Послушным заключенным разрешат жить рядом с колонией

Заключенным, которые отличатся хорошим поведением, могут разрешить жить с семьей рядом с колонией. Соответствующие поправки в правила внутреннего распорядка колоний подготовили в Министерстве юстиции России. Речь в них идет о том, что такое послабление станет возможным за полгода до окончания срока отбывания наказания для тех заключенных, которых ранее уже перевели в облегченные условия.
Те, кто попадет под действие нового правила, сможет свободно перемещаться на воле без охраны. Также такие граждане получат право снять жилье неподалеку от колонии и жить там со своей семьей. В ведомстве сочли, что такие послабления помогут заключенным постепенно вливаться в жизнь на свободе. Конечной целью предложенных поправок является «создание прозрачной системы, позволяющей смягчать режим тому осужденному, кто твердо решил исправиться и завязать с преступной жизнью», отмечали в Минюсте.
В настоящее время возможность проживать с семьей есть только у лиц, отбывающих лишение свободы в колонии поселения. Это предусмотрено ст. 129 УИК РФ:
Такую возможность Минюст предлагает предоставить и другим осужденным, кто переведен на облегченные условия и которым до освобождения осталось не более 6 месяцев. Это предложение могло бы позволить осужденным легче адаптироваться к жизни на воле. Но с другой стороны, предложение схоже с условно-досрочным освобождением, решение о котором может принимать только суд. В данном же случае это будет на усмотрение администрации колонии. И предложение Минюста не учитывает при этом возможных интересов потерпевших, которые учитывает суд при решении вопроса об УДО. Потерпевшему может быть не приятно осознавать, что лицо, осужденное за преступление будет отбывать на 6 мес. меньше, фактически раньше окажется на воле.
К тому же предложение не учитывает тяжести и категории преступления. Напр., представляется малообоснованным давать такую возможность лицам, осужденным за преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних как бы хорошо они себя не вели.
Еще один минус проекта, Минюст не говорит о механизме контроля за такими лицами. может быть противоречие с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 N 64-ФЗ, который предусматривает ряд мер контроля на некоторыми категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Но Минюст не говорит о применении подобных мер. И может получиться, что за лицом до его освобождения надзора меньше, чем после. Вряд ли подобное справедливо и обоснованно.
Весьма странное предложение со стороны Минюста. Я, конечно, не против того, чтобы заключенные адаптировались к жизни на воле и не возвращались больше в места заключения. НО:
- во-первых, я не вижу особой разницы в подобном режиме содержания с фактически пребыванием на воле. А если, принципиальной разницы нет, то тогда нужно отпускать в принципе. Какой смысл в этом формальном отбывании наказания.
-во-вторых, с теми, у кого нет семьи что делать? Получается, что "семейным" предоставляются определенные "бонусы", но в плане исправления, соблюдения режима, осужденные без семьи могут вести себя не чуть не хуже, тех, кто у кого семья есть. Однако какой-либо замены предлагаемых "бонусов" им не предоставляется.
В целом, на мой взгляд, это какое-то предложение, которое не свойственно нашей системе. Оно больше походит на нечто, что принято в Европе. Как-то все это не вписывается в рамки нашей страны. У меня большие сомнения в том, что подобные изменения в предлагаемом виде будут приняты.
Такое право уже существует для лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ст. 129 УИК РФ)
Согласно ст. 128 УИК РФ в колонии-поселение отбывают наказание в виде лишения свободы:
а) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;
б) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;
в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;
г) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 78 п.2.2 УИК РФ перевод в колонию-поселения возможен только по определению суда. Причем в суд обязательно направляется полная характеристика на осужденного, с указанием о том, загладил ли он причиненный ущерб. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.
То есть речь идет фактически о смене режима для осужденных вставших на путь исправления, но по судебному решению.
В предлагаемом законопроекте речь идет о послаблении режима без перевода в колонию поселения и судебного вердикта. Думаю, что это будет противоречить существующим нормам права и правоприменительной практике. Если же речь в законопроекте идет об уже переведенных в колонию-поселение - то такие изменения не будут противоречить существующей норме - ст. 129 УИК РФ
Это противоречит самому принципу назначения наказания.
Согласно части 2 ст. 43 УК РФ, наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Ограничения прав осуждённого лица будут в этом случае минимальны, раскаянию или исправлению это явно способствовать не будет, если заключённый сможет "свободно перемещаться на воле" и предварительно уже был переведён в облегчённые условия.
Конечно, это в некотором роде стимулирует к хорошему поведению, но нельзя говорить о том, что из-за этого заключённый твёрдо решил завязать с преступной жизнью. Чересчур демократичное предложение, практически нереально представить это себе в условиях нашей системы исполнения наказаний - о потерпевших часто совсем забывают, зато проявляют повышенную и гуманную сверх меры заботу о заключённых.
а особо одаренным дятлам разрешат даже летать к лесу у большой дороги. кормиться