Законно ли привлекать несовершеннолетних к контрольным закупкам?
Уважаемые коллеги и посетители сайта.
Частью 2.1 ст.14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Указанное деяние влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как видно из санкции статьи, наказание достаточно серьезное. Как показывает практика. В большинстве случаев для изобличения нарушителей используются контрольные закупки с участием несовершеннолетних. Однако правовая основа для такого участи практически отсутствует в законодательстве. Во-первых, КоАП РФ не содержит механизма подобного рода закупок. А во-вторых, использование несовершеннолетних лиц в подобного рода мероприятиях далеко не всегда является законным. Вот пример одного из решений суда по данному делу с моим участием, которое может заинтересовать всех, кто интересуется данной темой. (Источник здесь: https://millerovsky--ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=90379918&delo_id=1500001&new=0&text_number=1)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 октября 2014 г. г.Миллерово
Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Ревенко Н.В. с участием Назаровой Г.А., ее представителя адвоката Чередниченко В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении.
НАЗАРОВОЙ ФИО 12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , гражданки России, проживающей по адресу: , у с т а н о в и л:
В отношении Назаровой ФИО 13 УУП и ПДН Отдела МВД России по 05.08.2014 г. составлен протокол по ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекс РФ об АП, согласно которому 31.07.2014 г. в 22 часов 00 минут по адресу: , пом. 21 «А» в магазине «Штофъ» ООО Норма-Алко в ходе проведения проверки выявлен факт реализации продавцом Назаровой ФИО 14 алкогольной продукции, коньяк «Черноморский» в количестве 1 бутылки объёмом 0, 5 литра по цене 404 рубля несовершеннолетней ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, тем самым нарушены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции абзац 8 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
В судебном заседании Назарова ФИО 15 вину не признала в совершении административного правонарушения, с протоколом не согласна. Представитель Назаровой ФИО 16. адвокат ФИО 4 просил прекратить производство по данному делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Суд, выслушав Назарову ФИО 17 свидетелей ФИО 2, ФИО 9, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7, исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, считает, что виновность Назаровой ФИО 18 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 14.16 Кодекс РФ об АП, не установлена. К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции" N 171-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Ответственность за нарушение требований Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции" возложена в силу п. 3 ст. 26 указанного Закона на юридических, должностных лиц и граждан.
Часть 2.1 статьи 14.16 Кодекса РФ об АП предусматривает административную ответственность за совершение розничной продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В судебном заседании Назарова ФИО 19 отрицала факт продажи коньяка 31.07.2014 г. в 22 часа 00 минут несовершеннолетней ФИО 2
Давая оценку данному обстоятельству, суд обращает внимание на следующее. Из протокола об административном правонарушении от 05.08.2014 г. следует, что в ходе проведения проверки был выявлен факт продажи коньяка «Черноморский» в количестве 1 бутылки объёмом 0, 5 литра по цене 404 рубля несовершеннолетней ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, продавцом Назаровой ФИО 20. в магазине «Штофъ», расположенном по адресу: , пом. 21 «А», поводом к которой послужило сообщение, поступившее в дежурную часть ОМВД России по 31.08.2014 г. в 20.25 час., что зафиксировано в рапорте дежурного ОМВД РФ по ФИО 8 (л.д.5).
Доказательства, положенные в основу протокола об административном правонарушении, содержат сведения о том, что проверка была проведена старшим УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по ФИО 6, были привлечены УУП и ПДН ОМВД России по ФИО 9, инспектор ОМВД по ФИО 5, инспектор ПДН ФИО 7, которым была привлечена несовершеннолетняя ФИО 2 с целью приобретения алкогольной продукции, а также в качестве понятых привлечены ФИО 10 и ФИО 11 Как пояснил ФИО 7, он предварительно оговорил условия участия в мероприятии ФИО 2, на что получил ее согласие и согласие ее матери по телефону. ФИО 6 пояснил, что передал ей денежные средства для приобретения спиртного. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и ФИО 2, пояснившей, что она была приглашена по телефону, после чего вместе с сотрудниками полиции выехали в магазин по с целью приобретения ею спиртного, на учете в ПДН она состоит.
Из положений Федерального закона N 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует обязанность государственных органов при осуществлении ими своих полномочий обеспечивать защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона N 3-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" одним из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение административных правонарушений.
В части 3 статьи 6 приведенного Федерального закона закреплен запрет подстрекательства, склонения, побуждения в прямой и косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
Таким образом, со стороны органа полиции инициирование несовершеннолетней ФИО 2 покупки ею спиртных напитков свидетельствует о нарушении сотрудниками полиции Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Кроме того, по мнению суда, в судебном заседании выявлены противоречия в показаниях свидетелей с другими материалами дела в установлении факта реализации коньяка продавцом магазина Назаровой ФИО 21 несовершеннолетней ФИО 2
В материалах дела отсутствуют такие относимые доказательства по делу, как кассовый чек на товар - коньяк «Черноморский», объёмом 0, 5 литра по цене 404 рубля. Из показаний свидетеля ФИО 2 следует, что она приобрела в магазине вместе с коньяком также коробку конфет. Кассовый чек ей продавец не выдала. Из протокола изъятия вещей от 31.07.2014 г. не ясно, при каких обстоятельствах были изъяты коньяк и конфеты и у кого. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения, куда передан впоследствии коньяк, где хранится.
Объяснения понятых в материалах дела отсутствуют, вызвать их в судебное заседание не представилось возможным, поскольку по указанным адреса они не проживают, повестки не получают.
Кроме того, объяснение несовершеннолетней ФИО 2 получено с нарушением требований Кодекса РФ об АП, поскольку отобрано у нее без участия законного представителя - родителя либо педагога. Согласия родителей на участие в мероприятии несовершеннолетней ФИО 2 сотрудниками ПДН получено не было, в материалах дела оно отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие наличие состава вмененного Назаровой ФИО 22 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 28.7, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд.
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Назаровой ФИО 23 за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Миллеровский районный суд Ростовской области.
Судья Н.В. Ревенко
Я ни в коем случае не являюсь сторонником продажи алкоголя или табака несовершеннолетним, но я сторонник законности. А правовая неопределенность по данному вопросу только усложняет ситуацию и играет на руку правоохранительным органам, которые в погоне за статистикой и показателями зачастую нарушают закон. Возможно, у кого то есть иное мнение на этот счет.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Да, полностью с Вами согласна. Встречались такие случаи и в моей практике, когда УУМ делали себе на этом показатели. Прямо как в СССР "Плановое ведение хозяйства" причем такие распоряжения отдавало начальство.