ВСЕГДА ЛИ КЛИЕНТ ПРАВ?
Весьма распространённое высказывание «Клиент всегда прав» наверняка каждый слышал хоть раз в своей жизни. Как правило, его вспоминают при возникновении каких-то спорных или конфликтных ситуаций. Но насколько оно верно?
Наш будущий клиент (назовём его господин Шмидт) организовал в Германии свой бизнес – открыл туристическое бюро (Reisebüro). С годами фирма приобрела популярность, имеет много клиентов, считается достаточно солидной и надёжной. Кроме основного вида деятельности – предоставление туристических путёвок, авиа-и ж/д-билетов – турбюро оказывает услуги по предоставлению клиентам билетов на футбольные и хоккейные матчи.
В мае 2010 года в Германии проходил чемпионат мира по хоккею с шайбой. Турбюро (наш клиент) получило заказ на преобретение и доставку билетов на ведущие матчи. Так как первый матч должен был состояться 9 мая, а заказ поступил 3 мая, господин Шмидт приобрёл необходимые билеты и, по предварительной договорённости с заказчиком, направил их в его адрес посредством экспресс почты, о чём уведомил его по телефону. После этого заказчик несколько раз звонил и уточнял на какие именно матчи приобретены билеты, когда отправлены, сколько дней идёт почта и т.п.. 7 мая он позвонил и сообщил, что билеты им ещё не получены. Сотрудники турбюро связались с почтовым отделением для выяснения, где в настоящее время находится почтовое отправление. Из почтового отделения сразу же поступил полный отчёт о прохождении письма и с указанием точного времени, когда конверт был опущен в почтовый ящик заказчика. Звонков от заказчика больше не поступало и господин Шмидт успокоился, решив, что заказчик получил свой заказ. Каково же было его удивление, когда в июне месяце, уже после окончания чемпионата, он получил претензионные требования от адвоката, представлявшего интересы его заказчика.
В претензии говорилось о том, что турбюро не выполнило заказ - заказчик не получил билеты на матчи. Учитывая, что восполнить услугу не представляется возможным – чемпионат окончен – требовали вернуть деньги. Турбюро решило разобраться с возникшей проблемой самостоятельно – так как доставка призводилась экспресс почтой, есть возможность проверить весь путь почтового отправления. Они сделали распечатку через интернет и направили её представителю заказчика со своим ответом, указав, что заказ был выполнен своевременно, а потому требования заказчика безосновательны. Однако, ответ заказчика не удовлетворил, и его представитель подал исковое заявление в суд с требованием не только вернуть деньги, но также оплатить услуги адвоката и судебные расходы. В обоснование он указал на то, что договор выполнен не был, билеты заказчик не получил и в настоящее время сроки для выполнения обязательства по договору восстановить невозможно.
Видя, что самостоятельно разобраться со сложившейся ситуацией он не сможет, господин Шмидт обратился за помощью в нашу адвокатскую канцелярию. Выслушав клиента и ознакомившись с принесёнными им документами, адвокат направил в суд возражения на исковое заявление, в которых указал, что его клиентом условия договора выполнены, о чём свидетельствует приложенная распечатка с указанием точного времени, когда письмо было опущено в почтовый ящик заказчика, т.е. область его доступа. Кроме того, до момента доставки корреспонденции заказчик постоянно звонил в турбюро по телефону, интересовался, когда билеты будут ему доставлены (последний звонок от него был 7 мая). После этого он больше не давал о себе знать, что дало основание нашему клиенту считать, что поручение заказчика им выполнено. Ни в дни прохождения матчей (а билеты были приобретены на несколько матчей), ни накануне, заказчик в бюро не звонил и не уведомлял сотрудников о том, что билеты им не получены. Такое сообщение с его строны дало бы возможность сотрудникам турбюро исправить положение и направить в его адрес повторно билеты на основные матчи. В отношении представленной распечатки адвокат сослался на имеющуюся судебную практику, которая говорит о том, что, хотя этот документ и не может служить доказательством вручения корреспонденции непосредственно заказчику в руки, однако, бремя доказывания неполучения письма переходит к истцу, т.е. к заказчику. Он должен доказать факт невыполнения его заказа, а также объяснить, почему он не заявил об этом раньше, когда исправление ошибки (при её наличии) было возможно. Кроме того, адвокат указал, что в качестве доказательства со своей стороны мы можем представить свидетелей – сотрудников фирмы.
На первом судебном заседании судья, огласив суть искового заявления и представленные на него возражения, спросил стороны о возможности примирения. При этом указал, что на 90% считает исковые требования не обоснованными, согласившись с аргументацией представителя ответчика и тем, что бремя доказывания стороной ответчика исполнено. Мы от заключения мирового соглашения отказались. Не найдя других аргументов, представитель истца заявил о том, что он ставит под сомнение тот факт, что в конверт были вложены именно те билеты. Хотя, такое заявление само по себе уже подтверждало отсутствие у истца доказательств правомерности своих требований, мы представили суду свидетелей. Перед судебным заседанием адвокат провёл беседу со свидетелями, указав им на то, что они должны давать суду только правдивые показания, нацелив их на возможные со стороны суда и стороны истца вопросы. Проведя опрос свидетелей, суд пришёл к окончательному заключению правомерности действий ответчика, так как показания свидетелей были подробными и полными, не оставляли неточностей и сомнений. Суд полностью отказал истцу в удовлетворении иска.
Мы поздравили клиента с полной победой. Кроме того, адвокат и сам получил удовлетворение от проделанной им работы: переписка, которую он вёл с представителем заявителя, и которая им была представлена суду, ведение опроса свидетелей, ответы на вопросы суда и стороны истца, аргументация своих возражений – всё это послужило основанием для вынесения судом положительного решения. Положительного - для нашего клиента.
Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.
Йоханнес Энгельманн
адвокат.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: