![](https://u2.9111s.ru/uploads/202407/13/60x60/88f0a3590f09e3c0cfd37f4834a25e79.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202406/05/60x60/6e526c799806ad65d5ca215c30d550e3.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/15/60x60/a9690052bde0871f2a1685f7ab6e7779.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201807/18/60x60/515915.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/cf9c747bc09a4a31ab0cedcadfde81c7.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202109/27/60x60/281f6c07e51ca8ba9154f859923c2a93.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/29/60x60/e5fe740ce02e11b3af590c88cebea325.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/21/60x60/9b7b0bc42340f1d4aac8f71349b9a03e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202407/05/60x60/f871643cf3dc6c8d1b5116a467f74ec4.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/cf9c747bc09a4a31ab0cedcadfde81c7.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/29/60x60/8050be9c8613391725dae88cb08fc1a5.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/13/60x60/966d92f2b8caaec3ba1445bbf9a90f5e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202401/28/60x60/55fe32b11fb4d215fde08f2e1fc4f352.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202110/18/60x60/daac885e7aeb2f3285379448d82771a5.jpg)
На днях пришлось мне возвращаться в свой родной город Л. из города В. И получилось так, что наличных денег в кармане почти не осталось, я рассчитывал снять их со своей карточки в банкомате на автовокзале города В.
Увы, такое хоть и редко, но бывает... На дисплеях банкоматов горела надпись: «Ведутся технические работы. Обслуживание будет возобновлено в ближайшее время».
На информационном стенде я увидел, что билет на автобус из В. до Л. стоит 263 рубля 50 копеек, времени искать другой банкомат уже не было, и я начал судорожно шарить по карманам. Ура! Наскреб 265 рублей! На дорогу есть!
Подхожу к кассе, покупаю билет, кассир (К.) называет мне сумму: 268,50.
Я: - Карточкой рассчитаться можно?
К.: - Терминал не работает. Только наличными.
Я: - Позвольте, но на стенде указано, что билет стоит 263.50!
К.: - А 5 рублей – это страховка.
Я: - Страховка добровольная. Она мне не нужна.
К.: - Без страховки мы билет не продаем!
Далее следует диалог с требованием вызвать администратора, пришла администратор, и из разговора с администратором, кассиром и сотрудником охраны я узнал, что я – нищий, что меня близко не нужно допускать к автобусам, что я должен сидеть дома, что меня сейчас отправят в психушку, либо вызовут полицию и заявят, что я хотел убить кассира, и все сотрудники автовокзала подпишутся.
Когда уже я сам собрался набрать телефон полиции 102, мне сообщили, что автобус отправляется, продажа билетов закрыта, а на следующий (последний) рейс все билеты проданы еще днем, поскольку там идет 16-местный микроавтобус, и мое желание удавиться за 5 рублей ни к чему хорошему не привело.
Я бросился на остановку, на которой водители обычно подсаживают пассажиров, не успевших купить билет, и наткнулся на хищный взгляд администратора вокзала с видеокамерой в руке; автобус, в котором была занята от силы третья часть мест, проехал мимо меня; естественно, водитель не хотел, чтобы его оштрафовали за подсадку пассажира в неположенном месте.
На перекладных добирался я до дома, но это – совсем другая история.
А теперь давайте посмотрим на ситуацию с юридической точки зрения.
Да, Закон о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 16) запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других. Но для того, чтобы это право отстоять, требуются нервы, и, главное – это время, которого у пассажира как раз, как правило, и не бывает.
Можно, конечно, даже довести дело до суда, но судебный процесс займет 4 – 5 месяцев, а на выходе суд присудит 2000 рублей компенсации морального вреда, чтобы получить которую, придется еще несколько месяцев побегать за судебными приставами. Этой слабостью судебной системы и успешно пользуются вокзалы и страховые компании.
Что дает «добровольная страховка пассажира?»
В качестве примера я посмотрел на «Публичную оферту» САО «ВСК», размещенную на сайте ticketonbus.ru.
Итак, страховая сумма для пассажиров автобусов составляет 200000 рублей, плата за страховой полис – 70 рублей (исходя из этого, при стоимости страховки в 5 рублей, страховая сумма составит всего 15000 рублей – именно такую страховку предлагали мне в городе В.). соответственно, 200000 и 15000 рублей – это максимальная сумма, которую получит моя семья в случае моей гибели; а в случае травмы сумма оказывается значительно меньше.
Страховка не распространяется на случаи стихийных бедствий и терактов.
Чтобы получить страховую выплату, мне нужно представить в Москву (!) пакет из примерно 10 различных документов.
Действие страховки начинается с момента моего выхода на перрон в момент объявления посадки на автобус и заканчивается в тот момент, когда я сойду с перрона высадки в пункте прибытия.
Чем «добровольное» страхование пассажиров мешает работе перевозчика?
Во-первых, при продаже билета агент или кассир (вокзал, аэропорт) почему-то не доводит до пассажира информации о том, что пассажир уже застрахован перевозчиком, и что нужно сделать в случае наступления страхового случая (травмы или заболевания пассажира, утраты или повреждения багажа). В случае наступления такого случая пассажир начинает предъявлять претензии перевозчику и задавать ему вопросы относительно получения страхового возмещения. Это стоит как нервов сотруднику перевозчика, так и времени, которое затрачивается на ответы на претензии и вопросы пострадавших пассажиров. Именно это время, которое следовало бы потратить на пояснение о том, что ответственность перевозчика застрахована, кассиры тратят на оформление «добровольной» страховки.
Во-вторых, навязывание вокзалами «добровольной страховки» влечет негативную репутацию перевозчика. Большинство пассажиров не имеют юридического образования и не могут понять, что им навязали страховку. Но они запомнят, что «на стенде указана одна цена билета, а в кассе оказалось дороже», и не преминут сообщить об этом в социальных сетях. Пассажир не понимает, что автовокзал – это другое юридическое лицо. Для него виноват перевозчик. Причем, чем сильнее «раскрученным» является «бренд» перевозчика, тем сильнее несоответствие цены билета в кассе с ценой, заявленной перевозчиком и размещенной на стендах вокзала, вызывает негативную реакцию пассажира.
И, наконец, доступность добровольной страховки пассажира может повлечь несчастный случай из-за действий злоумышленника, который ценой своей жизни или здоровья может попытаться поправить материальное положение своей семьи. Еще в 1968 году известный писатель Артур Хейли в своем романе «Аэропорт» широко и красочно описал подобную ситуацию. Кассир, продавая пассажиру страховой полис, не сможет проверить пассажира на вменяемость. Это сможет сделать лишь специально обученный сотрудник страховой компании.
С юридической точки зрения такой договор для пассажира содержит все признаки так называемой «кабальной сделки», поскольку:
-в момент ее совершения на меня значительно давит как ограничение во времени, так и люди, стоящие за мной в очереди в кассу;
-условия договора страхования явно невыгодны: если со мной в пути что-то случится, но я останусь жить, то получу примерно 6000 рублей, которых мне не хватит даже на покупку необходимых лекарств; а за получением этих 6000 рублей мне придется собрать кипу документов, которую передать аж в Москву!
-не факт, что страховая компания добровольно выплатит мне всю причитающуюся страховую сумму, скорее всего, что-то получить удастся только через суд.
«Агрессивный маркетинг» страховых компаний.
Да, именно так следует назвать действия страховых компаний. Их руководители – тонкие психологи и понимают, что проще заплатить эти 5 рублей, чем ругаться или судиться из-за них (описанная в начале статьи форс-мажорная ситуация возникает в одном случае из тысячи, не чаще), тем более, что сзади на тебя давят другие пассажиры, которые также спешат на свои автобусы и хотят побыстрее купить билет. И их можно понять.
На различных вокзалах страховки навязывают разными путями. Где-то кассир «обрабатывает» пассажира до тех пор, пока он не согласится купить страховку; где-то ее просто продают вместе с билетом, не спрашивая согласия, и на редких автовокзалах о добровольной страховке нет и речи (но я думаю, что страховые компании быстро исправят этот недочет).
«Агрессивный маркетинг» нередко применяется и при онлайн-покупке билетов через интернет. Так, при покупке билетов на поезла на сайте РЖД по умолчанию поставлена «галочка» в пунктах «добровольное страхование». Не всякий обратит на это внимание, и не всякий догадается снять «галочку». В итоге страховка куплена.
Почему на самом деле такая «добровольная страховка» - ненужный придаток?
Ответ прост: ответственность перевозчика перед пассажиром, как было сказано выше, УЖЕ застрахована. Есть Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров...». И в соответствии с данным Законом, перевозчик, кем бы он ни был: индивидуальным предпринимателем с единственным автобусом, крупным автобусным парком, ОАО «РЖД» или самой крутой авиакомпанией, уже за свой счет застраховал Вас от несчастных случаев в тот момент, когда продал Вам билет!
Зачем страховаться дважды от одного и того же?
Кроме того, продажей такой страховки страховая компания нарушает и требования статьи 10 Закона РФ "О «ащите прав потребителей». Вряд ли кассир, продающий билет, сможет ответить на все вопросы пассажира, если они возникнут. У кассира нет ни надлежащей информации, ни времени. В лучшем случае, Вам предложат пнформационный стенд или сайт страховой компании.
На какую страховку я мог бы согласиться?
Меня совершенно не интересует страховка «с момента выхода на перрон до момента ухода с перрона». Наибольшая опасность в транспортном комплексе меня подстерегает не в автобусе (поезде, самолете) и не на вокзале (в аэропорту), а в момент перемещения к вокзалу (в аэропорт), либо между вокзалами и аэропортами. Когда же я вышел на автовокзале или около аэропорта на стоянку такси или остановку городского автобуса – страховка уже не действует.
Я бы согласился застраховаться от несчастных случаев за разумную цену, но:
-страховая сумма – не меньше миллиона рублей в случае моей смерти и не меньше 30000 рублей за каждый день моей нетрудоспособности;
-страховка начинает действие в тот момент, когда я пришел на остановку городского транспорта, вошел на станцию метро или вызвал такси, чтобы доехать на вокзал или в аэропорт отправления, и заканчивается, когда я отошел от остановки городского транспорта или вышел из помещения станции метро или автомобиля такси в конечном пункте назначения (свой дом, работа, дом или офис принимающей стороны, и т.п.);
-страховка распространяется и на случаи стихийных бедствий и терактов.
Заключить такой договор страхования в данный момент не готова ни одна страховая компания. Иная страховка мне, увы, не нужна.
Как бороться с произволом страховых компаний и продавцов билетов?
Только повышенным вниманием и настойчивостью на грани упрямства.
Заказывая билет кассиру, сразу, в момент заказа, произнесите фразу: «Добровольная страховка мне не нужна, выслушивать информацию о страховке отказываюсь».
Если кассир настаивает или Вы видите, что страховку все равно продают – требуйте книгу жалоб, от кассы не отходите, стоящих в очереди за Вами не подпускайте, пока не закончите писать жалобу в книге; Вас еще не обслужили. Включите видеокамеру на телефоне. Вызовите полицию по телефону 102.
При покупке билета через интернет внимательно просмотрите всю страницу и не забудьте снять «галочки» около пометок «страхование».
Чем могут помочь общественные организации перевозчиков и пассажиров?
Выступить с законодательной инициативой о запрете продажи страховых полисов в кассах по продаже билетов и агентами по продаже билетов.
Собственно, страховым компаниям ничто не мешает открыть свои офисы на вокзалах и в аэропортах. Другой вопрос, будут ли эти офисы востребованы, если, конечно, их сотрудники не будут приставать к пассажирам, находящимся в зданиях вокзалов и аэропортов, с предложениями о страховании. Поэтому отдельно стоит обратить внимание на необходимость запрета страховым агентам проявлять инициативу в общении с пассажирами, стоящими в очереди в билетные кассы или ожидающими своего рейса. Достаточно размещения рекламы страховых компаний на чпециально выделенных стендах и объявлений по громкой связи о том, что желающие могут застраховать свою жизнь на время поездки.
Только в офисе страховой компании пассажир может также получить и всю информацию о заключенном договоре страхования, а также ответы на свои вопросы, которые не может дать билетный кассир.
Пассажир не идет в офис страховой компании за тем, чтобы купить билет на автобус, поезд или самолет.
Не идёт гражданин и в билетную кассу железнодорожного вокзала, автовокзала или аэропорта для того, чтобы купить, например, полис ОСАГО. Но... Если следовать логике, то раз билетная касса, продавая полисы добровольного страхования пассажиров, выступает в роли страхового агента, то в ней должны продаваться все возможные страховые полисы, такие как: полис ОСАГО или полис медицинского страхования для выезжающих за границу. Нелепость? Такая же нелепость - и продажа билетными кассирами «добровольных страховок пассажира на время поездки».
Каждый должен заниматься своим делом: вокзал или билетная касса – продавать билеты, а страховая компания – продавать страховые полисы.
Николай Криухин, эксперт общественной организации
"Объединение автопассажирских перевозчиков"
www.oapr.ru
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Сразу заявляю, что страховка мне не нужна. Ни разу отказа не было. Видимо, город "В" мне не попадался на пути.
Он Вам действительно не попадался.
Но заявлять то пришлось... А если бы не заявили?
А если бы не заявляла - по умолчанию, страховка включается в стоимость. И не только на автоперевозках, но и на ж/д.
Елена Алексеевна, страховка не включается в стоимость с момента вступления в силу Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика".
Перевозчик платит за страховку фиксированную сумму, которая зависит от количества и вместимости транспортных средств, и никак не зависит от количества проданных билетов.
Николай Валерьевич, я говорю о той страховке, которая включается в стоимость. И она есть - добровольная.
А та, которая предусмотрена
- та, обязательная. И она, действительно, не включается. Мы с Вами о разных вещах говорим.На "добровольную" страховку сейчас даже РЖД на том же бланке, что и проездной документ, но на отдельном, выписывает отдельный страховой полис.
Автовокзалы также печатают полис на отдельном бланке того же формата, что и билет.
В Астрахани и Краснодаре - точно не печатают.
Сами понимаете, какое это нарушение и что за это бывает.
Штрафы копеечные...
Вот что удалось нерадивых ребят мне подставить под 15.1 КоАП РФ, 40000 - 50000 штраф - хотя бы ощутимо...
Я иногда настаиваю о том, что бы не оплачивать страховку. Конечно же иногда и на повышенных тонах. Такая практика на самом деле у перевозчиков приветствуется.
Как правило они уже страховку включают в стоимость посадочного билета.
Не у перевозчиков, а у автовокзалов, Светлана Николаевна.
Это разные вещи.
Автостанция ВДНХ принадлежит ГУП "Мосгортранс", а перевозчик - ЗАО АТП-11 г. Королев.
Так страховку Вам не АТП-11 навязывает (оно Вас за свой счет застраховало), а ГУП "Мосгортранс".
Ненавязчивый сервис. С продажи страховки кассир имеет свою маржу.
Не кассир, а страховая компания. Кассир не имеет ничего.
Не факт. План в энной сумме денежных знаков - никто не отменял пока. А СК, возможно, оплачивают кассирам (как агентам) по 5 копеек с каждого билета.
Оплачивают, только не кассиру, а автовокзалу. 15% с каждой проданной страховки.
Когда покупаешь билет вопрос о страховке не стоит вообще и согласия нашего не спрашивают,всё уже решено без нас.Только получив билет видишь сумму страховки.Автопредприятия перекладывают свою ответственность за безопасность на страховые компании,хотя не понимая того,что страховые всегда могут признать их виновными в ДТП и любом несчастном случае.Это вымогательство денег с населения без их согласия и подписи.Тут обе организации находятся в сговоре,предоставляя свои услуги населению.Я за то,что хотя бы часть денег от страховки,оставалась автопредприятиям на обновление технических средств и комфорта пассажиров.
Нарушение ст. 8, 10 закона "О защите прав потребителей" - отсутствие достоверной информации о стоимости "продукта".
все верно.
Только расходы на защиту своих прав превысят сумму переплаты.
Жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор. Обязательно письменная жалоба в книгу "Отзывов и предложений" автовокзала - в подтверждение ситуации. Пусть разбираются.
с каких пор защита своих прав стоит денег?
известный по прошлым темам тролль по имени Ольга забанен.
У меня имеются иные методы разбирательств с такими автовокзалами.
Для начала - часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ (нарушение уже зафиксировано).
С моей стороны - использование служебного положения, конечно... Но мне надоело с ними воевать, как по работе, так и по личным.
Я думаю,что Николай поднял очень актуальную тему, непрошенные страховщики просто наживаются на людях,не оказывая им никаких услуг, пополняют свои карманы