Тайна 4-х стихий: масти игральных карт и темпераменты людей.

2Задолго до видеоигр люди уже моделировали жизнь, войны, интриги, бизнес.
Ни одно популярное периодическое издание не обходится сейчас без астрологов, хиромантов, каббалистов и прочих. Интерес публики к таинственному миру магии всегда велик. Уделим же и мы несколько страниц искусству предсказания – гаданию на картах.
Игральные карты при внимательном взгляде на них не могут не интриговать: разнообразие игр, сложная логика взаимоотношений, чередование взлетов и падений, неудач и удивительного везения. Все это слишком напоминает жизнь, чтобы приравнять карты, скажем, к домино или к таким черно-белым, чисто военным, играм как шахматы и шашки. Даже негативная роль карт – завораживающая сила азарта происходит отсюда же: карты не только напоминают жизнь, они могут быть интереснее и дороже жизни, но это уже другая тема.
В картах есть то, что современная наука называет
системностью. Колода карт полностью соответствует тем требованиям к
моделированию сложных систем, которые применяются в современных компьютерных
прогнозах знаменитого Римского клуба. Но ЭВМ здесь не нужны.
Есть четыре основных темперамента: холерик – бубновая масть, сангвиник – пика,
флегматик – треф, меланхолик – черва. Есть короли и дамы, характеризующие
зрелую личность, и валеты (или пажи) – те же темпераменты в молодости, причем
между юношами и девушками разница не существенна. Числовые карты – набор
стандартных ситуаций, имеющих отношение к разным сферам:
- семья, духовная жизнь, удовольствия, это черва;
- деньги, деловая активность – бубны;
- общение, общественная служба – трефы;
- здоровье, внутренняя и внешняя энергия – пики.
Если говорить о темпераментах, то нужно вспомнить И.П. Павлова, великого
физиолога: «Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного
человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя
кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».
Это значит, что любые человеческие взаимоотношения можно свести к
взаимодействию четырех мастей. Это особенно хорошо видно в «Трех мушкетерах»
Дюма:
- д`Артаньян – буба, холерик, авантюрист, творец нового, из таких получаются
отличные предприниматели. Естественно, он с юга и лучшее время года для него –
лето.
- Атос – пика, сангвиник, сила и ровная энергия, авторитет, это тип
руководителя. Весна, запад.
- Портос – трефа, флегматик, простоват, но честен и исполнителен, на таких
держится порядок. Отличный человек для армии, полиции, аппарата. Понятное дело,
слегка подторможен и подморожен – север, зима.
- Арамис – черва, меланхолик. Червовый валет считается подверженным чрезмерным
чувственным удовольствиям, но король признается отличным воспитателем,
наставником, хранителем духовности, врачевателем. В логике карт развитие идет
от жажды удовольствий к пониманию красоты, а от нее к высокой духовности.
«Восток – дело тонкое», - таки-да. Ну и осень с ее буйством красок, тихой
печалью и мудростью…
Вообще «Три мушкетера» отлично характеризуют всех вальтов, «Двадцать лет
спустя» - королей.
Как давно сложилось понятие о темпераменте и как это связано с историей карт –
пока неизвестно. Уже Аристотель, а до него Гиппократ пользовались учением о
темпераментах или о взаимодействии четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли (именно пользовались как древней и надежной истиной). Вся античная и
средневековая медицина построена на взаимодействии четырех стихий.
«Все, что природа накопить сумела,
Незримо входит и в природу тела.
Земля и воздух, - прав был Гиппократ,
Вода, огонь – сей составляют ряд.
В любом из нас стихии те четыре.
Круговорот их вечен в этом мире.
Избыток иль нехватка лишь одной
Грозят больному тяжкою бедой.»
Эти строки написал знаменитый Абу Али ибн Сина.
Основным методом диагностики в Древнем Египте, а позже и
в Греции была инкубация – толкование «священных снов». Историк медицины Н.Д.
Лебедев так описывает эту процедуру: «После жертвоприношения и усердных молитв
в храме, больных клали спать или на коже в жертву принесенного овена (барана),
или в таинственном месте египетского храма, чтобы через сон получить благодать
божескую…
В некоторых храмах вместо больных сновидения имели сами жрецы и толковали сны,
в которых являлось им божество с наставлениями или помощью, или открываемы были
спасительные средства. Здесь-то они и предписывали средства от излечения».
На наш взгляд, именно замена толкования снов больного на сны жрецов
сопровождалась развитием системы символов – инструмента диагностики и
предвидения. Вполне вероятно, что «священно сновидение» жрецов в реальности
стало уже гаданием с помощью знаков четырех стихий. Сами эти знаки держались в
строгой тайне.
Например, древнегреческий историк Павсаний описывает Лейбадейскую пещеру
Трофония (прорицателя, чей культ постепенно сблизился с культом Асклепия,
бога-врачевателя). Жрецы здесь предсказывали, находясь в глубине пещеры, где
никто не мог их видеть, не только исход болезней, но и вообще будущее.
Учение о четырех стихиях сложилось в Древнем Египте. В Древнем Китае кроме
воды, воздуха, огня и земли, важнейшую роль играл еще металл.
Из Египта, но уже в XIV веке вместе с кочующими цыганами и вернувшимися из
походов к Святой Земле крестоносцами в Европу попали карты.
Средневековые мистики приписывают создание карт древнеегипетскому богу Тоту.
Тот рассматривается сейчас некоторыми исследователями как собирательный образ
культурного героя – изобретатель иероглифики, календаря и еще очень многих как
социальных, так и сугубо практических новинок. Ему, например, приписывают
изобретение клистира, солнцезащитных очков и других полезных, но несколько
забавных мелочей.
Карты называют древнейшей книгой - книгой Тота. В ней каждый читает о себе.
Несмотря на толстый слой мистической абракадабры, такая версия вполне вероятна.
В Древнем Египте, помимо обычных культовых храмов, существовали "Дома
жизни", где велись научная и учебная деятельность, а главное - тщательные
записи всех событий в течение сотен и тысяч лет. Их называли "Анналы
Тота". На основе их анализа и могла сложиться система гадания по четырем
стихиям. Вначале инструментом его была большая деревянная доска с делениями, на
которую бросали четыре цветных кости-фишки:
- зеленая, символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды, дающей жизнь,
но и несущей катастрофы. В средневековых картах символ масти посох, жезл, палка
с зелеными листьями, которые при упрощении печати и применении шаблонов стали
черными пиками. Необузданная энергия пиковой масти всегда настораживает
гадалок, одна пиковая дама чего стоит!
- желтая фишка, символ интеллекта, создания нового, лета, огня, юга, делового
успеха. В графике карт это солнце, монета, золотой бубенчик или символ огня,
зажженного факела - ромб, каре;
- голубая, символ простоты и порядочности, бескорыстного служения (вспомните
русское слово "голубчик" - это вовсе не человек с синеватым лицом).
Это зима, север, воздух. В картах средних веков - желудь с голубым колечком (символ рыцарства у германцев) или скрещенные мечи, шпаги - отсюда крест,
трефы.
- наконец, красный цвет фишки связан, конечно, с красотой, радостью,
удовольствиями. Но, прежде всего, это символ духовности и пассивного начала -
земли, востока, осени. В картах изображались кубки, чаши как атрибут причастия
и брачного обряда, а также сердца - известный символ милосердия, иногда книги.
Эта масть связывается с педагогикой, передачей чужих знаний дальше. Для
добывания знаний нужен другой характер - д'Артаньяна, бубновый.
Но, конечно, в жизни все сложнее, чем в "Трех мушкетерах", и чистые
типы темпераментов бывают только в романах.
Стихии взаимодействуют не только в окружающем мире, но и внутри каждого из нас.
Всеобщую взаимосвязь изменений в природе и в человеке показывает Ибн Сина:
Зимою в теле флегмы проявленье,
А по весне приходит кровь в волненье.
Желчь желтая преобладает летом.
Желчь черная - порой осенней, следом."
Эта зависимость, кстати, подтверждается современной социологией на фактическом
материале.
Вероятно, в древности по картам предсказывали и погоду, и политические события.
Существует четкая взаимосвязь между символикой карт и гаданием по руке,
звездам, Каббале.
Но со времен крестоносцев карты говорят только о судьбе, и это искусство не
исчезает уже полтысячи лет. Считать ли такую практику "критерием
истины"?
Объяснение здесь простое. Не карты говорят вам о будущем, а вы сами, используя
их как инструмент самоанализа, активизации воображения и жизненного опыта,
проигрываете в уме возможный ход событий. Лучше всего это сделать в беседе с
подругой (женский тип мышления, в котором преобладают образы, наилучшим образом
подходит для карточного гадания).
Настраиваете себя на активные решительные действия или наоборот на спокойное
выжидание и все получается так, как подсказали карты; а вернее древние участки
вашего мозга, информация от которых идет не в виде слов, а виде образов.
Вызвать и расшифровать эти образы помогает древний язык карточной колоды.
Читайте также: Салициловая мазь и спирт Подробнее ➤
Три главных канала тонкого тела Подробнее ➤