СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома»
А.С. Макаренко.
Существует множество определений и толкований понятия «семья». По определению Моргана, «Семья – активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей» [1].
«Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности» [2].
Как правило, понятие «семья» рассматривают по-разному в социологическом, демографическом, психологическом, юридическом, педагогическом, философском аспектах. Цель работы рассмотреть определение семьи как многоаспектное понятие. Задача исследования – рассмотреть семью как
-демографическое проявление социума,
-психологическое взаимодействие индивидов,
-проявление социализации индивидов.
По нашему мнению, семья – это общественная социальная и сплоченная группа, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, которые возникают из брака, и направлены на воспитание детей и их развитие.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья может выступать в качестве как положительного фактора формирования личности, так и отрицательного, нанося ей невосполнимый ущерб.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально-обусловленные функции. Причинами этого являются кризисные явления в семье. Это проявляется в разводах, употреблении спиртных напитков, количестве детей, находящихся на попечении, увеличении количества трудных подростков.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 РФ и «демографического ежегодника объединенных наций» Российская Федерация является лидером среди других стран по разводам 2012 году [3]. (См. рис. 1).
Основными причинами развода называются:
-наличие зависимостей у одного из супругов, например наркомания или алкоголизм – 31 %;
-отсутствие любви – 31 %;
-жилищные условия для молодой семьи — 21 %;
-неверность – 20 %;
-грубость в отношениях – 15 %.
По статистике ЗАГСов, наиболее частыми инициаторами разводов является женская половина, ср.: 66%, мужчины – 34%. Это печальная статистика, сугубо характерная для Российской Федерации.
В современном обществе семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, уход из жизни, измена, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи) и все это негативно сказывается на дальнейшие семейные отношения.
Таким образом, демографические проблемы семьи волнуют человечество в целом. Пути решения данной проблемы в каждой стране специфичны, связаны с историей, с особенностью экономического и политического развития.
Семья является важным этапом в первичной социализации индивидов, потому что формируется система ценностей, идеалов, обычаев и традиций. Школа является следующим этапом социализации личности, поэтому проблема взаимодействия школы и семьи приобретает в настоящее время особую актуальность. Свидетельство этому – школа гуманной педагогики Ш. Аманошвили и деятельность общественной организации «Родительская забота».
Организация проводит международные родительские чтения в Государственной Думе Российской Федерации, а также в учебных образовательных учреждениях. На обсуждение выносятся следующие темы: «Детям Света нужны Родители Света»; «Равновесие Начал и гармония взаимоотношений в семье».
Главная цель – привлечь внимание широкой общественности к проблемам взаимодействия с семьей в процессе воспитания будущего поколения. Одним из эффективных средств решения этой проблемы мы считаем разумное, теоретически и практически обоснованное взаимодействие школы и семьи. Главным итогом такой деятельности должно стать формирование союза понимающих родителей, педагогов и детей. Открытая комплексная программа «Семья», где действующими лицами будут педагоги, родители и дети, даст свои положительные плоды при наличии творческой гуманной среды, креативного отношения к каждому ребенку, толерантности и терпимости, возможности для самореализация каждого индивида как личности.
По выражению С. Бранта, «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему!» [3]. Человечество во все времена волновало мысль о самореализации. С нашей точки зрения семья как социальный институт дает возможность сделать первый и, пожалуй, важный шаг в этом направлении.
Литература и примечания:
1. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. – С. 639. Электрон. Дан. URL: [Подробнее ➤]. – Дата обращения 28.11.13.
2. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М., 2005. – С. 75.
3. «Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года». Электрон. Дан. URL: [http://www.gks.ru]. – Дата обращения 27.11.13.
4. Брант С. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Электрон. Дан. URL: [http://vestnikrayona.ru]. – Дата обращения 16.12.13.
Сейчас многие не задумываются о семье, как о ячейке общества. В последние годы стал популярным так называемый гражданский брак, или сожительство.
Ирина Владимировна - какие условия созданы, так и живут
А я жертва женского насилия.
Это нормально - это исключение из правил. Без него никак
Я принципиально против, чтобы религиозные и псевдорелигиозные "общественные" организации выступали посредником между семьей и школой. Давайте лучше поднимем зарплаты и статус школьных педагогов. А демографические проблемы интересуют, прежде всего, чиновников, которым нужны солдаты и налогоплательщики
С публикацией автора полностью согласен. Тема актуальна.
Соглашусь с автором. Печально, что по количеству разводов мы были впереди планеты всей. Когда семья распадается, дети прежде всего и страдают