Америка захватывает железную дорогу Украины – СМИ
Новостной портал «Взгляд» рассказывает, как Украина намерена купить у США железную дорогу. Накануне стало известно, что Киев заплатит Вашингтону 1 млрд долларов за ж/д пути.
Эксперты уточняют, что Украина надеется на американскую помощь о части обновления устаревшего локомотивного парка. Многие уверены, что Киеву придется переплатить за сотрудничество с Вашингтоном. Тепловозы закупаются вдвое дороже обычного, за их покупку выплачиваются кредиты. Покупку Украиной локомотивов у США считают странной.
Ранее американская компания GE Transportation и «Украинская железная дорога» заключили рамочное соглашение стоимостью около 1 млрд долларов. Об этапах реализации соглашения украинским СМИ рассказал неназванный инсайдер.
Первый этап продлиться до первого квартала 2019 года. В этот период «Украинская железная дорога» купит у американской компании 30 дизельных локомотивов GE ТЭ 33 А серии Evolution. Их приобретут в кредит на 140 млн долларов, который выдаст государственный Укрэксимбанк. Банк, в свою очередь, передаст тепловозы «Укрзализныце» в финансовый лизинг.
Еще 75 старых украинских локомотивов советского типа будут модернизированы путем установки силового блока производства GE. Вестись работы будут либо на Днепропетровском тепловозоремонтном заводе, либо на Львовском локомотиворемонтном заводе. Стоимость модернизации оценивается в 110 млн долларов.
На втором этапе американцы обещают инвестировать 760 млн долларов в организацию крупноузловой сборки локомотивов на одном из украинских заводов. Уровень локализации до 40%. В период с 2019 по 2026 годы планируется выпустить 195 новых локомотивов. Кроме того, документ предусматривает закупку Украиной до 2034 года 225 тепловозов GE.
Между тем, средний возраст украинских локомотивов составляет более 30 лет, износ подвижного состава в большинстве регионов превышает 90%.
«Если не считать закупок поездов Hyundai и подвижного состава производства Skoda и Крюковского завода для реализации проекта «Интерсити+», то железнодорожное сообщение на Украине по факту обеспечивают морально и технически устаревшие локомотивы. «Укрзализныця» вообще славится не самыми выгодными для себя и государства контрактами, не раз была в центре коррупционных скандалов. Достаточно вспомнить скандальную закупку корейских Hyundai Rotem для реализации проекта скоростного междугороднего сообщения в 2012 году. «Закончился проект скоростным приходом составов в негодность и несколькими уголовными делами. Новый проект вполне можно поставить с этим в один ряд», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
Эксперт обращает внимание, что некоторые признаки коррупции видны невооруженным глазом.
Не было проведено тендера на закупку такого большого количества тепловозов. Локомотивы GE ТЭ 33 А серии Evolution производятся по лицензии американской компании в Астане. Этот тепловоз был спроектирован специально для эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 мм, которая была распространена в СССР. Локомотивы именно казахстанского производства дешевле, но политические соображения не позволяют Киеву сотрудничать с казахами. Ведь это СП между GE и российским «Трансмашхолдингом».
Еще один дешевый вариант - китайская компания CRRC, которая производит грузовой магистральный тепловоз CKD9C. Китайцы также рассматривали возможность локализовать производство на Украине. Кроме того, обсуждался вариант закупки б/у локомотивов в странах ЕС. Однако выбрали американский проект.
В итоге американские локомотивы будут стоить очень дорого – в 4,7 млн долларов каждый (30 штук на 140 млн долларов). Переплата на каждом локомотиве 2 млн долларов.
Для сравнения: General Electric продала «Индийским железным дорогам» 1000 тепловозов за 2,5 млрд долларов, то есть стоимость одного тепловоза составила 2,5 млн. Но для Украины американцы установили куда более высокую цену. Кроме того, Украине придется платить еще и проценты по кредиту, выданному под гарантии американского банка «Сити Груп».
Крометого, Украина не создает производство у себя в стране, в договоре оговаривается, что производство тепловозов будет организовано в США.
На Украине есть еще Крюковский вагоностроительный завод и Днепровский электровозостроительный завод.
«Последний профилируется именно на производстве локомотивов и до недавнего времени успешно конкурировал на российском рынке с отечественными производителями. Но сейчас, лишившись основного рынка сбыта, пребывает в упадке. Ситуация напоминает механизмы восстановления европейской экономики силами США после Второй мировой, когда правительство США выделяло средства разрушенным войной странам на покупку американской техники. Схема проста: в результате сделки GE получает выгоду от поставок и обслуживания локомотивов. Банк получает выгоду от предоставления кредита на их покупку. Бюджет США получает выгоду за счет налоговых поступлений. А вот Украина в этой сделке выглядит стороной, которая получает только дорогие локомотивы и новые долги», – отмечает Яковенко.