Тимошенко Владимир Андреевич
Тимошенко В.А. Подписчиков: 403
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.8к

Изменение действующего законодательства не может повлиять на реализацию права на предоставление гарантий, приобретенное в период нахождения в трудовых отношениях и связанных с их прекращением

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда надзорной инстанции

« 27 » апреля 2009 года город Благовещенск

Президиум Амурского областного суда в составе: председательствующего Семенова С.Н., членов президиума: Дорожинского Е.А., Карлинской О.В., Прониной Н.П. рассмотрел надзорную жалобу Басистого А.Н. на решение Октябрьско¬го районного суда от 17 декабря 2008 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 января 2009 года, постановленные по гражданскому делу по иску Басистого Анатолия Николаевича к администрации Октябрьского района Амурской области о предоставлении социальных гарантий в виде выплаты заработной платы в течение календарного года после освобождения от занимаемой должности.

Заслушав доклад председательствующего Семенова С.Н., пояснения Басистого А.Н. и его представителя Тимошенко В.А., представителя администрации Октябрьского района - Мудрак В.Ш., президиум установил:

Басистый А.Н. обратился в суд с данным иском, в обоснование указав, что с октября 2004 года он замещал должность главы Октябрьского района. На момент его вступления в должность действовала ст. 17 Закона Амурской области «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Амурской области», согласно которой в случае окончания полномочий и при неизбрании на должность на новый срок ему было гарантировано право на получение назначенной заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности до момента трудоустройства на новое место работы. Аналогичная гарантия была закреплена в ст. 47 Устава Октябрьского района.

В ноябре 2008 года его полномочия в связи с окончанием их срока и неизбранием на новый срок были прекращены. Однако в предоставлении указанной гарантии ему было отказано, поскольку соответствующий Закон Амурской области в июне 2008 года утратил силу, а действующий в настоящее время Устав Октябрьского района подобной гарантии не предусматривает.

Истец считает данный отказ необоснованным, поскольку изменение правового регулирования не может лишить его права, приобретенного им на основании ранее действовавшего законодательства.

Представитель администрации Октябрьского района заявленные требования не признала, пояснив, что право на получение назначенной заработной платы могло возникнуть не в момент вступления в должность, а лишь после прекращения полномочий в истечением срока его пребывания в должности. Считает, что истечение срока полномочий является условием для получения соответствующей социальной гарантии и до этого момента права на ее получение не возникает. Поскольку Закон Амурской области утратил силу в июне 2008 года и до настоящего времени какого-либо нормативно-правового акта, устанавливающего подобную гарантию, не принято, Басистый А.Н. не вправе претендовать на ее получение.

Решением Октябрьского районного суда от 17 декабря 2008 года в удовлетворении иска было отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 января 2009 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными постановлениями, Басистый А.Н. обратился в Амурский областной суд с надзорной жалобой, по результатам изучения которой определением председателя Амурского областного суда от 7 апреля 2009 года указанная надзорная жалоба с гражданским делом были переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Изучив материалы дела, доводы надзорной жалобы, президиум Амурского областного суда находит состоявшиеся по делу судебные постановле¬ния подлежащими отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на момент изменения законодательства Басистый А.Н. продолжал занимать должность главы Октябрьского района; он не был переизбран на эту должность, а его полномочия были прекращены лишь в ноябре 2008 года.

Поскольку общим условием для приобретения выборным должностным лицом права на сохранение заработной платы областное законодательство предусматривало факт прекращения полномочий в связи с истечением их срока и неизбрание на очередных выборах, а на этот момент соответствующие правовые нормы утратили силу, суд пришел к выводу, что у истца такого права не возникло.

Решение суда в этой части основано на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 Закона Амурской области «Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области» от 23 октября 1995 года № 33-ОЗ выборные должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие категории "Б", депутаты, работающие на постоянной основе, если указанные лица проработали в этой должности не менее года, продолжают получать назначенную им заработную плату до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности в связи с окончанием срока полномочий и при неизбрании на должность на новый срок полномочий.

Аналогичная норма была закреплена и в ч. 1 ст. 17 Закона Амурской области «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Амурской области» от 29 декабря 1997 года № 46-ОЗ.

Законом Амурской области от 11 июня 2008 года № 41-ОЗ, то есть в период замещения истцом должности главы Октябрьского района Амурской области, указанные нормативно-правовые акты были признаны утратившими силу.

Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2007 года № 253-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на момент избрания истца в 2004 году на должность главы района статус выборного должностного лица органа местного самоуправления был регламентирован на уровне областного законодательства. В период замещения истцом указанной должности федеральным законодателем был изменен уровень соответствующего правового регулирования - данный вопрос отнесен к ведению органов местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемое истцом право на получение заработной платы после признания утратившими силу названных законов Амурской области и до настоящего времени законодательной регламентации не нашло, действующим Уставом Октябрьского района не предусмотрено.

