Почему Россия станет центром производства японских, корейских, китайских и американских моторов. И не только!

В ближайшей перспективе в Российской Федерации начнется выпуск китайских и американских двигателей. Сегодня у нас на территории России выпускают немецкие (Калуга), французские (Тольятти, Калуга), корейские (Санкт-Петербург) и японские (Владивосток) моторы.
Откуда такое многообразие?
Наши чиновники очень хотят, чтобы бОльшая часть добавленной стоимости автомобиля производилась внутри страны. Для этого перед зарубежными автопроизводителями профильное министерство промышленности и торговли ставит определенные требования по увеличению локализации. В середине первого десятилетия они требовали 30% уровень локализации ("промсборка-1").
Но это мало, поскольку если автопроизводитель сваривает кузов, затем его окрашивает, а затем направляет на конвейер, где его комплектуют в основном импортными деталями и узлами, получается, что большая часть суммы, которую российский автомобилист заплатил за такой автомобиль, утекает за пределы страны и работает в чужой экономике. Так дело не пойдет, решили в правительстве, и в 2010 году придумали «промсборку-2», где уже заявили о требовании 60% локализации. Добавив к сварке и окраске еще и выпуск двигателей, и чтобы ими оснащались не менее трети выпускаемых на российской земле автомобилей.
Учитывая эти требования, выпуск моторов в Калуге в 2015 году начали немцы из Volkswagen. Затем французы на АвтоВАЗе начали производить свои моторы Renault. Американцы из Ford построили моторный завод для оснащения ими Ford Focus.
Но методика подсчета все же была несовершенная и автопроизводители и их поставщики находили лазейки. В итоге все равно, много наших денег продолжало утекать за границу. По некоторым подсчетам ежегодно около 20 млрд долл. США.
И вот тогда чиновники придумали третью промсборку. И считать локализацию начали совсем по-иному. По баллам.
Если автопроизводитель выпускает автомобили из российского металла, из всех автокомпонентов, которые изготовлены в России, то такой автомобиль тянет в новой оценке на 8 800 баллов.
Но наши чиновники люди все же адекватные, они понимают, что полностью российский автомобиль сегодня это из разряда утопии. Мы же не какой-нибудь Иран, который 30 лет под санкциями и научился делать все сам. Потому самая высокая планка определена в 5900 баллов, и к ней надо стремиться к 2028 году.
Почему нужно стремится? Да потому что от начисленных баллов зависит господдержка. Слышали что такое утильсбор? Сначала автопроизводитель его платит, а затем ему возвращают эту сумму из госбюджета. Потому важно соответствовать установленному уровню по баллам.
С 1 января 2022 года, для получения господдержки, нужно набрать 1200 баллов, а с 1 января 2025 года – 1 400 баллов. Дальше - больше. А чтобы участвовать в госзакупках уровень еще выше.
Почему Ford Transit выставили за дверь
Недавно произошел довольно интересный случай. Коммерческий автомобиль Ford Transit набрал 1 195 баллов и мимо предприятия «Соллерс Форд», где выпускают «транзиты», в сторону другого участника конкурса пролетела кругленькая сумма в 5,6 млрд руб. которые государство оплатило бы за кареты скорой помощи и 9,7 млрд за школьные автобусы. А все дело в том, что когда чиновники посчитали баллы, то оказалось что автомобили Ford Transit потеряли в этом году 500 баллов.