Татьяна
Татьяна Подписчиков: 666
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.6М

12 октября 1957 г. 64 года назад На экраны советских кинотеатров вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли»

9 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Простая мелодраматическая история разделила советский кинематограф на «до» и «после», открыла его «серебряный век», перехватив эстафету века «золотого» — киноавангарда 20-х годов.

Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году. В основе его сценария — пьеса «Вечно живые» Виктора Розова, написанная ещё в военном 43-м. Спектаклем, поставленным Олегом Ефремовым по этой пьесе в 1956 году, открылся театр «Современник». «Слова главного героя пьесы Бориса Бороздина: „Если я честный, я должен“ — стали девизом и нового театра, и всего поколения „шестидесятников“», — отмечает советский и российский критик и историк театра Инна Соловьева.

Режиссер Михаил Калатозов, ознакомившись с пьесой, предложил Виктору Розову написать по ней Фильм вызвал огромный резонанс в мире и считается одним из лучших фильмов столетия. В 1958 году его создателям была вручена высшая премия Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь».

Многие крупные режиссеры — Андрей Кончаловский, Сергей Соловьев, Клод Лелюш и другие, говорят о том, что именно этот фильм предопределил их решение посвятить себя режиссуре. Из «шинели» «Журавлей» вышли Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо и ещё очень многие.

Ценителей особенно потрясала новаторская работа оператора «Журавлей» Сергея Урусевского.

«Разумеется, появление „Журавлей“ без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и еще неизвестно, кто больше — режиссер или оператор — вложил в нее. В кино иногда случается, что оператор становится сердцем картины», — пишет режиссер Александр Митта.

Сам Сергей Урусевский рассказывает, что ему интересно не просто фиксировать происходящее на камеру, а активно вовлекать в происходящее на экране зрителя — сделать его «соучастником» действия и переживания. Технические средства «в процессе работы и видения картины» возникали сами собой, говорит он. Он уверен, что оператор должен двигаться вместе с актерами, играть вместе с ними, через камеру выражая своё отношение к событиям, делая камеру, а через неё и зрителя, их соучастниками.

Урусевский пользовался легкой ручной кинокамерой с широкоугольным объективом, что позволяло ему производить съемку в движении, бежать за героями, смотреть на происходящее их глазами, протискиваться вместе с героиней сквозь толпу… Более того, в одном из знаковых эпизодов «Журавлей» — когда Вероника в смятении бежит, намереваясь покончить с жизнью, камера находится непосредственно в руках самой актрисы. Оператор манипулирует и скоростью съемки — начинается с 18 кадров в секунду, прореживается до 12, а в кульминационный момент доходит до 4, что позволяет ощутить фрагментарность зрения Вероники и силу её отчаяния.

сценарий.

Крупные планы, показывающие самые тонкие переживания героев, неожиданные ракурсы, многократная экспозиция, когда в результате получается многослойное и многосложное — «образное» — изображение… далеко не полный список приемов, использованных оператором.

Урусевский сам автор множества сложных технических сцен и инженерных находок, например, круговые рельсы для камеры. Так снимался эпизод смерти героя — кружение берез на фоне бездонного неба. Знаменитые кадры взлета Бориса по лестнице сняты с помощью специального лифт-крана, перемещающего камеру параллельно движению актера.…

История любви — «взаимного головокружения» — Вероники (Татьяна Самойлова) и Бориса (Алексей Баталов) начинается 22 июня 1941 и заканчивается 9 мая 1945 года. Фильм о войне и победе? Нет. В нем нет ни одной батальной сцены, нет зримого и осязаемого врага, враг обезличен. Душевные терзания Вероники никак не связаны ни с «положением на фронтах», ни со сводками Совинформбюро — они не упоминаются вообще. Содержание картины замкнуто в круг личных проблем, война только фон, антураж: вот противотанковые ежи на улицах Москвы, проходящий по краешку кадра патруль, раненые в тыловом госпитале… Эпизод ухода на фронт Бориса в начале фильма и встречи фронтовиков в его завершении.

Война — это рок, фатум, отрывающий влюбленных друг от друга: «Уйти от тебя трудно, но что же делать, иначе нельзя, война…» — читает Вероника в последней записке Бориса, ушедшего добровольцем на фронт и там погибающего ещё в первой трети фильма. Война — крестный путь, но никак не подвиг.

Фильм ознаменовал в советском киноискусстве отделение героического всеобщего от «нормального» индивидуального, в котором места героическому нет — этим, а не только виртуозной работой оператора и необычностью красоты и потрясающей органичностью Татьяны Самойловой в роли Вероники он поразил советского зрителя. Вместо эпоса «соцреализма» — пронзительная лирика. В фильме никак не представлена коллективность, объединенная единой целью — необходимостью противостояния общему врагу. В массовых сценах толпа распадается на портреты отдельных людей, да, выразительно и разнообразно очерченных, но это индивидуальные или групповые портреты, а не «портрет эпохи». Просто люди, вырванные из нормальной жизни безликим роком войны.

Вероника, Белка, как её называл Борис, с её простенькой песенкой «Журавлики-кораблики летят под небесами, и серые, и белые, и с длинными носами» — не готова к тяготам. Даже начало войны в её настроении ничего не меняет, она по-прежнему просто влюблена и мечтает о свадьбе.

