Медиация и ее проблемы
Дорогие коллеги!
Предлагаю кратко ознакомиться с тезисами, посвященным проблеме медиации в нашем государстве.
Буду рад ознакомиться с вашими мнениями.
Читайте прикрепленный файл!
В наше время поиск путей альтернативного рассмотрения споров приобретает огромную популярность, как в Российском, так и в мировом юридическом обществе, таких процедур несколько, остановимся мы на медиации, данную процедуру применяют в более 50 стран мира.
Процедура медиации – это один из примирительных методов урегулирования споров, появившихся еще до государственных институтов, ранее судебного разбирательства.
Немного о процедуре.
В России действует федеральное законодательство о медиации (Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации)).
Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация призвана разрешать конфликты примирением сторон по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых, семейных и других правоотношений. В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях - помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.
Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача - обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.
Суд Медиация.
Процесс может начаться и вопреки воле одной из сторон Процедура медиации подразумевает добровольность.
Судья назначается Медиатор выбирается.
Решение принимается в строгом соответствии букве закона Решение принимается с учетом интересов сторон, но в рамках закона.
Суд наделен властными полномочиями Медиатор не имеет властных полномочий и лишь способствует выработке решения.
Длительная и формализованная процедура Ускоренная и неформальная процедура.
Состязательность сторон Сотрудничество сторон.
Публичность процесса Конфиденциальность
Принципы на которых строиться процедура медиации.
Принцип добровольности. Вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор свободно выбранным. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Принцип действует на всех этапах медиации и распространяется на всех участников.
Принцип конфиденциальности. Сам факт проведения процедуры медиации, а также информация и документы, используемые при проведении медиации, не подлежат разглашению, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.
Принцип сотрудничества и равноправия сторон. В процессе поиска вариантов урегулирования спора, стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата. Равноправие сторон обеспечивается тем, что ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой, в медиации стороны имеют равные возможности.
Принцип беспристрастности и независимости медиатора. При проведении процедуры медиации медиатор обеспечивает равное отношение к сторонам, обеспечивает им равное право участия в переговорах, что обусловливается отсутствием его зависимости от сторон.
Совокупность перечисленных принципов позволяет качественно осуществлять примирительные процедуры так, чтобы стороны при возникновении споров и разрешении их при участии медиатора сохраняли деловые отношения и продолжали свое бизнес-сотрудничество.
Медиаторы бывают разные.
Российское законодательство устанавливает определенные требования для медиаторов, лиц которые осуществляют процедуру досудебного урегулирования спора.
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
-быть представителем какой-либо стороны;
-оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
-осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
-делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.
Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Действующие на непрофессиональной основе
Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости.
Действующие на профессиональной основе.
Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица
-достигшие возраста двадцати пяти лет
-имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
Организации,
Которые осуществляют деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
-могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов.
-Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе. (статья 15-16 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»)
Если смотреть в сущность медиации.
Медиация – это урегулированный способ внесудебного разрешения спора, где третья сторона – посредник (медиатор) сохраняет нейтральность. В большинстве случаев, если спорящие стороны будут разрешать проблему путем обсуждения, то они могут приблизиться к финалу гораздо быстрее и добиться наиболее эффективного результата, чем в судебном порядке. Но, к сожалению, только незначительная часть рассматриваемых судом дел разрешается с помощью медиации. По официальным данным Высшего Арбитражного Суда РФ, в рамках арбитражного процесса с применением процедуры медиации в 2012 г. было рассмотрено 10 дел, в 2013 г. – 11, при этом ежегодно в системе арбитражных судов рассматривается почти полтора миллиона дел
Если смотреть на скудные данные о количестве медиационных процессов, то можно вывести ряд конкретных проблем, которые касаются полезности данного института.
Почему манна небесная стала пятым колесом в телеге экономических споров?
Проблематика
Если смотреть на проблемы медиации, можно назвать несколько причин, которые влияют на ее неэффективность так масштабно, как пожар на Трою, такими негативными моментами являются:
-Недостаточная разъяснительная работа среди населения
-Отсутствие должной поддержки со стороны государства, которая, в первую очередь, должно приблизить действующие нормы о медиации к реальной ситуации.
-Отсутствие единой централизованной системы медиации, так считает (О.В Исаенкова)
-Относительная дешевизна рассмотрения дела в судебном порядке.
-нет четко установленных стадий медиации, не предусмотрен и сам порядок проведения медиации.
