Disney подозревают в слежке за детьми через мобильные приложения

В суд Сан-Франциско поступил иск к компании Disney и нескольким разработчикам ПО, сообщает The Verge. Ответчиков подозревают в незаконном сборе данных о детях через мобильные приложения.
Истица Аманда Рашинг уверяет, что разработчики ПО создают игровые приложения на основе фильмов Disney, которые собирают и передают личные данные о пользователях, а также об их поведении в сети. Так, по ее словам, игра Disney Princess Palace Pets собрала информацию о ее дочери и использовала ее для таргетинга рекламы.
Нормативный акт о защите персональных данных детей (COPPA) запрещает приложениям собирать данные о несовершеннолетних до 13 лет без разрешения родителей.
Истица требует разобраться с 42 программами, которые, как она считает, нарушают законодательство. Также она требует от ответчиков выплаты компенсации.
В Disney отметили, что никаких норм закона не нарушали. Представители компании подчеркнули, что иск Рашинг основан на «фундаментальном непонимании» принципов COPPA.
Ранее Disney уже привлекали к ответственности за сбор данных о детях до 13 лет. В 2011 году компания выплатила за это штраф в размере 3 миллионов долларов.
В США есть специальный нормативный акт, запрещающий сбор данных о детях до 13 лет без согласия их родителей. Поэтому если суд установит, что данные действительно собирались, ответчик может быть привлечен к ответственности. Для установления факта сбора данных может быть привлечен эксперт для оценки механизма работы программ, могут быть допрошены работники компании разработчика, которые отвечают за работу этих программ.
В РФ этот вопрос регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О персональных данных", который регулирует и вопросы сбора , обработки персональных данных. Предусмотрено требование о письменном согласии субъекта персональных данных. В российском законодательстве, в отличие от США, не указано, может ли такое согласие давать ребенок и с какого возраста. По нормам ГК РФ полная дееспособность по общему правила приобретается в 18 лет. Но, в то же время паспорт ребенок получает в 14 лет, т.е. с этого возраста государство считает его способным осуществлять своим права, хотя в некоторых случаях нужно согласие родителей. В связи с чем, представляется, что в РФ ребенок может дать согласие на обработку персональных данных с 14 лет хотя бы в отношении тех действий, которые не требуют одобрения (согласия) родителей.
В ст. 9 п.6 Закона РФ "О персональных данных",
указано что
Полную дееспособность гражданин приобретает при достижении 18 летнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Именно поэтому, следует предположить. что закон устанавливает необходимость получить согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего от его его родителей как законных представителей до наступления 18 лет (ст. 64 п.1 Семейного кодекса РФ)
Закон предусматривает также дачу такого согласия и на обработку персональных данных совершаемых как с использованием средств автоматизации так и без использования таких средств.
Следовательно, в России как бы все "гораздо строже", но наши родители могут и не подозревать, что данные об их детях кем-то собираются, систематизируются и используются. Единственное дело, которое было рассмотрено в российских судах по взысканию компенсации морального вреда за использование изображения ребенка в рекламе благотворительного фонда, было рассмотрено не в пользу истца. Компенсация была взыскана по решению ЕСПЧ. По незаконному использованию персональных данных ребенка - дела нашими судами вообще не рассматривались.. .
Родительница из США случайно узнала, что данные дочери используются для рекламы той игры, в которую играет ее дочь. Именно это дало основание предъявить соответствующие требования к компании. Думаю, что поводом к инициированию иска явилось ранее рассмотренное в пользу истца дело о взыскании компенсации морального вреда по аналогичному случаю.
Таргетинг - это выделение целевой аудитории при помощи показа рекламы, чтобы в дальнейшем использовать эту аудиторию в качестве потенциальных потребителей рекламы.
Достаточно странным является тактика компании - использовать детей в качестве такой целевой аудитории, вероятно, в надежде, что дети увидят рекламу и будут просить родителей приобрести для них продукты компании.
Персональные данные очень тщательно охраняются в США - в России это только декларируется. Тем более, если речь идёт о детях - даже если они играют в игры в Интернете, безусловно, они оставляют некоторые данные о себе, и если эти данные обрабатываются, то ещё и без ведома родителей, тем более, для использования в коммерческих целях - за это компания "Disney" должна выплатить компенсацию пострадавшим, тем более, такое происходило неоднократно.
В США, в отличие от России, применяется прецедентное право.
Это означает, что если вина компании Уолта Диснея в сборе информации о детях без согласия родителей будет доказана, то иск Аманды Рашинг и ее соистцов однозначно будет удовлетворен.
В России так называемый "таргетинг" рекламы никак не регулируется законодательством; разговор о применении Федерального закона "О персональных данных" в данном случае считаю не уместным, поскольку для определения предпочтений пользователей не требуется использования их персональных данных; достаточно понять, что именно предпочитает тот или иной пользователь.
Живой пример "таргетинга" рекламы в России мы наблюдаем при использовании поисковых систем Яндекс и Google. Система анализирует сделанные пользователем поисковые запросы и впоследствии на их основе выдает контекстную рекламу. В частности, если я в течение суток неоднократно запрашивал информацию о расписании самолётов и стоимости билетов, и по ссылкам переходил, например, на сайт авиакомпании S7 Airlines, то мне будет предлагаться контекстная реклама именно этой авиакомпании (причем, предлагаться будут далеко не самые дешевые авиабилеты).
В данном случае пользование любой поисковой системой урегулировано так называемым "пользовательским соглашением", которое представляет собой публичный договор и включает в себя согласие пользователя на сбор подобного рода данных и на получение контекстной рекламы. При этом российское законодательство, к сожалению, такой "таргетинг" рекламы никак не ограничивает.
Ох уж эти РАШИнг!
Причем, что интересно, иск предъявлен к компании "Disney" (у которой есть деньги). Компания "Disney" сама разрабатывала эти приложения? В них использовались Диснеевские герои - в чём тут криминал? А интересы пользователей отслеживают все поисковые системы. Набрал в поисковике, скачал игру - засветил свой интерес к предмету - жди рекламы на эту тему! Так, что не факт, что в "утечке" виновато Приложение. Вопросов много: Содержит ли исходный код ПО функции сбора и передачи "персональных данных"? Это нужно доказать, а он тоже защищён. Да и вопрос, является ли это "персональными данными", поскольку зачастую они обезличены и порой привязываются к IP или MAC адресу устройства. Собирать "персональные данные" железа пока ни кто не запрещал, и светятся они в открытом эфире 