Как выглядели первые советские женские журналы (фото)
Краткое содержание:
Журналы для женщин, работающих на промышленных предприятиях, крестьянских женщин и женщин-политиков впервые появились после большевистской революции. В них публиковались статьи самых видных партийных деятелей, а многие журналы курировала лично жена Ленина, Надежда Крупская.
Итак, о чем писали журналы для советских женщин?
Журналы для женщин издавались и в царской России, но они освещали очень специфические темы: они были о моде, новостях общества, рукоделии и домашнем хозяйстве или публиковали последние литературные произведения. Они лишь мимоходом затрагивали важные социальные вопросы. Но эти журналы были доступны и читались довольно узким кругом образованных женщин. Однако после падения монархии все изменилось.
После революции 1917 года большевики заявили, что их миссия – нести грамотность широким массам, и основали средства массовой информации, которые большевистская партия взяла под свой контроль и использовала в пропагандистских целях. Была издана отдельная резолюция о “необходимости усиления партийного контроля над женской прессой”.
Большевики избавились от журналов, которые давали советы домохозяйкам. Целью новой прессы было “привлечь женщин-работниц и крестьянок к борьбе за коммунизм и советское строительство”. Для большевиков было важно, чтобы женщины стали равноправными членами общества и частью рабочей силы.
Большинство журналов издавались под руководством Надежды Крупской, жены вождя революции, которая возглавляла комитет по политическому воспитанию в Министерстве образования и отвечала за всю агитационную и пропагандистскую работу. В журналах публиковались статьи выдающихся женщин-революционерок (Инесса Арманд и Александра Коллонтай и сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова), а также политики, в том числе Анатолий Луначарский, первый народный комиссар просвещения и личный секретарь Ленина, и Владимир Бонч-Бруевич, член редколлегии газеты "Правда".
Ниже приведены лишь некоторые из журналов, издаваемых специально для женщин.
"Коммунистка" ("Женщина-коммунист")
Это был политический журнал и печатный орган Женотдела большевистской партии ("Женский отдел"). У него был относительно небольшой тираж – с 1920-го по 1930 год в одном номере печаталось от 20 000 до 30 000 экземпляров, пока Женотдел не был упразднен Сталиным.
Миссией журнала было политическое просвещение женщин – членов партии. В нем описывалось, как женщины могут самостоятельно вести пропагандистскую работу или как стать лидером или обучить новые партийные кадры.
Историк журналистики Елена Коломийцева приводит примеры некоторых колонок, которые публиковались в журнале - "Вопросы организации", "Вопросы пропаганды", "Вопросы коммунистического воспитания", и некоторые типичные заголовки: "Усиление роста Ленинской партии", "Применение классового подхода в работе", "Подготовка кадров для "атеисты" и "Более решительные в продвижении на ведущие роли".
"Коммунистка" также разработала общий план женской прессы, определила ее миссию (“Коммунистическое воспитание женщин”) и то, какая аудитория нуждается в целевых публикациях: крестьянки, работницы и женский партактив ("партийные активистки’).
Кроме того, "Коммунистка" давала советы о том, как вести такие журналы, и призывала набирать корреспондентов из числа рабочих и крестьян для написания статей для них.
Также было решено создать отдельные журналы в регионах. В результате появилось много клонов, таких как "Красная сибирячка", "Труженицы Северного Кавказа" ("Работницы Северного Кавказа") и другие.
"Работница" ("Работница")
Владимир Ленин учредил издание первого пролетарского журнала для женщин под названием "Работница" еще в 1914 году с целью “защиты интересов женского рабочего движения”. Издание было закрыто царской полицией, но после революции возобновилось.
Журнал писал о важности “выполнения заветов (Владимира) Ильича (Ленина)” и о коммунистическом воспитании. Но основные темы были связаны с трудовыми проблемами.
Журнал писал о героинях производства и о профессиях, которыми могли бы заниматься женщины (например, в одном номере журнала читательницам советовали присмотреться к профессии слесаря-механика, которая не требует большой физической силы). Также были даны советы по удобной рабочей одежде, о вреде высоких каблуков и по другим темам.
Одной из важнейших тем журнала была революция в повседневной жизни женщин – женщинам нужно было освободиться от мужского и семейного “рабства” и стать самостоятельными строителями коммунистического общества и “великой и новой жизни”.
“Интеллектуальному росту мешают мелкие заботы, кастрюли и сковородки, корыта для замешивания теста, помойные ведра и другие отвратительные вещи. Отбросив все это в сторону, женщины быстро продвинулись бы вперед и почувствовали себя совершенно свободными и счастливыми”, – писала Надежда Крупская в "Работнице" в 1925 году.
В 1917 году тираж журнала составлял около 30 000 экземпляров и постоянно увеличивался: в 1941 году он составлял 425 000 экземпляров, а к 1990 году достиг колоссальных 23 миллионов экземпляров.
Более того, это одно из немногих ранних изданий, которое до сих пор публикуется.
"Крестьянка" ("Крестьянка")
Журнал "Крестьянка" издавался с 1922-го по 2015 год, и его тиражи исчислялись миллионами – к 1989 году один номер печатался тиражом 21 миллион экземпляров. Миссией журнала была “активизация среди крестьянских женщин пропаганда коммунистических идей и привитие крестьянкам необходимых знаний для их повседневной жизни и работы”.
Журнал писал о том, как следует вести домашнее хозяйство, как выполнять сельскохозяйственную работу и как воспитывать детей. Кроме того, в нем рассказывалось о том, как жили крестьянки в других местах и как облегчить жизнь трудящихся. Крестьянкам также рассказали, как важно увеличить производство хлебного зерна и что для этого нужно.
"Крестьянка" публиковала вымышленные истории о женщинах с лучшими советскими авторами, от Максима Горького до Александра Твардовского, которые писали специально для журнала. Была также “Юмористическая страница”, которая в стихотворной форме высмеивала старые обычаи и нарушителей нового порядка.
У журнала была короткая жизнь отчасти потому, что сама идея батрака – наемного работника существовала только в первые годы существования СССР и в период Новой экономической политики (НЭП).
В "Батрачке" были статьи, посвященные женской работе и роли женщин в обществе. Они продвигали идею о том, что женщины должны в первую очередь служить интересам пролетариата и коммунизма, а не семьи.
В журнале также публиковались статьи с советами по уходу за детьми, по основным вопросам здравоохранения и профилактике заболеваний, передающихся половым путем. Он был ориентирован на малообразованных сельских работниц, поэтому им также рассказали, например, что такое сифилис и о вреде домашней водки.