(Несмотря на то, что существует условная последовательность проведения медиации, все же не всегда соблюдается ее процессуальный порядок, либо медиация проводится непрофессионально, что может привести к её досрочному прекращению. Нужно выработать определенные критерии и правила проведения процедуры медиации по различным категориям дел.) Если брать в пример другие правовые системы, то, например, в Финляндии и вообще в странах Скандинавского п-ов разработаны многогранные системы медиации, то есть, каждое отдельная сфера общественных отношений защищается медиацией по-разному, разработаны различные способы медиации – для трудовых и поликультурных спорах, спорах, связанных с межклассовыми конфликтами, споров корпоративизма.
-Проведение медиации лицами не имеющих специального юридического образования, ст.15 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Можно заявить, что такое положение вряд ли можно назвать допустимым, ибо примирение в вопросах права, должен вести знающий субъект. Нужно установить образовательный Ценз на должность медиатора.
-Нету устоявшейся теоретическо-понятийной базы, не определены дефиниции процедуры медиации, все на столько размыто, что еще не понятно, зачем это надо? «В настоящее время наряду с термином «медиация» отечественные ученые и практики используют понятия «примирение», «посредничество», «примирительные процедуры». Это свидетельствует об отсутствии единого мнения относительно того, что же понимается под «медиацией». Возможно, непонимание самого понятия «медиация» и различные подходы к разрешению споров и является главным препятствием к возможным перспективам ее развития»
-Финансовая доступность государственных судов и систематизированность обращения
(Большинство экспертов сходятся во мнении, что в России особая правовая культура, не предполагающая приоритета несудебного урегулирования споров, а также граждане пока не готовы обращаться к процедуре медиации, так как существующая судебная система разрешения споров является относительно дешевой.)
-Несмотря на то, что Закон о медиации действует уже 3 года, процедура медиации, к сожалению, находится на первоначальном этапе своего развития. Сами судьи отмечают, что разрешение конфликтов при помощи медиации не является для России традицией, в отличие от запада. (Национально-культурные особенности в отношении к медиации)
-Значительной проблемой развития медиации в судах является отсутствие в свободном доступе информации о медиации, самих медиаторов непосредственно в судах, а так же отсутствие механизма взаимодействия судей с медиаторами.
Преимущества.
В нашем обществе главными причинами обращения к процедуре медиации является
-низкие затраты спорящих сторон, так как заинтересованные лица не оплачивают государственную пошлину и иные судебные расходы.
-конфиденциальность, то есть стороны могут не беспокоиться за раскрытие фактов, ставших известными в процессе медиации, тогда как, обращаясь в суд, следует осознавать действие принципа гласности, как в гражданском, так и в арбитражном процессе. С введением в действие с 1 января 2011 года Федерального закона №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)» были созданы правовые основание для развития медиации в России. Данный Закон явился практическим шагом к реализации программ и мероприятий по внедрению примирительных процедур, но не четко определил место медиации в правовой системе, что до настоящего времени вызывает спор среди правоведов.
Способы решения проблем и пути развития медиации в России.
Нам следует знать и помнить медиация – это прежде всего процесс восстановление мира между спорящими сторонами, данный институт призван помочь судам, а не ухудшить их положения, если будут разгружены суды, то качество рассмотрения дел в самих судах, возрастет в разы, что скажется на справедливости и объективности правосудия в лучшую сторону.
В современном состоянии, судебной машины государства - судьи лишь разъясняют сторонам право воспользоваться альтернативными способами разрешения спора, но активных действий к их применению не предпринимают, так как, чтобы объяснить все преимущества медиации, судьям, во-первых, потребуется довольно много времени, а во-вторых, многие судьи ошибочно полагают, что ограничены в своих действиях.
Для более широкого применения медиации государство должно показать обществу, что медиация в России – это доступная и выгодная альтернатива судебному разбирательству. Необходимо на государственном уровне стимулировать создание центров, обучающих профессиональных медиаторов и реализующих практику медиации (основой для их создания могли бы служить высшие учебные заведения – Сейчас это есть в МГУ, СПБГУ и Я слышал, что в УрГЮА (У) проводили круглые столы по данной теме); поддерживать и стимулировать проведение научно-практических исследований медиации.
Проблемы реализации медиационных процедур в арбитражном процессе.
Статья 2 АПК РФ гласит:
Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
В соответствии с законодательством процедура медиации применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 1 Закона).
Существенным обстоятельством применения процедуры медиации и доказательством ее тесной связи с судопроизводством в арбитражных судах является также то, что после начала судебного разбирательства она может быть применена по предложению судьи (ст. 1 и ст. 7 Закона).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья разъясняет сторонам их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, в порядке, установленном федеральным законом, а также последствия совершения таких действий. Судья принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ).
Однако процессуальное законодательство не регулирует и не указывает ни содержание, ни формы содействия примирению сторон. Таким образом, существует некая неопределенность, требующая своего разрешения.
Действующее законодательство предусматривает, что примирение сторон в арбитражном процессе по делам, возникающим из гражданских правоотношений, может повлечь следующие процессуальные формы:
-мировое соглашение (ст. ст. 138 - 142 АПК РФ);
-отказ от иска (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
-признание иска (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
-признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
-заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ)
Содержание мер для заключения сторонами мирового соглашения и содействия примирению сторон предусматривает ряд процессуальных действий судьи.
Отдельные из них закреплены в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, также имеются разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по их применению. Другие закреплены в законодательстве о медиации.
Отдельные из достоинств примирительных процедур закреплены в законодательстве в виде принципов проведения процедуры медиации (ст. 3 Закона). Она проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора
Можно выделить следующую совокупность форм содействия примирению сторон в арбитражном процессе:
-информирование сторон о процессуальных правах применить примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, и заключить мировое соглашение;
-разъяснение о процессуальных действиях, направленных на примирение сторон;
-информирование сторон о сущности примирительных процедур и их содержании;
-информирование сторон о достоинствах примирительных процедур и эффективности их применения;
-определение характера и обстоятельств спорного правоотношения, способствующих примирению сторон;
-аргументация целесообразности примирения сторон;
-предложение сторонам применить процедуру медиации;
-информирование сторон о медиаторе, осуществляющем свою деятельность на профессиональной основе, или организации по обеспечению проведения процедуры медиации;
-сообщение сторонам правовых последствий заключения медиативного соглашения.
Медиация, по сути, несет антикоррупционную направленность - это процесс, который контролируют сами стороны, здесь неуместно говорить о коррупции. Если стороны заподозрили нарушение принципов нейтральности и беспристрастности либо у них есть какие-то другие причины усомниться в профессионализме медиатора, то их право в любой момент отказаться от участия в процедуре. Для медиатора это потеря доверия как сторон, так и профессионального сообщества.
«Избегайте судиться.
Убедите вашего соперника прийти к компромиссу.
Обратите его внимание на то, что номинальная победа в суде – это часто реальное поражение в расходах и трате времени» (А. Линкольн)
В нашей стране существует и работает так называемая "коммерческая" модель медиации. Это модель добровольной и, как правило, платной медиации. Она рассчитана на страну с высокоразвитой и высокотехнологичной экономикой, которой соответствует определенный тип и уровень правосознания населения. Особенностью данного типа правосознания, как известно, является психологическая готовность к компромиссу при урегулировании конфликта.
Правосознание россиян иное.
Так, по расчетам, произведенным судьей Свердловского арбитражного суда С.В. Лазаревым, стоимость услуг сертифицированных российских медиаторов по коммерческому спору оказалась в полтора раза дороже, чем издержки в ходе судебной процедуры.
Таким образом, в процедуре российской медиации нами выявлены следующие проблемы: отсутствие в законе требования надлежащего образования медиаторов дорогое и короткое обучение на курсах отсутствие необходимых требований к организациям, оказывающим услуги по медиации спорность вопроса о добровольности медиации по всем категориям дел непроработанность системы гарантий независимости медиаторов недостаточная разъяснительная работа среди населения.
Вывод
Можно сказать, что нынешнее законодательство в сфере частноправовых отношений испытывает определенные трудности по процессу включения в себя процедуры медиации, данная концепция сталкивается с административными препятствиями и невиданным консерватизмом со стороны законодателя, нежелание изменений приводит как правило к накоплению проблем, это уже как огромных ком, который лежит в Арбитражных судах, за последний год рассмотрено 2048552 дел, а медиацией рассмотрено менее 10 %, от всего объема, можно сделать вывод, что не все идет гладко, если ситуацию не изменить, то арбитражные суды захлебнуться в работе и сроках, что скажется негативно на качественном процессе рассмотрения дела.
Чтобы улучшить ситуацию – необходимо.
-Изменить законодательство в Медиации.
-Пропагандировать в юридическом и гражданском обществе, данную процедуру.
-Создать систему аккредитации и контроля за медиаторами.
-Обучать медиаторов, давать качественное образование, цензирование данной деятельности.
-Реформирование судов, создания при судах медиационных коллегий (бред, наверное, говорю, ну вдруг).
Медиация – это бесспорно будущее любой юридической системы, не только Российской, способное оказывать влияние на всю правовую действительность. Данная процедура способна предложить альтернативу судебной системе, в данной процедуре нету проигравших, есть договорившиеся – Победители.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: