Игра на равных: повышение цен на белорусский бензин поможет молоку на российском рынке.
Повышение цен на бензин в Белоруссии до уровня российских поможет покрыть убытки местных НПЗ, снизит риски в отношениях с Россией и не сильно ударит по продажам бензина на другие рынки.
Цены на бензин в Белоруссии постепенно сравняются с российскими. Концерном "Белнефтехим" выработан механизм изменения цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке Белоруссии, которым "в зависимости от изменения ситуации на нефтяном рынке предусматривается возможность корректировки цен на нефтепродукты как в сторону их увеличения, так и снижения".
Сегодня, отмечают в компании, розничные цены на моторное топливо в соседних регионах России выше белорусских по бензинам на 7-10%, по дизельному топливу – на 6-8%.
"Предусматривается постепенный выход на уровень цен, сопоставимый с действующим на российском рынке. В дальнейшем цены будут корректироваться в соответствии с изменениями мировых цен на нефть, курса национальной валюты и налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы", - сообщили в "Белнефтехиме".
С 10 марта бензин вырос в цене на 1 белорусскую копейку, и теперь литр АИ-92-К 5 стоит 1,22 белорусского рубля, АИ-95-К 5 - 1,3 белорусского рубля, АИ-98-К 5 - 1,51 белорусского рубля.
Белорусы перерабатывают российскую нефть, которую они получали по довольно низким ценам, получали довольно долго и на этом неплохо зарабатывали, говорит ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Алексей Кузьмин. Москва же сильно давила в этом смысле на Минск, что сказывалось на белорусском экспорте.
"Все регулярные разговоры про белорусское молоко на российском рынке как раз лежат в контексте требований к равным правилам игры. Мол, если вы хотите, чтобы мы покупали ваше дешевое молоко, выравнивайтесь по нефти. Все логично - если ты получаешь какие-то преференции, будь добр это чем-то компенсировать", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".
В этой ситуации белорусам, считает Алексей Кузьмин, действительно проще убрать требуемую разницу в бензине, так как это ударит по их экономике меньше, чем закрытие российского рынка. Повышение цен на бензин не сильно скажется и на его продажах на другие рынки, в ту же Польшу.
"Даже когда белорусский бензин сравняется с российским, он все равно будет дешевле польского, и даже в опте. Тем более что выравнивание цен - это стратегия, процесс не единовременный", - сказал эксперт, отметив также, что не согласен с мнением, что вложения белорусских властей в реконструкцию НПЗ себя не оправдали.
Переработка нефти, чья доля в промышленности составляет 13%, является стратегической отраслью Белоруссии. В модернизацию местных НПЗ были вложены серьезные средства, но достичь глубины переработки нефти на более, чем 90% пока не удалось. Чтобы выйти на это к 2019 году, требуется еще 1,2 млрд долларов - не реконструкцию Мозырского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов.
Об убыточности отрасли говорят и сами власти. Например, в феврале на заседании совета "Белнефтехима" заместитель премьер-министра Владимир Семашко привел цифры - по итогам января НПЗ страны понесли убытки в размере $38 млн. Повышение цен на бензин не только снизит риски в отношениях с Россией, но и позволит закрыть эти убытки.