Да? Нет? Наверное!
Да? Нет? Наверное! Подписчиков: 3479906

Как вернуть деньги за навязанную страховку по новым правилам?

73 комментария

С 2018 года вступило в силу новое правило отказа от добровольного страхования: так называемый «период охлаждения», в течение которого допускается отказ от страховки, увеличивается с 5 до 14 дней.

Правовая инструкция 9111.ru напомнит об особенностях процедуры отказа от добровольного страхования, расскажет, как банки могут попытаться обойти положения о «периоде охлаждения», судебной практике по спорам в связи с их применением.

Что такое «период охлаждения»?

Оказание услуг банками и иными финансовыми организациями часто сопровождается навязыванием дополнительных услуг. Особенно распространены услуги «добровольного» страхования жизни или имущества граждан, о которых они обычно узнают уже после заключения основного договора. В целях борьбы с этим явлением Банк России утвердил минимальные требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования, одним из которых стала обязанность страховых компаний безусловно расторгать договор страхования по желанию застрахованного лица, оформленному в письменном виде, в течение 5 дней. Указанием Банка России от 21.08.2017 N 4500-У этот срок с 1 января 2018 года увеличен до 14 дней.

В отличие от нормы ст. 958 ГК РФ, согласно которой сумма, уплаченная по договору страхования (страховая премия) или ее часть могут быть возвращены только в случаях, когда это предусмотрено договором страхования и на его условиях, нормы, утвержденные ЦБ РФ, обязывают страховщиков предусмотреть следующие условия:

  • возможность возврата страховой премии до начала действия договора - в полном объеме в течение 14 дней с момента заключения договора при отсутствии страхового случая;
  • возможность возврата страховой премии после даты начала действия страхования - частично, за вычетом суммы, пропорциональной сроку действия договора с даты начала действия страхования до даты прекращения;
  • условие о прекращении действия договора с момента получения письменного уведомления об отказе от договора или с иной даты, согласованной сторонами;
  • условие о возврате страховой премии по выбору застрахованного лица наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения уведомления.

Как банки могут обходить «период охлаждения»?

Банк не вправе снимать с себя обязанности, возложенные на него по указанию ЦБ РФ, однако существуют приемы, использование которых может ставить гражданина в невыгодное положение. Например, заемщик может быть включен в программу коллективного страхования, причем банк сам вносит страховую премию, а затем вычитает эти деньги из суммы кредита. Таким образом, заемщик не платит страховую премию и не является страхователем. Поскольку указание ЦБ РФ применяется только в случаях, когда страхователем выступает заемщик, такие действия банков стали приводить к спорным ситуациям.

В практике ВС РФ первоначально высказывалась позиция в пользу банка об отказе в иске к банку, которому оплачены расходы на уплату страховой премии. Объяснялась такая позиция тем, что банк не страховщик и ему выплачена не страховая премия, а расходы по ее уплате, при этом заемщик не является страхователем (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2017 г. N 74-КГ 16-35).

Позднее ВС РФ изменил свою позицию и стал полагать, что в подобных случаях указание ЦБ РФ должно применяться, поскольку заемщик страхует свой имущественный интерес и страхователем фактически выступает именно он. Если при этом в договор на случай отказа не включается условие о возврате денег за участие в программе страхования, договор в этой части должен быть признан ничтожным, поскольку она нарушает нормы о публичных договорах, в том числе нормы ст. 3, п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ, п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

При возникновении таких споров ВС РФ рекомендует устанавливать следующие обстоятельства:

  • являлся ли банк агентом, поверенным либо он действовал в интересах потенциальных заемщиков без поручения с последующим одобрением заемщиком заключенной банком сделки;
  • действовал ли банк в своих собственных интересах, страхуя риски заемщика;
  • как определялся размер страховой премии и страховая сумма, предусматривалось ли вознаграждение банку от страховщика при подключении заемщиков к программе страхования.

Как рассматриваются споры в судах?

Истица, подписавшая договор страхования жизни и здоровья при выдаче кредита в виде полиса, в течение 5 дней отказалась от него, направив страховой компании телеграмму и письменное заявление, но страховщик отказал. Дело дошло до Верховного суда республики Башкортостан, который частично удовлетворил требования истицы: вернул стоимость страховки с учетом 5 дневного срока пользования услугой страхования, а также взыскал в пользу истицы штраф за отказ удовлетворить его требования добровольно - 11 342,60 рублей и компенсацию морального вреда - 200 рублей (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.11.2017 по делу N 33-25051/2017).

В другом случае истец при заключении кредитного договора был подключен к программе коллективного страхования «защита кредита», банком удержана сумма 66 455 руб. 76 коп. При этом условиями была предусмотрена возможность отказаться от страхования в течение 30 дней, но отправленная дважды в адрес банка претензия не дала результата. Поданный в суд иск был удовлетворен в размере 59 050 руб. 69 коп. в счет возврата платы за подключение к программе страхования. Кроме того, взыскана компенсация морального вреда 500 руб., штраф в размере 29 775 руб.35 коп., расходы на оплату услуг представителя 7 000 рублей (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 04.12.2017 по делу N 33-15992/2017).

В некоторых случаях банки взимают с граждан комиссию за подключение к программе страхования, тогда в качестве ответчиков могут привлекаться и банк, и страховщик. Так, истица предъявила требования к банку и страховщику о взыскании платы за подключение к программе в размере 148 979 руб., из которых: комиссия банка за подключение к программе страхования - 29 795 руб. 80 коп., расходы банка на оплату страховой премии - 119 183 руб. 20 коп. Получив от них отказ, истица обратилась в суд, но поскольку страхователем выступил банк, суд первой инстанции отказал в удовлетворении.

Вышестоящий суд отменил решение и пояснил, что Указание ЦБ РФ применяется и в этом случае. Его применение не должно зависеть от того, в какой форме возникло страхование: в рамках подключения к договору коллективного страхования либо при заключении индивидуального договора страхования. Иное противоречило бы принципу равенства участников гражданских правоотношений. Поэтому иск удовлетворил, взыскал с учетом 3 дней действия страхования со страховщика страховую премию в размере 118 987 рублей 30 коп, с банка комиссию за подключение к Программе страхования в размере 29 746 рублей 90 копеек (Апелляционное определение Тульского областного суда от 16.11.2017 по делу N 33-3816/2017).

73 комментария
Понравилась публикация?
14 / -4
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 73
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Но да. Кто сможет получить то попытайте счастье. А не получится то извините. Что-то все эти законы по хитрому- а нельзя иначе. Должен то отдай-если человека не устраивает то не навязывай ему.

+62 / -1
картой
Ответить

действительно, я рефинансировала кредит в россельхозбанке под 15% годовых. Мне к сумму долга прибавили страховку и ещё увеличили проценты до 15,9%, Я написала заявление об отказе от страховки - прошло 10 дней - ни ответа, ни привета.

Возникает вопрос: почему Цб не контролирует банки, не выполняющие требования законов РФ? Почему эта обязанность возложена на физических лиц?

+15 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

У нас ничего не отдадут, даже положенное по закону, если сам не заберешь. Это, на данный момент, факт и его, хочешь-не хочешь, но надо учитывать. А масса народа не очень ориентируется в законах и не умеет добиваться своих прав, хотя немало случаев, когда можно все-таки добиться результата, но люди и пытаться не желают, даже имея возможность, а ведь под лежачий камень и вода не течет. Отсюда вывод - надо поднимать свою юридическую грамотность и бороться за свои права: чем больше судебной практики с выигранными делами - тем легче потом остальным стребовать с аферистов "свои кровные". Именно благодаря тем, кто "не сломавшись в борьбе", доходит до вышестоящих судов вплоть до Верховного Суда РФ и там доказывает свою правоту, меняется позиция в практике решения подобных проблем. А если все будут сидеть сложа руки, только сетуя на несправедливость, то она и будет торжествовать далее... Я за 2 года прошла 3 инстанции суда и своего добилась-таки. Да.трудно, да нервомотство, но отсудила то, что требовала, плюс возврат материального и морального ущерба. Так что мой труд по судебным тяжбам оказался оплачен - очень неплохой способ "дополнительного" заработка к зарплате...

+19 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
30.01.2018, 12:02
Санкт-Петербург

ЦБ РФ не подчиняется правительству поэтому он не особо заинтересован в решении проблем простых граждан .Пока жалобы не будут носить массовый характер так дальше банки и будут навязывать эти страхования .

+16 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
30.01.2018, 12:15
Новороссийск

Мы судимся с сетелем банком за незаконное включение в программу кол.страх, суд отказал, апелляция- отказ,сейчас в Саратове Роспотребнадзор выиграл у этого банка суд по этому вопросу,появилась надежда в верховном суде попытать счастье и вернуть деньги. А ещё этот банк нарушает закон об обработке персональных данных и закон о банках и банковской деятельности. Тоже ЦБ молчит,думаю и до них пойдём!

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не правильно это всё. Каждый человек должен заниматься своим делом, работать на своей работе, а не бегать по судам. На это же необходимо и время и деньги и очень крепкие нервы. Есть простой способ решить эту проблему (не исполнение постановлений, решений, законов) - судам устанавливать моральный вред не 200 руб, как было выше, а 200 000 руб.то есть 10-ти - 50-ти кратно от суммы иска. Поверьте 5 - 10 таких Решений по России и желание не выполнять..... отпадет моментально. И порядок будет восстановлен,без этих гор судебных исков, без привлечения ЦБ или правоохранителей. Просто сделать 1 шаг нашим горе-законодателям.

+52 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Наши горе-законодатели не заинтересованы добровольно навести порядок,они в доле.Если было бы не так,все было бы по другому,закон стоял бы на защите граждан.Но,увы!

+20 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ну вообще-то такие жалобы носят именно массовый характер

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (7)

Взяли миллион на 5 лет. Навязали страховку в 176 тысяч. Но меньше,чем за месяц смогли отдать миллион,продали дачу. Значит услугу они нам пятилетнюю не оказали. При обращении отдали 22 тысячи только! Грабеж! За что же они прикарманили остальные деньги??? Непонятно! Банки-обманщики!!! Несправедливость кругом!!! Печально!!!

+35 / 0
картой
Ответить

А голосовать за кого будете, нина николаевна?

+14 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

в РФ нет банков!-есть только ростовщики!

+25 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
30.01.2018, 12:10
Новороссийск

Надо было страховку вернуть сразу после заключкния договора,а потом возвращатьдолг, тогда бы остались 176 целые и внесли бы меньше за кредит

+10 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Комментарий удалён
30.01.2018, 08:46
Альметьевск
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
DELETE
Комментарий удалён
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

А мы в кредит не берем.

+12 / -5
картой
Ответить
30.01.2018, 12:03
Санкт-Петербург

Осаго на машину тоже не берете ? ТАМ ТОЖЕ навязывают .

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не берем, страхуем через портал госуслуг. Там подбирается компания, без всяких допов, за минимальные деньги.

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ха! Да Вам крупно повезло! Мы тоже попытались "ТАК" обойти этот момент с "допами", но на определённом шаге система просто не давала пройти дальше и просто выкидывала! Пришлось ехать и оформлять через страховую компанию, в которой БЫЛИ БЛАНКИ ПОЛИСОВ (!), и, соответственно, "допы" в нагрузку! Вот так-то! ;-(

+4 / 0
Ответить

А система вам не говорила, что проще всего это делать через сайт госуслуг?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Подскажите адрес сайта

+2 / 0
Ответить

Адрес на знаю, страхуем через ингосстрах или росстрах. Но надо иметь учетную запись на сайте госуслуг.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)

В любом случае обманывают людей.

+15 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (73)

Траты и кешбек по Альфа карте за декабрь месяц

Вот уже прошла половина декабря, и я хочу сделать некоторые выводы по кешбеку по Альфа карте за декабрь месяц. Картой я пользуюсь активно с начала сентября. И в разные месяцы подучала разный кешбек.

Январское повышение цен сулит россиянам много нехороших сюрпризов: Власти готовят народу новогодний «подарок» — удар по кошельку с улыбкой

О, какая трогательная предновогодняя суета царит в коридорах власти! Пока простые смертные суетятся с ёлками, подарками и продуктами, наше правительство в лучших традициях сказочных волшебников готовит свой,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы