Инспектор ДПС хочет досмотреть автомобиль – что нужно знать водителю?

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, как должен проводиться досмотр автомобиля инспектором ДПС, в каких случаях это незаконно, как водителю защитить свои права.
Автомобильное право: осмотр или досмотр автомобиля?
Осмотр и досмотр автомобиля – это две совершенно разные процедуры. В первом случае инспектор может сверить серийные номера транспортного средства на кузове автомобиля и в регистрационных документах (для этого ему может потребоваться доступ под капот), внешне осмотреть автомобиль на предмет повреждений, заглянуть через окно в салон автомобиля. Водитель при этом не обязан выходить из машины, открывать багажник, предъявлять содержимое сумок и т. д. Осмотр проводится в свободной форме. Протокол по итогам осмотра не составляется.
Во втором случае должны соблюдаться положения ст. 27.9 КоАП, которая регулирует процедуру досмотра транспортного средства сотрудником ГИБДД. Досмотр начинается с того момента, когда инспектор просит водителя открыть багажник или предъявить содержание бардачка. Чтобы защитить свой права при досмотре, водителю нужно знать, как он проводится по закону, как фиксировать нарушения, которые будут допущены инспектором и т. д.
Как общаться с инспектором ДПС? >>
Как должен проходить досмотр?
Во-первых, в соответствии с п.1 ст. 27.9 КоАП, для досмотра ТС должна быть веская причина – обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Поэтому следует поинтересоваться у инспектора, какие основания у него есть подозревать водителя в перевозке или хранении орудий или предметов административного правонарушения. Досмотр под предлогом «служебной необходимости» будет незаконным. Беседу с инспектором лучше записать на видео и привлечь свидетелей — это будет дополнительным доказательством в случае обжалования незаконных действий сотрудников ГИБДД.
Во-вторых, досмотр проводится в присутствии понятых. П. 2 ст. 27.9 КоАП РФ четко указывает на необходимость присутствия двух понятых либо осуществления видеозаписи. При этом понятных должен искать инспектор ДПС, коллеги которого в таком качестве выступать не могут. Водитель ТС искать понятых не должен. Несоблюдение этого требования будет являться грубым нарушением закона.
В-третьих, во время досмотра автомобиля инспектор не имеет права самостоятельно открывать багажник, бардачок, перебирать вещи. Это должен делать сам водитель. В противном случае это будет уже не досмотр, а обыск, а он проводится только с санкции прокурора или суда. Поэтому, если инспектор пренебрегает этими правилами, то он нарушает закон. Все нарушения лучше фиксировать на видео, привлечь к этому внимание свидетелей, а в последующем зафиксировать в протоколе.
В-четвертых, при досмотре ТС должен быть обязательно составлен протокол, либо соответствующая запись делается в протоколе об административном задержании. Досмотр ТС без протокола – грубое нарушение закона. В соответствии со ст. 27.9 КоАП РФ, протокол о досмотре ТС подписывается сотрудником, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру (п. 156-163 Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»). В протоколе водителю необходимо записать все нарушения, которые он заметил при досмотре, а также оставить координаты свидетелей, готовых это подтвердить.
Леонид Ольшанский: как водителю защитить свои права в «поединке с недобросовестным инспектором» >>
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
Подробнее о том, как это сделать, читайте в следующих правовых инструкциях 9111.ru.
Годы идут, законы меняются, люди меняются, машины уже не те что раньше.. а злобные каменты о гаишниках одни и теже(
Что же там в системе гаи проклято так что все вокруг меняется а они как вели себя по ублюдски так и ведут. И срать они хотели на все законы, приказы, регламенты(
Ты прав , Николай. Всё меняется. Не меняется только одно : это то, сколько должен "сдать в копилку" каждый экипаж ДПС (ГИБДД ) своему командиру.Далее , этот командир несёт дальше ( в смысле выше )... Следующий , ещё дальше... И так до "самых верхов"... И что тут не понятного ? Система...
Ничего плохого про ДПС сказать не могу. Пробил два колеса на трассе, мороз -15, водилы не останавливаются ( это те наверное которые дпс хают). Звонил в мчс, чтобы оказали помощь, но минут через 30 подъехал экипаж дпс , доехали до шинмонтажки , все сделали, и это в 2 часа ночи. А вы ,дпс плохие. Когда штрафуют , то плохие, а если отпустили , то отличные ребята. Рассия одним словом.
Всем не угодишь, у них работа такая.
Как говорят в народе - ложка дёгтя портит бочку мёда - так и в Д.П.С. - заведётся паршивая овца ,а всю службу матерят.

У меня был случай. На трасе старенькие дедушка и бабушка на стареньком уазике прокололи колесо и стоят на обочине, корячатся колесо это ржавое тяжелое цепляют, да домкрат древний винтовой, да не хватает его. В общем жутко смотреть. А рядом ДПС стоит и даже ухом не ведут. Глубоко им наплевать. Я вернулся, помог старикам. А на этих хороших парней жалобу написал. Так мне ответили, что в их действиях (бездействии) нарушений закона не выявлено. А с моральной точки зрения они могут быть и свиньями последними, но ведь все по закону.
А недавно один такой оштрафовал меня только за то, что я спросил у него "почему Вы остановили три автомобиля и как положено не подходите незамедлительно, а ведете беседу с водителями" (я был третьим). Так он и багажник посмотрел и под капот заглянул, пытался заставить меня оттирать номера агрегатных узлов под капотом, а когда я отказался говорит "ну тогда оштрафую за не пристегнутый ремень". А в доказательство взял свидетеля, "чукмека" с первого авто, которого задержал за отсутствие паспорта. Тот с радостью согласился и все - постановление у меня в руках. А "чукмек" довольный поехал дальше.
Есть, конечно хорошие (ну должны же они быть чисто теоретически). Но их ооооочень мало. А взятки они берут все, вернее все кто может их брать. Это также как врачи или преподаватели в институте. Ну не будет человек работать на одну зарплату если есть чем шабашнуть. Это нужно быть ооочень ленивым или ооочень трусливым. но проблема не в тех, кто на дороге палкой машет, а в тех кто ими руководит.
Каждый выбирает работу по себе. Хороший человек выбирает работу, от которой людям добро и польза. Дерьмовый человек выбирает работу ДПСника, судебного пристава, налоговика и тд. Раньше говорили: - "Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты", а сейчас говорят: - " Кем ты работаешь и я скажу кто ты". Если же ДПСники помогли доехать до шиномонтажа, то это не показатель, они выполняли свою работу и получили за это зарплату. Они должны это делать, обязаны. Вы же не благодарите каждый день электриков за электричество в квартире или газовика за газ, водопроводчика за воду. Они выполняют свою работу и получают свою зарплату. Если ДПСники один раз в соответствии со служебными обязанностями сделают Вам добро это не показатель. Показателем является их каждодневное нарушение прав водителей.
у нас инспектора, если вспоминаешь о своих правах, незаметно подкидывают патроны или пакетик с белым порошком, и никакая видеосъемка и понятые не помогут, скорее наоборот.
А что делать если полиция, под угрозой применения наручников, запрещает снимать как досмотр так и просто общение с полицейскими?
если на видео слышно как 2 раза повторяется слова полицейского о запрете съемки, то как можно их за это наказать? (они не представились и протокол не составили, но номер жетона записал)
Потом полиция обвиняет водителя в том, что он не совершал, зная что видео нет.
Очень часто полиция останавливает машину и просит открыть багажник, при этом никаких протоколов не составляется и понятые не привлекаются. На вопрос-почему не соблюдается закон, ответ-вам что, своего времени не жалко, нам-жалко, ну и всё!
так а открывать-то им тогда зачем,если своего времени жаль? сказал,что жалко и не открою - да и езжай дальше!