"Этика стада" Психолог Юрий Зинченко — о том, как паника снижает нравственность и как с ней совладать при ЧП

Психолог Юрий Зинченко — о том, как паника снижает нравственность и как с ней совладать при ЧП
Когда в местах массового скопления людей случается происшествие или кому-то кажется, что происходит что-то опасное, наиболее частой и распространенной реакцией становится паника. Она движет не только отдельным человеком, но и стремительно заражает всех оказавшихся на месте происшествия. Паническая реакция толпы — сама по себе чрезвычайная ситуация, которая порой несет за собой гораздо больше негативных последствий, чем само происшествие.
Так как мы не застрахованы от происшествий, к ним необходимо быть готовыми не только физически, но и психологически. Поведение человека в стрессовой ситуации всегда индивидуально и зависит от темперамента, типа нервной системы и эмоционально-личностных особенностей. Однако, попадая в паническую толпу, любой человек может стать ее жертвой.
Страх как защитная реакция в критический момент естественным образом прорывается в сознание, мыслительные процессы деформируются, сужаются, минимизируются... Эмоции берут верх и организуют поведение. Яркость эмоций ослепляет, но их язык поляризован и крайне беден: «опасно-безопасно», «плохо-хорошо», «свой-чужой».
Именно эта когнитивно обедненная матрица становится основой поведения в трудной ситуации. В этом есть смысл: необходимо быстро выбирать безопасные решения и действовать. Это в идеале. Нахождение в толпе, паника деформирует эту идеальную схему, невольно я становлюсь частью этой общности. Хорошо, если эта общность высоко организована, имеет стихийно возникших правильных лидеров, которые точно знают, что и как делать для спасения всех... А если вдруг возникает ощущение, что меня не спасут? Тогда я расчеловечиваюсь, и первобытный страх овладевает мною.
Вспомним крушение парохода «Титаник» в 1912 году. Захлестнувшая людей на борту паника стала причиной гибели большого количества человек. Часть людей (включая экипаж) ради собственного спасения ставили под угрозу жизнь окружающих, нуждающихся как минимум в уважении и как максимум в поддержке и помощи. Чувство страха и высокой степени опасности для жизни превалировало над разумностью и уважительным отношением к окружающим, заставляя людей в прямом смысле слова идти по головам ради своего спасения.
Прошло более ста лет с момента крушения «Титаника», а поведение людей в чрезвычайных ситуациях фактически не изменилось. Говоря о пожаре в Кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», стоит обратить особое внимание на необходимость сохранения человечности и адекватности поведения в ситуации, когда в горящем здании находится большое количество детей. Они в любой небезопасной ситуации ориентируются на значимых взрослых (родителей). Поэтому дети не должны видеть и знать, что главные авторитеты в их жизни могут позволить себе не помочь пострадавшему человеку, проявить агрессию по отношению к окружающим. Помимо того, что необходимо с раннего возраста учить детей конкретным способам эвакуации из мест чрезвычайного происшествия, особое внимание необходимо уделять психологическим аспектам поведения. Речь как о ситуативных реакциях на стресс, так и о личностных качествах, которые позволят не потерять человеческое лицо, даже когда очень страшно и незнакомо.
Существует несколько адекватных стратегий совладания со стрессом, которые помогут не впасть в панику и не стать жертвой агрессивной толпы. Конфронтация и самоконтроль являются наиболее подходящими при осуществлении эвакуации при пожаре. Они предполагают, с одной стороны, нахождение деятельности, на которую можно переключить свое внимание (поиск источников воды и путей к ней, поиск планов эвакуации из здания и быстрое распространение его среди окружающих посредством средств связи), с другой — минимизацию воздействия эмоций на образ происходящего и отношение к окружающим. Четко осознавая собственную роль в спасении себя и тех, кто рядом, человек способен распланировать и проанализировать шаги целенаправленной деятельности и, тем самым, избежать губительной паники.
Героический поступок учительницы английского языка гимназии № 17 Кемерово Татьяны Дарсалии, которая ценой собственной жизни спасла свою дочь и чужих детей при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня», нельзя объяснять лишь силой материнского инстинкта — это ее сознательный выбор, это ее подвиг человечности и ответственности за других, за жизни детей. Инстинкт к подвигу не приводит...
Каждое время рождает своих героев. Жизнь погибших не вернуть. Но только от нас зависит, как мы будем их помнить. Только ли в дни годовщины? Или зададим себе вопрос: что я в себе изменил в память об ушедших? Смогу ли я всегда сохранять человеческое лицо и человеческое отношение к окружающим, оказавшимся рядом с нами и нуждающимся в нашей помощи. Право оставаться человеком есть всегда. Воспользуюсь ли я этим правом?
Автор — главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, декан психологического факультета МГУ.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Войти это одно,а вот когда обезумевшая толпа пытается выйти ни чего не разбирая,давя друг друга это другое.
Это все теоретические рассуждения И совсем неизвестно как бы повел бы этот психолог,окажись он в критической чрезвычайной ситуации
Любой человек
рассуждать может одно в спокойной обстановки,а в критической ситуации поведет себя совсем подругому
Зависит от психологических особенностей восприятия реальности.
Не знаю как бы я повела себя в данной ситуации. Способна ли я войти в горящее здание, которое охвачено непроходимым дымом? Скорее всего, наверное нет, я бы испугалась... Я Вы?