ФАС не поддерживает установление минимальной стоимости обучения для водителей

В Федеральной антимонопольной службе не поддержали идею установления минимальной стоимости обучения вождению. Об этом пишет агентство городских новостей «Москва», ссылаясь на заявление замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ведомства Юлии Ермаковой.
«Что касается инициатив Межрегиональной ассоциации автошкол, то в настоящий момент нет оснований для введения госрегулирования тарифов на реализацию образовательной деятельности по профессиональному обучению водителей транспортных средств, так как этот рынок является конкурентным», - пояснила Ермакова.
Ранее в СМИ появилась информация о запросе МААШ, в котором содержится предложение установить минимальную стоимость обучения в автошколах. Согласно расчетам организации, в Москве обучать водителей должны не меньше, чем за 46 тысяч рублей. Для каждого из регионов же этот показатель предлагалось высчитать по определенной формуле.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
ФАС на самом деле далеко не единственный госорган, который мог бы выступить против этой инициативы. В конечном счете для принятия подобной "минимальной" цены нужно было бы существенным образом изменять действующее законодательство. Это скорее даже вопрос не ФАС, а Государственной Думы. При этом, весьма спорный с точки зрения законности установления таких выплат. Как неоднократно указывал Конституционный суд, например, в своем Постановлении от 24 июня 2009 г. N 11-П, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); на территории Российской Федерации не допускаются экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1).
Совершенно справедливое решение.
В условиях рыночной конкуренции установление единой цены на основе не пойми каких расчётов, справедливых далеко не для всех регионов - это абсурд.
46 тысяч рублей - это максимальная стоимость обучения в автошколе Москвы, поэтому предлагать сделать максимальную (!!!) стоимость обучения в столице минимальной по России противоречит всякой логике, если можно пройти обучение в приличной автошколе чуть более чем за 20 тысяч. Объявлять такую стоимость "незаконной" и введение государственного регулирования тарифов в данной сфере было бы более чем опрометчивым.
Действительно, установление минимальной цены услуг автошкол может являться ограничением конкуренции, т.к. конкуренция предполагает соперничество, при котором исключается возможность кого-то одного воздействовать на условия оказания услуг на рынке. (ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции").
Но предложение установить минимальную цену стало бы ограничением в формировании цены услуги, исключило бы возможность привлечения менее состоятельных клиентов. В регионах с низкими доходами, это могло бы привести к разорению некоторых автошкол, т.к. число обучающихся в них бы резко упало. Не каждый готов платить предлагаемую цену. Фактически установление такой цены тем самым бы исключило бы с рынка автошкол те из них, кто привлекает в т.ч. и более низкой ценой обучения, уменьшило бы число автошкол, ограничило бы конкуренцию.
Такое предложение противоречит и ст. 424 ГК РФ, где говорится, что регулирование цены возможно только на основании закона. В данном случае норма, которая бы позволяла бы регулировать цену таких услуг, отсутствует.
Вот пример трезвого взгляда на вещи. Такие услуги в силу своей правовой природы не требуют особого регулирования, правоотношения по оказанию услуг в области обучения правилам дорожного движения будущих водителей не носят какой-то особой государственной или стратегической важности. С таким же успехом тогда можно регулировать сферу услуг по обучению на поваров, парикмахеров и так далее.
Это рынок, спрос рождает предложение и наоборот. А как автошколы могут сегодня заманить к себе людей? Только ценами, больше особо нечем. Индивидуальный подход себя не оправдает, слишком большие трудозатраты, автомобильным парком тоже вряд ли заманишь, потому что для оказания таких услуг нет смысла формировать какой-то особый парк автомобилей, слишком долгой будет окупаемость. Остается только привлечь ценой. Думаю эта идея ассоциации изживет себя уже на стадии обсуждения.
ФАС и не может поддержать инициативу, исходящую непосредственно от участников рынка оказания услуг, которые заинтересованы в увеличении стоимости данных услуг. В основном ФАС утверждает тарифы естественных монополий, где отсутствует конкуренция как таковая. и тарифы утверждаются согласно постановлению правительства. Это правило закреплено в ч.2 ст. 424 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В рассматриваемом случае, предложение увеличить минимальную стоимость услуг автошкол связано с повышенным спросом на данные услуги, а значит субъект гражданских правоотношений действует недобросовестно, что запрещено нормами гражданского законодательства.