Новая реформа ЖКХ. Цены опять вырастут?
Краткое содержание :
В России грядет очередная реформа ЖКХ, ее стратегию должны утвердить в начале 2022 г. В процессе реформирования данной сферы необходимо разобраться с несколькими задачами, например, модернизировать устаревшую систему ЖКХ. Как это будет выглядеть? И чем реформа грозит простым гражданам?
Финансы поют серенады
В сентябре вице-премьер РФ Марат Хуснуллин безапелляционно заявил о том, что российской системе ЖКХ требуется срочная госпитализация, то бишь кардинальные реформы. Поскольку Марат Шакирзянович не привык бросать слова на ветер, стало понятно, что нас ожидает очередная трансформация всего жилищно-коммунального хозяйства. Главной задачей реформы, по словам Хуснуллина, будет перестройка экономики отрасли, т.к. чиновника до зубного скрежета тревожит финансовое состояние организаций ЖКХ.
«К сожалению, сбор денег во многих регионах не стопроцентный, плюс не исполняются полностью инвестиционные программы. То есть в тариф деньги на ремонт поставщики ресурсов закладывают, а из-за того, что деньги собрать не могут, объекты вовремя не ремонтируют», – заявил Марат Шакирзянович.
Получается, денег нет – ремонта не ждите. Нет ремонта – все вокруг изнашивается и начинает разрушаться. А к таким сетям невозможно подключать новые здания. Значит, срочно нужно искать финансы. И они нашлись! Буквально через 7–8 дней после заявления чиновника.
Тарифы есть, а деньги… а денег нет
Устанавливать тарифы на ЖКУ в РФ планируют, отталкиваясь от реализации планов по ремонту и модернизации всей структуры коммунального хозяйства. Речь идет о доведении тарифных планов до экономически обоснованных цифр, т.е. их рост может превышать инфляцию при модернизации инфраструктуры ЖКХ.
Сейчас тарифы для населения регулирует государство, для каждого региона установлены индивидуальные показатели, которые запрещено превышать. Средний рост тарифов по стране должен быть на уровне инфляции, в последние годы он не превышал отметки в 4%.
Однако в рамках системы ЖКХ есть несколько регионов, где устанавливают тарифы в размере 60% от экономически обоснованных. Что значит экономически обоснованных? Простыми словами, это тарифные планы, при которых компании, работающие в сфере ЖКХ, выходят на показатели безубыточности. А то и получают доход в зависимости от показателей рентабельности.
В итоге по всей стране огромно количество компаний ЖКХ, тарифы которых ниже себестоимости. В первую очередь это водоканалы и очистные конструкции. Они убыточны и, соответственно, не имеют ни одной лишней копейки для модернизации.
Начнем с простого
Скорей всего, реформа ЖКХ начнется с самого простого: роста тарифов для населения. Это то, что наше Правительство освоило в совершенстве и очень оперативно выполняет. Конечно, уже есть предполагаемые компенсации удорожания для социально незащищенных слоев населения. Но остальным, судя по всему, придется отдавать за квартиру, воду и тепло гораздо больше того, что они отдают сейчас.
Впрочем, рост тарифных планов, скорей всего, приведет к тому, что показатель собираемости платежей с физических лиц существенно снизится, несмотря на введение разнообразных субсидий и даже потенциального расширения списка их получателей. В итоге в ЖКХ вновь вернутся коллекторы, которые начнут активно выбивать из людей долги. Вот только принесет ли это больше денег самой отрасли? Вопрос остается открытым.
За чей счет гуляем?
Но важен еще один момент. Повысить тарифные планы хотят для «модернизации» инфраструктуры ЖКХ. Но ведь вложения в модернизацию уже заложены в текущие тарифы. Этого не хватает? Почему?
При этом стоит вспомнить о том, что все коммунальщики – это коммерческие организации или, на крайний случай, ГУПы. Инфраструктура ЖКХ – это их основные активы. Почему же ее модернизацией за свои деньги должны заниматься простые граждане? Да еще дополнительно оплачивать услуги по действующему тарифу?
Логика реформы должны быть предельно простой: если модернизация ведет к увеличению энергоэффективности, снижению расходов ресурсов и т.п., то предприятия ЖКХ должны брать ссуды и экономить, оплачивая проценты банку за счет получаемой прибыли. А ГУПы – получать субсидии от правительства и опять же тратить их предельно эффективно. Но это все очень трудно, долго и хлопотно. Ведь увеличить тарифы намного проще. А после этого уже можно будет и прикрыть реформу, чего уж там…