Порок изобилия
Треть производимой в мире еды идет в мусор. Почему?40 процентов купленных продуктов не съедается, а отправляется в мусорное ведро, Почему это происходит. В этом мусорном контейнере за супермаркетом столько еды, что бедным людям на месяц хватит. Кроме того, простая экономическая истина заключается в том, что чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать. Дальше — больше: до 20 процентов уже собранного урожая фермерам приходится выбрасывать, потому что фрукты и овощи не соответствуют «стандартам красоты» торговых сетей (не тот размер, цвет, вес, количество пятнышек). Основная масса гниющей на свалках еды в развитых странах попадает в отходы с прилавков — около 30 процентов. В супермаркетах пропадает в основном выпечка, мясо, морепродукты, готовая еда, фрукты и овощи. Почему это происходит? Чтобы человек покупал, супермаркеты должны быть сияющим царством изобилия. Такова политика торговых сетей — только в таких «интерьерах» покупатель складывает в корзину больше товаров. Эффективных средств борьбы с этим пока не придумано, хотя определенные ноу-хау все же есть. Например, во многих странах существуют так называемые банки продовольствия, куда производители и торговые сети сдают продукты, срок годности которых истекает, а банки распределяют их нуждающимся. Есть такой банк и в России — Фонд продовольствия «Русь». По словам его президента Виктории Крисько, в год фонд перераспределяет более 5 тысяч тонн продуктов. Могли бы и больше, но есть специфика — в России торговые сети не участвуют в этом, поэтому фонд работает только с производителями.
А неучастие торговых сетей объясняется просто: наше законодательство устроено таким образом, что при передаче продуктов на благотворительность сетям придется заплатить большой налог. Поэтому им выгоднее еду выбрасывать. Это сотни тонн в неделю — от каждой сети. Еще одна важная проблема — мы тратим огромное количество ресурсов на то, чтобы произвести еду, которую потом выбросим.
Необходимо вводить в законодательство нормы, поощряющие торговые сети к благотворительности и контролю за нереализованными товарами.
Такие вопросы нужно решать на законодательством уровне...