Пасха

125 дочитываний
15 комментариев

«Праздников праздник и торжество из торжеств» — так называют верующие люди пасху, один из главных праздников христианской религии. По их мнению, этот праздник установили первые христиане в память чудесного воскресения казненного бога Иисуса Христа. Это событие лежит в основе всего христианского вероучения. Ведь своими страданиями Христос, по уверениям отцов церкви, искупил грехи людей и обеспечил верующим вечную жизнь на небесах. Поэтому христианская церковь и придает такое большое значение празднику пасхи.

Но было ли на самом деле воскресение Христа, которое ежегодно отмечают верующие люди?

Наука отрицательно отвечает на этот вопрос. Образ богочеловека Иисуса Христа является вымышленным, сказочным, созданным фантазией людей.

Но возник он отнюдь не случайно, как не случайна и жертва Иисуса, который, как бы отдал свою жизнь за «счастье» других людей. Вот только счастье это ждет верующих не в этом реальном, окружающем их мире, а в мире выдуманном, иллюзорном, который якобы существует параллельно с действительным, настоящим миром. Иисус это нечто вроде «героя», который отдал свою жизнь и как бы тем самым избавил от больших и малых жертв других людей («толпу»). А ведь без жертв было бы не обойтись, если бы люди захотели добиться счастья не в каком-то вымышленном, фантастическом мире, не где-то там на небе, а здесь на земле — в мире настоящем, где они действительно живут. Тогда бы людям пришлось бороться с несправедливостями окружающего их общества, а не мечтать и надеяться на счастливую жизнь после смерти. А как с ними бороться и как изменить общество, чтобы сделать людей счастливыми, тогда никто не знал.

Христианская вера возникла в 1 веке нашей эры на территориях, покоренных Римской империей в период ее распада. Жизнь порабощенных Древним Римом народов в те времена была очень тяжелой, если не сказать совершенно беспросветной. Общество было классовым, экономическую основу его составляло рабовладение. Положение рабов, не имеющих никаких человеческих прав, было ужасным, а жизнь свободных крестьян, которым часто приходилось конкурировать с рабами за право работы — немногим лучше. Тяжелейший гнет испытывали даже богатые и состоятельные слои покоренных народов, к которым римские граждане относились также как к своим рабам. Перспектив никаких. Всеобщая апатия и уныние.

«Таково было материальное и моральное состояние. Настоящее невыносимо; будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода. Отчаяние или поиски спасения в самом пошлом чувственном наслаждении, по крайней мере, со стороны тех, кто мог себе это позволить, но таких было незначительное меньшинство. Для остальных не оставалось ничего, кроме тупой покорности перед неизбежным.»[1], — пишет Ф.Энгельс.

Понятно, что в таких условиях бегство от мира, закономерно. И оно приняло колоссальный размах. Тысячи сект, больших и маленьких наводнили Рим.

Раннее христианство больше всех других расплодившихся верований затронуло души людей тем, что заявило, что в испорченности мира виновны сами люди. Никто не мог отрицать своей вины — того, что он неидеален. Вот эта вина, лежащая на всех, та ошибочная идея, что окружающий мир плох потому, что плохи люди, населяющие этот мир, что всем нужно хорошо покаяться, пожертвовав чем-то, и тогда весь окружающий мир сам собой изменится к лучшему, неизбежно привела к идее духовного спасения всех людей через добровольную жертву одного – к идее Христа. Это было очень удобно и избавляло от усилий пытаться изменить окружающий мир.

Тем более что как бороться за лучшую жизнь здесь на земле, никто не знал. Наука в те времена была в зачаточном состоянии и не могла еще объяснить ни природных явлений, ни тем более явлений общественной жизни людей. Осознать в себе самих силы, способные изменить общество к лучшему, дав всем свободную, сытую и счастливую жизнь, люди тогда не могли, да для этого в обществе еще не было и объективных условий – человечество не создало пока те производительные силы, которые бы могли это обеспечить. Потому миф о Христе и его жертве пришелся многим по душе, давая возможность людям надеяться на лучшую жизнь если не в этом, окружающем их мире, то хотя бы после своей смерти, ведь душа человека предполагалась бессмертной, способной к самостоятельной жизни вне человеческого тела. Все эти идеи, которые как мы видим, четко отражают реальную жизнь того общества, нашли свое отражение в мифе о воскрешении Христа — одном из основополагающих в христианской религии.

Но если не было на свете бога Христа, не было его чудесного воскрешения, то что же тогда празднуют верующие в день «святой пасхи»? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в глубь веков, познакомимся с религиями народов древности, в которых и берет свое начало христианская пасха.

Более трех тысяч лет назад у древнееврейских скотоводческих племен, кочевавших в знойных степях Аравии, в начале весны отмечался праздник, носивший название «песах», что в переводе на русский язык означает «умилостивление». От этого слова и пошло название «пасха».

В дни, когда скот давал первый приплод, древние евреи обращались к духам с просьбой сохранить и увеличить стада, уберечь животных от болезней. Для того чтобы духи услышали людей, откликнулись на просьбы, их старались задобрить, умилостивить. В жертву им приносили молодых ягнят и козлят.

С течением времени, когда скотоводческие племена пришли на земли Палестины, многие их обряды и праздники слились с обрядами и праздниками коренного палестинского населения, которое занималось в основном земледелием. У этих земледельческих племен существовал, например, праздник маццот, связанный с началом жатвы, которая в Палестине проводится весной. В праздничный день земледельцы приносили в жертву своему богу плодородия первый сноп и пресные лепешки из первого зерна нового урожая. Это тоже было своего рода умилостивление божества.

Со временем земледельческий и скотоводческие праздники умилостивления божества слились в один религиозный праздник. Он длился семь дней. В жертву богам приносили молодых животных и поедали их мясо. Из муки, полученной при обмолоте первого снопа урожая, пекли пресные лепешки, которые употреблялись в пищу в течение всего празднества.

Впоследствии этот древнееврейский праздник потерял многие свои черты. С изменением условий жизни палестинского населения он получил новое содержание, постепенно утрачивая свою былую связь с хозяйственной деятельностью людей. Когда у иудеев возникло поклонение единому богу Яхве, празднику пасхи было дано новое объяснение. Его стали связывать с библейским сказанием об исходе евреев из Египта.

Христианская же религия, заимствовав этот праздник у иудеев, связала его с евангельской легендой об Иисусе Христе, причем вначале христианская пасха вовсе не была похожа на тот праздник, который отмечают верующие в наши дни. Первые христиане отмечали не воскрешение, а страдания и смерть Христа. В дни пасхи люди постились, оплакивали Иисуса, его смерть. Лишь много лет спустя верующие стали праздновать в пасхальные дни воскрешение Христа, а его страдания и смерть стали отмечать в страстную неделю.

Однако и новое содержание пасхи христианство также заимствовало из верований древних народов. Задолго до возникновения христианства у многих восточных народов существовали представления о божествах, которые умирали, а затем воскресали. Люди видели, как увядает осенью растительность, а весной рождается вновь. А раз так, то и боги, которые, по их мнению, управляли всеми явлениями природы, способны умирать и воскресать.

За две тысячи лет до появления христианства в Вавилоне существовал праздник в честь воскресения казненного бога Таммуза. Позднее вавилоняне стали отмечать праздник воскресения из мертвых бога Мардука. В Египте праздновалось воскресение бога плодородия Осириса, который был убит своим коварным братом Сетом. Египтяне оплакивали своего бога, скорбили в течение нескольких дней, а затем, когда он будто бы воскресал, наступало общее ликование. Все веселились, пели песни, религиозные гимны.

Уже в те далекие времена люди видели в чудесном воскресении своего бога залог бессмертия, вечной жизни на «том свете». В одном из гимнов в честь воскресшего Осириса есть такие слова:

Как воистину Осирис живет, так живешь и ты,

Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты,

Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

В современной пасхе, которую празднуют верующие христиане, можно найти многие черты старинных празднеств и наших предков — славян. У славян-земледельцев существовал, например, праздник в честь бога солнца — Ярилы. Чтобы умилостивить его, испросить у него помощь в получении хорошего урожая, наши предки приносили своему богу различные дары, чаще всего сельскохозяйственные продукты: яйца, творог, масло. Яйца красили кровью животных, чтобы они были красного цвета — они символизировали солнце. Эти обычаи, существовавшие в старину на Руси, сохранились до наших дней: в пасхальные дни верующие красят яйца, делают творожные пасхи, пекут куличи.

Христианская церковь, связав пасху с именем Иисуса Христа, придала ей новое социальное содержание. В основу праздника легли идеи терпения, покорности, всепрощения и всеобщей любви (классового согласия). В пасхальные дни служители церкви учат верующих смирению и терпению. В церковных проповедях в пример людям ставится Иисус Христос, которого били, а он молчал, которого распинали на кресте, а он молился за своих мучителей, говоря, что «они не ведают, что творят». Эти проповеди еще в дореволюционное время, когда беднота поднималась на борьбу с угнетателями, отвлекали народ от революционной борьбы за свое освобождение. Трудящиеся Российской империи тогда восставали против зла, насилия, угнетения, а православное духовенство внушало им, что «ненавидящим нас» нужно все прощать, что не следует искать лучшей жизни на земле, она будто бы придет к верующим на «том свете».

Эти проповеди и в наши дни уводят народ от борьбы за свое освобождение, за счастье не где-то там на небе, а здесь на земле. В этом как раз и состоит главная опасность и особый вред религии для трудового народа, что она всегда препятствует действительному освобождению угнетенных, действуя во благо угнетающих классов.

О том, что праздник пасхи вовсе не установлен в ознаменование какого-то действительного события, говорит и тот факт, что пасха не отмечается ежегодно в один и тот же день определенного месяца, а празднуется каждый год в разные дни в промежутке между 4 апреля и 8 мая. Почему же воскресение Христа не связано с определенной датой? Да потому что служители церкви не знают, когда воскрес Христос. В первые столетия существования христианства об этом велись упорные споры. Только в IV веке на Никейском вселенском соборе было решено праздновать пасху в первое воскресение после первого весеннего полнолуния. Почему именно так? На этот вопрос не могут ответить даже сами служители церкви.

Да им это, собственно и не важно, главное, чтобы народ верил и почаще в церковь ходил. Тогда ему будет не до классовой борьбы со своими эксплуататорами и угнетателями. А значит господствующий в обществе класс буржуазии со всеми его холуями, в лице чиновников, депутатов, правоохранителей, деятелей культуры и священнослужителей, может и дальше спокойно паразитировать на трудящихся, не боясь за свое положение в обществе и за свою прибыль.

В.Кожевников

[1] См. Ф.Энгельс «К истории первоначального христианства», «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», «Книга откровения»

Подробнее ➤

15 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 15
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

"«Праздников праздник и торжество из торжеств» — так называют верующие люди пасху, один из главных праздников христианской религии. По их мнению, этот праздник установили первые христиане в память чудесного воскресения казненного бога Иисуса Христа. Это событие лежит в основе всего христианского вероучения. Ведь своими страданиями Христос, по уверениям отцов церкви, искупил грехи людей и обеспечил верующим вечную жизнь на небесах."

Судя даже по началу этого "опуса", его "автор", если и читал Новый Завет, то читал "по диагонали", в то время как его надо читать внимательно и вдумчиво. И в нём Иисус Христос рассказал, как и за что Он будет судить людей. Сказано это в Евангелии от Матфея гл.25,34:"Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне."

Это Он сказал праведникам. Обратное он сказал грешникам. Кто поступал по-человечески, а кто нет.

А писания святых этот парень, похоже, совсем не читал.

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

МихаилПишет 31.03.2018 в 18:46
"Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне."

Читаю и сравниваю с природой, когда она спит, запасы еды к весне заканчиваются, люди голодные (пост), ослабленные ( зимой часто болеют) , потом приходит весна, появляются вершки и корешки, корм для животных, коровы телятся, молочко, мёд, всё цветёт и пахнет, все исцеляются травами, красота, солнышко светит, есть что покушать, осень - урожай и т. д. и т. п.

Там жизнь, конечно описана, но в связи с природой и обществом. Плюс приукрашена.А Вы всё то, что написано в религиозной литературе воспринимаете в буквальном смысле Сказка же, но в ней намёк, добрым молодцам урок!

раскрыть ветку (0)

ТатьянаПишет 31.03.2018 в 20:58
Там жизнь, конечно описана, но в связи с природой и обществом. Плюс приукрашена.А Вы всё то, что написано в религиозной литературе воспринимаете в буквальном смысле Сказка же, но в ней намёк, добрым молодцам урок!

Что-то совсем не из той оперы. Кто религиозную литературу воспринимает "в буквальном смысле"? В Новом Завете написано "исследуйте Писания". Это духовная литература, а не детективная, чтобы её воспринимать "в буквальном смысле". Поэтому некоторые "читатели" и не понимают её, потому что воспринимают её в буквальном смысле..

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Необходимо добавить, что влияние естественной среды на жизнь че­ловеческих обществ всего значительнее на ранних ступенях историче­ского развития с их несложной общественной средой. По мере роста производительных сил и неразрывно связанного с ним расширения гос­подства общественного человека над природой, прямое влияние обще­ственных условий на общественную жизнь непрерывно уменьшается.

раскрыть ветку (0)
DELETE

МихаилПишет 31.03.2018 в 21:27
духовная литература

Так и я о том, сказки - тоже духовная литература. Ложь, да в ней намёк и урок.

раскрыть ветку (0)

ТатьянаПишет 31.03.2018 в 21:31
Так и я о том, сказки - тоже духовная литература. Ложь, да в ней намёк и урок.

Так в том всё дело, что Новый Завет - не сказка, а обращение Бога к каждому человеку лично. Чем быстрее люди это поймут, тем легче им самим будет.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

МихаилПишет 31.03.2018 в 21:55
Чем быстрее люди это поймут

без тяжелых наркотиков этот бред не понять

раскрыть ветку (0)

ОльгаПишет 31.03.2018 в 21:57
без тяжелых наркотиков этот бред не понять

Про тяжёлые наркотики, знатоку, конечно, виднее. Только это не бред и понять это рано или поздно, по доброй воле или не по доброй, а всё же придётся. И лучше по доброй. А по недоброй будет очень больно.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

МихаилПишет 31.03.2018 в 22:04
, а всё же придётся. И лучше по доброй. А по недоброй будет очень больно.

ДА жиды уже один раз крестили Русь огнем и мечем,повторить хочешь?

раскрыть ветку (0)
DELETE

МихаилПишет 31.03.2018 в 22:04
Про тяжёлые наркотики, знатоку, конечно, виднее. Только это не бред и понять это рано или поздно, по доброй воле или не по доброй, а всё же придётся.

"Когда спрашиваешь попа: а скажи-ка, почему жутко страдают трудящиеся, почему рабочие должны воевать друг с другом за шкурные интересы своего заклятого врага, почему плоды огромного общего труда присваивает себе жалкая кучка капиталистов, он отвечает, что бог здесь ни при чём, что эти несправедливости есть проделки сатаны. И тут же, по дежурному правилу, которому учат с первого курса семинарии, вворачивает, что страдания даны рабочим за их богоотступничество (в частности, за 1917-й год), что нам всем нужно покаяться и возлюбить классовых врагов наших и что государство и начальство даны от бога, а кто против – тот в рай никогда не попадёт. И ещё добавляет о том, что бедность наша есть пропуск в царствие небесное, и о том, что исправить земную жизнь можно лишь постом, молитвой, просвирками и святой водой. Любовью ко всем чадам божиим. Иначе, мол, не то, что пропуска в рай, но и билета на небесную электричку «человеколюбец» не продаст." (с)

раскрыть ветку (0)

