ВБД Юра
ВБД ЮраПодписчиков: 10388
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.1М

Был только миг: как пилоты обледеневшего A321 спасли 200 жизней

248 просмотров
128 дочитываний
72 комментария
Эта публикация уже заработала 6,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

ОБЩЕСТВО 4 декабря 2021, 18:54

Пассажирский самолёт, едва не ушедший в штопор, удалось стабилизировать за несколько секунд до катастрофы

Наталия Быкадорова

В четверг, 2 декабря, самолёт авиакомпании S7, выполнявший рейс Магадан–Новосибирск, экстренно приземлился в аэропорту Иркутска. На борту находились 199 пассажиров и пять членов экипажа. Как заявил перевозчик, из-за обледенения борта отключился автопилот. По информации источника «Известий», обледенели оба двигателя, самолёт стал крениться и быстро терять высоту. О том, как развивалась ситуация в небе и сколько времени было у пилотов, чтобы избежать катастрофы, — в материале «Известий».

«Жутко страшно»

Airbus 321 вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени. Четыре с небольшим часа спустя он аварийно приземлился в аэропорту Иркутска, и 205 человек теперь с полным правом могут праздновать второй день рождения. Как рассказала «Известиям» одна из пассажирок, рейс с самого начала не был спокойным.

— Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — поделилась Екатерина.

По её словам, сильная качка продолжалась около часа, пассажиры ощущали, что самолёт резко потерял высоту.

— Мне казалось, что ещё чуть-чуть — и мы ударимся о землю, — отметила Екатерина.

Пилот объявил, что будет техническая посадке в Якутске, но она не состоялась, и борт пошёл на Иркутск, рассказала девушка. После этого ситуация, казалось, нормализовалась, пассажирам разрешили вставать.

Андрей Никитин, также летевший этим рейсом, говорит, что пассажиры сразу почувствовали — ситуация нештатная. В течение полутора часов самолёт то проваливался вниз, то поднимался.

— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолёт успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.

Взгляд из кабины

«5220, Mayday, Mayday, Mayday. Unreal board speed, research airport», — прозвучал международный сигнал бедствия из кабины пилотов. В Telegram-каналах появилась аудиозапись переговоров, во время которых пилот сообщил диспетчеру о «сильнейшем обледенении» и запросил посадку в ближайшем аэропорту. Сначала его направили на Якутск, но борт не смог зайти там на посадку.

О том, как развивалась ситуация, «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию. По его словам, примерно через 15 минут после взлёта вышла из строя система автопилота, предположительно, из-за обледенения. Управление самолётом перешло в ручной режим. Само по себе это не катастрофа: все пилоты тщательно отрабатывают эту ситуацию на тренажерах, а те, что поопытнее, оттачивали ручное управление и на самолётах. Однако борт бросало вверх-вниз, были проблемы с поддержанием скорости.

Уже после запроса экстренной посадки, на подлёте к Якутску, пилот доложил, что экипаж не может стабилизировать самолёт.

— Сибирь 5220, если есть возможность, набирайте 170-й эшелон для стабилизации.

— Пока ничего не можем, справиться со взлётом…

Обледенение не позволило самолёту набрать нужную высоту, и вскоре борт начал заваливаться, самолёт перешёл на так называемый голландский шаг.

— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолёт начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолёт теряет высоту, задрать нос. После того как самолёт с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолёт в какой-то момент потеряет управляемость, — рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Система подала сигнал «опасность сваливания», а также уведомила об обледенении первого и второго двигателей, рассказал источник. Примерно за 10 секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. По мнению собеседника «Известий», если бы такая ситуация продлилась ещё секунд восемь-десять, катастрофа была бы неизбежна.

Однако пилот смог взять управление под контроль и благополучно приземлиться в аэропорту Иркутска.

В Telegram-каналах появилось интервью с командиром воздушного судна Михаилом Кулагиным. Он подтвердил, что проблемы начались сразу после взлёта.

— Буквально через две минуты после взлёта заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — рассказал он.

Пилот добавил, что в Якутской зоне экипаж дал отбой сигналу «Мэйдэй» и начал набор высоты.

Вина, ошибка или героизм

В авиакомпании S7 подтвердили, что сильное обледенение привело к отключению автопилота.

— S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и ещё до взлёта — на земле, — сказано в пресс-релизе компании.

В нём уточнено, что были потеряны «некоторые сигналы», и судно попало в «сложное пространственное положение». Также в компании отметили, что из-за обледенения показатели скорости, а также некоторые другие, в том числе крена и тангажа, могли быть недостоверны.

— Есть стандарты, как надо обрабатывать [самолёт]. И крылья обрабатывают, и фюзеляж, чтобы там не было наледи и снега. Всё это прописано. Это же всё исторически на крови написано, как и все авиационные правила, — отметил исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель.

Он вспомнил случаи, когда самолёты, которым не провели антигололёдную обработку или провели её неправильно, падали и разбивались. Так произошло с Як-40, который потерпел крушение при взлёте в Шереметьево в 2000 году. Тогда погибли девять человек. Так вышло с АTR-72 авиакомпании «ЮТэйр», который рухнул 2 апреля 2012 года сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало обледенение самолёта во время стоянки. Перед взлетом лайнер не был обработан противообледенительной жидкостью.

Однако есть видеозаписи, подтверждающие, что самолет S7 в аэропорту Магадана был обработан. Правда, пользователи соцсетей задаются вопросом, чем именно. Некоторые предполагают, что обледенение произошло из-за того, что вместо необходимых реагентов борт обработали автомобильной «незамерзайкой».

