"9000 кусочков мечты"

Какая же я бездарная… Люди создают такие шедевры, налюбоваться невозможно, а я - ни пуговицу толком пришить, ни самолетик из бумаги сделать… Выставка работ декоративно-прикладного творчества, пестрящая яркими стежками вышивки, удивительными по своей форме и исполнению цветами из лент, искрящимися картинами из бисера усиливала неизгладимое впечатление собственной бездарности. Последнее, кстати, удачно дополнялось отсутствием знаний о таких вещах как декупаж, квиллинг, айрис фолдинг, канзаши…. Голова кругом….Нет, надо что-то менять: ведь у меня тоже 2 руки, голова на плечах, да и время свободное есть… Хочу…
С переполнявшим меня азартом, я решила обязательно освоить хотя бы какую-нибудь технику. Мне казалось, что появление в моей жизни такого хобби кардинально изменит сложившийся быт: дом-работа-дом, - будет что-то новое, интересное: работы, выставки, победы в конкурсах. Окрыленная мечтами, я спешила домой включить компьютер, открыть интернет и немедленно приступить к творчеству. Не заметив пролетевшие пару часов, окруженная распечатанными схемами плетения из бисера, на коклюшках, правилами складывания треугольников оригами, лент-канзаши, допив одним глотком остывший горький кофе, я села на пол и начала планировать, в чем первоначально применить свой талант? Решение пришло неожиданно: в соседней комнате раздался звон бьющейся посуды. Вскочив, как ошпаренная, с криком: «Что ты там творишь?», я вбежала в спальню. Оказалось, мой любимый кот, зацепившись когтями за салфетку, подаренную бабушкой, стянул ее вместе с вазой с полки. Кот успел спрятаться, чем получил помилование, а салфетку спасти не удалось – разорвана. С осенившей меня идеей – «А почему бы нет?», отправилась в магазин за нитками и крючком. Будучи уверенной, что данный вид вязания освою достаточно быстро, я приобрела на будущее, чтоб 10 раз не бегать, крючок, спицы, нитки разной фактуры, мулине, пяльцы, бисер, атласные ленточки. И началось…
Не стану в подробностях описывать, с каким трудом мне удалось набрать петли и начать первые ряды. Петли были слишком тугие, крючок зацеплял нужную нитку не всегда с первой попытки. Хватило меня на минут 30…Оправдав отсутствие усердия нахлынувшим чувством голода, я отложила творческий процесс на следующий день…Но наступившее завтра не осуществило мечту: нитка рвалась от излишней натянутости, спицы больно впивались в кончики пальцев, ленты не хотели укладываться, согласно схеме, в обворожительный цветок…Азарт утихал с каждой неудавшейся попыткой освоения прекрасного. Я решила вновь посетить выставку – для вдохновения.
Очень осторожно, словно кошка, охотившаяся на птицу на высоте карниза, я переходила от одного изделия к другому, пытаясь через визуальный анализ раскрыть секрет декоративно-прикладного искусства. В поисках истины я была не одинока. В нескольких метрах стояла женщина средних лет и внимательно вглядывалась в демонстрационные работы, мне показалось, что она даже разговаривает с ними. Победившее любопытство подтолкнуло подойти…
-Добрый день! Вы тоже восхищены? Лично у меня нет слов…
-Какой там… Смотрю, вот здесь надо было ленты местами поменять – ответила женщина очень добродушно, но с ноткой критики.
-Зачем? – удивилась я.
Посмотрев на меня немного с высокомерием, оценив с ног до головы, через минутную паузу, за которую я успела проанализировать, все ли нормально в моем внешнем виде, женщина спросила:
-Новенькая?
-Да.
-Сразу видно…, - заметив мое недоумение, добавила: - Вы всегда такие вдохновленные и оцениваете субъективно…
Я еще не успела сформулировать свой ответ, как следующая ее фраза повергла меня в шок:
-Что, ничего не получилось? Не переживай…все так начинали…
И она отошла…
Пребывая в непонятном состоянии, ощущая смешанные чувства: от эйфории вновь увиденных шедевров, до низости собственного придуманного таланта, я четко понимала, что хочу еще пообщаться с этой женщиной. Мой голос подобно раскату грома прокатился в тишине выставочного зала:
-Извините, вы не могли бы уделить мне несколько минут?
-Конечно…
-Простите мою бестактность, как я могу к Вам обращаться?
-Меня Татьяна Васильевна зовут, - с улыбкой, как-то по родному, ответила женщина.
Переполнявший меня поток вопросов о секретах искусства не успел выплеснуться на нее, как Татьяна Васильевна предложила:
-Может, чаю? Я живу недалеко.
-Как-то неудобно.
-Все хорошо, сейчас пальто накину…
Через несколько минут я стояла перед дверью, пройдя которую мой мир изменился; подобно волшебным вратам, они перенесли меня из серой реальности в сказочный мир. Сказать, что я была в неописуемом восторге – не сказать ничего…
-Как это все? – только смогла выдавить из себя я.
-Это путь к мечте.
-К мечте?
-Конечно, у каждого мастера есть мечта - идеальное творение.
-А какое оно – идеальное творение? – с детским любопытством расспрашивала я.
-У каждого своя мечта, главное, чтоб она была…иначе, это не путь к мастерству, а увлечение от безделья…
Так вот в чем секрет – мечта. Ведь я хотела просто освоить хотя бы одну из техник и даже не думала о том, а что бы мне сделать своего, не применяя «надуманный» талант к чужим шедеврам.
-Вы, наверно, с детства этим занимаетесь?
-Да что вы!... Нет, конечно, особо некогда было: семья, дети, работа… я же много лет в пожарной части отработала диспетчером….По молодости и шила немного и вышивала, как все, но не так увлеченно, а как на пенсию вышла, поняла, что не могу просто сидеть на месте, вот и вспомнила былое развлечение… а теперь столько информации, столько идей…
-И это все вы сделали?
-Не только… У меня дочь, Валентина, очень хорошо вяжет, часть работ ее, муж по дереву мастер и сын – краснодеревщик.
-Какие молодцы…А вы, Татьяна Васильевна, как всему научились? Я пробовала, терпения не хватило….
-Не терпения, а усидчивости…Вы – молодежь, все спешите куда-то. Жизнь теперь такая, трудно Вам, нам тоже трудно было, но о нас хотя бы немного государство заботилось… Ладно, грустно это, не обращай внимания…Просто у меня дочь – инвалид с детства, многое пережить пришлось, это ведь я ее всему учила, моторику развивала… Ее работы теперь призовые места занимают, - с гордостью рассказала мне Татьяна Васильевна.
Только после ее слов, я заметила на стене многочисленные рамки с дипломами, грамотами, похвальными листами.
-Вы сказали «усидчивость», а что еще необходимо?
-Желание, оно двигатель всего процесса, усердие еще и доброта, чтоб не ради оцениваемого кем-то результата, а ради искусства. Иногда возьмешься за какое-нибудь изделие и оторваться не можешь или понервничаешь, давление подскачет, сядешь, коклюшки начнешь перебирать в руках и полилась мелодия творчества.
-Мелодия творчества? Что это?
-Пойдем…-как-то с украдкой, словно по большому секрету, произнесла Татьяна Васильевна, и, взяв меня за руку, привела в другую комнату – кузницу творений.
Показав жестом, чтоб я немного помолчала, моя собеседница села за стол, на котором стоял валик с прикрепленным сколком и свисавшими несколькими парами коклюшек и начала быстро перебирать их…Через мгновение залитая солнечным светом комната наполнилась легким перезвоном, таким тонким, успокаивающим. Казалось, в этой необычной мелодии слились тысячи звуков: шелест травы под гуляющим по полю ветерком, треск кузнечиков, тиканье часов и, конечно, биение собственного сердца. Забвение…
-Понравилось? – вернув меня в стены кузницы, спросила Татьяна Васильевна.
-Очень
-Чудная ты…Хотя, как писал Ларошфуко: «Старые безумцы еще безумнее молодых».
-Вы читаете французских писателей?
-Я много читаю, в последнее время, конечно, больше по рукоделию, а в детстве про самолеты читать любила…Всегда представляла, как под моим руководством, эта махина начинает рассекать небосвод и летит все выше-выше-выше…Несколько книг даже в домашней библиотеке есть.
Татьяна Васильевна подвела меня к деревянному, сделанному под старину книжному шкафу без створок. На полках красовались сборники классиков, современные романы, несколько детективов, журналы по рукоделию, но меня удивило другое – на полке лежали специально приготовленные влажные салфетки и щетка с длинным мягким ворсом.
-А это для чего?
-Пыль вытирать?
-А не проще дверцы какие-нибудь стеклянные повесить?
-Проще… Но книга должна быть открытой.
Ответ я не поняла, но расспрашивать не стала, мне показалось, что в словах Татьяны Васильевны прозвучал намек, что я слишком юная, чтоб познать данную истину.
-Татьяна Васильевна, вы - мастер!
-Нет. Мне до этого еще очень далеко. Я – ученик.
-В смысле?
-Мастерство – это когда «что» и «как» сливаются воедино, а я всегда задаю себе вопрос: правильно ли я делаю? Да, я многое умею, других учу, рукоделие – часть моей жизни, часть меня.
-Учите других?
-Да, я веду кружок «Рукодельница» на базе местной библиотеки: мы собираемся каждую пятницу, обмениваемся опытом, учимся у друг друга.
-И что Вы там делаете?
-Вяжем, но этому, в основном, дочь моя учит, вышиваем, из лент плетем, из газет. Стараемся услышать желание каждого и освоить что-то новое.
-Татьяна Васильевна, а можно вопрос?
-Конечно.
-А у вас есть мечта – идеальное творение?
-Есть, но над ней надо много работать.
-А что это?
-Храм в технике оригами.
По опыту прошлого дня я уже знала, что оригами - это фигурки из бумаги. В моем сознании, никак не укладывались два слова: «фигурка» и «храм».
-Татьяна Васильевна, а как это? Ведь «храм» - это что-то большое, светлое, наполненное тайным смыслом.
-Верно. Знаешь, рано или поздно каждый из нас приходит к Богу: кто с мольбою, кто с благодарностью. А мне ничего не надо, лишь бы те, кем живу и дышу, здоровы были и жили. Храм – это мечта, а значит – мастерство, - и как-то задумчиво-мечтательно добавила: – но надо 9000 треугольников.
Пообщавшись еще немного, я покинула квартиру Татьяны Васильевна Темняковой. Домой шла, не разбирая дороги: не мечтала, не размышляла, не планировала…Чувствуя на своих плечах тепло зимнего солнца, я верила. Верила не в собственные силы, не в кардинальное изменение жизни, не в победы в конкурсах, я верила в доброту. Такие люди, как Татьяна Васильевна, ее дочь Валентина, творили ради искусства, рукоделие – их жизнь и они просто так дарили всем желающим мастерство добрых рук.
И пусть у них осуществиться главное – мечта из 9000 кусочков.
А о чем мечтаете ВЫ?...
красиво получилось
В каждом творчестве нужно упорство. Просто так ничего не дается.