Николай Иванович
Николай Иванович Подписчиков: 3113
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М

Об идеализации предков.

29 дочитываний
6 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На написание статьи натолкнула полемика на ветке «Является ли Иисус Христос авторитетом для Вас?» с пользователем Olga, придерживающейся, как я понял, языческого мировоззрения и верующей в древних славянских ведических богов.

Само по себе любое верование, если оно не связано с насилием над душой и телом человека, на мой взгляд, допустимо, потому что это дело совести каждого человека.

Но по ходу обсуждения была затронута интересная тема, а именно провозглашено было:

«… древние славянские племена друг с другом не воевали! И работорговли и рабовладения у славян не было! Откуда вы всё это берёте? Как раз Перун и Велес и служили людям примером для наведения порядка - люди жили согласно законам природы и мироздания».

И только пришлые христианские проповедники всё испортили, и всё пошло наперекосяк: и инквизиция, и религиозные войны, и прочие напасти.

Собирался ответить кратко, но стало понятно, что даже беглое изучение имеющейся в инете информации выливается в довольно обширный обзор.

Итак, для начала принесу извинения, что из древних авторов процитированы будут сплошь иноземные. Так уж вышло, что от самих праславянских и славянских племен дорюриковского периода письменных источников до нас не дошло («Влесову книгу» не привожу в силу недоказанной её достоверности).

А из современных взята за основу работа советского историка И. Я. Фроянова «Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.)», чья концепция развития древнерусского общества была новой и во многом не соответствовала официальной сугубо классовой доктрине.

Что же нам повествует, к примеру, Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский в своем труде «Война с персами. Война с вандалами».

Согласно Прокопию, «большой отряд славян, перейдя реку Истр, стал грабить тамошние места, и забрал в рабство большое количество римлян»; «огромная толпа славян нахлынула на Иллирию и произвела там неописуемые ужасы... варвары совершали ужасные опустошения. Во время этого грабительского вторжения, оставаясь в пределах империи долгое время, они заполнили все дороги грудами трупов; они взяли в плен и обратили в рабство бесчисленное количество людей …»

А воевали ли между собой славянские и праславянские (анты, венеды) племена? Тот же письменный источник: «Вышло так, что «анты и славяне рассорились между собой и вступили в войну... в этой войне анты были побеждены врагами», и «один славянин взял в плен юношу». Затем враждующие племена примирились, а юноша-раб был куплен каким-то антом. Купленный вскоре рассказал своему новому хозяину, что он родом ант и потому, придя в родную землю, будет свободным согласно существующему в антском обществе закону».

Видим: промеж собой все ж-таки воевали, но соплеменников, надо отдать должное, в рабство пока не обращали.

Ну и прогресс намечался. Тот же Прокопий из Кесарии, «Война с готами. (вторая половина VI века)»: «сначала славяне уничтожали всех встречающихся им жителей. Теперь же они, как бы упившись морем крови, ... стали некоторых из попадавшихся им брать в плен, и поэтому все уходили домой, уводя с собой бесчисленные десятки тысяч пленных»

Проходили годы, десятилетия, века…

Автор X века Ибн Мискавейх о походе русов на Бердаа в 943–944 гг.: русы, взяв город, истребили значительную часть его населения, а когда «убийство было закончено, захватили в плен больше 10 тыс. мужчин и юношей вместе с женами, женщинами и дочерьми».

Но прогресс неумолим: на VIII – начало X в. падает все возрастающая племенная консолидация восточного славянства. Объединительные процессы, как свидетельствует мировая история, проходят обычно в форме междоусобных войн, этого, к сожалению, никто не избежал. Значит, были и пленные. Следовательно, и предполагать абсолютно невероятным возникновение межплеменного рабовладения у славян было бы проявлением стыдливой исторической близорукости.

А это уже из русско-византийского договора 911 года (да, это уже рюриковская эпоха, но во всяком случае до крещения Руси):

«…Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны [пленные христиане] на Русь и продаваемые [русскими] назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, — все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.

Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, — возьмут его».

А как насчет внутриплеменных нравов?

Персидский автор Ибн-Русте, «Книга драгоценных сокровищ (ожерелий)» (903–913 гг.): «Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их. Случается, что приказывают они приносить жертву Творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждёт, пока оно не задохнётся, и говорит, что это жертва Богу...».

Врет, наверное…

Насколько все же велика вероятность того, что наши далекие предки пребывали все же не в такой идиллии и пасторали, какую бы нам хотелось представлять?

Косвенный ответ дает изучение быта и обычаев наших современников – племен, затерянных в дебрях джунглей и саванн.

