Решение арбитражного суда Иркутской области по делу А19-10218/2013

51 просмотр
0 комментариев

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36 А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru;

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А 19-10218/2013

13.12.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11.12.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13.12.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Жоночиной Марины Валерьевны (ОГРН 306381103800051, ИНН 381101915132, г. Иркутск); Индивидуального предпринимателя Шакировой Надежды Викторовны (ОГРН 304380111400170, ИНН 380100734815, г. Иркутск)

к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, 664000, Иркутская обл, Иркутский р-н, Иркутск г, Ленина ул, 14, 1)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский центр развития города" (ОГРН 1063808148337, ИНН 3808143630, 664011, Иркутская обл, Иркутск г, Сухэ-Батора ул, 10)

о признании незаконным распоряжение от 19.06.2013 г. №504-02-1829/13

при участии в заседании:

Заявители (Жоночина М.В., Шакирова Н.В.): Распопин В.В.-представитель по доверенности,

Ответчик: Саенко М.В. - представитель по доверенности,

От третьего лица: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Жоночина Марина Валерьевна и индивидуальный предприниматель Шакирова Надежда Викторовна обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации

2

города Иркутска о признании незаконным распоряжения от 19.06.2013 г. №504-02-1829/13 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска, ул. Сухэ-Батора,10». Представленные в судебное заседание 04.12.2013 уточнения, в части обязания ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 38:№:6000034:16247, не были приняты судом, в связи с тем, что являются самостоятельными требованиями.

В судебном заседании представитель заявителей заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении и дополнении к нему, указал, что при утверждении схемы расположения земельного участка, администрацией нарушены ст. 552 ГК РФ, ст.ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, п. 11 Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, п. 83 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (в ред. От 25.01.2012) «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а также нарушены права заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

Представитель администрации с заявленными требованиями не согласился, указал, что схема расположения земельного участка утверждена в полном соответствии со ст.ст. 11, 29, 36, 56 Земельного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации города Иркутска от 26.12.2011 № 031-06-3000/11 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения».

3-е лицо - Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский центр развития города" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, отзыв не представило.

В судебном заседании 04.12.2013, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 11.12.2013.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский центр развития города" согласно свидетельству о государственной регистрации права 38 АД № 546215 от 11.07.2011 имеет в собственности нежилое здание, 3-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь

3

203,1 кв.м., инв. № 961, лит. Б, расположенное по адресу Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10, кадастровый номер 38:36:000000:0:4517, обратилось 18.05.2012 в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 393 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в Кировском районе г. Иркутска по ул. Сухэ-Батора, 10, для эксплуатации административного здания.

Администрацией г. Иркутска распоряжением от 19.06.2013 № 504-02-1829/13 утверждена схема расположения земельного участка площадью 393 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в Кировском районе г. Иркутска, ул. Сухэ-Батора, 10, для эксплуатации административного здания (Приложение № 1). В Приложении № 1 приведена схема расположения земельного участка с указанием местоположения, площади земельного участка 393 кв.м., кадастрового квартала 38:36:000034, категории земель, ограничений в использовании: охранная зона теплосети, геодезических данных, описания смежеств, экспликации частей земельного участка: нежилое здание площадью 92 кв.м.

Пунктом 2 Распоряжения указано, что земельный участок частично расположен в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Усадьба: дом жилой, в котором жил засл. Деятель науки РСФСР К.П. Сапожков», а также в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

Согласно письму Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 04.09.2013 № 76-37-6654/13, по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10, лит. А, А 1, А 2, А 3 расположен выявленный объект культурного наследия «Усадьба: дом жилой, в котором жил засл. Деятель науки РСФСР К.П. Сапожков». Данный объект состоит в «Списке вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, 2000 г.» под регистрационным номером 670. Адрес объекта по данным Службы: ул. Сухэ-Батора, 10, лит. А, А 1, А 2, А 3/уг. Свердлова ул.

Шакирова Надежда Викторовна зарегистрирована 29.07.1997 в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН 304380111400170), является собственником нежилого помещения площадью 109.3 кв.м., этаж № 1, этаж № 2, этаж № 3, номера на поэтажном плане 6 на пп 1 этажа, 8-14 на пп 2 этажа, 8-11 на пп 3 этажа (мансарда), адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.10 (свидетельство от 22.06.2012 38 АД 792013), а также собственником нежилого помещения площадью 67,2 кв.м., этаж № 1, номер на пп 7-10, 12, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.10 (свидетельство от 22.06.2012 38 АД 792012). На данные помещения Шакировой Н.В. оформлено охранное обязательство от 08.02.2008 по использованию недвижимых

4

памятников истории и культуры, находящихся в собственности физического лица (регистрационный номер № 44/2008) с приложением Акта технического состояния памятника от 08.02.2008 (г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.10, лит. А 2, А 3).

Жоночина Марина Валерьевна зарегистрирована 07.02.2006 в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН 306381103800051), является собственником нежилого помещения, этаж 1, номер на пп 1-5, площадь 61.3 кв.м., адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.10 (свидетельство от 13.09.2007 38 АГ 682036). На данное помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д.10, лит. А 1, А 2, Жоночиной М.В. оформлено охранное обязательство от 31.07.2007 по использованию недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности физического лица (регистрационный номер № 459/2007) с приложением Акта технического состояния памятника от 31.07.2007, Ситуационной схемы временных границ территории, объекта культурного наследия.

Индивидуальный предприниматель Шакирова Надежда Викторовна и Индивидуальный предприниматель Жоночина Марина Валерьевна полагая, что такое распоряжение об утверждении ООО "Сибирский центр развития города" схемы расположения земельного участка площадью 393 кв.м., расположенного в Кировском районе г. Иркутска, ул. Сухэ-Батора, 10, для эксплуатации административного здания площадью 92 кв.м. принято без учета фактического землепользования и естественных границ земельного участка, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает их права как собственников помещений, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,

5

осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на орган, принявший акты (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актами законных прав лежит на лице, оспаривающем эти акты (статья 65 Кодекса).

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).

Согласно статье 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки,

6

находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Буквальное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков в собственность возможно лишь в случае нахождения на них объектов недвижимости и связывается с необходимостью эксплуатации этих объектов.

Согласно пункту 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой

7

карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36).

Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.

Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Кодекса).

Помимо приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, на территории города Иркутска по вопросу предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения применяется Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения", утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 26 декабря 2011 г. N 031-06-3000/11.

Согласно пункту 4.5. Административного регламента в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель подает в уполномоченный орган заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п. 6.1 раздела II регламента, в том числе:

8

-при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения;

-выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.

С 01.07.2012 данные документы не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В соответствии с п. 4.7 Административного регламента формирование земельного участка осуществляется в 30-дневный срок с момента регистрации уполномоченным органом заявления об утверждении схемы расположения земельного участка.

При формировании земельного участка: к исключительной компетенции комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска относится проверка местоположения границ и площади проектируемого земельного участка с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), представление информации о возможном установлении ограничений прав на формируемый земельный участок в 10-дневный срок с момента получения материалов по формированию земельного участка.

К исключительной компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска относится, в том числе в случае необходимости установления ограничений прав на земельный участок направление в 7-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка запроса в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области о нахождении земельного участка в зоне охраны объектов культурного наследия.

Осмотр земельного участка в 7-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в следующих случаях:

-наличия в представленных материалах либо в администрации города Иркутска информации о нахождении на формируемом земельном участке объектов недвижимости, на которые не представлены документы, предусмотренные действующим законодательством;

-в целях обследования естественных границ земельного участка и фактического землепользования при отсутствии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок либо документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в

9

постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, установления его фактического использования.

В соответствии с пунктами 4.8., 4.9. Административного регламента лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка и получившее утвержденную схему расположения земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости.

Уполномоченный орган в течение 14 дней с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве.

Судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении него на момент вынесения оспариваемого распоряжения не был осуществлен государственный кадастровый учет. Данное обстоятельство подтверждено администрацией и сторонами по существу не оспаривается.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Сибирский центр развития города» имеет в собственности нежилое здание, общая площадь 203,1 кв.м., инв. № 961, лит. Б, расположенное по адресу Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10. В связи с тем, что земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, общество 18.05.2012 обратилось с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 № 475 и Административным регламентом, землеустроительной документации для изготовления схемы расположения земельного участка от 2011 г.

10

При осмотре земельного участка Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска установлено, что на земельном участке по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10, расположено нежилое 2-х этажное кирпичное здание. Земельный участок площадью 250 кв.м., прилегающий к данному зданию, заасфальтирован и используется под парковку автомобилей работников офиса.

На основании представленных ООО «Сибирский центр развития города» заявления и материалов администрацией распоряжением от 19.06.2013 № 504-02-1829/13 утверждена схема расположения земельного участка по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10 площадью 393 кв.м., для эксплуатации административного здания (площадь части земельного участка под нежилым зданием 92 кв.м.).

В судебном заседании 18.11.2013 предпринимателями заявлено ходатайство о фальсификации 7 и 8 листа землеустроительной документации содержащие подписи собственников, владельцев, пользователей смежных земельных участков и акт согласования границ земельного участка от 2009 г.

В порядке рассмотрения данного ходатайства администрацией указано на возможность исключения данных документов из числа доказательств по делу. В связи с чем, по результатам рассмотрения заявленного ходатайства данные документы судом исключены из числа доказательств.

Оспаривая распоряжение об утверждении ООО «Сибирский центр развития города» схемы расположения земельного участка, в обоснование заявленных требований заявители указали, в том числе на отсутствие в землеустроительной документации согласования границ земельного участка со смежным землепользователями, являющимися собственниками помещений также расположенных по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10.

Суд находит данный довод заявителей несостоятельным, поскольку из смысла ст. 11.4 ЗК РФ следует, что такое согласование требуется при образовании земельного участка путем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельного участка.

В данном случае произведено формирование земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок под нежилым зданием лит. А, А 1, А 2, А 3, а также нежилым зданием лит. Б, расположенных по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10, как в целом под всеми зданиями, так и по отдельности не был сформирован, его границы в установленном законом порядке не были определены, на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем раздела, объединения, перераспределения или выдела земельного участка не имело места.

Также судом не принимается ссылка заявителя на ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 83 Приказа

11

Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», предусматривающих необходимость согласования местоположения его границ с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, поскольку такое согласование необходимо в случае проведения кадастровых работ, в результате которых уточнено местоположение границ смежных с образуемым объектом недвижимости земельных участков. В рассматриваемом случае уточнение местоположения границ смежных с образуемым объектом недвижимости земельных участков не осуществлялось. При этом представленная землеустроительная документация не является результатом кадастровых работ, проведенных в установленном порядке с оформлением результатов – межевого плана в понимании ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, п.п. 20, 23, 30, 83 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412«Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Соответствующие кадастровые работы подлежат выполнению после утверждения схемы расположения земельного участка, которая подлежит использованию для подготовки межевого плана

Кроме того, вопрос согласования не может являться предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку подлежит проверке уполномоченным органом при постановке земельного участка на кадастровый учет.

Суд находит также необоснованным довод заявителя о несоблюдении администрацией при утверждении схемы расположения земельного участка требований п. 11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, поскольку данные нормы устанавливают порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории.

Согласно п. 2 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.

12

Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Из материалов дела следует, что нежилое здание, 3-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 203,1 кв.м., инв. № 961, лит. Б, расположенное по адресу Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10, кадастровый номер 38:36:000000:0:4517, принадлежащее ООО "Сибирский центр развития города" на праве собственности, к перечисленным объектам не относится, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АД № 546215 от 11.07.2011, письмом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 04.09.2013 № 76-37-6654/12 о выявленном объекте культурного наследия «Усадьба: дом жилой, в котором жил засл. Деятель науки РСФСР К.П. Сапожков».

Судом также установлено, что земельный участок занятый объектом под лит. Б не находится в составе земель, перечисленных в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающего запрет на отчуждение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Судом не может быть принята во внимание ссылка заявителя на то, что земельный участок в соответствии с Постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008 N 254-па (ред. от 07.06.2013) "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" относится к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗСР-4 (п. 2.4), и зоне охраняемого природного ландшафта, поскольку нахождение земельного участка в соответствующих зонах не свидетельствует о запрете на приватизацию спорного земельного участка. Оспариваемое распоряжение содержит указание на расположение земельного участка частично в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Усадьба: дом жилой, в котором жил засл. Деятель науки РСФСР К.П. Сапожков», а также в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности. В схеме указано на ограничения в использовании: охранная зона теплосети.

Вместе с тем, суд находит, что оспариваемое распоряжение об утверждении ООО «Сибирский центр развития города» схемы расположения земельного участка принято в нарушение ст. 36 ЗК РФ без учета фактического землепользования и естественных границ земельного участка.

13

Как следует из материалов дела, согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризации» от 15.04.2005, инвентарному делу, объект, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10 (лит. А, А 1, А 2, А 3, Б), 1917 года постройки, ранее представляло единое здание. Согласно акту обследования от 16.08.2013 ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ», письму МУП БТИ г. Иркутска от 06.12.2013, объект, расположенный по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10 лит. Б имеет с основной частью здания лит. А, А 1, А 2, А 3 общую капитальную стену. Также в письме МУП БТИ г. Иркутска от 06.12.2013 указано, что в инвентарной карточке на усадебный участок от 29.12.1933 г. имеются сведения о застроенной и не застроенной площади земельного участка в размере 1 134, 3 кв.м.. Границы земельного участка площадью 1 134, 3 кв.м., указанного в «Ведомости строений, находящихся на участке, отведенном для строительства» от 31.05.1983 г., отражены на генплане от 22.02.1983 г. В соответствии с генпланом от 28.01.1980 г., 26.05.1983 г. объекты недвижимости лит. А, А 1, А 2, А 3, Б, расположенные по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10, находятся в границах указанного земельного участка.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 05.12.2013 № 38:36:000034:1271 в государственный кадастр недвижимости 26.05.2005 внесены сведения о земельном участке площадью 1 157, 37 кв.м., земли населенных пунктов, сведения о регистрации прав отсутствуют, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10 (кадастровый номер 38:36:000034:1271).

Из технических паспортов, генпланов, справок БТИ, охранного обязательства от 31.07.2007 № 459/2007 (ситуационная схема временных границ территории объекта культурного наследия), кадастровой экспертизы от 10.09.2013 представленной заявителями, следует, что земельный участок, занятый объектами недвижимости лит. А, А 1, А 2, А 3, Б и прилегающая территория, представляет собой единую исторически сложившуюся территорию, прилегающая территория к зданию является закрытым двором, имеющий один въезд/выезд, используемая всеми собственниками помещений. Также из технического паспорта ФГУП «Ростехинвентаризации» от 15.04.2005, технических паспортов из инвентарного дела, генплана от 28.01.1980 г., 26.05.1983 г., следует, что объекты под лит. А, А 1, А 2, А 3, занимают большую часть застроенного земельного участка в границах которого они расположены по сравнению с объектом под лит. Б.

Однако, оспариваемым распоряжением утверждена схема расположения земельного участка по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10 площадью 393 кв.м., для эксплуатации административного здания под лит. Б (площадь части земельного участка под нежилым зданием 92 кв.м.) из 1 157 кв.м. без учета фактического землепользования данным

14

земельным участком ООО "Сибирский центр развития города" и другими собственниками помещений, расположенных в здании под лит. А, А 1, А 2, А 3 по тому же адресу, являющегося выявленным объектом культурного наследия «Усадьба: дом жилой, в котором жил засл. Деятель науки РСФСР К.П. Сапожков».

