Евдокименко Юлия Николаевна
Евдокименко Ю. Н. Подписчиков: 36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 499

Условия применения закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Из ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент) может проводиться только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Необходимость наличия специальных оснований для закупки у единственного контрагента

Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, определяющей случаи закупки у единственного контрагента, требует наличия для этого специальных оснований, которые могут быть разделены на следующие группы:

-особое правовое регулирование какого-либо рынка, делающее невозможным или затруднительным обеспечение на нем конкуренции - сферы естественных монополий, мобилизационной подготовки, предоставленных государством особых полномочий контрагента, снабжения коммунальными ресурсами, энергоснабжения гарантирующими поставщиками (п.п. 1, 3, 6, 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), или особая принципиальная ограниченность рынка - аренда и (в некоторых случаях) приобретение зданий и помещений, получение банковских гарантий (п.п. 31, 32, 36, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

-особый порядок определения контрагента (в том числе в индивидуальном порядке), исключающий возможность применения конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, - правоприменительными актами Президента и (или) Правительства РФ, решением собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, из перечня российских производителей военной техники и вооружений (п.п. 2, 7, 22, 30 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

-особый статус одной из сторон контракта в рамках уголовно-исполнительной системы (п.п. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

-наличие у одного конкретного лица особых прав в отношении объекта закупки - результата интеллектуальной деятельности (произведения (в том числе литературные произведения, архитектурно-строительные проекты и т.п.), исполнение (песни, спектакля и т.п.)), необходимых для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, исключающих возможность конкуренции (п.п. 10, 13, 14, 17, 19, 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

-особая ситуация, в которой находится заказчик, делающая очевидно нецелесообразным проведение конкурентных процедур, ввиду необходимости срочного осуществления закупки - чрезвычайная ситуация, авария, направление сотрудников в командировку или для участия в мероприятии, лечение пациента по нестандартной схеме (п.п. 9, 26, 28, 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) или "технологического" отсутствия необходимости - выбор контрагента конкурентным способом иным заказчиком (проведение совместных мероприятий, обслуживание помещений или общего имущества здания) (п.п. 16, 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

-особая важность закупки, в том числе ввиду ее связи с государственной тайной (п.п. 20, 21, 40, 41, 42 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

-практическая невозможность определения контрагента конкурентными способами (п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

-очевидная малозначительность закупки, в том числе с финансовой точки зрения отдельных сделок - приобретение или продажа билетов на посещение театра, цирка и т. п. (п.п. 15, 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Выбор закупки у единственного контрагента в зависимости только от суммы (п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)

Исключение составляют п. 4 и (для отдельных категорий заказчиков, рассмотренных в отдельном материале) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, которые допускают закупку у единственного контрагента по выбору заказчика в зависимости только от суммы закупки и доли в совокупном годовом объеме закупок (далее - СГОЗ), без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах, на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (данное ограничение не распространяется на закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства) и до 3 млн руб. - если закупка осуществляется в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть на электронной площадке.

Также установлены ограничения на общий объем закупок на основании указанных пунктов, в том числе - для закупок, осуществляемых на электронной площадке в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в течение года в разных пределах для разных категорий заказчиков, за исключением закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений (определение которых рассмотрено в отдельном материале):

-для заказчиков, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, годовой объем закупок по этому пункту не должен превышать 5 млн руб. или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн руб.;

-годовой объем закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

Правила определения указанных пределов годового объема закупки по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ рассмотрены в отдельном материале.

Различение оснований для закупки у единственного контрагента и требований к ним

По нашему мнению, следует исходить из того, что каждый пункт ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ устанавливает самостоятельное основание для закупки у единственного контрагента.

Это вытекает, прежде всего, из самой необходимости установления основания для закупки таким способом, применяемого в порядке исключения. Представляется очевидным, что для каждого исключения должно быть установлено одно определенное основание.

Кроме того, процедуры закупки, то есть подготовки, заключения и исполнения контракта, в разных случаях, предусмотренных разными пунктами ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут отличаться. К ним применяются разные требования, сочетания которых варьируются от почти полного отсутствия в отношении контрактов, заключаемых на основании п.п. 4 и 5 (кроме закупок, осуществляемых на электронной площадке в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), п. 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (за исключением возможности изменения таких контрактов только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ), до почти полного набора требований, за исключением обязательного требования обеспечения контракта в отношении закупок на основании п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Отсюда, на наш взгляд, следует несколько выводов.

Во-первых, заказчик в каждом конкретном случае может осуществить закупку на основании только одного из пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Отсюда также можно сделать вывод, что фактически одним из оснований применения п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является отсутствие оснований для применения иных пунктов.

Вместе с тем Минэкономразвития России неоднократно давало разъяснения, что заказчики вправе выбирать осуществлять ли им закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ или на основании иного пункта ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, например, п. 1 (см. письма от 28.03.2016 N Д 28 и-757, от 18.02.2016 N Д 28 и-393, от 21.01.2016 N Д 28 и-91, от 18.11.2015 N Д 28 и-3447). Аналогичной позиции придерживаются и специалисты Минфина России (см. письмо от 21.06.2017 N 24-05-07/38889).

Во-вторых, ограничения суммы контракта, установленные п.п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе с учетом ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - в отношении закупок на электронной площадке, не применяются при закупке на основании иных пунктов.

В-третьих, применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ вправе только заказчики, входящие в категории, прямо поименованные в нем (см. также письма Минэкономразвития России от 28.01.2016 N Д 28 и-252, от 11.04.2016 N Д 28 и-892, от 07.12.2015 N Д 28 и-3555). Вопрос о возможности применения этими заказчиками также п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ рассмотрен в соответствующем разделе отдельного материала.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Сто тысяч для мигранта: Почему дворник из Индии ценнее русского?

В Санкт-Петербурге уже появились первые бригады дворников из Индии. Работу свою они выполняют хорошо. Некоторые из них уже хотят остаться в России, несмотря на то что еще очень плохо знают русский язык.
01:12
Поделитесь этим видео

Порядок оформления выплат при получении уведомления о без вести пропавшем на СВО

Совсем недавно я посещала один из военных комиссариатов нашей страны и пока ожидала очереди на прием к руководству , то пообщалась практически со всеми, кто пришел в это учреждение с той же ситуацией,...

Как правильно общаться с токсичным руководителем, чтобы не снижалась продуктивность и не доводить себя до выгорания

Наши отношения на работе мы все хотели бы строить так, чтобы раздражительность руководства не влияла на работоспособность и не приводила к выгоранию, а порой и к увольнению сотрудников. А такие случаи бывают,...

Забвение — это предательство.

История, которую не расскажут в учебниках. Как евреи совместно с другими народами Советского Союза спасали Россию от уничтожения — от разведчиков "Красной капеллы" до создателей атомной бомбы. Леопольд Треппер,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы