Новый взгляд на исправление террористов
В ч.2 ст.43 УК РФ в качестве одной из целей наказания обозначено исправление осужденного. Таким образом, суд должен назначить такое наказание, которое будет способно достичь желаемого государством и обществом эффекта, а именно исправить осужденного. В тоже время, как верно замечает Н.А. Крайнова, данная цель является одной из самой спорных из предусмотренных в указанной статье.
Спорность данной цели наказания, по мнению Н.А. Крайновой, заключается в том, что как показывает статистика, после применения уголовного наказания большой пласт лиц не исправляются, следовательно цель является недостижимой. Одним из аргументов ею приведена статистика совершения преступлений за январь-декабрь 2019 г., согласно которой выявлено 931,1 тыс. лиц, совершивших преступления (-3,7%), а удельный вес ранее судимых лиц увеличился с 28,3% до 29,1%; каждое второе (58,3%) расследуемое преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления.
Согласно ч.1 исправление осужденного предполагает формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулирование правопослушного поведения. Приобретение этих качеств означает, что лицо перестало быть общественно опасным. По верному замечанию Т.Ф. Минязевой и Д.А. Добрякова «содержащееся в законе определение исправления осуждённого делает акцент на личности преступника, а не на преступлении, которое эта личность совершила (как следовало бы, ведь наказание, прежде всего, является следствием совершения преступления, а никак не следствием «преступности» какого-то лица), на формировании у лица уважительного отношения к обществу и его ценностям, а не на осознанном воздержании от совершения новых запрещённых Уголовным кодексом деяний» .
Несмотря на то, что данная цель повторяется к уголовном праве, так и в уголовно-исполнительно, исследователи утверждают, что цель исправления осуждённого в уголовно-исполнительном законодательстве имеет более широкое содержание, чем в уголовном, поскольку предполагает достижение совокупности юридического и социального исправления посредством полного преобразования «социально-психологического облика осуждённого» . Однако уголовно-исполнительное право, хоть и является отдельной и самостоятельной отраслью российской правовой системы, в тоже самое время носит некий процессуальный характер по отношению к уголовному праву, конкретизируя общие положения уголовного закона.
Т.Ф. Минязева видели несколько проблем в исправлении осужденных как цели наказания:
• невозможность полного преобразования социально-психологического облика преступника в рамках применения уголовного наказания и по средством мер уголовно правового и уголовно-исполнительного воздействия;
• реальное, юридическое, исправление, по их мнению, является частной превенцией, а не самостоятельной целью наказания;
• цели наказания, должны быть реальными, достижимыми, достижимыми всеми наказаниями за все преступления в равной мере.
Следует отметить, что исправление осужденного может быть достигнуто только путем комплексного применения нескольких отраслей права: уголовно, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального.
Исправление осужденного, являясь целью уголовного наказания, является также и критерием его эффективности. Ведь только то наказание можно считать эффективным, которое достигло своей цели. Иначе говорить об отказе от кары, как цели наказания, не приходиться, т.к. иного воздействия, иного результата оно не
Средства исправления осужденных также перечислены ст.9 УИК. К ним относятся режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Рассматривать каждое из средств не входит в задачи данной работы. Следует только сказать, что к средствам можно также отнести и принудительные меры воспитательного воздействия, т.к. они также преследуют цель исправления осужденных. Также меры, которые суд накладывает при условно-досрочном освобождении, при условном осуждении и проч. Это еще раз подтверждает комплексность исправления осужденных.
Способы и меры, направленные на исправление осужденного, напрямую должны зависеть от преступления, им совершенного, от характера и степени общественной опасности данного преступления, а также от личности осужденного.
Терроризм является явлением идеологическим, основанным на абсолютно разных религиозных, образовательных, политических, экономических и иных тенденциях, существующих в мире. Причин, по которым лицо приобретает террористические идеи, огромное количество. «По мнению экспертов, политическая нестабильность, вражда между отдельными социальными группами и массовые нарушения прав человека оказывают наиболее существенное влияние на распространение терроризма» .
Суд при назначении наказания за преступления, связанные с террористической деятельностью, оказывает большое влияние на реализацию цели исправления осужденного: порицает противоправный поступок лица от имени общества и государства; выносит справедливый и законный приговор, формируя у лица уважительное отношение к правопорядку. При этом отдельно стоить заострить внимание на такой форме реализации цели исправления осужденного, как выбор судом места (т.е. учреждения), где лицо, признанное виновным в совершении хотя бы одного террористического преступления, будет отбывать назначенное ему наказание.
Стоит также отметить, что речь идет о назначении такого вида наказания, как лишение свободы (на определенный срок или пожизненное), т.к. абсолютное число санкции статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений, связанных с террористической деятельностью, содержат лишение свободы как безальтернативный вид наказания.
Федеральный закон от 27.12.2018 №569-ФЗ внес существенные изменение в порядок назначения исправительного учреждения осужденным за преступления, связанные с террористической деятельностью. Данный закон устанавливает правило об отбывании части срока наказания в тюрьме в отношении осужденных за преступления террористической направленности. В том случае, если совершено особо тяжкое преступления такого характера, то отбывание основной части срока наказания в тюрьме является обязательным.
По действующему до момента вступления в законную силу данного закона законодательству лицам, осужденным за совершение тяжких преступлений террористической направленности, может быть назначено отбывание наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов.
В.И. Пискарев, являющийся соавтором данного нововведения пояснял, что осужденные за совершение преступлений террористической направленности лица, которым в виде наказания назначено лишение свободы и которые отбывают его в исправительных учреждениях, имеют возможность пропагандировать радикальную идеологию, вовлекать других заключенных в деятельность, нарушающую закон, создавать экстремистские группировки и вербовать новых членов в террористические организации, что несомненно влияет на реализацию целей наказания, на исправление осужденных. Также, по его словам, в тюрьмах более строгий режим, осужденные в течение срока отбывания наказания содержатся мелкими группами и имеют минимальный контакт с остальными лицами, отбывающими наказание, их круг общения очень строго ограничен.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что на момент до принятия данного законопроекта силу положений статьи 58 УК России лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической или экстремистской направленности, как было сказано ранее, может быть назначено отбывание наказания как в колонии-поселения, так и в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, где осужденные содержатся в отрядах и могут иметь значительный круг лиц для общения. При таких условиях появляется и возрастает возможность распространения среди осужденных экстремисткой идеологии, а также вербовка данных лиц в осуществление террористической деятельности.
Далее в пояснительной записке указано, что учитывая порядок и условия отбывании наказания в тюрьме, а также то, что ст.58 УК РФ в отдельных случаях лицам, осужденным к лишению свободы за совершение особо опасных преступлений, отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, «в целях предотвращения развития радикальной идеологии в местах лишения свободы законопроектом предлагается дополнить перечень преступлений, при совершении которых лицам может быть назначено отбывание наказания в тюрьме, преступлениями террористической направленности, а в случае совершения особо тяжкого такого преступления - установить правило об обязательном отбывании первой части срока наказания в тюрьме» .
Данная инициатива была поддержана Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и в конце декабря 2018 года данные изменения В УК РФ были приняты.
Переходя к оценке данных изменений, внесенных относительно недавно, следует признать, что данный законопроект является существенным шагом в развитии института отбывания наказания для лиц, осужденных за совершение преступлений террористической направленности.
Отграничение лиц, совершивших преступления террористической направленности от иных осужденных является верным шагом. Законопроектом выделена цель нераспространения экстремисткой идеологии среди осужденных и исключение возможности вовлечение их в террористическую деятельность. Однако данные изменения напрямую сказываются и на исправление самих осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений террористического характера.
В связи с более строгим режимом, а также с тем, что круг межличностных связей строго ограничен, у лиц, отбывающих наказание в таких условиях, не способных передавать свои взгляды и убеждения, развивать их, могут наблюдаться изменения в сторону стирания экстремисткой идеологии и приобщения к принятым в обществе правилам и нормам общежития. В тоже самое время лица, которые «осуществили» террористическое преступление, но которые в момент его совершения либо после сомневались в правильности своих действий, которые «начали становиться на путь исправления», будут ограничены от потустороннего воздействия на их внутренние установки.
Особое внимание обращает подход законодателя к тому, что обязанность отбывания наказания в тюрьме напрямую связана с характером и степенью общественной опасности преступления. В законе прямо перечислены случаи, когда лицо обязано отбывать часть наказания в тюрьме, а когда только может. В частности, за совершение преступлений, предусмотренных ст.205.2, ч.2 ст.205.4, ч.1 ст.206, ч.1 ст.211, ст.220, ст.221 и ст.360 УК РФ отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме. В то время как за совершения иных преступлений террористической направленности, предусмотренных ст.205, ст.205.1, ст.205.3, ч.1 ст.205.4, ст.205.5, чч.2-4 ст.206, ст. 208, чч.2-4 ст.211, ст.277-279, 361 УК РФ обязательно отбывание части срока наказания назначается в тюрьме.
В тоже время, в тюрьмах осужденные отбывают наказание не весь срок, назначенный судом, а определенный период, после которого переводятся в исправительную колонию, вид которой определяется также судом. В связи с этим, суд играет первостепенную роль в отношении назначения учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный, а также срока, который он будет отбывать.
Поскольку отбывание наказания в тюрьме носит в ременный характер, может назначаться только на определенную часть от общего срока наказания, то суду необходимо при назначении учреждения лицу, осужденному за совершение преступления террористической направленности, назначить такой период отбывания наказания в тюрьме, который непосредственно бы повлиял на исправление осужденного. И при этом суд максимально должен учитывать рассмотренные нами ранее характер и степень общественной опасности конкретного преступления, личность виновного, рассмотренного как с социально-демографической, так и нравственно-психологической стороны, а также должен учитывать и иные обстоятельства, непосредственно характеризующие совершенное преступление и личность преступника. Суд должен учитывать все эти положения не только при определении срока отбывания наказания в тюрьме, но также и в случае ряда статей УК РФ и надобности отбывания части срока наказания в тюрьме.
Несмотря на то, что как было сказано ранее, благодаря принятию данного закона произошел значительный скачек в порядке отбывания наказания и исправления лиц, осужденных за совершение террористической деятельности, необходимо отметить, что остаются значительные вопросы и проблемы.
Отбывание наказания в тюрьме, в отличие от иных исправительных учреждений носит временный характер, что обусловлено большей строгостью отбывания наказания с точки зрения правовых ограничений. Временный характер отбывания наказания влияет непосредственно как на исправление осужденного, так и на судейское усмотрение при назначении наказания. Становится не понятным, приведет ли содержание в тюрьме к желаемым со стороны общества и государства последствиям, а также какой срок отбывания в тюрьме необходимо назначить. В тоже время, принуждать заключенного к отбытию наказания в тюрьме на весь срок лишения свободы представляется, в силу строгости тюремного режима, негуманным и не практичным.
При этом мировой практике давно известны специальные тюрьмы, в которых отбывают наказание лица, осужденные за совершения конкретного рода преступлений, а также лица, обладающие определенным статусом (в частности, сотрудники правоохранительных органов). Особую известность имеет тюрьма Гуантанамо, открытая в 2002 году, находящаяся на арендуемой Соединенными Штатами Америки у Кубы военно-морской базе. В данной тюрьме находятся лица, совершившие согласно американскому законодательству преступления террористической направленности. И несмотря на многократное обращение внимания как местного, так и мирового сообщества к данной тюрьме, связанного, в первую очередь, с порядком обращения с осужденными и с регулярным нарушением прав человека, данная тюрьма до сих пор функционирует.
На наш взгляд, в России необходимо создание специальных уголовно-исполнительных учреждений, непосредственной целью которых будет являться исправление осужденных за совершение террористических преступлений. Данное нововведение, на наш взгляд, поможет достичь результатов как в реализации исправления осужденных, так и в противодействии терроризму.
Данные исправительные учреждения смогу функционировать как внутри учреждений, в которых уже исполняются наказания, связанные с изоляцией осужденных от общества, так и как отдельные учреждения. Поскольку построить исправительное учреждение, тем более нового типа, довольно затратно, то на первых этапах можно перепрофилировать части некоторых не заполненных исправительных учреждений.
Деятельность таких учреждений, как представляется нам, должна быть комплексной, а именно включать такие отрасли как психология, юриспруденция, образование и т.п. Не последнее место должна занимать и религиозная составляющая. Данные направления должны стать основой функционирования исправительных учреждений специального типа, в которых будут отбывать лишение свободы лица, осужденные за совершение преступлений, связанных с террористической деятельностью. В каждом направлении деятельности должны быть разработаны специальные методики. На законодательном уровне необходимо внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительные кодексы, где детально регламентировать, за какие преступления назначается отбывание наказаний в данных учреждениях (преступления экстремистской и террористической направленностей), а также режимы и условия отбывания наказания. В подведомственных актах, в первую очередь в актах Федеральной службы исполнения наказания все положения должны быть детализированы. Все методики работы с преступниками-террористами должным быть научно-обоснованы, соответствовать современным исследованиям в области противодействия терроризму, в области психологии, в частности психологии терроризма как такового, и лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
Безусловно, создание данного рода учреждений потребует большого количества затрат, связанных как с возведением данных сооружений, так и с разработкой особых методик и законодательных положений. Затрат как материальных, так и временных.
В то же самое время, отмечая очередные плюсы данного нововведения, следует отметить, что значительно снизиться уровень судейского усмотрения при выборе исправительного учреждения, ведь суду не придется выбирать. Суду останется лишь определиться со сроком, определенным либо пожизненным.
Несомненно, это лишь общее видение учреждений таково типа. Этот вопрос требует проработки и более детального изучения. Однако выгода, которая может последовать после начала функционирования такого рода учреждений, может иметь колоссальное значение и иметь выражение в исправлении лиц, осужденных за террористические преступления, в снижении количества совершаемых на территории РФ преступлений террористического характера, также в «решении важнейшей проблемы современного развития нашей страны – национальной безопасности» .
Помимо специальных исправительных учреждений, в которых лица, осужденные за осуществление террористической деятельности отбывают наказание в виде лишения свободы, необходимо также и дополнение мер, предусмотренных таким наказанием как ограничение свободы, поскольку последнее является дополнительным видом наказания в некоторых «террористических» статьях. Суть данных мер должна состоять, в частности, в понуждении посещения различных лекций и семинаров, на которых будут прививаться правильный взгляд к нормальному общежитию людей. Несомненно, немаловажным элементом системы должны стать и религиозные организации, поскольку на практике терроризм вызван неверным трактованием религиозных норм и убеждений