Отсутствие известий от Бориса и гибель родителей становится для неё ударом. Цепляясь за «нормальность», она выходит замуж за двоюродного брата Бориса — Марка. Кредо Марка (Александр Шворин): «Ну и пусть [война]». «Во время войны, главное не растеряться, сохранить ритм нормальной человеческой жизни», — и достает себе бронь, как «наиболее ценному»«Может быть здесь мы найдем покой», — говорит он Веронике в эвакуации.

Осуждающей её сестре Бориса Ирине (Светлана Харитонова) Вероника отвечает: «Ты мне просто завидуешь: у меня есть муж, а у тебя нет». Муж — атрибут этой самой покойной нормальности.

Но где простые человеческие добродетели — честность, верность, любовь в этой «нормальной человеческой жизни»? Всё поругано. Марк связан с такими же, как и он сам, шкурниками, мещанами, умеющими «нормально» устраиваться в любых условиях, и они, конечно же, ни за что не станут подвергать свой покой даже минимальному риску и всегда найдут возможность «устроить катание из конца в конец… катанье назло природе, вдвоем, до полного забвения». Да, Марк в фильме осуждается, его компания показана карикатурно. Но разве не они спустя всего пару десятилетий стали «героями нашего времени»?

Нет ожидаемого покоя: Вероника «как тень ходит», она ждет известия от Бориса. «От кого ей ждать письма, муж под боком. Не то что мы, солдатки», — судачат с завистью соседки.

Горячее обращение врача Федора Ивановича (Василий Меркурьев) к раненому солдату, получившему письмо с известием об измене невесты: «…Это она свое счастье потеряла. А не он. Променяла на какую-то тыловую крысу. Мелкая душонка. Разве понимают они какие крестные муки вы несете за них же… А она ничтожного испытания временем не выдержала…», — потрясает её. «Я умираю, Анна Михайловна…»

— У вас осталась жизнь, Вероника. — А я не хочу жить. — Забудьте прошлое, человеку свойственно забывать. — А я не хочу забывать. — Нельзя же самого себя до конца казнить за ошибки. — Надо. До конца.

Но Вероника прощена — если не собой, то зрителями.

Заключительный эпизод фильма: 9 мая, встреча фронтовиков на вокзале. Всё то же: бесконечная галерея портретов и Вероника, пробирающаяся сквозь толпу в эфемерной надежде — а вдруг. Вдруг Борис жив и вернулся, «ведь его мертвым никто не видел». И нет у Вероники радости от Победы, не её это победа…

Выступает оратор: «…никогда не угаснет лютая ненависть к войне. Мы сделаем все, чтобы будущие невесты никогда не теряли женихов, чтобы матери не дрожали за жизнь своих детей… мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни…». Новой «нормальной» жизни?

Источник: Подробнее ➤

Читайте также: Число душевных устремлений Подробнее ➤

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Секс и карьера? Это совместимо? Или я не в материале, и секс мешает карьере?

Академик Исаев Вячеслав Арташесович и я, ваша Валентина Стала размышлять, конечно. Вспоминать, что слышала об этом, что читала, что мне говорили умные респонденты во время моей работы. Знаете, дорогие мои,

«Стакан воды» – это Эффект бабочки XIX века

Сегодня поговорим немного о культуре. И обратимся к французской драматургии середины XIX века. Пьеса «Стакан воды, или Причины и следствия» — пятиактная комедия Огюстена Эжена Скриба,1840 г. Интрига:...

Фильм + цензура = 0

Принцип "лучше перебдеть, чем недобдеть" всё больше укореняется на телевидении. Если начиналось всё со странной и непонятной по сути "возрастной категории" и заблюривания сигарет и женской груди,...

Секс и карьера? Это совместимо? Или я не в материале, и секс мешает карьере?

Академик Исаев Вячеслав Арташесович и я, ваша Валентина Стала размышлять, конечно. Вспоминать, что слышала об этом, что читала, что мне говорили умные респонденты во время моей работы. Знаете, дорогие мои,

Обзор Xiaomi 17 Pro Max — с экраном сзади.

Рассмотрим три новых смартфона от Xiaomi: Xiaomi 17, Xiaomi 17 Pro и Xiaomi 17 Pro Max. Все три телефона напоминают iPhone 17 Pro. Главное нововведение — второй экран на задней панели Xiaomi 17 Pro.

Кошачий "взгляд Кубрика"

«Взгляд Кубрика» — культовый приём режиссёра, по которому сразу понятно: у персонажа ...
01:01
Поделитесь этим видео

Ушёл из жизни актёр Василий Фунтиков, сыгравший в фильме «Каникулы Кроша». Тот самый Крош, которого очень любили советские зрители

Есть актёры, которым не надо постоянно мелькать на экранах, им достаточно сыграть всего лишь одну роль, чтобы остаться в сердцах и памяти зрителей навсегда. Крош, будучи честным, прямым и справедливым человеком,...
03:53
Поделитесь этим видео

Учительница поставила с детьми спектакль о ВОВ. Но чиновница решила ее наказать

Учитель поставила спектакль ко Дню Победы с ребятишками. «Сын полка». Все радовались. Праздник же. Все советские люди читали эту повесть, переживали за мальчика, радовались его успехам, ненавидели фашизм.

Как юрист соблюдает свои профессиональные стандарты даже на личных аккаунтах. Резонанс штука сложная и не простая. Недавний случай.

Доброго время суток, уважаемые читатели юридического сайта 9111.ru! Вчера вечером, около девяти часов, мне позвонил один пользователь и сразу решил рассказать мне свою судебные дела, после смерти его жены.