Готова ли Россия к цифровизации?
Мировое сообщество в период пандемии стремительно входит в эпоху цифровой платформенной экономики, в которой используемые инструменты и механизмы на основе Интернета и онлайн-платформ составляют фундамент экономической и социальной жизни. Применение высокоинтеллектуальных цифровых платформ в экономике и в сферах государственного, регионального управления соотносится с общемировой тенденцией становления экономики знаний. Именно развитость платформенной экономики в отдельно взятой стране позволяет говорить о цифровизации этого государства.
Цифровая платформа — сложная бизнес-модель, полностью основанная на IT-технологиях, которая создает прибыль за счет обмена между двумя или более независимыми группами участников. Адаптируя к российским реалиям данное определение необходимо внести в него некоторые корректировки. Так, мы считаем, что под цифровой платформой следует понимать информационную систему, открытую для использования всеми участниками коммерческой деятельности для осуществления следующих функций:
• Взаимовыгодное осуществление транзакций;
• Непрерывное ведение бизнес-переговоров;
• Помощь людям в адаптации к новым информационным условиям.
Данные информационные системы сводят напрямую производителей и конечных потребителей, которые получают возможность взаимодействия без посредников, что позволяет субъектам предпринимательской деятельности делиться информацией и создавать инновационные продукты и решения.
На сегодняшний день на многих рынках финансовые регуляторы успешно находят способы работать и с традиционными банками, и с появляющимся параллельным банкингом, то есть два типа финансовых игроков способны сосуществовать, и цифровые платформы необязательно должны стремиться к монополизации всех сегментов рынков. На развивающихся рынках (к которым относится и Российская Федерация) с дефицитом профессиональных финансовых посредников любое расширение возможностей кредитования, в периметре официальных банков и за его пределами, приносит выгоду всей финансовой системе и увеличивает доверие всех субъектов экономической деятельности к финансовым организациям, создавая альтернативу устаревшим методам управления денежными средствами.
В последнее время наблюдается экспоненциальный рост цифровых платформ, которые проникают во многие экономические сферы, как на российском, так и на международном уровне:
• Социальные сети (Facebook****, Вконтакте)
• Интернет-аукционы и розничная торговля (Amazon, eBay, Snapdeal, Etsy)
• Финансовые и кадровые функции (Freelancer, WorkFusion)
• Транспорт (Uber, BlaBlaCar)
• Краудфандинг (Kickstarter, ArtistShare, Yomken)
Наиболее яркими примерами цифровых платформ являются платформы электронной коммерции, такие как Amazon и eBay. Платформы по требованию, такие как Uber, обеспечивают обмен товарами и услугами между отдельными лицами. Amazon и Alibaba являются транзакционными платформами для своих индивидуальных пользователей и (как инновационные платформы) для многих поставщиков, которые также продают товары на своих платформах электронной коммерции.
Платформенная экономика стимулирует инновационные бизнес-модели, создает возможность выбора более выгодных цен и открывает доступ на рынок новым компаниям, делая к тому же рынок более прозрачным и сокращая трансакционные издержки в результате низких информационных, коммуникационных, логистических затрат. К тому же, цифровые платформы могут стать дополнительным источником прибыли для третьих сторон, поскольку необходимые данные, при условии их уникальности и высокого уровня качества, а также продукты аналитических исследований, связанных с ними, будут являться выгодными вложениями для бизнеса, направленного на те же целевые аудитории, с которыми взаимодействуют владельцы платформ.
В 2019 году доля цифровой экономики в соотношении к внутреннему валовому продукту в странах Евразийского экономического союза составляет более 2,8% или 85 млрд. Долл. США. По предварительным оценкам, к 2025 году вклад цифровой экономики стран Союза в прирост внутреннего валового продукта должен составить 20-25% в год. На такой же объем должна вырасти эффективность экономических процессов за счет цифровой трансформации инфраструктур и систем управления. В сфере промышленности и агро-промышленного комплекса доля цифровой экономики еще незначительна. Однако в АПК процесс формирования референтных моделей идет рассогласованно с внедрением информационных технологий, и решением данной проблемы представляется использование именно цифровых платформ на базе единого информационного Интернет-пространства. Готова ли Россия к цифровизации? Скорее нет, чем да. Российская правовая система пока не развита в вопросах регулирования интернет-отношений, а судебная практика слишком традиционна и консервативна. Безусловно, встречаются случаи, когда суды признают криптовалюту (одно из составляющих цифровизации) имуществом (Постановление N 09 АП-76537/2019), однако это скорее исключение, чем правило. До тех пор пока наши законы не будут приспособлены к новой цифровой реальности, цифровая реальность и не наступит.
Вы поддерживаете цифровизацию экономики России? Что нужно для неё по Вашему мнению?
Как Вы считаете, Россия сейчас готова к цифровизации права?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Не знаю как Россия, но я не готов!
Цифровизация=Дебилизация.
ЕГЭ разве мало?!