Объём штрафов за коррупцию составил в 2017 году более полумиллиарда рублей

Сумма штрафов за коррупционные правонарушения в России за первую половину 2017 года превысила 500 миллионов рублей, сообщает издание «Право.ru» со ссылкой на Генпрокуратуру.
В течение шести месяцев правоохранители возбудили 293 дела о незаконном вознаграждении от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП), более 200 дел обернулись для юрлиц денежным наказанием.
Так, в мае организацию из Ульяновска уличили в подкупе зампреда областного заксобрания, который должен был посодействовать победе компании в торгах на заключение госконтракта, нарушителя обязали выплатить штраф в 20 миллионов рублей. Кроме того, 2200 компаний были подвергнуты штрафам за приём на работу государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ). По закону, в некоторых случаях бывший чиновник не может быть привлечён к трудовой деятельности без согласия соответствующей комиссии.
В Генпрокуратуре отметили, что количество нарушений этого требования удвоилось по сравнению с 2016 годом.
Например, московское ФГУП приняло на работу бывшего замначальника Ростехнадзора, который ранее выдавал предприятию лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности. Комиссия не давала согласия на трудоустройство госслужащего на этом ФГУП, поэтому организации назначили штраф в 100 рублей, а её руководителю – в 20 тысяч рублей.
Напомним, ранее глава антикоррупционного комитета Генпрокуратуры Александр Русецкий оценил ущерб от коррупционных проявлений за последние 2,5 года в 130 миллиардов рублей. Россияне, по данным опроса ВЦИОМ, считают коррупцию одной из главных проблем страны.
В соответствии со ст. 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом 40-ФЗ, Россия взяла на себя обязательство по установлению ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях и правонарушениях.
В целях исполнения данных положений Конвенции ст. 14 Федерального закона от N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законы государства в этом случае как бы говорят о том, что они могут наказывать, но тем не менее каждый хозяйственный субъект (юридическое лицо) должно само заботится о том чтобы исключать вредные для себя действия. Потому что наказание в рамках действующего законодательства будет не слишком серьезным, не на уровне уголовного.
Итоги потерь по 2016 году председатель Счетной палаты Татьяна Голикова оценила почти в триллион из бюджета.
500 млн. это 0,5%.
Смешной налог на коррупцию.
Привлечение к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ имеет для юридического лица негативные последствия, которые указаны в п. 7.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким организациям запрещено участвовать в закупках, если в течение 2 лет на дату подачи заявки было привлечено к ответственности по этой статье.
По ст. 19.28 КоАП РФ предусмотрены крупные штрафы, кратные размеру незаконно полученных средств, имущества, и указан минимальный размер штрафа от 1 млн. руб. по части первой до 100 млн. руб. по части третьей. Такие высокие штрафы установлены как превентивная меры от совершения таких нарушений. Размер штрафов по ст. 19.29 КоАП РФ ограничен 500 000 руб. Ответственность по этой норме наступает, если прием на работу осуществлен с нарушением Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Приведенные данные говорят о распространенности коррупционных правонарушений и том, что общий размер взысканных штрафов не покрывает ущерба от таких нарушений (если смотреть данные А. Русецкого).
В данном случае речь идет об административном наказании в виде штрафа в отношении юридических лиц, то есть предприятий и организаций, допустившие коррупционные преступления. При этом должностные лица - получатели взятки - привлекаются не к административной, а уголовной ответственности.
Так, по первому случаю, который приводится в новостном сообщении, следственный комитет города Ульяновска завершил расследование уголовного дела в отношении теперь уже бывшего депутата и заместителя председателя Законодательного собрания региона Алсу Балакишиевой. Она обвиняется в получении должностным лицом взятки, совершенном в особо крупном размере, с вымогательством взятки у юридического лица. (ст. 290 ч.5 УК РФ - наказание лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового)www.8422city.ru
Общественная опасность коррупционных преступлений заключается в том, что страдают интересы общества и граждан, подрывается авторитет власти. Так, если тендер на строительство жилья получает юридическое лицо в обход закона, то, потратив деньги на откаты и взятки, оно строит жилье, непригодное для проживания, а виновных потом найти невозможно, поскольку предприятие ликвидируется. а руководители компаний скрываются.
Возможность привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 14).
Положение ст. 19.28 КоАП РФ, также как и положение ст. 291 УК РФ направлены на противодействие коррупции. Однако, отсутствие в ст. 19.28 КоАП РФ аналогичного примечания ст. 291 УК РФ, освобождающие от ответственности лицо активно способствовавшее раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, допускает привлечение к административной ответственности добросовестное юридическое лицо. Тем самым, губительно действует на агентурные сети правоохранительных органов и побуждает к сокрытию правонарушений и преступлений связанных с коррупцией.