Карташов Александр Александрович
Карташов А. А.Подписчиков: 10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг444

Из теории и практики расследования ДТП

100 просмотров
18 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Знания основ тактики и методики осмотра места ДТП полезно не только специалистам правоохранительной сферы, но и водителям, с целью обезопасить себя от возможных инсценировок или подлогов.

Исходные фактические данные для расследования дорожно-транспортных происшествий удается получить в основном только в результате своевременного и тщательно проведенного осмотра места происшествия. Последовательность остальных первоначальных действий (осмотров машин, находящихся вне места происшествия, допросов очевидцев, пострадавших и водителя, организации розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначения экспертиз) зависит от конкретных обстоятельств происшествия. Одновременно с указанными первоначальными действиями по заданию следователя могут быть осуществлены и оперативно-розыскные меры, направленные на установление лиц, причастных к аварии машин, скрывшегося водителя, выявление свидетелей происшествия и т. п.

Осмотр места происшествия. Участники осмотра. К участию в осмотре целесообразно привлечь специалистов: автотехника, криминалиста, судебного медика. Организация движения на месте аварии должна быть возложена на сотрудника Государственной автомобильной инспекции (ГАИ)/ГИБДД. Весьма желательно присутствие водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

По прибытии на место аварии следователь должен:

1) с помощью сотрудников ГАИ/ГИБДД обеспечить безопасность проведения осмотра, поскольку он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение;

2) обеспечить оказание помощи пострадавшему; если нет возможности немедленно вызвать на место врача, то с большой осторожностью транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;

3) зафиксировать обстановку автопроисшествия.

Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, необходимо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замеров и т. д. Положение колес, точки начала и окончания следов торможения, волочения и т. п. следует очертить на асфальте мелом. Замеры удобнее делать от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. По длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», перпендикуляр, угол дома, километровый, столб электросети и иные ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты фиксируют на схематическом рисунке.

Приступая непосредственно к осмотру, необходимо осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся: а) следы, указывающие на точку наезда или место столкновения машин, б) следы крови, в) следы вещества, которым был загружен транспорт; г) следы масла авто. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего.

Затем следует перейти к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на авто и т. д.

Осмотр следов торможения. При работе со следами торможения нужно иметь в виду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (машина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге). Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (а при его отсутствии от начального следа скольжения) до окончания четко видимого следа протектора (или следа скольжения). Точное знание длины тормозного пути данного транспортного средства имеет существенное значение, так как его величина является исходной при вычислении скорости движения ТС в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий.

Нельзя оставить без внимания внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают: отпечатки четко выраженного рисунка протектора; следы скольжения колес по асфальтовому покрытию; признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или наоборот.

Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину каждого следа, так и расстояния между ними.

Осмотр трупа на месте его обнаружения.

Осмотр и изъятие одежды пострадавшего. Восстановлению обстоятельств аварии (особенно при отсутствии очевидцев) способствует осмотр одежды пострадавшего, исследованием которой иногда удается установить, как произошло соприкосновение ТС и пострадавшего, его положение в момент наезда, обнаружить следы протектора, краски, по которым можно установить модель авто и сузить круг поисков, если водитель скрылся с места происшествия. Изъять одежду следует сразу же или вскоре после помещения пострадавшего в лечебное учреждение. До ее изъятия следователь должен поставить администрацию в известность о необходимости сохранения одежды в том виде, в каком она поступила в лечебное учреждение, и чтобы эта одежда ни при каких условиях не подвергалась чистке, стирке и т. п.

Осмотр транспортного средства. Это следственное действие производится с целью: а) выявить следы, образовавшиеся во время аварии, б) восстановить механизм происшествия, в) установить техническое состояние ТС.

Выявление следов и повреждений на ТС часто не представляет трудностей: они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение и характер разбитой фары, подфарника, повреждения бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей авто. Но словесная характеристика повреждений не дает полного представления о них, поэтому они должны быть обязательно сфотографированы, при возможности, произведена видеозапись.

Обнаруженные на ТС следы крови и пальцев рук (когда не известно, кто управлял машиной), частицы мозгового вещества, обрывки одежды - все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографировать, закрепить, изъять и процессуально оформить в протоколе.

Установление технического состояния ТС требует специальных познаний, поэтому осмотр проводят с участием специалиста-автотехника.

Осмотром должно быть зафиксировано состояние:

а) тормозной системы,

б) рулевого управления,

в) шин,

г) осветительных средств.

Описание повреждений аварийного происхождения должно быть конкретным и доступным для понимания всеми участниками процесса, с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотоснимков общего вида разрушений и серии узловых снимков, в том числе и снимков отдельных агрегатов.

В протоколе осмотра транспортного средства отмечаются также вид и распределение груза в кузове.

Освидетельствование водителя. Для проверки состояния водителя используют индикаторы, находящиеся в распоряжении сотрудников ГАИ/ГИБДД. Результаты применения индикаторов не создают доказательства, так как их реакция не является специфичной. Она может наступить и по другим причинам (болезни зубов, желудка, принятия лекарств и т. д.). Факт воздействия на организм каких-либо средств устанавливается только путем проведения судебно-медицинской экспертизы, которая и должна быть назначена, особенно при положительной реакции индикатора.

Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивности, равномерности и скорости движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характера дороги (напряженности пешеходного движения в определенное время суток, общего состояния дороги, ее ширины, возможного количества рядов движения ТС, наличия уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия). Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев и т. п., но и в зависимости от расположения других ТС на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте ДТП и облегчают дальнейшее разбирательство.

Процессуальное оформление результатов осмотра места происшествия имеет специфику, которая заключается в том, что фиксации подлежат размеры, расстояния, взаимное положение объектов, повреждения на ТС, т. е. информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому протокол осмотра обязательно должен быть дополнен и иллюстрирован фотоснимками, схемами, планами, чертежами.

Помимо общих требований, предъявляемых к процессуальным документам, в протоколе осмотра места ДТП должно найти отражение: а) описание места ДТП, б) состояние погоды в момент осмотра, в) характеристика дороги и проезжей части, г) следы торможения, д) координаты точек наезда, столкновения или опрокидывания транспортных средств, расположения объектов, раскрывающие механизм происшествия.

При описании места ДТП отмечают название улицы и способ регулирования движения на ней, фиксируют ширину проезжей части, размещение дорожных знаков, указателей, остановок транспорта и переходов, состояние проезжей части дороги (сухая, мокрая, заснеженная, обледенелая, скользкая и т. п.), приблизительную. Величину радиусов поворота, подъема, уклона. Необходимые точные данные нужно запросить в дорожных учреждениях.

Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽
Николай
Подписчиков 2948
позавчера, 13:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
https://www.youtube.com/embed/nXQfcERC
Подробнее
Неинтересно
0
1
Квачев Владимир Владимирович
Подписчиков 413
позавчера, 12:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг129.6к
Спрашивает Сергей:Не умышленное оставление места дтп. Неожиданно вызывают в ГИБДД ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Терехова Анастасия Михайловна
Подписчиков 13
24.04.2024, 18:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.4к
Известная блогерша Елена Мироненко, получившая известность благодаря контроверзиальным ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Сидоров Дмитрий Павлович
Подписчиков 37
24.04.2024, 09:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг65.6к
Подробнее
Неинтересно
00:16
Поделитесь этим видео
0
0
Сергей
Подписчиков 35
23.04.2024, 17:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг27.6к
Бывший депутат Щербаков продолжает привлекать к себе внимание со скандальными ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Квачев Владимир Владимирович
Подписчиков 413
23.04.2024, 14:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг129.6к
Спрашивает: ВалерийАвария, я виновник, ОСАГО есть. Страховая потерпевшего вызвала ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Яндекс Директ. Дмитрий
Подписчиков 783
23.04.2024, 11:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг353к
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
-1
0