Наблюдения антропологов XIX–XX вв. за военными действиями у примитивных народов, австралийских аборигенов, яномамо из Эквадорской Амазонии и горцев Папуа-Новой Гвинеи, показывают, что в межплеменном противостоянии аборигенов Автралии часто господствует принцип асимметричного насилия, стычка носит ритуальный характер и прекращается при появлении «первой крови».

Другое дело индейцы яномамо из экваториальной Амазонии. Численность яномамо составляет 25 000 человек. Они живут примерно в 250 деревнях с населением от 25 до 400 мужчин, женщин, стариков и детей. От исследователей яномамо получили прозвище «жестоких людей», поскольку они живут в постоянном состоянии войны друг с другом и со своими соседями. От 15 до 42% мужчин яномамо погибает насильственной смертью в возрасте между 15 и 49 годами.

Папуасы из горной части Новой Гвинеи разделяются на кланы, каждый из которых включает несколько сот человек, и племена, насчитывающие несколько тысяч человек. Едва ли не каждое племя говорит на собственном языке, количество которых здесь достигает 700 из примерно 5000 ныне существующих во всём мире. Племена находятся в состоянии постоянной войны друг с другом, которая протекает в форме периодических нападений и ответной мести. За 50 лет наблюдений у папуасов эуга антропологи насчитали 34 столкновения. Как проходят такие столкновения у папуасов маринг, описал живший среди них в 1962–1963 и 1966 гг. антрополог Э. Вайда. Применялись луки, длинные копья и топоры с навершием из полированного камня. Средством защиты служили большие, в рост человека, деревянные щиты. Само сражение обычно устраивалось по согласованию сторон и проводилось на специальной площадке на границе племенной территории. Участники схваток редко сближались друг с другом и старались избегать настоящих столкновений грудь в грудь.

Тем не менее наиболее распространённой формой ведения войны у папуасов являлись набеги, засады и нападения на деревни. Налётчики стремились застать своих врагов спящими и убить как можно больше из них, особенно мужчин, но также женщин и детей. Поля побеждённых захватывались и опустошались. https://kons2006.livejournal.com/179121.html

Что же, верить и утверждать, что уж у нас-то все было по-другому? Не знаю…

Во всяком случае, как мне лично видится: в нашей истории, и древней, и новой, достаточно всякого. Есть чем гордиться, и есть чего стыдиться. Какая бы она ни была, но это наша история.

А как вы думаете?

6 комментариев
Понравилась публикация?
11 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 6
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

А чего тут рассуждать, люди воевали и убивали друг друга, даже во времена когда они еще не были людьми. Этому есть материальные доказательства, как-то находки археологов. И даже вера в каких угодно богов, не оберегала их от войн и убийств.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо за публикацию!

+1 / 0
картой
Ответить
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
10.07.2021, 11:34
Калуга

Рад стараться!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
10.07.2021, 11:02
Санкт-Петербург

Стыдиться надо своей наивности в понимании истории вообще и собственной в частности. И комбинирования вместо него чужих обсосков в качестве якобы доказательств. От доказательств на "общечеловеческую" мерку подлиности или фальсификации Влес-Книге ни жарко, ни холодно. Она сама всё расставляет на свои места, только дорасти надо. Но если шарахаться даже от Фроянова, как недостаточно признанного "общечеловеками", разговаривать просто не о чем уже с порога.

0
картой
Ответить
Технарь с гуманитарным уклоном Николай Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4.6М
14.07.2021, 20:51
Калуга

Александр, опыт учит, что история, будучи научной дисциплиной, в то же время довольно часто заслуживает звания дамы не очень дисциплинированной в том смысле, что далеко не всегда исторические события, выдаваемые или принимаемые за непреложный факт, таковыми являются далеко не всегда, даже при наличии достоверных письменных источников.

Читаем книги профессиональных историков и по ходу изучения обнаруживаем, что "исторических реалий" как таковых просто нет. Есть некие события, вроде как бывшие в прошлом, насчет которых существует или принятое большинством мнение, что оно действительно имело место, или идут споры, было ли это, да в каком месте, да в какое время, есть откровенно сомнительные данные. И каждое событие еще и по-разному интерпретируется разными школами и отдельными специалистами. И это касается практически любых периодов и эпох: в новейшей истории это касается по большей части деталей и нюансов (какое танковое сражение считать величайшим, или насколько повлияла на поражение Наполеона скорая зима в России), а что уж говорить о древности… Благословлял Дмитрия Сергий или нет, и где было в действительности Куликово поле?

АлександрПишет 10.07.2021 в 11:02
комбинирования ... чужих обсосков в качестве якобы доказательств.

