Страховой риск и страховой случай по ОСАГО

Страховым риском по ОСАГО, то есть обстоятельством, на случай наступления которого осуществляется страхование, является возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (потерпевших) при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", далее - Закон об ОСАГО).
Реализовавшийся страховой риск именуется страховым случаем (см. п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", абзац одиннадцатый ст. 1 Закона об ОСАГО).
Под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках, заправочных станциях и других подобных территориях). В целях законодательства об ОСАГО не признается использованием транспортного средства эксплуатация установленного на нем оборудования, непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении (абзац третий ст. 1 Закона об ОСАГО).
К страховому случаю по ОСАГО могут быть отнесены обстоятельства, имевшие место не только в процессе движения транспортного средства в буквальном смысле слова, но и при его участии в дорожном движении в других формах, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, в том числе не связанных с процессом физического перемещения транспортного средства в пространстве. В частности, страховым случаем может быть признано причинение вреда в период остановки и стоянки транспортного средства (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58).
Действие ОСАГО распространяется на случаи причинения вреда как посредством самого транспортного средства, так и в результате воздействия перевозимого на нем груза, кроме случаев, когда риск ответственности за причинение вреда воздействием груза подлежит обязательному страхованию в соответствии со специальным законом о соответствующем виде обязательного страхования (пп. "д" п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО).
Не является страховым риском по ОСАГО возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО. Вред, причиненный при указанных обстоятельствах, возмещается в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством (глава 59 ГК РФ).
В связи с тем, что ОСАГО осуществляется на случай возникновения гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни здоровью или имуществу других лиц, в рамках ОСАГО не подлежит возмещению вред, причиненный владельцем транспортного средства собственному имуществу (например, в результате ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих одному владельцу).
Однако в том случае, если транспортное средство, при использовании которого был причинен вред, хотя и принадлежит потерпевшему на праве собственности, но в момент ДТП находилось в законном владении другого лица, страховщик не освобождается от обязанности осуществить страховое возмещение (см. определение ВС РФ от 31.10.2017 N 66-КГ 17-12).
Вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации грузового тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача) (в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица). Отсутствие в полисе ОСАГО отметки об эксплуатации грузового транспортного средства с прицепом не может служить основанием для отказа в страховом возмещении. Однако в таком случае страховщик приобретает право регресса к причинителю вреда (см. п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58).
Действие договора ОСАГО распространяется на случаи причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Страхование риска гражданской ответственности на случай причинения вреда при использовании транспортного средства на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством соответствующего государства или в рамках международных систем страхования (в частности, системы "зеленая карта") (см. п. 1 ст. 6 и ст. 31 Закона об ОСАГО, п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58).