Криухин Николай Валерьевич
Криухин Н.В.Подписчиков: 77320
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.6М

Добровольно-принудительное страхование пассажира при покупке билета: размышления.

3 624 просмотрa
341 дочитывание
27 комментариев
Эта публикация уже заработала 25,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

На днях пришлось мне возвращаться в свой родной город Л. из города В. И получилось так, что наличных денег в кармане почти не осталось, я рассчитывал снять их со своей карточки в банкомате на автовокзале города В.

Увы, такое хоть и редко, но бывает... На дисплеях банкоматов горела надпись: «Ведутся технические работы. Обслуживание будет возобновлено в ближайшее время».

На информационном стенде я увидел, что билет на автобус из В. до Л. стоит 263 рубля 50 копеек, времени искать другой банкомат уже не было, и я начал судорожно шарить по карманам. Ура! Наскреб 265 рублей! На дорогу есть!

Подхожу к кассе, покупаю билет, кассир (К.) называет мне сумму: 268,50.

Я: - Карточкой рассчитаться можно?

К.: - Терминал не работает. Только наличными.

Я: - Позвольте, но на стенде указано, что билет стоит 263.50!

К.: - А 5 рублей – это страховка.

Я: - Страховка добровольная. Она мне не нужна.

К.: - Без страховки мы билет не продаем!

Далее следует диалог с требованием вызвать администратора, пришла администратор, и из разговора с администратором, кассиром и сотрудником охраны я узнал, что я – нищий, что меня близко не нужно допускать к автобусам, что я должен сидеть дома, что меня сейчас отправят в психушку, либо вызовут полицию и заявят, что я хотел убить кассира, и все сотрудники автовокзала подпишутся.

Когда уже я сам собрался набрать телефон полиции 102, мне сообщили, что автобус отправляется, продажа билетов закрыта, а на следующий (последний) рейс все билеты проданы еще днем, поскольку там идет 16-местный микроавтобус, и мое желание удавиться за 5 рублей ни к чему хорошему не привело.

Я бросился на остановку, на которой водители обычно подсаживают пассажиров, не успевших купить билет, и наткнулся на хищный взгляд администратора вокзала с видеокамерой в руке; автобус, в котором была занята от силы третья часть мест, проехал мимо меня; естественно, водитель не хотел, чтобы его оштрафовали за подсадку пассажира в неположенном месте.

На перекладных добирался я до дома, но это – совсем другая история.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с юридической точки зрения.

Да, Закон о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 16) запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг приобретением других. Но для того, чтобы это право отстоять, требуются нервы, и, главное – это время, которого у пассажира как раз, как правило, и не бывает.

Можно, конечно, даже довести дело до суда, но судебный процесс займет 4 – 5 месяцев, а на выходе суд присудит 2000 рублей компенсации морального вреда, чтобы получить которую, придется еще несколько месяцев побегать за судебными приставами. Этой слабостью судебной системы и успешно пользуются вокзалы и страховые компании.

Что дает «добровольная страховка пассажира?»

В качестве примера я посмотрел на «Публичную оферту» САО «ВСК», размещенную на сайте ticketonbus.ru.

Итак, страховая сумма для пассажиров автобусов составляет 200000 рублей, плата за страховой полис – 70 рублей (исходя из этого, при стоимости страховки в 5 рублей, страховая сумма составит всего 15000 рублей – именно такую страховку предлагали мне в городе В.). соответственно, 200000 и 15000 рублей – это максимальная сумма, которую получит моя семья в случае моей гибели; а в случае травмы сумма оказывается значительно меньше.

Страховка не распространяется на случаи стихийных бедствий и терактов.

Чтобы получить страховую выплату, мне нужно представить в Москву (!) пакет из примерно 10 различных документов.

Действие страховки начинается с момента моего выхода на перрон в момент объявления посадки на автобус и заканчивается в тот момент, когда я сойду с перрона высадки в пункте прибытия.

Чем «добровольное» страхование пассажиров мешает работе перевозчика?

Во-первых, при продаже билета агент или кассир (вокзал, аэропорт) почему-то не доводит до пассажира информации о том, что пассажир уже застрахован перевозчиком, и что нужно сделать в случае наступления страхового случая (травмы или заболевания пассажира, утраты или повреждения багажа). В случае наступления такого случая пассажир начинает предъявлять претензии перевозчику и задавать ему вопросы относительно получения страхового возмещения. Это стоит как нервов сотруднику перевозчика, так и времени, которое затрачивается на ответы на претензии и вопросы пострадавших пассажиров. Именно это время, которое следовало бы потратить на пояснение о том, что ответственность перевозчика застрахована, кассиры тратят на оформление «добровольной» страховки.

Во-вторых, навязывание вокзалами «добровольной страховки» влечет негативную репутацию перевозчика. Большинство пассажиров не имеют юридического образования и не могут понять, что им навязали страховку. Но они запомнят, что «на стенде указана одна цена билета, а в кассе оказалось дороже», и не преминут сообщить об этом в социальных сетях. Пассажир не понимает, что автовокзал – это другое юридическое лицо. Для него виноват перевозчик. Причем, чем сильнее «раскрученным» является «бренд» перевозчика, тем сильнее несоответствие цены билета в кассе с ценой, заявленной перевозчиком и размещенной на стендах вокзала, вызывает негативную реакцию пассажира.

И, наконец, доступность добровольной страховки пассажира может повлечь несчастный случай из-за действий злоумышленника, который ценой своей жизни или здоровья может попытаться поправить материальное положение своей семьи. Еще в 1968 году известный писатель Артур Хейли в своем романе «Аэропорт» широко и красочно описал подобную ситуацию. Кассир, продавая пассажиру страховой полис, не сможет проверить пассажира на вменяемость. Это сможет сделать лишь специально обученный сотрудник страховой компании.

С юридической точки зрения такой договор для пассажира содержит все признаки так называемой «кабальной сделки», поскольку:

-в момент ее совершения на меня значительно давит как ограничение во времени, так и люди, стоящие за мной в очереди в кассу;

-условия договора страхования явно невыгодны: если со мной в пути что-то случится, но я останусь жить, то получу примерно 6000 рублей, которых мне не хватит даже на покупку необходимых лекарств; а за получением этих 6000 рублей мне придется собрать кипу документов, которую передать аж в Москву!

-не факт, что страховая компания добровольно выплатит мне всю причитающуюся страховую сумму, скорее всего, что-то получить удастся только через суд.

«Агрессивный маркетинг» страховых компаний.

Да, именно так следует назвать действия страховых компаний. Их руководители – тонкие психологи и понимают, что проще заплатить эти 5 рублей, чем ругаться или судиться из-за них (описанная в начале статьи форс-мажорная ситуация возникает в одном случае из тысячи, не чаще), тем более, что сзади на тебя давят другие пассажиры, которые также спешат на свои автобусы и хотят побыстрее купить билет. И их можно понять.

На различных вокзалах страховки навязывают разными путями. Где-то кассир «обрабатывает» пассажира до тех пор, пока он не согласится купить страховку; где-то ее просто продают вместе с билетом, не спрашивая согласия, и на редких автовокзалах о добровольной страховке нет и речи (но я думаю, что страховые компании быстро исправят этот недочет).

«Агрессивный маркетинг» нередко применяется и при онлайн-покупке билетов через интернет. Так, при покупке билетов на поезла на сайте РЖД по умолчанию поставлена «галочка» в пунктах «добровольное страхование». Не всякий обратит на это внимание, и не всякий догадается снять «галочку». В итоге страховка куплена.

Почему на самом деле такая «добровольная страховка» - ненужный придаток?

Ответ прост: ответственность перевозчика перед пассажиром, как было сказано выше, УЖЕ застрахована. Есть Федеральный закон N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров...». И в соответствии с данным Законом, перевозчик, кем бы он ни был: индивидуальным предпринимателем с единственным автобусом, крупным автобусным парком, ОАО «РЖД» или самой крутой авиакомпанией, уже за свой счет застраховал Вас от несчастных случаев в тот момент, когда продал Вам билет!

Зачем страховаться дважды от одного и того же?

Кроме того, продажей такой страховки страховая компания нарушает и требования статьи 10 Закона РФ "О «ащите прав потребителей». Вряд ли кассир, продающий билет, сможет ответить на все вопросы пассажира, если они возникнут. У кассира нет ни надлежащей информации, ни времени. В лучшем случае, Вам предложат пнформационный стенд или сайт страховой компании.

На какую страховку я мог бы согласиться?

Меня совершенно не интересует страховка «с момента выхода на перрон до момента ухода с перрона». Наибольшая опасность в транспортном комплексе меня подстерегает не в автобусе (поезде, самолете) и не на вокзале (в аэропорту), а в момент перемещения к вокзалу (в аэропорт), либо между вокзалами и аэропортами. Когда же я вышел на автовокзале или около аэропорта на стоянку такси или остановку городского автобуса – страховка уже не действует.

Я бы согласился застраховаться от несчастных случаев за разумную цену, но:

-страховая сумма – не меньше миллиона рублей в случае моей смерти и не меньше 30000 рублей за каждый день моей нетрудоспособности;

-страховка начинает действие в тот момент, когда я пришел на остановку городского транспорта, вошел на станцию метро или вызвал такси, чтобы доехать на вокзал или в аэропорт отправления, и заканчивается, когда я отошел от остановки городского транспорта или вышел из помещения станции метро или автомобиля такси в конечном пункте назначения (свой дом, работа, дом или офис принимающей стороны, и т.п.);

-страховка распространяется и на случаи стихийных бедствий и терактов.

Заключить такой договор страхования в данный момент не готова ни одна страховая компания. Иная страховка мне, увы, не нужна.

Как бороться с произволом страховых компаний и продавцов билетов?

Только повышенным вниманием и настойчивостью на грани упрямства.

Заказывая билет кассиру, сразу, в момент заказа, произнесите фразу: «Добровольная страховка мне не нужна, выслушивать информацию о страховке отказываюсь».

Если кассир настаивает или Вы видите, что страховку все равно продают – требуйте книгу жалоб, от кассы не отходите, стоящих в очереди за Вами не подпускайте, пока не закончите писать жалобу в книге; Вас еще не обслужили. Включите видеокамеру на телефоне. Вызовите полицию по телефону 102.

При покупке билета через интернет внимательно просмотрите всю страницу и не забудьте снять «галочки» около пометок «страхование».

Чем могут помочь общественные организации перевозчиков и пассажиров?

Выступить с законодательной инициативой о запрете продажи страховых полисов в кассах по продаже билетов и агентами по продаже билетов.

Собственно, страховым компаниям ничто не мешает открыть свои офисы на вокзалах и в аэропортах. Другой вопрос, будут ли эти офисы востребованы, если, конечно, их сотрудники не будут приставать к пассажирам, находящимся в зданиях вокзалов и аэропортов, с предложениями о страховании. Поэтому отдельно стоит обратить внимание на необходимость запрета страховым агентам проявлять инициативу в общении с пассажирами, стоящими в очереди в билетные кассы или ожидающими своего рейса. Достаточно размещения рекламы страховых компаний на чпециально выделенных стендах и объявлений по громкой связи о том, что желающие могут застраховать свою жизнь на время поездки.

Только в офисе страховой компании пассажир может также получить и всю информацию о заключенном договоре страхования, а также ответы на свои вопросы, которые не может дать билетный кассир.

Пассажир не идет в офис страховой компании за тем, чтобы купить билет на автобус, поезд или самолет.

Не идёт гражданин и в билетную кассу железнодорожного вокзала, автовокзала или аэропорта для того, чтобы купить, например, полис ОСАГО. Но... Если следовать логике, то раз билетная касса, продавая полисы добровольного страхования пассажиров, выступает в роли страхового агента, то в ней должны продаваться все возможные страховые полисы, такие как: полис ОСАГО или полис медицинского страхования для выезжающих за границу. Нелепость? Такая же нелепость - и продажа билетными кассирами «добровольных страховок пассажира на время поездки».

Каждый должен заниматься своим делом: вокзал или билетная касса – продавать билеты, а страховая компания – продавать страховые полисы.

Николай Криухин, эксперт общественной организации

"Объединение автопассажирских перевозчиков"

www.oapr.ru

Проголосовали:13

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

27 комментариев
Понравилась публикация?
10 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Криухин Николай Валерьевич
Комментарии: 27
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Евграфова Елена Алексеевна

Сразу заявляю, что страховка мне не нужна. Ни разу отказа не было. Видимо, город "В" мне не попадался на пути.

+3 / 0
Ответить
Криухин Николай Валерьевич

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 06.02.2018 в 22:24
город "В" мне не попадался на пути.

Он Вам действительно не попадался.

Но заявлять то пришлось... А если бы не заявили?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Евграфова Елена Алексеевна

Криухин Николай ВалерьевичПишет 07.02.2018 в 08:12
А если бы не заявили?

А если бы не заявляла - по умолчанию, страховка включается в стоимость. И не только на автоперевозках, но и на ж/д.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Криухин Николай Валерьевич

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 07.02.2018 в 19:16
А если бы не заявляла - по умолчанию, страховка включается в стоимость

Елена Алексеевна, страховка не включается в стоимость с момента вступления в силу Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика".

Перевозчик платит за страховку фиксированную сумму, которая зависит от количества и вместимости транспортных средств, и никак не зависит от количества проданных билетов.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Евграфова Елена Алексеевна

Криухин Николай ВалерьевичПишет 07.02.2018 в 20:55
Елена Алексеевна, страховка не включается в стоимость с момента вступления в силу Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика".

Николай Валерьевич, я говорю о той страховке, которая включается в стоимость. И она есть - добровольная.

А та, которая предусмотрена

ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика".
- та, обязательная. И она, действительно, не включается. Мы с Вами о разных вещах говорим.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Криухин Николай Валерьевич

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 07.02.2018 в 21:06
я говорю о той страховке, которая включается в стоимость. И она есть - добровольная.

На "добровольную" страховку сейчас даже РЖД на том же бланке, что и проездной документ, но на отдельном, выписывает отдельный страховой полис.

Автовокзалы также печатают полис на отдельном бланке того же формата, что и билет.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Евграфова Елена Алексеевна

Криухин Николай ВалерьевичПишет 07.02.2018 в 21:13
Автовокзалы также печатают полис на отдельном бланке того же формата, что и билет.

В Астрахани и Краснодаре - точно не печатают.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Криухин Николай Валерьевич

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 07.02.2018 в 21:17
В Астрахани и Краснодаре - точно не печатают.

Сами понимаете, какое это нарушение и что за это бывает.

Штрафы копеечные...

Вот что удалось нерадивых ребят мне подставить под 15.1 КоАП РФ, 40000 - 50000 штраф - хотя бы ощутимо...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (7)
Базарова Светлана Николаевна

Я иногда настаиваю о том, что бы не оплачивать страховку. Конечно же иногда и на повышенных тонах. Такая практика на самом деле у перевозчиков приветствуется.

Как правило они уже страховку включают в стоимость посадочного билета.

+2 / 0
Ответить
Криухин Николай Валерьевич

Базарова Светлана НиколаевнаПишет 06.02.2018 в 19:17
на самом деле у перевозчиков приветствуется

Не у перевозчиков, а у автовокзалов, Светлана Николаевна.

Это разные вещи.

Автостанция ВДНХ принадлежит ГУП "Мосгортранс", а перевозчик - ЗАО АТП-11 г. Королев.

Так страховку Вам не АТП-11 навязывает (оно Вас за свой счет застраховало), а ГУП "Мосгортранс".

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Александр

Ненавязчивый сервис. С продажи страховки кассир имеет свою маржу.

+2 / 0
Ответить
Криухин Николай Валерьевич

АлександрПишет 07.02.2018 в 07:49
С продажи страховки кассир имеет свою маржу.

Не кассир, а страховая компания. Кассир не имеет ничего.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Евграфова Елена Алексеевна

Криухин Николай ВалерьевичПишет 07.02.2018 в 08:12
Кассир не имеет ничего.

Не факт. План в энной сумме денежных знаков - никто не отменял пока. А СК, возможно, оплачивают кассирам (как агентам) по 5 копеек с каждого билета.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Криухин Николай Валерьевич

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 07.02.2018 в 19:18
СК, возможно, оплачивают кассирам (как агентам) по 5 копеек с каждого билета.

Оплачивают, только не кассиру, а автовокзалу. 15% с каждой проданной страховки.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Любовь

Когда покупаешь билет вопрос о страховке не стоит вообще и согласия нашего не спрашивают,всё уже решено без нас.Только получив билет видишь сумму страховки.Автопредприятия перекладывают свою ответственность за безопасность на страховые компании,хотя не понимая того,что страховые всегда могут признать их виновными в ДТП и любом несчастном случае.Это вымогательство денег с населения без их согласия и подписи.Тут обе организации находятся в сговоре,предоставляя свои услуги населению.Я за то,что хотя бы часть денег от страховки,оставалась автопредприятиям на обновление технических средств и комфорта пассажиров.

+2 / 0
Ответить
Евграфова Елена Алексеевна

ЛюбовьПишет 07.02.2018 в 09:02
Когда покупаешь билет вопрос о страховке не стоит вообще и согласия нашего не спрашивают,всё уже решено без нас.Только получив билет видишь сумму страховки.

Нарушение ст. 8, 10 закона "О защите прав потребителей" - отсутствие достоверной информации о стоимости "продукта".

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Криухин Николай Валерьевич

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 07.02.2018 в 19:19
Нарушение ст. 8, 10 закона "О защите прав потребителей" - отсутствие достоверной информации о стоимости "продукта".

все верно.

Только расходы на защиту своих прав превысят сумму переплаты.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Евграфова Елена Алексеевна

Криухин Николай ВалерьевичПишет 07.02.2018 в 19:45
все верно.

Только расходы на защиту своих прав превысят сумму переплаты.

Жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор. Обязательно письменная жалоба в книгу "Отзывов и предложений" автовокзала - в подтверждение ситуации. Пусть разбираются.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Криухин Николай ВалерьевичПишет 07.02.2018 в 19:45
Только расходы на защиту своих прав превысят сумму переплаты.

с каких пор защита своих прав стоит денег?

раскрыть ветку (0)
Криухин Николай Валерьевич

известный по прошлым темам тролль по имени Ольга забанен.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Криухин Николай Валерьевич

Евграфова Елена АлексеевнаПишет 07.02.2018 в 20:02
Жалобы в прокуратуру и Роспотребнадзор. Обязательно письменная жалоба в книгу "Отзывов и предложений" автовокзала - в подтверждение ситуации. Пусть разбираются.

У меня имеются иные методы разбирательств с такими автовокзалами.

Для начала - часть 2 статьи 15.1 КоАП РФ (нарушение уже зафиксировано).

С моей стороны - использование служебного положения, конечно... Но мне надоело с ними воевать, как по работе, так и по личным.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
Ольга

Я думаю,что Николай поднял очень актуальную тему, непрошенные страховщики просто наживаются на людях,не оказывая им никаких услуг, пополняют свои карманы

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (27)
Семенова Ольга Юрьевна
Подписчиков 9562
вчера, 22:47
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10М
Материнство – это тоже работа! Госдума предлагает новый закон о пенсионных ...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Елена
Подписчиков 8492
вчера, 22:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.8М
Питерские "кулинары-кулибины" изобрели новый десерт: шаверма-сникерс в лаваше. С чем только ...
Подробнее
Неинтересно
-1
11
Бочарников Алексей Николаевич
Подписчиков 54
вчера, 16:53
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг73.7к
Добрый день, мои дорогие подписчики! Тема, которую я хочу обсудить сегодня, не самая простая,...
Подробнее
Неинтересно
-2
10
Карина Юрьевна
Подписчиков 6110
вчера, 16:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.4М
Здравствуйте, мои дорогие читатели! ЦБ снова повысил ключевую ставку — с 16% до 18%. Порассуждаем ...
Подробнее
Неинтересно
07:47
Поделитесь этим видео
-1
108
Галицкая Дарья Сергеевна
Подписчиков 661
вчера, 13:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.5М
Блогеров возьмут под контроль и потребуют получать лицензию на ведение бизнеса. В Госдуме ...
Подробнее
Неинтересно
0
71
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1728
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.4М
Как изменится порядок взыскания долгов по ЖКХ.
Подробнее
Неинтересно
0
44
Павел
Подписчиков 3159
вчера, 17:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.7М
Директор фонда капитального ремонта Свердловской области Станислав Суханов ...
Подробнее
Неинтересно
0
38
Русский Бомж☆∘☆∘☆
Подписчиков 2566
вчера, 19:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.8М
фото из Яндекс картинкиВсем жителям платформы привет от меня и Здравствуйте!Есть ...
Подробнее
Неинтересно
-1
50
Денис
Подписчиков 9612
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.2М
Ростовская область значительно увеличивает стимулирующие выплаты для контрактниковПравительство ...
Подробнее
Неинтересно
-2
77
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 48102
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг29.6М
Риски для потребителей в применении искусственного интеллектаДобрый день, уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
73
Елена
Подписчиков 8492
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.8М
Этим летом решили не ехать ни на какие моря, а насладиться природой родной Волгоградской области.
Подробнее
Неинтересно
00:23
Поделитесь этим видео
-1
38
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1728
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.4М
Иногда вовремя сделанные шаги, меняют походку всей жизни...
Подробнее
Неинтересно
03:42
Поделитесь этим видео
-1
38
Александр
Подписчиков 8916
вчера, 13:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг17.7М
Я, Ясаков Александр Геннадьевич депутат Ивановского поселения. Автор стихов ...
Подробнее
Неинтересно
0
34