"Молот ведьм" считается одной из самых разрушительных книг в мировой литературе и принес смерть тысячам людей.
"Молот ведьм" считается одной из самых разрушительных книг в мировой литературе и принес смерть тысячам людей. Он появился в 1487 году и был мощным инструментом для инквизиторов: чтобы узаконить преследования ведьм Папой и как руководство по передаче и осуждению предполагаемых ведьм.
От простого монаха до могущественного инквизитора
Это 1473 год. Незначительный до сих пор монах-доминиканец Генрих Крамер в своей речи обращается к правящему императору Фридриху III. публично. Императора это мало забавляет, и он оставляет монаха в заключении в Риме.
Но тюремное заключение не повредит карьере Крамера.
Совсем наоборот: за это время он, похоже, приобрел в Риме влиятельных друзей. Удивительно, но он освобожден из тюрьмы в июне 1474 года. Папа Сикст IV в тот же день наделяет его полномочиями инквизиции, то есть разрешает ему проводить церковные судебные разбирательства против инакомыслящих.
Уже в следующем году Крамер впервые выступает в качестве инквизитора.
Во время процесса ритуального убийства против еврейской общины в итальянском городе Тренто он закупает обременительные материалы для сравнения из других городов, что приводит к казни обвиняемых зимой 1476 года.
Два года спустя Крамера назначают папским инквизитором всей Верхней Германии. В последующее время он делает себе имя в качестве страшного следопыта ведьм в епархиях Констанца и Равенсбурга, где он инициирует и контролирует многочисленные процессы и казни.
Однако в собственных рядах существует сопротивление преследованиям ведьм. Крамер нуждается в большем прикрытии. В 1484 году он под своим латинским именем Henricus Institoris отдает его новому папе Иннокентию VIII. текст, который Папа отклоняет и публикует как так называемый "бык ведьмы".
В нем Церковь впервые признает существование колдовства, узаконивает преследование и тем самым дает инквизиторам в руки мощный инструмент.
Неудачное преследование
С быком в багаже Крамер отправляется в Инсбрук летом 1485 года, чтобы начать процесс над ведьмами в столице Тироля. Вскоре семь человек предстанут перед судом и будут обвинены. Но Крамер не ожидал сопротивления епископа епархии Бриксена, который не был уверен в законности процессов.
В шумном приговоре обвиняемые по настоянию епископа оправданы по обвинению в колдовстве. Крамера исключают из епархии Бриксена, епископ в письме называет его ребячеством и просто считает инквизитора сумасшедшим.
Неудавшаяся инквизиция в Инсбруке стала для Крамера поводом для расширения его усилий по законному преследованию ведьм. По этой причине он почти весь 1486 год провел в монастыре в Шпейере, работая над работой, призванной прославить его: "Молот ведьм" или по-латыни "Маллеус малефикарум".
За относительно короткое время он выпустит почти 700-страничную работу в трех частях, которая будет иметь разрушительный эффект.
Мощный инструмент
Вся работа выделяется своей неструктурированностью, крайней женоненавистничеством, ошибками в содержании, а также сознательной фальсификацией или переосмыслением исторических фактов.
Работе предшествуют "Бык ведьм", императорская привилегия Максимилиана I (1459-1519) для поощрения колдовства и защиты инквизиторов, а также одобрение престижного богословского факультета в Кельне. Эти звучные имена призваны подкрепить законность преследований и заткнуть рот потенциальным противникам.
Первая часть книги посвящена исключительно определению преступления ведьмы. Крамер занимается доказательствами того, что ведьмы и их преступления действительно существуют. При этом он ссылается на великих церковных богословов Августина (354-430) и Фому Аквинского (1225-1274), которые уже философски разбирались в колдовстве в своих трактатах.
Однако Крамер значительно упрощает утверждения двух ученых и переосмысливает их в своих целях. Впоследствии подробно обсуждаются теологически противоречивые деяния ведьм: общение с дьяволом (то есть общение между людьми и демонами), обращение с животными и принесение детей в жертву дьяволу для изготовления магических эликсиров.