Пилот самолёта заявил, что крыло у этой модели вынесено далеко назад, в связи с чем из кабины не видно, как происходила обработка. Он пояснил, что всё делается на доверии к обслуживающей компании.

Источник «Известий» уточнил: на самом деле неважно, чем именно обработают самолёт, хоть горячей водой. Главная задача — полностью смыть лёд. Это подтвердил бывший командир воздушного судна Александр Романов. Он пояснил, что двигатели защищает от льда специальная электроника.

— Надо более тщательно разбираться, потому что при проектировании двигателей такие вещи предусмотрены. Есть входные направляющие аппараты, которые нагреваются. Двигатели сделаны таким образом, что лёд с них должен сбрасываться. Есть и электрический обогрев, и наддувы. Поэтому здесь что-то странное произошло, скорее всего, отказ противообледенительной системы, — считает он.

Иркутский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального СУТ СК России сообщил на своем сайте о том, что проводит доследственную проверку по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

На грани катастрофы

Источник «Известий» также рассказал о вероятных причинах того, что самолёт стало резко кренить из стороны в сторону. По его словам, технические особенности А 321 не позволяют двум пилотам одновременно управлять бортом, так как суммируются передаваемые ими сигналы. Предположительно, после отключения автопилота управление вёл второй пилот, потом его взял командир воздушного судна. Затем второй пилот тоже вмешался в управление и из-за одновременных сигналов судно начало раскачивать, сказал собеседник издания. Он уточнил, что такое действие можно охарактеризовать как ошибку, за которой обычно следует выговор. По данным источника издания, второй пилот уже опрошен следствием и его ждёт отработка ручного управления на тренажере.

В то же время заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил «Известиям», что пилоты проявили редкое мастерство пилотирования, справившись с критической ситуацией, когда счёт шёл на секунды.


— Просто удивительные лётчики. Хватило у них мужества, хватило умения управлять этим самолётом с полным обледенением. Это редкий случай, когда на электрическом самолёте ребята справились. Они просто молодцы. Это настоящие герои. (…) Сделали они всё правильно. Очень было сложно, потому что при обледенении самолёт легко мог полностью потерять управление и упасть, — сказал он. — Если бы они потеряли скорость ниже критической, они бы не спаслись. Замечательный командир корабля и экипаж, второй пилот. Не растерялись в такой сложной ситуации. Крены достигали 90 градусов, по тангажу доходило до 40 градусов плюс-минус и перегрузки [были] мощнейшие.

Иного мнения придерживается заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.

— Самолёт попал в зону интенсивного обледенения, в результате чего начали отказывать приборы, которые показывают скорость. Экипаж это своевременно не заметил и обнаружил только тогда, когда самолёт несколько раз свалился в штопор, — предположил он. — По тем показателям, которые мы имеем, самолёт был на грани катастрофы.

Магаданская транспортная прокуратура проводит проверку соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов, уделяя внимание и наземному обслуживанию самолетов в аэропорту.

Подробнее ➤

Проголосовали:46

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

72 комментария
Понравилась публикация?
2 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Опрос дня:МФО

Комментарии: 72
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Марина Е
Подписчиков 73
сегодня, 20:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг55.4к
Время является одним из самых драгоценных ресурсов, который не подлежит возврату. Поэтому ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Аверкова Татьяна Николаевна
Подписчиков 32526
сегодня, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели и подписчики!Хочу с вами поделиться ...
Подробнее
Неинтересно
0
45
Ваганов Максим Владимирович
Подписчиков 6419
сегодня, 18:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Друзья, хочу немного рассказать, как однажды в Москве нужда заставила меня снять койко-место,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Денис
Подписчиков 9425
сегодня, 14:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.4М
Статистика и реальность.Включая телевизор и слушая радио. Можно смело сказать - что нищеты в России нет!
Подробнее
Неинтересно
-3
91
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7139
сегодня, 06:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.4М
Как говорят: мой дом – моя крепость. И это так и есть, потому что переступая порог своего жилища,...
Подробнее
Неинтересно
0
44
Валерий Ш
Подписчиков 26830
сегодня, 15:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46.4М
В тяжёлые и смутные времена на политическую, информационную, патриотическую ...
Подробнее
Неинтересно
01:30
Поделитесь этим видео
-1
30
Людмила Андреевна Сызранова
Подписчиков 1199
сегодня, 11:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг845.9к
и это просто месяц, про который мы помним со школы: "Люблю грозу в начале мая..."Мир вашему дому!
Подробнее
Неинтересно
0
28
Валентина
Подписчиков 17576
сегодня, 08:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.2М
Личное эго? Средняя t°, ой, З/П? Абсурдизм? Лукавство? Кто подсуропил? Чиновники? Модальная,...
Подробнее
Неинтересно
01:49
Поделитесь этим видео
-7
109
Андрей
Подписчиков 365
сегодня, 15:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг659.8к
В Мосгорсуд для защиты заместителя министра обороны Тимура Иванова было доставлено сразу четыре больших пакета,...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Елена Викторовна
Подписчиков 1541
сегодня, 10:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Как хочется на завтрак полакомиться вкусной, свежей, мало солёной красной рыбкой. От такого ...
Подробнее
Неинтересно
0
27
Записки копирайтера
Подписчиков 2011
сегодня, 11:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.1М
Всем приветики. Погодка в этом году весёлая. Зимой то снег, то дождь. К слову - настоящая осень.
Подробнее
Неинтересно
-1
35
Котаева Альвина Руслановна
Подписчиков 1030
сегодня, 19:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.7М
Подробнее
Неинтересно
00:12
Поделитесь этим видео
0
7