Об идеализации предков.
На написание статьи натолкнула полемика на ветке «Является ли Иисус Христос авторитетом для Вас?» с пользователем Olga, придерживающейся, как я понял, языческого мировоззрения и верующей в древних славянских ведических богов.
Само по себе любое верование, если оно не связано с насилием над душой и телом человека, на мой взгляд, допустимо, потому что это дело совести каждого человека.
Но по ходу обсуждения была затронута интересная тема, а именно провозглашено было:
«… древние славянские племена друг с другом не воевали! И работорговли и рабовладения у славян не было! Откуда вы всё это берёте? Как раз Перун и Велес и служили людям примером для наведения порядка - люди жили согласно законам природы и мироздания».
И только пришлые христианские проповедники всё испортили, и всё пошло наперекосяк: и инквизиция, и религиозные войны, и прочие напасти.
Собирался ответить кратко, но стало понятно, что даже беглое изучение имеющейся в инете информации выливается в довольно обширный обзор.
Итак, для начала принесу извинения, что из древних авторов процитированы будут сплошь иноземные. Так уж вышло, что от самих праславянских и славянских племен дорюриковского периода письменных источников до нас не дошло («Влесову книгу» не привожу в силу недоказанной её достоверности).
А из современных взята за основу работа советского историка И. Я. Фроянова «Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.)», чья концепция развития древнерусского общества была новой и во многом не соответствовала официальной сугубо классовой доктрине.
Что же нам повествует, к примеру, Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский в своем труде «Война с персами. Война с вандалами».
Согласно Прокопию, «большой отряд славян, перейдя реку Истр, стал грабить тамошние места, и забрал в рабство большое количество римлян»; «огромная толпа славян нахлынула на Иллирию и произвела там неописуемые ужасы... варвары совершали ужасные опустошения. Во время этого грабительского вторжения, оставаясь в пределах империи долгое время, они заполнили все дороги грудами трупов; они взяли в плен и обратили в рабство бесчисленное количество людей …»
А воевали ли между собой славянские и праславянские (анты, венеды) племена? Тот же письменный источник: «Вышло так, что «анты и славяне рассорились между собой и вступили в войну... в этой войне анты были побеждены врагами», и «один славянин взял в плен юношу». Затем враждующие племена примирились, а юноша-раб был куплен каким-то антом. Купленный вскоре рассказал своему новому хозяину, что он родом ант и потому, придя в родную землю, будет свободным согласно существующему в антском обществе закону».
Видим: промеж собой все ж-таки воевали, но соплеменников, надо отдать должное, в рабство пока не обращали.
Ну и прогресс намечался. Тот же Прокопий из Кесарии, «Война с готами. (вторая половина VI века)»: «сначала славяне уничтожали всех встречающихся им жителей. Теперь же они, как бы упившись морем крови, ... стали некоторых из попадавшихся им брать в плен, и поэтому все уходили домой, уводя с собой бесчисленные десятки тысяч пленных»
Проходили годы, десятилетия, века…
Автор X века Ибн Мискавейх о походе русов на Бердаа в 943–944 гг.: русы, взяв город, истребили значительную часть его населения, а когда «убийство было закончено, захватили в плен больше 10 тыс. мужчин и юношей вместе с женами, женщинами и дочерьми».
Но прогресс неумолим: на VIII – начало X в. падает все возрастающая племенная консолидация восточного славянства. Объединительные процессы, как свидетельствует мировая история, проходят обычно в форме междоусобных войн, этого, к сожалению, никто не избежал. Значит, были и пленные. Следовательно, и предполагать абсолютно невероятным возникновение межплеменного рабовладения у славян было бы проявлением стыдливой исторической близорукости.
А это уже из русско-византийского договора 911 года (да, это уже рюриковская эпоха, но во всяком случае до крещения Руси):
«…Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны [пленные христиане] на Русь и продаваемые [русскими] назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, — все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.
Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, — возьмут его».
А как насчет внутриплеменных нравов?
Персидский автор Ибн-Русте, «Книга драгоценных сокровищ (ожерелий)» (903–913 гг.): «Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их. Случается, что приказывают они приносить жертву Творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждёт, пока оно не задохнётся, и говорит, что это жертва Богу...».
Врет, наверное…
Насколько все же велика вероятность того, что наши далекие предки пребывали все же не в такой идиллии и пасторали, какую бы нам хотелось представлять?