ТатьянаПишет 01.04.2018 в 00:26
"Когда спрашиваешь попа:

Во-первых, есть "попы", а есть священники. Разницу объяснять, думаю, не надо. Во-вторых, Бог в Новом Завете лично каждому объяснил, что будет с теми кто Его слушает и с теми, кто Его не слушает. В-третьих, если бы рабочие слушали Бога, а не тех, кто их заставляет воевать друг с другом, войн бы не было. В-четвёртых, власть Бог допускает такую, которую по своему морально-психологическому состоянию мы заслуживаем. Ну и в-пятых, кто попадёт в рай, я уже приводил слова Бога.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

МихаилПишет 01.04.2018 в 08:36
Разницу объяснять, думаю, не надо.

так попытайтесь объяснить разницу, если сможете?

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (11)
31.03.2018, 23:25
Екатеринбург

Все это написано для управления человеком, направляя его на определенные действия и действия направлены на отвлечение человека и весь народ от реальных проблем. И если провести анализ действий  и высказаваний правящей власти и высказываний нашего патриарха, на проблемы России, видна четкая паралельная линия, одурманить чувста, исказить смысл, перевернуть, успакоить и т.п.  А бог нас учит не врать, не украсть, не прилюбодействовать, и еще несколько заповедей, и за это ждет суровая кара, а что получается вся эта паста знает и в тряпочку молчит, про весь этот беспредел и беззаконие, нарушения . Они думаю, что их какра не коснется, или отмолются за свои грехи?

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

АлексейПишет 31.03.2018 в 23:25
а что получается вся эта паста знает и в тряпочку молчит, про весь этот беспредел и беззаконие, нарушения .

А Вы хотите, чтобы они передрались между собой за место под солнцем.?Думаю, что и этому черёд придёт. Да ну их, главное,чтобы к детям не лезли.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

ТатьянаПишет 31.03.2018 в 17:54
Да потому что служители церкви не знают, когда воскрес Христос.

т.к. когда он родился они знают, а когда воскрес нет?

следовательно только один логичный вывод

хотя христиане и логика как 2 полюса

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (15)

Первомай не по плану, но по-семейному 🌷🏡

1 мая у меня всегда ассоциируется с шашлыками и семейными посиделками. Обычно выезжаем за город или сидим в беседке/гараже, жарим мясо, делаем овощные салатики, наслаждаемся весной и солнышком.

Поздравляю подписчиков и читателей сайта 9111 со Светлым праздником Пасхи 🕊️🪺

Дорогие мои, хочу сердечно вас поздравить с праздником светлой Пасхи! 🌸 Желаю вам мира, радости, любви и душевного тепла. Пусть в ваших домах всегда царит гармония, а сердца наполняются светом и надеждой.

С праздником вас, пользователи сайта 9111! ⛪️🩷

Сейчас многие готовятся к крещенским купаниям, но я, честно говоря, на это не решусь никогда. А вы планируете нырять в прорубь? Лично я точно нет! Во-первых, я мерзлячка. А во-вторых, мне кажется,...

«Сухой закон»: в РФ хотят запретить алкоголь на время новогодних праздников

В России разгораются нешуточные дебаты: общественники предложили радикальную меру – полный сухой закон на все новогодние праздники. Дескать, это во имя "оздоровления нации" и "демографического подъема".

7 ноября предлагают сделать в России выходным днём

Партия коммунистов во главе с Зюгановым хотят внести в Госдуму законопроект о том, чтобы ежегодно день 7 ноября был выходным днём. Они считают, что такое предложение поддержат миллионы российских граждан.

Почему отмечать праздники полезно для психики

Для многих людей православные праздники — это не только традиции и обряды, но и важный ресурс для ментального здоровья. Есть несколько психологических эффектов, которые делают праздники значимыми:...

Китай 1 октября в Китае совпали два праздника — Национальный день и Праздник середины осени

Миллионы китайцев отправились в путешествия, и трассы превратились в гигантские парковки. В прошлом году за эти дни было совершено 422 миллиона поездок, а в этом ожидают ещё больше.
00:07
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы