Тактика допроса на стадии свободного рассказа

Стадия свободного рассказа допроса начинается с адресованного допрашиваемому предложения рассказать все, что ему известно об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. При этом свидетеля необходимо – в разумных пределах – информировать о деле, по которому он вызван на допрос, чтобы ему было понятно, какие именно обстоятельства интересуют следователя. Иногда допрашиваемому целесообразно разъяснить порядок дачи показаний: изложить известные ему сведения в определенной последовательности, со ссылками на их источники и т.д.
Во время сообщения свидетелем (потерпевшим) сведений об обстоятельствах, по поводу которых он вызван на допрос, не следует перебивать его, даже если допрашиваемый в своих показаниях отступает от заданных вопросов. Иногда это помогает допрашиваемому настроиться на изложение фактов, о которых ему по различным причинам не хотелось давать показания. В ходе допроса не следует давать оценку показаний, а тем более выражать недовольство услышанным, так как это может привести к тому, что свидетель (потерпевший) прекратит давать показания. Когда подозреваемый охотно дает показания об одних обстоятельствах и уклоняется от дачи показаний о других обстоятельствах, целесообразно сосредоточиться на выяснении тех обстоятельств, о которых подозреваемый охотно дает показания, а затем направить допрос в русло выяснения тех обстоятельств, которые не нашли своего отражения в показаниях подозреваемого.
Свободное изложение дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить отдельные обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для следователя. Следователь должен внимательно, не останавливая допрашиваемого, выслушать его свободный рассказ. Даже в тех случаях, когда допрашиваемый дает ложные показания, их необходимо выслушать, поскольку нередко допрашиваемый в таком случае понимает, что его показания контролируются, а потому приходит к выводу о бесполезности лжи. Следователю необходимо стимулировать, поощрять откровенность собеседника, продуктивность диалога, желание допрашиваемого продолжать его, доводить до сведения следователя интересующего последнего факты, обстоятельства, детали.
Существует специальный прием допроса, помогающий повысить активность допрашиваемого и побудить его к более развернутому рассказу. Можно прямо сказать, что только он располагает всей важной для расследования преступления информацией, и поэтому следователь ждет от него самого подробного рассказа. Пример: «Мария, Вы единственная кто видел преступление. Я сам его не видел, поэтому я надеюсь, что Вы мне расскажете, что произошло. Не ждите от меня вопросов. Я надеюсь, что здесь больше говорить будете Вы. А сейчас расскажите мне, пожалуйста, все, что сможете вспомнить о том, что случилось сегодня утром».
Если в ходе свободного рассказа обнаруживается, что допрашиваемый явно отклонился от предмета допроса, то следователь должен предупредить допрашиваемого о необходимости давать показания по существу заданных вопросов. В случае необходимости целесообразно напомнить вопросы, по поводу которых следует давать показания и задать допрашиваемому побуждающие вопросы, т.е. активизирующие свободное изложение им сведений.
Свидетели и потерпевшие обычно не являются репортерами криминальной хроники, поэтому описание преступления – задача для них непривычная. Независимо от возможностей памяти они испытывают трудности при детальном описании преступления. Некоторые несложные приемы допроса помогут эти трудности преодолеть:
1) Относительная–абсолютная оценка. Для того чтобы помочь допрашиваемому охарактеризовать какой-то объект, ему нужно предоставить для сравнения другой объект как «точку отсчета». Ведь относительные оценки легче и точнее абсолютных. Например, любой из нас затрудняется точно определить рост человека, но мы без труда оценим, какой из двух людей выше. Поэтому, если допрашиваемый не может сказать, какого роста был преступник, можно предложить ему сравнить рост преступника со своим ростом или ростом какого-либо хорошо знакомого человека. Чем больше сходство между сравниваемыми объектами, тем точнее будет оценка. Словарный запас допрашиваемого также может не позволить что-либо охарактеризовать.
2) Узнавание–припоминание. Узнать объект легче, чем его припомнить. Например, допрашиваемый, не знающий марки автомашин, не может описать какую-то модель, но он сможет узнать эту модель, если показать ему рисунки или фотоснимки нескольких различных машин. Допрашиваемый узнает искомый объект по образцам, укажет на сходство или различие с предлагаемыми альтернативами. При отсутствии изобразительных альтернатив можно воспользоваться речевыми, словесными описаниями.
3) Невербальные формы ответов. Речь – наиболее распространенное средство коммуникации, но средство не единственное и не во всех случаях самое эффективное. Например, сложные действия или непривычные объекты трудно описать словами. В таких случаях можно просто показать это действие, нарисовать объект. Так, при описании дорожных происшествий можно попросить допрашиваемого нарисовать план перекрестка, показать на предложенных образцах модели машин, вовлеченных в аварию, а также показать на этих моделях движение исследуемых машин. Также бывает целесообразно произвести допрос на месте. Если, например, допрашиваемый был активным участником события (скажем, пилотом) и важно определить его действия, то в идеале лучше всего проводить допрос в аналогичном по конструкции самолете, где допрашиваемый сможет наглядно продемонстрировать те свои действия, которые он производил в момент аварии.
Благодарю, познавательно.
А зачем ЭТО нам обсуждать, что мы все под "колпаком"?. Чего мутить нам сознание, и так живем как на вулкане, жизнь в полосочку... Вот так Алена Иванина. Чуть не каждый день лезут на форум люди, кто такие, откуда?
По-моему, многие на этом сайте и везде уже поняли.
Вы не по адресу.