Косвенный ответ дает изучение быта и обычаев наших современников – племен, затерянных в дебрях джунглей и саванн.
Наблюдения антропологов XIX–XX вв. за военными действиями у примитивных народов, австралийских аборигенов, яномамо из Эквадорской Амазонии и горцев Папуа-Новой Гвинеи, показывают, что в межплеменном противостоянии аборигенов Автралии часто господствует принцип асимметричного насилия, стычка носит ритуальный характер и прекращается при появлении «первой крови».
Другое дело индейцы яномамо из экваториальной Амазонии. Численность яномамо составляет 25 000 человек. Они живут примерно в 250 деревнях с населением от 25 до 400 мужчин, женщин, стариков и детей. От исследователей яномамо получили прозвище «жестоких людей», поскольку они живут в постоянном состоянии войны друг с другом и со своими соседями. От 15 до 42% мужчин яномамо погибает насильственной смертью в возрасте между 15 и 49 годами.
Папуасы из горной части Новой Гвинеи разделяются на кланы, каждый из которых включает несколько сот человек, и племена, насчитывающие несколько тысяч человек. Едва ли не каждое племя говорит на собственном языке, количество которых здесь достигает 700 из примерно 5000 ныне существующих во всём мире. Племена находятся в состоянии постоянной войны друг с другом, которая протекает в форме периодических нападений и ответной мести. За 50 лет наблюдений у папуасов эуга антропологи насчитали 34 столкновения. Как проходят такие столкновения у папуасов маринг, описал живший среди них в 1962–1963 и 1966 гг. антрополог Э. Вайда. Применялись луки, длинные копья и топоры с навершием из полированного камня. Средством защиты служили большие, в рост человека, деревянные щиты. Само сражение обычно устраивалось по согласованию сторон и проводилось на специальной площадке на границе племенной территории. Участники схваток редко сближались друг с другом и старались избегать настоящих столкновений грудь в грудь.
Тем не менее наиболее распространённой формой ведения войны у папуасов являлись набеги, засады и нападения на деревни. Налётчики стремились застать своих врагов спящими и убить как можно больше из них, особенно мужчин, но также женщин и детей. Поля побеждённых захватывались и опустошались. https://kons2006.livejournal.com/179121.html
Что же, верить и утверждать, что уж у нас-то все было по-другому? Не знаю…
Во всяком случае, как мне лично видится: в нашей истории, и древней, и новой, достаточно всякого. Есть чем гордиться, и есть чего стыдиться. Какая бы она ни была, но это наша история.
А как вы думаете?
А чего тут рассуждать, люди воевали и убивали друг друга, даже во времена когда они еще не были людьми. Этому есть материальные доказательства, как-то находки археологов. И даже вера в каких угодно богов, не оберегала их от войн и убийств.
Спасибо за публикацию!
Рад стараться!
Стыдиться надо своей наивности в понимании истории вообще и собственной в частности. И комбинирования вместо него чужих обсосков в качестве якобы доказательств. От доказательств на "общечеловеческую" мерку подлиности или фальсификации Влес-Книге ни жарко, ни холодно. Она сама всё расставляет на свои места, только дорасти надо. Но если шарахаться даже от Фроянова, как недостаточно признанного "общечеловеками", разговаривать просто не о чем уже с порога.
Александр, опыт учит, что история, будучи научной дисциплиной, в то же время довольно часто заслуживает звания дамы не очень дисциплинированной в том смысле, что далеко не всегда исторические события, выдаваемые или принимаемые за непреложный факт, таковыми являются далеко не всегда, даже при наличии достоверных письменных источников.
Читаем книги профессиональных историков и по ходу изучения обнаруживаем, что "исторических реалий" как таковых просто нет. Есть некие события, вроде как бывшие в прошлом, насчет которых существует или принятое большинством мнение, что оно действительно имело место, или идут споры, было ли это, да в каком месте, да в какое время, есть откровенно сомнительные данные. И каждое событие еще и по-разному интерпретируется разными школами и отдельными специалистами. И это касается практически любых периодов и эпох: в новейшей истории это касается по большей части деталей и нюансов (какое танковое сражение считать величайшим, или насколько повлияла на поражение Наполеона скорая зима в России), а что уж говорить о древности… Благословлял Дмитрия Сергий или нет, и где было в действительности Куликово поле?