Рассматривая вопрос о том, приобрел ли истец при указанных обстоятельствах право на сохранение заработной платы после окончания срока полномочий, следует учитывать следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправле¬ния (ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ) статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

В числе таких условий выборным должностным лицам предоставляется определенные социальные гарантии, которые наряду с иными предусмотренными законом правами, служебными обязанностями и особыми основаниями для привлечения к ответственности определяют содержание их правового статуса.

Согласно ч. 4 ст. 40 названного Закона решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

По смыслу данной правовой нормы, которая может быть применена к обстоятельствам настоящего дела в рамках аналогии закона, законодатель исходит из того, что статус избранного и приступившего к своим обязанностям должностного лица на протяжении всего срока его полномочий до следующих выборов останется неизменным и стабильным, поскольку только в таких условиях может быть реализован конституционный принцип независимости и самостоятельности местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ).

Замещение лицом выборной должности органа местного самоуправления является одной из форм реализации права на труд, поэтому складывающиеся в этой связи правоотношения помимо норм специального законодательства регулируются также Трудовым кодексом РФ.

Так, в числе гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора, Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность выплаты выходного пособия и сохранения за работником среднего месячного заработка на период трудоустройства (ст.ст. 178, 318 Кодекса).

По смыслу закона, регулирующего сходную с рассматриваемой ситуацию, указанная гарантия возникает у работника при вступлении в трудовые отношения, а расторжение трудового договора в данном случае определяет лишь момент реализации такой гарантии и осуществления самой выплаты.

Подобное толкование норм трудового законодательства в полной мере может быть применено и к обстоятельствам настоящего дела.

В частности, после избрания истца на должность главы Октябрьского района закон гарантировал ему сохранение назначенной заработной платы до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности в связи с окончанием срока полномочий и при неизбрании на должность на новый срок полномочий.

Данная гарантия, приобретенная им на основании действовавшего на момент вступления в должность законодательства, как одно из условий его труда не могла быть изменена в одностороннем порядке, что следует из общего правила, закрепленного в ст. 72 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, в соответствии с неоднократно выраженной в постановлениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П и др.).

Согласно ст. 1 Закона Амурской области «Об официальном толковании абзаца второго пункта 1 статьи 17 Закона Амурской области «О статусе вы¬борного должностного лица местного самоуправления Амурской области» от 26 июня 2000 года № 239-ОЗ окончание срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления является общим условием для получения социальных гарантий, установленных абзацем первым пункта 1 статьи 17 Закона Амурской области от 29 декабря 1997 года № 46-03 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Амурской области», в том числе включая случай неизбрания на должность данного выборного должностного лица на новый срок полномочий.

В тоже время, истечение срока полномочий выборного должностного лица и неизбрание его новый срок не может быть признано юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение каких-либо гарантий в сфере труда, поскольку прекращение трудовых отношений не может повлечь приобретение сторонами каких-либо новых трудовых прав и обязанностей; после этого работником могут быть реализованы лишь те права, которые возникли в период нахождения в трудовых отношениях и связаны с их завершением.

Исходя из этого, право на предоставление гарантий, связанных с прекращением полномочий, было приобретено истцом, а изменение действующего законодательства не могло повлиять на его реализацию.

При таких обстоятельствах, состоявшиеся по делу судебные постановления ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права на основании ст.ст. 363, 364 и 387 ГПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Президиум лишен возможности принять по делу новое решение, поскольку материалы дела не содержат расчета заработной платы истца.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум постановил: решение Октябрьского районного суда от 17 декабря 2008 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 января 200 Я года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд.

Председательствующий Семёнов С.Н.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Тимошенко Владимир Андреевич

Судья-докладчик в апелляции по гражданскому делу. На что обратить внимание?

Те, кто имел опыт участия в суде апелляционной инстанции думаю не удивятся тому обстоятельству, что практика и теория гражданского судопроизводства -это совершенно разные вещи. Ну, например, никто же не ожидает,...

Судья-докладчик в апелляции по гражданскому делу. На что обратить внимание?

Те, кто имел опыт участия в суде апелляционной инстанции думаю не удивятся тому обстоятельству, что практика и теория гражданского судопроизводства -это совершенно разные вещи. Ну, например, никто же не ожидает,...

Чугунова Анзеля Миноваровна (Анжелика Николаевна по-русски) МОШЕННИЦА

Обратились с моей подругой за помощью к этому юристу в составлении исков и представлении наших интересов в суде в деле с недобросовестных застройщиках (Компания СТРОЙДОМ, г.Сочи). Анзеля охотно взялась за дело.

Сможет ли победить искусственный интеллект предубеждения судей и улучшить судебную практику?

Исследователи решили делегировать часть судебных решений искусственному интеллекту. И пришли к выводу, что ИИ помогает улучшить результаты для обвиняемых за счёт устранения предубеждений, свойственных судьям.

Получивший 11 лет за шантаж Фридмана и Авена экс-депутат вышел на свободу

Выходец из политического эстеблишмента и бывший депутат, осужденный на 11 лет за шантаж фридмана и авена, был недавно освобожден из тюрьмы. Это событие стало причиной оживленных обсуждений в обществе,...