Тем не менее совокупность данных позволяет делать если не бесспорные выводы, то хотя бы предположения с разумной долей вероятности. В данном случае – о схожести векторов развития предков разных народов. При этом, были бы у нас на руках, к примеру, письменные мемуары кельтских племен – мы несомненно узнали бы из них о безжалостной жестокости тупых римских завоевателей.

АлександрПишет 10.07.2021 в 11:02
шарахаться даже от Фроянова

От Фроянова я как раз не шарахаюсь, а с доверием отношусь к его исследованиям.

Так или иначе, но на мой взгляд, нет оснований говорить о некоей исключительности исторических судеб именно праславянских племен в том смысле, что все человечество было поражено заразой взаимной нетерпимости и жестокости, и только наши предки были белыми и пушистыми.

За отклик благодарю.

0
Ответить
15.07.2021, 13:35
Санкт-Петербург

Как говорят узбеки, сколько ни повторяй халва, халва, во рту сладко не станет. Сколько ни обзывай историю научной дисциплиной, она таковой от этого не станет. Какая может быть история у доисторического человечества, каким мы доселе являемся? Прав был автор последнего честного в России незавершённого массового курса А. Нечволодов: "Сказания о Русской земле". Именно сказания и идеологическая стряпня вокруг них, В лучшем случае - "Не стреляйте в пианиста, играет как умеет", наивные эмпирические попытки системно осмыслить материал, как у Ключевского или Гумилёва. Нет научной методологии, как нет и самой науки о действительности, от слова совсем. Разумеется,всё не так, если понимать под наукой комбинацию учёных, их знаний и их материальной базы, т. е. необходимых атрибутов с их достаточном сочетании, как учат философские словари. Если же понимать науку как наиболее последовательное осознание действительности человечеством в каждый фазовый момент его исторического существования, нетрудно понять, что словари талдычат комбинацию социал-дебилов со всей их атрибутикой, кем, собственно, и являются их авторы. Ибо последовательное осознание действительности уже почти два века как привело к принципиальному окончанию всей общечеловеческой философии за принципиальной неспособностью решить свой основной вопрос об отношении мысли к действительности, т. е. ответить, в чём состоит её предмет и чем она занимается на самом деле. Как известно, ничего умнее выбора т. н. "позиции", а реально позы мартышки с очками философия предложить в принципе не способна.

И как-то совсем "не заметили", что вслед за философией рухнула вся общечеловеческая наука о действительности, на ней основанная. Осталось обезьянье ноу-хау - набор конкретных знаний и навыков о конкретных предметах, базирующихся на социально организованной примитивной вере, что эти предметы и есть действительность. Т. е. базирующихся на религии. А общеизвестно,

"Религии рассеиваются как туман, царства разрушаются, а труды учёных остаются на вечные времена".

И сказал это в цитадели средневекового ислама Великий каган и великий учёный Улугбек, чьи таблицы лежат до сих пор в основе звёздной астрономии. Труды учёных, но не "научные дисциплины" с их атрибутикой. "Наука есть светская форма религии", - утверждал Маркс о современной ему науке на основании того, что он знал о её историческом окончании, и что следует из его работ. Лукавил политический провокатор Мордехай Леви! Он констатировал факт, не раскрывая его содержания, а следовательно, оставляя возможность любых подтасовок под этот факт. А именно не фактом, а его содержанием определяется действительность. Содержанием же всей т. н. "общечеловеческой науки" со времён её реального окончания в качестве науки о действительности является подмена действительности в качестве предмета познания её эмпирической данностью, созерцательским фактом, т. е. мыслью, подмена науки идеологией. Не наука есть светская форма религии, а идеология, и наука является таковой в той мере, в какой скатилась в идеологию. При этом, чявляется заведомой ложью, как всякая идеология, поскольку основана на изначальной подмене.

Осознание людьми, каким образом действительность превращается в их головах в мысли об этой действительности, означает конец всей идеологии, это тоже К.Маркс. Осознание, а не поза мартышки с очками. Оно-то и означает ту революцию, осознание необходимости, т. е. действительности которой озвучил Маркс. Революция не выбирает, и если это не наша революция против самоубийственного способа существования человечества, сцементированного идеологией, т. е. организованной ложью под маской науки, то это неотвратимая революция природы с ликвидацией нашего биологического вида. А насчёт повода для ликвидации за нами не станет. В т. ч. через "научную дисциплину" историю.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,

Утро из Саратова

Город славится своей уникальной архитектурой, богатой историей купеческого города, а также своей ролью как «хлебной столицы» и центра производства пшеницы и подсолнечника.
00:17
Поделитесь этим видео