Тем не менее совокупность данных позволяет делать если не бесспорные выводы, то хотя бы предположения с разумной долей вероятности. В данном случае – о схожести векторов развития предков разных народов. При этом, были бы у нас на руках, к примеру, письменные мемуары кельтских племен – мы несомненно узнали бы из них о безжалостной жестокости тупых римских завоевателей.
От Фроянова я как раз не шарахаюсь, а с доверием отношусь к его исследованиям.
Так или иначе, но на мой взгляд, нет оснований говорить о некоей исключительности исторических судеб именно праславянских племен в том смысле, что все человечество было поражено заразой взаимной нетерпимости и жестокости, и только наши предки были белыми и пушистыми.
За отклик благодарю.
Как говорят узбеки, сколько ни повторяй халва, халва, во рту сладко не станет. Сколько ни обзывай историю научной дисциплиной, она таковой от этого не станет. Какая может быть история у доисторического человечества, каким мы доселе являемся? Прав был автор последнего честного в России незавершённого массового курса А. Нечволодов: "Сказания о Русской земле". Именно сказания и идеологическая стряпня вокруг них, В лучшем случае - "Не стреляйте в пианиста, играет как умеет", наивные эмпирические попытки системно осмыслить материал, как у Ключевского или Гумилёва. Нет научной методологии, как нет и самой науки о действительности, от слова совсем. Разумеется,всё не так, если понимать под наукой комбинацию учёных, их знаний и их материальной базы, т. е. необходимых атрибутов с их достаточном сочетании, как учат философские словари. Если же понимать науку как наиболее последовательное осознание действительности человечеством в каждый фазовый момент его исторического существования, нетрудно понять, что словари талдычат комбинацию социал-дебилов со всей их атрибутикой, кем, собственно, и являются их авторы. Ибо последовательное осознание действительности уже почти два века как привело к принципиальному окончанию всей общечеловеческой философии за принципиальной неспособностью решить свой основной вопрос об отношении мысли к действительности, т. е. ответить, в чём состоит её предмет и чем она занимается на самом деле. Как известно, ничего умнее выбора т. н. "позиции", а реально позы мартышки с очками философия предложить в принципе не способна.
И как-то совсем "не заметили", что вслед за философией рухнула вся общечеловеческая наука о действительности, на ней основанная. Осталось обезьянье ноу-хау - набор конкретных знаний и навыков о конкретных предметах, базирующихся на социально организованной примитивной вере, что эти предметы и есть действительность. Т. е. базирующихся на религии. А общеизвестно,
"Религии рассеиваются как туман, царства разрушаются, а труды учёных остаются на вечные времена".
И сказал это в цитадели средневекового ислама Великий каган и великий учёный Улугбек, чьи таблицы лежат до сих пор в основе звёздной астрономии. Труды учёных, но не "научные дисциплины" с их атрибутикой. "Наука есть светская форма религии", - утверждал Маркс о современной ему науке на основании того, что он знал о её историческом окончании, и что следует из его работ. Лукавил политический провокатор Мордехай Леви! Он констатировал факт, не раскрывая его содержания, а следовательно, оставляя возможность любых подтасовок под этот факт. А именно не фактом, а его содержанием определяется действительность. Содержанием же всей т. н. "общечеловеческой науки" со времён её реального окончания в качестве науки о действительности является подмена действительности в качестве предмета познания её эмпирической данностью, созерцательским фактом, т. е. мыслью, подмена науки идеологией. Не наука есть светская форма религии, а идеология, и наука является таковой в той мере, в какой скатилась в идеологию. При этом, чявляется заведомой ложью, как всякая идеология, поскольку основана на изначальной подмене.
Осознание людьми, каким образом действительность превращается в их головах в мысли об этой действительности, означает конец всей идеологии, это тоже К.Маркс. Осознание, а не поза мартышки с очками. Оно-то и означает ту революцию, осознание необходимости, т. е. действительности которой озвучил Маркс. Революция не выбирает, и если это не наша революция против самоубийственного способа существования человечества, сцементированного идеологией, т. е. организованной ложью под маской науки, то это неотвратимая революция природы с ликвидацией нашего биологического вида. А насчёт повода для ликвидации за нами не станет. В т. ч. через "научную дисциплину" историю.