Новаторство и преемственность в советской концепции отечественной истории (1930-е – 1950-е гг.)
Введение

Тема
Одним из ключевых направлений гуманитарной политики большевиков после прихода к власти стало формирование нового общественного сознания. Важным его компонентом явилось переосмысление национального прошлого, выработка исторической концепции, отвечавшей идеалам складывавшейся социалистической государственности. Сразу после победы Октябрьской революции закипела деятельность на фронте исторической науки: вся предшествующая историография была подвергнута ревизии, развернулась работа по созданию марксистской версии отечественной истории. В её основу легли теоретические положения учения К. Маркса об историческом материализме. Ведущим идеологом и организатором новой исторической науки в первое послереволюционное десятилетие стал М.Н. Покровский. Учёный и политический деятель, он сыгравший определяющую роль в устроении системы исторического образования и подготовки научных кадров в 1920-х – начале 1930-х гг. Покровский явился создателем первой марксистской концепции российской истории, которая нашла отражение в его фундаментальном труде «Русская история с древнейших времён», а также в сочинении «Русская история в самом сжатом очерке». В них автор представил трактовку прошлого в русле теории торгового капитала. Данные книги на полтора десятилетия стали основными учебными пособиями по истории страны, на них воспитывалось поколение молодых советских учёных и педагогов. Покровский скончался в 1932 г. Возражения против отдельных положений его концепции звучали при жизни учёного, однако не поколебали коренных её положений. Настоящая борьба против наследия Покровского началась после его смерти. Прежде критика не выходила за рамки научного сообщества и не притязала на разрушение ключевых положений концепции торгового капитала. Однако с середины 1930-х гг. положение изменилось: наступление на концепцию Покровского обрело системный и централизованный характер. Почин кампании против исторических воззрений Покровского дало высшее политического руководство: в 1934 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома о преподавании гражданской истории в школе. Состояние дел в данной области признавалось неудовлетворительным. Документ гласил: «Учебники и само преподавание носят отвлечённый, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей – учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлечёнными социологическими схемами»
Список литературы:
АРАН. Ф. 2019. Оп. 1. Д. 13.
К изучению истории. Сборник. М. : Партиздат, 1937. 38 с.
Смирнов П. Образование Русского государства в XIV–XV вв. // Вопросы истории. 1946. № 2-3. С. 55-90.
Сталин И. В., Жданов А. А., Киров С. М. Замечания по поводу конспекта по истории СССР // Сталин И.В. Сочинения. Т. 14. М. : Писатель, 1997. С. 40–42.
Тихомиров Н. В. Идейно-политический аспект полемики вокруг исторической концепции М. Н. Покровского в 1930-е гг. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: история и политические науки. 2020. №1. С. 64-72. DOI: 10.18384/2310-676X-2020-1-64
Тихомиров Н. В. Проблема возникновения централизованного русского государства в работах отечественных историков конца 1930-х – начала 1950-х гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1. С. 78-87. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-78-87
Тихонов В. В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х – 1953 г.). М.; СПб. : Нестор История, 2016. 424 с. e-library ID: 27554413.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Ляч Д.А., Бурьянов А.Н. НОВАТОРСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СОВЕТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (1930-Е – 1950-Е ГГ.) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 33(161). URL: https://sibac.info/journal/student/159/227557 (дата обращения: 27.10.2021).
Источник https://sibac.info/journal/student/159/227557
Понравилась моя статья
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

5.9М