ВС РФ предложил расширить понятия «экстремизм» и «терроризм»

На пленуме Верховного суда рассмотрели вопросы ужесточения правоприменительной практики в вопросах борьбы с экстремизмом. Так, ответственность за терроризм предполагается не только за совершение теракта, но и за установленное намерение его осуществить. Публичным же призывом к экстремизму предложено считать как размещение соответствующей информации в Сети, так и распространение уже имеющихся в Интернете сведений.
При установлении статуса обвиняемого в распространении экстремистских данных в социальных сетях, судам рекомендуется учитывать контекст, форму подачи информации и даже комментарии к материалу. Это значит, что если подозрительный контент использован в качестве негативного примера и публично осужден гражданином, уголовная ответственность за репост ему не грозит.
В случае прохождения обучения террористической деятельности гражданином, оконченным преступлением Верховный суд предлагает считать уже момент начала получения специальных навыков. Если же в процессе обучения обвиняемый готовил реальный теракт — его действия следует квалифицированы по отдельной статье.
Также судом был пересмотрен вопрос финансирования запрещенных организаций. Преступлением предложено считать не только предоставление материальной помощи террористам, но и приобретение для них обмундирования или разного рода оборудования.
Сложно говорить о том, что это просто "предложение" со стороны Верховного суда. Это разъяснения, которые были даны нижестоящим судам и которым они теперь должны будут следовать.
Т.е. по сути это "предложение от которого нельзя отказаться", потому что при иных трактовках этих понятий решения нижестоящих судов будут отменяться,а к судьям, которые не считают так как считает Верховный суд могут возникнуть вопросы.
По сути Верховный суд не имеет права создавать какие-либо новые нормы, однако, формулировки содержащиеся в законе требуют толкования и единообразного применения на практике.
Преступления относительно которых высказался Верховный суд являются достаточно серьезными и от того как подобные дела будут рассматриваться зависит в том числе и дальнейшее существование лиц,причастных к терроризму.
Понятие преступлений экстремистской направленности дано в примечании к ст. 282.1 УК РФ и раскрыто в п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 “О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности”:
ВС РФ и ранее в названном Постановлении публичным считал призывы, размещенные в сети Интернет, но не раскрывал особенностей ответственности за репост.
ВС РФ предлагает критерии, которые дадут правоприменителю возможность определить, когда репост противоправен, а когда нет. Отрицательное отношение к информации в репосте означает, что эту информацию используют не для пропаганды терроризма, экстремистской деятельности, а в целях ее осуждения. Значит нет умысла и состава преступления.
С другой стороны, ответственность за намерение осуществить теракт противоречит формулировке ст. 205 УК РФ. УК РФ вообще не предусматривает ответственности за намерение совершить преступление, т.к. намерение может измениться, оно не обязательно воплощается в реальность. Видимо ВС РФ ведет речь о приготовлении к теракту, т.е. получивших объективное выражение намерениях по его подготовке - подбору соучастников, оружия и др.
Добрый день! Здоровья и успехов всем. Думаю, инициатива ВС РФ вполне своевременна, возможно, даже проявлена с запозданием. Каким образом студентка МГУ могла попасть в руки вербовщиков ИГИЛ? "Они, пользуясь различными психологическими техниками, выманили девушку из России и переправили в Сирию. Юристы отмечают, что это не первый случай. В этом направлении работает хорошо слаженный механизм." Взято из новостей "Второкурсница МГУ Варвара Караулова внезапно улетела в Турцию и пропала, сообщает НТВ. /epochtimes.ru/" Как разрушить механизм подготовки террористов?
Здесь очевидным становится вопрос, кто же так подготовил студентку МГУ теоретически? Известно, "слово" -это начало всего.
Не вызывает сомнений, пропаганда идей терроризма должна караться также серьезно как и уже совершенное преступление. Еще раз хочу подчеркнуть, не только призывы в сети, в средствах массовой информации надо считать преступлением.
Оконченным преступлением Верховный суд, мы все с вами, видимо, должны считать и факт, когда преподаватель философии на штатном занятии славит террористов. Значит, ему не место в штате преподавателей, он по меньшей мере должен получить прокурорское предостережение, а декан факультета выговор. Вот примерно так как-то.
С контекстом репоста всё более-менее понятно. Если экстремистский материал размещён с негативными и осуждающими комментариями - распространение формально есть, но уголовной ответственности за это не будет, поскольку это репост из серии "как не надо делать". Однако как быть с провокаторами, которые осуществляют вброс информации и вообще никак это не комментируют, молчат и наблюдают, а по ходу комментирования понимают, кто может являться его единомышленником, а кто нет и, возможно, таким образом, молчаливо наблюдая. собирают себе "команду"? Отслеживать таких вербовщиков на начальной стадии деятельности очень важно, но и не менее сложно. А сами комментаторы в каких случаях будут нести уголовную ответственность за разжигание национальной розни? Когда это просто хулиганство от скуки, а когда это целенаправленная деятельность? Всех сетевых троллей переловить невозможно. Поэтому вопросы всё-таки остаются, поскольку сам по себе экстремизм - тема наисложнейшая.
Как я уже говорил ранее, Верховный Суд РФ практически узаконил беззаконие. Теперь в любом посте на просторах интернета по усмотрению суда будет обнаруживаться экстремистский "контекст". Даже в самом безобидном тексте, не содержащем политической подоплеки.
В то же время следует отметить, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не имеют обязательной силы, предписанной Федеральным Законом "О судоустройстве", иначе они будут противоречить статье 120 Конституции РФ, в которой определено, что "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Противоречат они и части 1 статьи 1 УК РФ, устанавливающей, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса РФ, и в ней ничего не сказано о руководящих разъяснениях Пленума Верховного суда РФ.
Хочу отметить, что личным наблюдением установлено, что, несмотря на требования действующего законодательства о противодействии терроризму, в отдельных местах не принимается никаких мер к тому, чтобы террористы не проникли на общественный транспорт.
Так, на станциях Волгоградского метротрама (аналог метрополитена, но роль поезда метро исполняет трамвай) лично я не увидел ни металлодетекторов, ни сотрудников полиции. На станцию, а с нее и в салон транспортного средства террорист может бесконтрольно пронести взрывчатые вещества.
Отсутствует контроль также на автовокзалах городов Белгорода и Тамбова. Пассажиры могут свободно пронести в салон автобуса хоть атомную бомбу - никакого контроля не ведется.
Именно на усиление контроля за исполнением законодательства о противодействии терроризму, а не на толкование законов должны быть направлены усилия правоохранительных органов.