Собственники помещений здания лит. А, А 1, А 2, А 3, согласно ст. 15 ЗК РФ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.

При этом акт осмотра от 25.09.2012 и документы, представленные ООО "Сибирский центр развития города" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, не содержат сведений о нахождении на земельном участке зданий, расположенных также по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10.

Кроме того, из технического паспорта на здание, расположенное по адресу г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 10 лит. Б, датированного сентябрем 2010 г. и представленного при обращении ООО "Сибирский центр развития города" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для эксплуатации административного здания, следует, что износ здания составлял 73%, техническое состояние конструктивных элементов – ветхое, кровля волнистые асбестоцементные листы – негодное, процент износа элемента 100%.

В заявлении заявители указали, что данное строение на протяжении многих лет никто не использует, находится в полуразрушенном состоянии. В подтверждение представлены фотографии и кадастровая экспертиза, в которой указано на большой процент износа объекта, отсутствие его эксплуатации, также акты из инвентарного дела 1997 и 1999 г. г. о техническом состоянии здания (перекрытие чердачное отсутствует, крыша отсутствует, полы на 2 этаже сгорели). Данные доводы не были опровергнуты администрацией, устно пояснено, что здание находится в полуразрушенном состоянии.

В соответствии с положениями ЗК РФ, ГрК РФ предоставление земельных участков в собственность возможно лишь в случае нахождения на них объектов недвижимости и связывается с необходимостью эксплуатации этих об.

Подписаться
Донаты ₽
Соловьев Алексей Викторович
Подписчиков 14108
29.03.2024, 18:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Личная судебная практика. Потерпевшая в ДТП решила взыскать с виновника моральный ...
Подробнее
Неинтересно
-2
46
Dom inzh
Подписчиков 78
вчера, 09:56
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг124к
✅Официальная публикация судебного решения по признаю самовольной постройки и о сносе дома Виноградная 121/6!
Подробнее
Неинтересно
00:25
Поделитесь этим видео
0
0
Назаров Сергей Николаевич
Подписчиков 725
05.04.2024, 13:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг32к
Каждое решение должно быть мотивированно. На каждый правовой довод должен быть дан вразумительный ответ.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Соловьев Алексей Викторович
Подписчиков 14108
29.03.2024, 18:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Личная судебная практика. Потерпевшая в ДТП решила взыскать с виновника моральный ...
Подробнее
Неинтересно
-2
46
Алексеенко Ирина Петровна
Подписчиков 10174
05.02.2024, 16:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.8М
Из юридической практики. Судебное разбирательство проведено при моём участии в качестве представителя лица,...
Подробнее
Неинтересно
-3
7
Некрасов Роман Владимирович
Подписчиков 1968
18.12.2023, 16:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг163.6к
Алименты, алименты. Сколько копий сломано, сколько судеб поломано. Тема вечная, но концепция калечная.
Подробнее
Неинтересно
-7
10
Мария Арнольдовна
Подписчиков 4566
18.10.2023, 13:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.8М
Иногда слушаешь историю и просто не можешь принять реальность происходящего. Хуже, когда ...
Подробнее
Неинтересно
-1
138
Дереберг Фируза
Подписчиков 3399
17.09.2023, 06:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.2М
Свора собак может устроить «авторазбор»: когда остановят проблему бродячих ...
Подробнее
Неинтересно
-1
7
Чотчаева Малика Абубакировна
Подписчиков 10647
27.06.2023, 13:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) являются одним из самых важных аспектов комфортного проживания в России.
Подробнее
Неинтересно
-2
74
Суровцева Лилия Рустамовна
Подписчиков 16913
05.06.2023, 13:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.1М
"Выполняй свои обязанности честно": Алименты это дело совести или обязанность? Почему мужики ноют,...
Подробнее
Неинтересно
-1
144
Слипченко Антон Владимирович
Подписчиков 1073
25.04.2023, 09:05
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг663.3к
Не знаю как Вы дорогие мои читатели, а я в любой услышанной истории всегда ...
Подробнее
Неинтересно
0
7