Трудная сладкая жизнь
Много монастырей возрождается, появляется сейчас в России. Приходят туда люди разными жизненными дорогами. Но, наверное, каждая дорога является частью написанной на роду. Да и монастыри неодинаковы. Здесь расскажу только о мужских монастырях.
Первым монастырем, который мне довелось посетить, является Богородице-Алексиевский монастырь в г. Томске, находящийся на ул. Крылова. Монастырь находится в самом центре большого города. Посещение было случайным. В то время еще только-только начал входить в Церковь, но уже понял, что без Бога жизнь не имеет смысла. Привел туда меня однокурсник (сейчас уже кандидат исторических наук, наверное). В то время Павел (имя однокурсника) был учителем в воспитательной колонии г. Томска. В день моего приезда он собирался как раз в монастырь (Богородице-Алексиевский монастырь окормляет колонию) и предложил пойти мне вместе с ним. Чтобы добраться до монастыря, надо доехать на трамвае или троллейбусе до остановки «Главпочтамт». Затем еще дойти по дороге с довольно интенсивным движением автотранспорта. Именно в монастыре мне и довелось познакомиться с отцом Амвросием. Отец Амвросий в то время заведовал монастырской библиотекой. Человек довольно отзывчивый, умный, с добротой к людям. Многое уже стерлось из памяти о беседе с отцом Амвросием, поэтому не углубляясь в воспоминания перейдем к следующему монастырю.
Следующий монастырь мне довелось посетить лишь через четыре года. Так сложились обстоятельства, что в то время я испытывал душевный кризис. Мне предложили съездить в монастырь г. Енисейск на отчитку. После некоторых раздумий я согласился поехать. Енисейск как город мне понравился. Сам монастырь находится буквально в двух шагах от автовокзала. Мне довелось поселиться в гостинице для паломников. Сама гостиница для паломников находится на территории храма в подвальчике напротив монастыря. Чтобы подумать о своей дальнейшей жизни мне нужно было побыть одному. И Господь устроил так, что кроме меня в гостинице для паломников никого не было. Именно там испытал, что такое душевное спокойствие. В подвальчике нет ничего, кроме стола, узких скамеек, иконки Спасителя и иконки Пресвятой Богородицы, да свечи для молитв. Если бы вы только могли представить, как было хорошо. Было такое чувство, что мне больше ничего и не надо, а только остаться там навсегда. Когда встретился со священником, который отчитывает, получил ответ, что беса во мне нет, но отчитка не помешает. Во время отчитки, прекрасно зная, что позади меня абсолютно никого нет, я чувствовал, что кто-то словно толкает меня в спину и пытается сдвинуть с места… Устоял.
Но с утра меня кто-то словно погнал из Енисейска подальше от монастыря. Даже и не знаю кто это был. Возможно, пришло время снова посетить монастырь г. Енисейска. Но пока не решаюсь.
Очень сильный душевный кризис мной был испытан также в 2008 году. Настолько тяжелый, что появилось желание прийти в монастырь навсегда. В монастырь из мира не уходят, в монастырь приходят из мира.
Решил податься в монастырь г. Новосибирск (человек ведь чисто городской). Монастырь при Храме Святого Иоанна Предтечи находится на ОбьГЭС. Игумен Филипп на первый взгляд кажется сверхстрогим, но это не так. Даже если и откажет в резкой форме насчет потрудиться в монастыре во Славу Божию, то всё равно посоветует через кого-нибудь из послушников, как поступить. А там уже Ваш выбор. Монастырь на ОбьГЭС окормляет детей из детских домов и приютов. Думаю, именно по этой причине и было отказано. Хотя и не нам задумываться о причинах. Беседует игумен Филипп только после вечерней трапезы. Во время трапезы один из послушников монастыря читает Евангелие.
Из Новосибирска поехал в Новокузнецк-решил, что если найду работу (у меня в Новокузнецке родственники), то буду работать, а если нет, то вот он монастырь-рядом, в селе Безруково.
В монастыре Святого Великомученика Целителя Пантелеймона мне довелось прожить неделю-полторы. Монастырь находится в живописном месте села Безруково Новокузнецкого района. С территории монастыря можно наблюдать лес, реку. Через реку прокинут железнодорожный мост ветки Новокузнецк-Абакан.
Монастырь, несмотря на свою молодость, довольно богатый. Множество икон, огромная библиотека. На территории монастыря несколько зданий-Церковь Святого Великомученика Целителя Пантелеймона, постройки для проживания монахов, послушников, трудников, паломников, трапезная, своя баня, кочегарка, скотный двор, птичий двор. На территории монастыря стоит три креста ранее усопших иеромонахов, один из которых схимник. Схимник-высший уровень монашества. Игумен Пимен-очень строгий игумен и сразу видит, кто может выдержать монастырскую жизнь, а кто-нет и даже трудником (на время или совсем) возьмет не каждого. Кроме игумена Пимена, в монастыре Целителя Пантелеймона есть иеромонах Иоанн и несколько послушников. Остальные-трудники. В монастыре много бывших наркоманов. Во время моего посещения монастыря в нем трудился “человек без паспорта”-за скотом и птицами ухаживал бывший заключенный, всю жизнь проведший в лагерях и имевший на тот момент только справку об освобождении. У него научился уходу за скотом, несмотря на своё закостенелое горожанство. Вообще в монастыре при желании всему научишься, так как просто необходимо. В трапезной исполнял послушание трудник Константин, хакас. Мне довелось пожить в доме, где раньше находилась Церковь и велись службы, с двумя трудниками Владимирами. Один Владимир провел в монастыре не первый год (сейчас, наверное, уже послушник), довольно пожилой, заведует архивом монастыря, ведет историю монастыря, делает фотографии. Он мне и рассказал историю о бывшем настоятеле Спасо-Преображенского Собора г. Новокузнецк. К сожалению, запамятовал имя настоятеля. Настоятель словно знал свою смерть и всегда говорил, что погибнет в огненной колеснице. Однажды он поехал вместе с послушницей-казначеем Спасо-Преображенского Собора по заботе о нуждах Собора. Когда вернулись к Собору, то не успели выйти из автомобиля, как тот загорелся. Пламя мигом охватило весь автомобиль. Никто ничего не успел сделать, чтобы спасти их и только могли наблюдать как настоятель с казначеем крестились и молились, наверное о своем упокоении. Захоронен настоятель на территории Спасо-Преображенского Собора на месте своей гибели.
Другой Владимир исполнял основное послушание свечника. Именно он научил меня отапливать углем помещение, делать свечи. Бывший шахтер, научил разбираться какой уголь хороший, а какой плохой, объяснил что такое штыба; филолог с прекрасной памятью-помнит наизусть почти все свои стихи. Был трижды женат, обеспечил всех своих детей, друзья погибли в шахтах при авариях. После всего и пришел в монастырь.
Свечи для церковной службы не так просто делать. Для изготовления церковных свечей требуется целый ряд инструментов и материалов. Работа кропотливая, перемажешь масла на форме, свечи после замерзания тяжело собирать с формы и все в ошметках, плохо горят затем, недольешь воска-на свечах появляются щербины. Таким образом, для свечей нужен и жар, и холод.
В отличие от монастыря на ОбьГЭС, в монастыре Святого Великомученика Целителя Пантелеймона читают Священное Писание первый прекративший трапезу-им может оказаться любой присутствующий.
Устав монастыря кому-то покажется строгим, кому-то, наоборот, нестрогим-всё зависит от индивидуальных особенностей человека. Например, на мой взгляд, для себя постоянные и временные жители монастыря должны всё делать сами без привлечения лиц другого пола. Монастырь на то и должен быть монастырем.
В наше время по всей России возрождаются старые монастыри, появляются новые. Монастыри нуждаются в настоятелях, монахах, послушниках, трудниках. Но жизнь в монастыре только кажется легкой. На самом деле далеко не каждый может выдержать жизнь в монастыре: кому-то рано еще в монастырь, кто-то вовсе не приспособлен к монастырской жизни. Но при пребывании в монастыре получаешь бесценный опыт, научаешься обращаться внутрь себя, прислушиваться к своей совести, внимать своей совести. В монастыре действительно получаешь душевное спокойствие, если имеешь хоть какое-то расположение к монастырской жизни. Но в монастырь нельзя приходить в двух случаях-по нужде и по насилию. Но пути Господни неисповедимы-несмотря на способ прихода в монастырь из мира, у человека есть шанс стать достойным монахом или достой монахиней. Если прочувствуешь жизнь в монастыре, то и впоследствии будешь часто задумываться о приходе в монастырь навсегда.
Настоящая тема не представляет для меня никакого интереса, поэтому я оставляю настоящий комментарий только по двум причинам:
1. чтобы топикстартер - участник нашей команды - выиграл и получил деньги за публикацию;
2. чтобы участник из Ростова-на-Дону, пропагандирующий нечестную игру, получил меньше шансов на выигрыш в конкурсе публикаций.
Спасибо за внимание.
Хорошая статья
К ВЕРЕ человеку необходимо прийти своим собственным путем.