адвокаты.
Единственное условие – это соблюдение максимального размера пожертвований, который в Техасе для 1 гражданина не может превышать сумму 5000 долл.
Забавный факт: истец, ответчик, подсудимый – любая сторона по делу, находящемуся в производстве избираемого на новый срок судьи, имеет полное право в любой момент сделать пожертвование на его избирательную кампанию, и для судьи ни разу не будет зазорным принять такое пожертвование. Мало того, этот же судья будет и дальше рассматривать данное дело, и ни о каком самоотводе тут речь не идёт.
А как в России?
Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" населению соответствующего судебного участка предоставлено право избирать мировых судей.
Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей
1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.
Проблема реализации населением этого права состоит только в том, что почти ни в одном из 85 субъектов Российской Федерации до сих пор не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок избрания судей населением.
Нежелание властей заниматься этим вопросом вполне объяснимо: на выборы волей-неволей придётся выделять бюджетные средства, которых чиновникам и без того, по их вечным жалобам, не хватает на самое необходимое.
Среди немногих исключений Архангельская и Калужская области, а также Ненецкий автономный округ, где ещё 10 и более лет тому назад были приняты региональные законы, формально определившие хотя бы критерии выбора претендента на должность мирового судьи.
Но и эти законы не работают - во всяком случае, история умалчивает о том, проводились ли хотя бы один раз в России выборы мирового судьи.
Вопросы
Для себя местный автор вопрос целесообразности введения в России института избираемости судей рассмотрел давно и вынесенное по этому вопросу суждение не изменил: выборы судей населением в России не имеют практического смысла, ибо:
- не гарантируют никакой независимости судьи: заработную плату и социальные гарантии он всё равно будет получать от государства, со всеми вытекающими отсюда последствиями;
- избранный судья ни разу ничем не обязан своим избирателям, и никаких рычагов воздействия на него у населения нет;
- избирать судью всё равно придётся не "из народа", а из кандидатов, обладающих высшим юридическим образованием, достигших требуемого возраста, сдавших квалификационный экзамен на судью на "отлично" либо имеющих стаж работы в должности судьи, в правоохранительных органах и т.д.
Тогда зачем населению избирать судей, можете обосновать?
Вы за назначение судей в России или за избрание населением?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Избираемость судей может гарантировать механизм его отвода избирателями, как это и предусмотрено в звеньях США до Верховного суда, поэтому в избираемости судей есть смысл!
Полностью и категорически с Вами согласен!
Для рядового российского гражданина какой смысл в избираемости судей? Мы понятия не имеем чем один от другово отличается, мы не имеем возможности отслеживать деятельность судей! В России судьи - это отдельная каста неприкасаемая и, как мы часто видим, не судимая. Одна только Хахалева чего стоит...
Уважаемый, народ хоть понятия и не имеет о избираемом судье, но сарафанное радио никто не отменял, да и язык до Киева доведёт! Вы так не думаете?
В сарафанном радио может 10% правды быть, остальное бабка сказала на лавке, а язык до киллера доведёт! Не находите? Вам тоже, с уважением.
Безусловно судей народ должен выбирать. Вы посмотрите, кто в районных судах вершит "правосудие"! Сплошная косность, поверхностность, лень... Как теперь стало просто с введением так называемой состязательности в судах! Любой здравомыслящий человек (а не сборище профнепригодных дебилов или откровенных подлецов!) понимает, что не может старик-пенсионер на равных состязаться с профессиональным юристом какой-нибудь торговой сети, чей "бизнес" заточен на впаривание небогатому российскому населению китайского криворукого ширпотреба крайне сомнительного происхождения (не имею ввиду фабричный Китай). Да у стариков пенсии не хватит (или жить будет не на что), если нанимать юриста. И где гарантия, что этот дипломированный юрист действительно поможет, а не оберёт старика и оставит с той же проблемой, только ещё и без денег?! Это раньше во времена СССР судья вникал во все нюансы дела и их соответствие Федеральному законодательству и понимал, что, если не будет профессионально совершенствоваться, то через 5 лет его здесь не будет. А нынешним персонажам в балахонах а-ля "баба на чайник" никакие выборы не грозят, их тут пристроили бессрочно.
Так это надо менять не выборы-назначение судей, а систему и методы судейства.
Отвод судье будете давать так же, как и депутату, т.е, до следующего избрания он будет исполнять свои обязанности.
Нет выборов реальных-нет ответственности и справедливости...
Золотые слова.
Вот в США люди живут, а не выживают-прозябают.
Вопрос избрания или назначения нужно обсуждать не в формате имеющего смысл или нет, а в формате "назначения судей-нарушение законодательства". В Конституции четко написано что суды у нас НЕЗАВИСИМЫ (при условии что вообще имеется федеральный закон о создании этого суда. Коих нет на 90% функционирующих судов) . Так же в Конституции изложены положения что у нас 3 властные структуры. Это законодательная власть, исполнительная и судебная. Каждая эта власть независима от другой. Президент представитель исполнительной власти! А теперь ВНИМАНИЕ ВОПРОС. На каком основании (учитывая независимость каждой из ветвей власти) представитель исполнительной власти назначает людей в судебной ветви власти? Это и есть нарушение Конституции!
Совершенно верно. Автор пытается продвигать очередную проамериканскую идею, которых у нас в стране продвигается такое количество, что уже все русское стало исчезать из обихода. При этом почему-то не берется в расчет то, что те же США занимают первое место в мире по количеству заключенных, и правосудие там далеко не всегда беспристрастно. К тому же перечисленные автором аргументы против народного избрания судей свидетельствуют лишь о том, что автор не только не понимает сути процесса, но, подобно нынешним высокомерным выскочкам во власти, считает народ сборищем недееспособных идиотов, за которых все должно решать правительство.
Автор просто не разбирается в вопросе
"На каком основании (учитывая независимость каждой из ветвей власти) представитель исполнительной" и более того ,уже назначенные судьи неподконтрольны никому
Согласен, что выбор не принесет результата. Вот порочную практику, когда из секретаря судебного заседания, далее помощником судьи, а потом на квалификационный экзамен на судью - надо отменять. Опыт для должности судьи, не получается на клерковских должностях суда.
Судья действует именем РФ и утверждается в должности главой РФ. И Бога ради. Главное чтобы был общественный контроль. А его нет и не будет. Потому что государство не разрешит.
"Главное чтобы был общественный контроль." да хоть какой-либо контроль! Но судья РФ не отвечает перед тем кто его назначил!! Это -безумие! Если назначает, АП, значит и контролировать должна АП! А она пишет чушь про независимость судей!
"Главное чтобы был общественный контроль." да хоть какой-либо контроль! " - как вы это представляете ? и что за АП назначает судей ?.
АП - Администрация Президента РФ. Все судьи статусом от федерального и выше назначаются на должность Приказом Президента РФ, а вот снять их с должности Президент РФ по законам уже не в силе. Для того, чтобы был контроль за судами, должна вестись трансляция из залов суда по интернету онлайн, на сайте судов с открытым доступом. Естественно по категории дел, где предусмотрено открытое судебное заседание. Тогда всяких манипуляций судей сразу в разы станет меньше.
Мне кажется, что гораздо больше выборности судей мы нуждаемся в механизме их отзыва. А то будет как у депутатов. Сначала изо всех сил наобещают народу что бы понравится, а потом 4 года зарабатывают лоббированием интересов отдельных людей и забывают про обещания. Может следует установить предел ошибок судей (отмененных решений вышестоящими инстанциями) и количеством отводов судьи по заявлению сторон. А главное, у меня больше вызывают доверие суды в СССР, состоящее из трех человек.