Предметом второй части является подробное представление о том, что ведьмы могут сделать что угодно. При этом Крамер описывает множество примеров, которые, однако, в значительной степени взяты из его собственного опыта, то есть из обширных пыток.
Третья часть "Молота ведьм" посвящена юридической практике преследования ведьм. Эта часть понимается как руководство по проведению процедур и дает подробные правила для судебных процессов над ведьмами на основе многочисленных примеров.
В тренде времени
Книга Крамера поражает нервы времени. В конце 15-го века большая волна холода обрушивается на Центральную Европу. Чрезвычайно холодные и долгие зимы вызывают нехватку продуктов питания, даже основные продукты питания становятся чрезвычайно дорогими. Слишком дорого для значительной части населения.
Почти одновременно с этим по немецким территориям вновь прокатывается волна чумы, которая заставляет население создавать. За такие изменения климата и болезни постоянно обвиняют ведьм, которые якобы хотят нанести вред населению своим заклинанием.
Новая техника книгопечатания способствует быстрому распространению "молота ведьм". К 1523 году только 13 изданий книги будут напечатаны, вероятно, около 10 000 экземпляров.
Им могут быть укомплектованы почти все библиотеки монастырей, княжеских домов и университетов в христианской Европе. Составив произведение на универсальном латинском языке, все ученые вечерней страны смогут его прочитать.
Распространение заблуждения
"Молот ведьм" скоро покажет свое действие. Еще в 1491 году Крамер может похвастаться тем, что уничтожил более 200 ведьм своими силами.
После первого выпуска преследования сначала быстро растут в Южной Германии и Швейцарии.
В 1499 году новая технологическая волна достигла Рейнской области и города Кельн. Оттуда преследования распространяются дальше на запад в Нидерланды и на север в направлении Оснабрюка и Брауншвейга. Повсюду на немецкой земле чувствуется более жесткая походка по отношению к предполагаемым ведьмам.
Даже в Южном Тироле, Доломитовых Альпах и Ломбардии количество осужденных значительно увеличивается в течение нескольких лет.
Только со смертью Генриха Крамера в 1505 году Курия в Риме начинает политический переворот.
Таким образом, в Италии колдовское безумие превысило свой зенит, даже в Германия интенсивность преследований медленно снижается. Однако к этому времени уже несколько тысяч человек нашли смерть на костре.
Раннее сопротивление Крамеру
Еще при жизни Крамера вызывает критику "Молота ведьм". Это может быть чрезвычайно опасно в то время, но в "Молоте ведьм" возможные защитники ведьм также называются еретиками. Они должны подвергаться тем же процедурам, что и ведьмы.
Тем не менее, некоторые ученые-богословы считают, что полеты ведьм и колдовство невозможны в конце 15-го века. Великий гуманист Эразм Роттердамский (1466-1536) в одном трактате даже высмеивает личность Крамера и его поведение. Другие, в свою очередь, называют Крамера "кровожадным монахом" и "жестоким лицемером".
Переиздания "Молота ведьм" будут приостановлены только один раз в течение двух поколений примерно в 1520 году. Это, во – первых, связано с Реформацией – в протестантских районах "молот ведьм" полностью отвергается как папистская махинация, - во-вторых, с юридическим переосмыслением.
Будут приняты законы, которые значительно затруднят обвинение в колдовстве.
В Испании знаменитая инквизиция даже подвергает преследованиям, желаемым населением. Португалия и Италия следуют этому примеру.
Несмотря на то, что противников "Молота ведьм" много, а в некоторых странах преследования полностью прекращены, в Германия он скоро вернется в актуальное состояние. Ближайшие чуть ли не сто лет колдовское безумие на немецкой территории не снесет. "Молот ведьм" Генриха Крамера сыграл в этом важную роль, к 1669 году он был издан в общей сложности 29 раз.