Использование в рекламе карты РФ без Крыма хотят запретить

В Государственную думу России внесен проект закона, в соответствии с которым за использование в рекламе искаженной карты России будет следовать административная ответственность. Авторы инициативы, представители Совфеда Сергей Цеков и Ольга Ковитиди предлагают внести соответствующие изменения в ФЗ «О рекламе», сообщает Гарант. Ру.
Сенаторы подчеркивают, что зачастую в рекламе используют карту РФ без Крыма и Севастополя. Это, по словам авторов документа, можно расценивать как пропаганду нарушения территориальной целостности государства. Они также отметили, что многие туристические фирмы, рекламируя свои услуги, обозначают Крым в составе Украины.. При этом такие организации ссылаются на аналогичную классификацию в структурах ООН.
Если проект закона будет одобрен, за нарушение точности топографических данных в рекламе будет следовать штраф в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей для граждан, от 4 до 20 тысяч для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч рублей для организаций.
Предложение внести такие изменения - попытка сделать из мухи слона. Чьи права и каким образом может нарушать то обстоятельство, что карту печатают без Крыма? И что это меняет? Разве таким образом Крым передается Украине? Нет. Тогда для чего вводить дополнительную ответственность за это нарушение? Напечатать без Крыма могут и по ошибке, взяв старые карты, не увидев этого или не придав значения. И за это предлагается штрафовать до 500 т.р. Мне кажется что такая ответственность несоизмерима с тяжестью того правонарушения которое предлагают ввести.
Подобные частные случаи вообще не принято выделять в отдельные составы правонарушения. Если есть нарушения ФЗ "О рекламе", то за это есть ответственность, если их нет, то не надо придумывать дополнительные. Бизнес в РФ и так подвержен в последнее время непомерным налогам, да и штрафов хватает, которые являются не маленькими.
"Пропоганда нарушения территориальной целостности" - вообще непонятный "зверь". Если авторы имеют ввиду "призывы к нарушению территориально целостности", дак это вообще-то более серьезное нарушение закона, которое может быть наказано уголовно по ст. 280.1 УК РФ. За это нужно наказывать, если есть основания. А выдумывать наказание за неправильно напечатанную карту не стоит.
Установление и применение ответственности к юридическим лицам, должностным лицам и гражданам в связи с рекламой полуострова как части Украины, вполне актуально (судя по откликам в сети интернет).
Требования к рекламе туристических услуг в данной части необходимо предусматривать в главе 2 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", где предусмотрены условия и способы распространения рекламы. При заключении договора об оказании туристических услуг исполнитель обязан дать полную информацию об услугах, в том числе о стране пребывания. То, что на карте нет соответствующей информации тоже можно расценивать как недобросоветную рекламу.
Однако, нет необходимости говорить в данном случае о какой-то политической составляющей, поскольку взаимоотношения здесь строятся в рамках договора об оказании туристических услуг.. Тем более нет оснований говорить о покушении на территориальную целостность государства, призывам к отделению и т.д. Граждане РФ ездят в Крым независимо от того, как рекламируют себя некоторые отели в рекламных роликах..
Также возможно предъявление к туристическим агенствам и требований по закону о защите прав потребителя, ст. 10 ЗоЗПП предусматривает, что потребитель должен иметь полную и достоверную информацию о предоставляемой услуге, в том числе о стране пребывания. Дача недостоверной информации влечет применение ст. 12 и 29 ЗоЗПП - вплоть до расторжения договора оказания услуг.
Крым - часть территории РФ (Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"). О том, что использование карты без Крыма и Севастополя - пропаганда нарушения территориальной целостности - достаточно спорно, т.к. согласно п. 6.2.Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности
В чем именно могут заключаться такие призывы, и по каким критериям можно установить их наличие ВС РФ не говорит. Поэтому квалификация наличия в рекламе такой информации как нарушающая ст. 280.1 УК РФ спорна. Следовательно, не очевидно, что такая реклама будет нарушать ст. 4 Федерального закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которого реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
Поэтому представляется, чтобы установить такую ответственность в КоАП РФ сначала требуется четко закрепить обязанность указания точной топографической информации в рекламе, внеся в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" необходимые изменения. Уже на основании этого предлагать административную ответственность. А без этого предложение авторов не отвечает критерию правовой определенности нормы, т.к. не совсем ясно какие нормы законодательства о рекламе нарушаются и почему установлена административная ответственность.
Согласно российской конституции, "Крым наш", потому, разумеется, продолжать считать Крым украинским и публиковать соответствующие материалы недопустимо, поскольку в Крыму действуют российские законы, поэтому иностранцев по этому поводу не нужно вводить в заблуждение, поскольку может возникнуть путаница при приезде.
Однако никакой "пропаганды нарушения территориальной целостности государства" здесь не будет, поскольку пропаганда подразумевает какие-либо призывы или прямо либо косвенное вызывание желания нарушить территориальную целостность, а её в данном случае нет - есть искажение топографической информации.
Поэтому инициатива вполне понятна, толерантности к мнению Запада в данном случае быть не должно, однако мотивировать это пропагандой, на мой взгляд, недопустимо.