Законопроект о фонде защиты прав дольщиков принят во втором чтении

Законопроект о создании фонда защиты прав дольщиков принят Госдумой во втором чтении, передает «Интерфакс».
Документ предусматривает учреждение «государственного компенсационного фонда для обеспечения обязательств застройщиков по договору участия в долевом строительстве» и утверждает фиксированный размер взносов на уровне 1,2% от цены каждого договора ДДУ. Размер взноса может меняться не чаще раза в год.
Для того, чтобы средства фонда расходовались адекватно, предлагается создать информационную систему, в которой содержалась бы информация по долгостроям. Такая система должна будет заработать не позже 1 января 2018 года. Кроме того, в документ внесен ряд мер, ограничивающих риски и потери при банкротстве застройщика. Например, одна компания может претендовать только на одно разрешение на строительство. На протяжении всего процесса строительства застройщик обязан поддерживать достаточность собственных средств на уровне 10% от планируемой стоимости проекта, а также обеспечить минимальный остаток денежных средств на счете в уполномоченном банке в размере 10% от проектной стоимости.
Компенсационным фондом будет управлять публично-правовая компания, а значит, информация о ее деятельности будет открытой. Контролировать деятельность фонда будет Счетная палата. Первоначальный объем фонда может составить порядка 4,5 миллиарда рублей. Третье чтение документа запланировано на 20 июля.
Законопроект № 139186-7 О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части защиты прав участников долевого строительства) предусматривает для гарантии прав дольщиков обязанность застройщика по уплате взносов в компенсационный фонд. Эта обязанность существует в случае "строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков".
В проекте предусмотрено, что размер взносов не может быть больше процента от цены договора долевого участия, который устанавливает Правительство РФ, т.е. этот процент может изменяться. Конкретный же размер взносов будет определять Фонд, для этого установлено только 2 критерия - кредитоспособность, финансовая устойчивость.
Также содержится новое условие для осуществления дольщиком прав на получение возмещения от фонд - "застройщиком уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд по таким договорам". Следовательно, если по каким-то причинам застройщик взносов не уплатит, дольщик помощи от фонда не получит. Четкий механизм контроля за уплатой взносов по договору в проекте пока отсутствует, хотя в составе обязательной к размещению информации указаны сведения об уплате взносов в этот фонд. В связи с этим гарантии дольщиков представляются не достаточно гарантированными.
Помощь фонда дольщикам может состоять как в выплате возмещения, так и в предоставлении займа, который может быть и беспроцентным или же пожертвования ЖСК, потребительскому кооперативу, застройщику, который будет достраивать дом. Но в каких случаях можно получить безвозмездную помощь, по каким критериям, в проекте не указано. Поэтому дольщики могут оказаться в неравном положении в плане защиты своих прав. Отсутствие четких критериев для разных форм помощи от фонда нарушает и принцип правовой определенности и может создать условия для коррупции.
Возможно к 3 чтению проект все же будет более доработан, т.к. в таком виде гарантии прав дольщиков не достаточно четко определены.
Дмитрий Медведев поручил Министерству строительства и ЖКХ учредить Фонд Защиты прав граждан - участников долевого строительства. Для этого Минстрой должен сформировать отдельный фонд, который будет функционировать на правах некоммерческой организации. Данный законопроект обязывет застройщиков в обязательном порядке делать отчисления, начиная с января следующего года.Выплаты возмещений дольщикам будут осуществляться из этого фонда. То есть, застройщик делает обязательные отчисления в этот фонд, но если он вдруг признан банкротом и по нему открыто конкурсное производство, то если по истечении шести месяцев со дня признания застройщикоа банкротом по нему отсутствует определение арбитражного суда о передаче прав застройщика на незавершенное строительство другой компании, то выплата гражданам предусмотрена в размере цены договора участия в долевом строительстве из средств фонда в течение 10 дней со дня предоставления гражданином документов. Данный закон направлен на обеспечение гарантии участникам долевого строительства и обеспечение обязательства застройщиков по договорам в долевом строительстве.
Всем доброго дня!
Хорошо, конечно, что хоть как-то стали пытаться защитить права дольщиков, но почему до сих пор игнорируются уже давно прозвучавшие предложения гораздо более дешевые и еще менее рискованные? Мне, например, больше всего понравилось предложение замораживать средства граждан (дольщиков) на специальном счете, доступ к которому застройщику открывается только после сдачи объекта. А строит застройщик на свои средства. Мне кажется, это моментально отсеяло бы все организации, не имеющие никакой финансовой подушки (и подвергающие тем самым людей дополнительным рискам), а кроме того исключило бы возможность двойной продажи одних и тех же квартир.
А сейчас пока понятно, что удорожание точно произойдет, а вот насколько надежные гарантии получат люди и хватит ли этих теоретических денег на всех обманутых еще надо проверять на практике.
Как правило, по договору долевого участия участник долевого строительства вносит полную предоплату за строящееся жилья. Поэтому данное условие - наличие собственных средств застройщика не менее 10 процентов - может быть достижимо, если не все строящееся жилье приобретено по договору ДДУ. Следовательно, соблюдение этого условия вряд ли может быть исполнено застройщиком, непонятно тогда, что делать с уже собранными денежными средствами - во- видимому "пускать" на другое строительство, на которое еще не разрешения. То есть законодатель может подтолкнуть застройщика к самовольному - незаконному - строительству, что не допустимо ст. 222 ГК РФ
Думаю, что на будущее необходимо сделать "привязку" собираемых взносов в установленный фонд и разрешений на строительство, под которое отводится определенный земельный участок. В этом плане, необходимо устанавливать и обязательства администрация региона, которая отводит участок под строительство и дает такое разрешение. Возможно придется вносить изменения в земельный и градостроительный кодексы, предусматривающие порядок отвода участков и дачи разрешения на строительство, в плане предоставления документов об уплате взноса в фонд дольщика.