О роли личности в истории (2 часть)

0 комментариев

Марксизм преодолел и устранил абстрактные рассуждения об обществе и личности «вообще». Возражая народникам и Струве, Ленин говорил, что нет раз навсегда данных, неизменных для всех эпох, отношений общества и личности. Античное рабовладельческое общество, феодализм и капитализм знают различное отношение «личности» и «общества». Да и «личности» за­нимают различное место в этих системах производства, имеют различное от­ношение к средствам производства (обычно закрепленное законами госу­дарства), различные и определенные источники и размеры доходов, раз­личное положение и роль в обществе, различные и противо­речивые классовые интересы, из-за которых ведут борьбу не в одиночку. Од­ни «личности» здесь имели возможность эксплуатировать и эксплуатировали, угнетали и подавляли других. Рабы, крепостные, пролетарии, подавляю­щая масса общества эксплуатировалась и была в рабстве у незначительного меньшинства эксплуататоров, конечно, не в силу «доброй и свободной воли».

Пока рассматривали историю как хаос, беспорядочно сталкивающихся людей и не видели в ней борьбы классов, не видели и никакой законо­мерности в самой деятельности людей.

Так обстоит вопрос с «ролью личности» в этих общественных форма­циях. Но об этом идеологи имущих классов «забывают», когда рассуждают о роли личности в истории. Лишь социализм действительно освобождает личность подавляющей массы общества от рабства, будит и развивает ини­циативу, способности, таланты, героизм у трудящихся. Лишь коммунизм оз­начает полное «освобождение личности» от забот о куске хлеба, от подла­живания к «сильным мира», как говорит тов. Сталин[13]. Коммунизм есть такая ассоциация трудящихся, в которой свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех. Коммунизм означает полный рас­цвет личности и всех ее дарований. Изображая клеветнически коммунизм ка­зармой, где личность подавлена, идеологи буржуазии вынуждены, однако, брать свои образы и аналогии из капиталистической действительности, ее фабрик и казарм, из тех же форм рабства, на которых основаны их «циви­лизация», «культура» и «свобода».

Марксизм ставит вопрос всегда конкретно: о роли какой личности, ка­кого класса, какой эпохи идет речь? Марксизм, сводя индивидуальное к со­циальному теорией классовой борьбы, исходит из конкретного единства общего, единичного и особенного в историческом движении. Он показывает, что общественное явление не существует вне индивидуального, что деятельность индивида всегда общественно обусловлена, имеет социальное, классовое содержание и значение, входит частью в обще­ственный процесс. Индивид и обособляться может только в обществе себе подобных, говорит Маркс. Личность в обществе — не абстрактное изолиро­ванное существо, не Робинзон на необитаемом острове и не абстракция, как изображает его буржуазная социология.

«Сущность человека» определяется всей совокупностью общественных отношений, в которых он растет, воспитывается, живет и действует. Чтобы понять роль личности в истории, нельзя ни вырывать ее из исторической об­становки, ни превращать ее в ничто, растворять бесследно в «обществе». Согласно, например, социологии Конта, индивиды «исчезают» в мистиче­ском «человечестве», превращаются в абстракцию. Индивиды «исчезают» и в «духовном организме» социологии Шпанна. А в социологии народников (Лаврова, Михайловского) и неокантианцев (Риккерта) личность оторвана oт общественных условий, общество же выступает как механический агрегат индивидов. Таковы противоречия всей буржуазной социологии, пытающейся отстоять буржуазный индивидуализм, с одной стороны, и подчинение и уг­нетение масс — с другой. (Яркой иллюстрацией этого положения является та же социология одного из идеологов фашизма Шпанна. Он «яростно» сражается с индивидуализмом, атомизмом, механицизмом буржуазной социологии, приписывая ее, однако, марксизму. Он утверждает по-поповски, что «отдельные люди суть члены объективного духа», они целиком подчинены этому мистическому «над тобой» — богу и государству. А с другой стороны, он твердит, что все великие движения в истории суть творения «великих вождей», что буржуазная демократия не дает ходу «действительным гениям». Само собой разумеется, что если к демонам «крупного стиля» Шпанн относит всех великих мыслителей человечества, то к «гениям» он причисляет всех мракобесов, реакционеров, палачей революционного движения, каковыми являются и «вожди» фашизма». См. Шпанн «Философия общества».)

Вот почему буржуазная социология постоянно противопоставляет лич­ность обществу, роль личности (и масс) в истории исторической необходи­мости: от фатализма она бросается к волюнтаризму.

Метафизический материализм изменял самому себе в области истории, объясняя идеалистически роль личности в истории. Метафизики-материали­сты останавливались (как и идеалисты) на целях и идейных мотивах людей, не понимая материальных корней и причин этих мотивов и материальных условий их осуществления. Как и философы-идеалисты, они не видели в исто­рии борьбу масс и классов, а видели лишь выдающихся или «великих лю­дей». Гегель сделал шаг вперед, он пытался изобразить историю как борьбу «массы мелкого частного интереса», «малых сил», из которой вырастает нечто великое. Но все люди, включая и великих, оказывались у него орудия­ми всемирного духа.

Личность у Гегеля — лишь «слепое звено в цепи абсолютной необходимости» развития этого духа. Но личность является слепым звеном лишь при стихийном общественном развитии, когда она не понимает хода истории. Гегель, правда, тоже говорит, что всякий человек может возвыситься до господства над значительным отрывком исторической цепи в том случае, если познает, куда стремится великая необходимость.

В действительности это лишь абстрактная возможность. Как идеалист, Гегель забывает, что для овладения исторической цепью мало одного «позна­ния необходимости». Не всякий человек в классовом обществе может одинаково легко возвыситься до господства над исторической цепью. Ленин учит, что мало показывать необходимость процесса, надо пока­зывать, какой класс определяет историческую необходимость, преодолевая сопротивление других классов, какой класс господствует и «заведует» эко­номической необходимостью.

Недостаточно лишь «познать необходимость», надо ею практически ов­ладеть, а для этого нужны материальные средства, условия, организация дей­ствия масс, классов. Нужно уменье найти главное и практически овладеть центральным очередным звеном цепи. Вся историческая действительность, «вся политическая жизнь есть бесконечная цепь из бесконечного ряда звеньев. Все искусство политики в том и состоит, чтобы найти и крепко­-крепко уцепиться за такое именно звенышко, которое всего меньше может быть выбито из рук, которое всего важнее в данный момент, которое всего более гарантирует обладателю звенышка обладание всей цепью»[14]. Такова конкретная марксистская постановка вопроса о возможностях и роли лич­ности в истории.

«Марксизм вовсе не отрицает роли выдающихся личностей», — говорит тов. Сталин. — «Наоборот, роль эту он признает значительной». Люди делают свою историю, но всегда при определенных условиях. «И великие люди стоят чего-нибудь только постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как их изменить. Если они этих условий не понимают и хотят эти условия изменить так, как им подсказывает их фантазия, то они, эти люди, попадают в положение Дон-Кихота. Таким образом, как раз по Марксу вовсе не следует противопоставлять лю­дей условиям»[15].

Эти положения тов. Сталина бьют как против фатализма, так и субъективного идеализма и волюнтаризма, попадают в больное место бур­жуазной социологии, противопоставляющей деятельность людей историче­ским условиям и исторической необходимости. Марксизм же учит, что «обстоятельства изменяются людьми… Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности или самоизменения может быть постигнуто и ра­ционально понято, только как революционная практика»[16].

В практике человек, исходя из наличных условий и обстоятельств, из­меняет их, изменяет и самого себя. В практике всегда дано живое единство объективных условий и субъективной деятельности. Понятие объективных ус­ловий и субъективного фактора относительно, противоречиво, диалектично. Так например рабочий класс выступает как «субъективная производительная сила» по отношению к материальным общественным условиям производства, к средствам труда. (В связи с этим следует указать на блестящую диалектико-материалистическую постановку вопроса о роли техники и людей в период социалистической реконструкции, которую дает тов. Сталин в беседе с металлургами. «Правда» от 29 декабря 1934 г.) Субъективный фактор истории — это массы, классы, их сознание, воля, организованность и т. д.

Субъективный фактор революции — это сознательность, организован­ность и решимость масс идти в бой, это сознательность, организованность и подготовленность авангарда к руководству массами. Троцкизм, люксембургианство, «левый радикализм», «отзовизм» и «ультиматизм», анархосиндикализм и т. д. идеалистически отрывали субъективный фактор от исто­рической обстановки, предлагая тактику логических «нематериальных» скачков через неизжитые этапы истории, тактику авантюр. Массам, клас­сам, партиям, вождям предлагал троцкизм руководствоваться в борьбе сво­ими субъективными настроениями, без учета реальных условий. Это ничего общего не имеет с марксизмом. «Марксизм, — говорит Ленин, — отли­чается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюций с самым решительным признанием значения револю­ционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами»[17]. В противоположность фатализму и хвостизму меньшевизма ленинизм со всей силой подчеркнул роль субъективного фактора.

Когда объективные условия для решения исторической задачи налицо, тогда субъективный фактор, организованность, сознание, воля и решимость масс являются фактором решаю­щим и побеждающим. Когда объективно-революционная ситуация на­лицо, тогда сознательность и организованность авангарда и решимость ре­волюционных масс, их готовность поддержать его являются фактором, ре­шающим победу революции. Когда объективных условий нет, люди не могут бездействовать и ждать, когда условия сами собой появятся, ибо люди сами создают и подготовляют и объективные условия для осуществления своих задач и целей, исходя из наличных условий, возможностей и сил, развивая и изменяя их. Исходя из объективных условий, изменяя их, люди в своей практике превращают реальные исторические возможности в действитель­ность. При этом, говорит товарищ Сталин, не всегда классы, партии и их вожди замечают все возможности, не всегда умеют использовать все условия и превратить имеющиеся возможности в действительность. Еще ча­ще люди не могут предвидеть развития, появления новых возможностей и условий, не имея перспективы. В истории бывают ошибки исторических дея­телей, партий и классов, в результате чего бывают и поражения. Правда, на ошибках разбитые армии учатся при условии, если ошибки вскрываются. Для фаталиста же говорить об ошибках, исторических деятелей, партий, классов в истории — нелепость.

«Историческое явление не могло сложиться иначе, чем оно сложилось», — таков их довод. Но это пустая абстракция, тавтология. Конечно, и ошибки исторически бывают «обусловлены», но от этого они не перестают быть ошибками. Субъективист, напротив, всякое поражение объясняет ошиб­ками, не понимая объективной логики событий. (Именно то, о чем мы выше и говорили. «Сталин виноват», Сталин ошибся», не тот социализм построил и потому он в 1991 году, через 38 лет после смерти Сталина погиб. — Вот позиция большинства бывших советских коммунистов, которые в том числе своей вины в случившемся признать никак не хотят, а все ищут на кого бы ее свалить. — прим. РП) Историческое движение идет противоречиво, диалектично, его нельзя охватить мертвыми метафизически­ми схемами. Только теория марксизма в состоянии охватить диалектику истории, понять и оценить условия и значение революционной практики, дать руководство пролетариату для максимально успешного использования всех условий и возможностей, дать объективный научный критерий для оцен­ки правильной тактики и вскрытия ошибок.

Роль личности в истории нельзя понять без уяснения роли сознатель­ности в историческом развитии; эту сторону марксизма особо развивают Ленин и Сталин в борьбе с идеологией стихийности и самотека.

Великие люди велики постольку, поскольку они понимают задачи своей эпохи, своего класса и умеют использовать все условия, чтобы решить эти задачи. Но все великие люди прежних эпох не знали законов исторического развития, часто не понимали смысла, сущности и последствий возглавляе­мого ими движения. Они руководствовались знанием эмпирически восприни­маемых условий и задач[18]. Люди делали до сих пор свою историю не созна­тельно, не руководя ею единой волей по единому плану, не руководствова­лись научной общественной теорией.

Но кто не ведет судьбу, того судьба тащит, — можно сказать, перефра­зируя латинскую пословицу. Так обстояло дело с «судьбой» людей до сих пор, ибо стихийные законы общественного развития господствовали над людьми.

Только пролетариат и его вожди, вооруженные теорией марксизма, знают законы истории, законы революции и применяют их сознательно в революционной стратегии и тактике. Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин от­крыли эпоху сознательного исторического творче­ства, вооружая массы научной теорией, преодолевая идеологию и практи­ку стихийности. Понятия буржуазной социологии, вся идеология стихийно­сти есть слепок с форм стихийного общественного развития. Поэтому идео­логи стихийности объявили абсурдным, утопичным требование планомерного руководства партии рабочим движением. Они объявили «тактику — план» противоречащим духу их «марксизма», т. е. духу оппортунистического при­способления к поворотам событий — тактике хвостизма.

«Да, это клевета на марксизм, превращение его в ту самую карикату­ру, которую противопоставляли нам в войне с нами народники, — писал Ле­нин. — Это именно принижение инициативы и энергии со­знательных деятелей, тогда как марксизм дает, напро­тив, гигантский толчок инициативе и энергии социал-демократа, открывая ему самые широкие перспективы, отдавая (если можно так выразиться) в его распоряжение мо­гучие силы миллионов и миллионов «стихийно» подни­мающегося на борьбу рабочего класса!»[19].

Вся история рабочего движения кишит планами, которые выдвигались политическими вождями, обнаруживая и подтверждая дальновидность одних и политическую близорукость, ошибки и оппортунизм других. (Наглядный пример: величайшие победы Сталина и сплошные поражения всех инициатив право-троцкиста Хрущева. — прим. РП)

Ленин писал: «В том-то и состоит, между прочим, значение партийных организаций и партийных вождей, заслуживающих этого звания, чтобы дли­тельной, упорной, разнообразной, всесторонней работой всех мыслящих представителей данного класса вырабатывать необходимые знания, необхо­димый опыт, необходимые — кроме знания и опыта — политическое чутье, для быстрого и правильного решения сложных политических вопросов»[20].

Обобщая опыт рабочего движения всех стран, развивая теорию Маркса, Ленин страстно бичевал принижение оппортунистами революционной ини­циативы вождей, партий, масс, их кустарничество, узколобый практицизм, отсутствие исторической перспективы, принижение политических и органи­зационных задач и теоретическую беззаботность оппортунистов в рабочем движении. Вульгаризаторы марксизма, говорил Ленин, не понимают «какие чудеса способна совершить в революционном деле энергия не только кружка, но даже отдельной лич­ности»[21]. Если энергия одиночек, революционных интеллигентов Желя­бова и Халтурина могла делать чудеса, говорил Ленин, то русский револю­ционер, опираясь на революционную теорию Маркса, на стихийно пробуж­дающийся истинно революционный класс, может «развернуть все свои бога­тырские силы» и показать небывалые в истории чудеса. «Дайте нам органи­зацию революционеров — и мы перевернем Россию!»[22]. В этих пророческих словах Ленина, сказанных более 30 лет назад, дано глубочайшее понимание роли партии и личности, роли субъективного фактора в истории.

Ленин и Сталин создали такую организацию революционеров, которая перевернёт весь мир, ибо они усвоили дух марксизма, его диалектику, его революционную тактику и гениально развили марксизм применительно к задачам новой эпохи.

Эту мысль настойчиво подчеркивал и развивал тов. Киров, по-новому формулируя великую задачу, поставленную Архимедом в древности. «Оба земных полушария повернуть на путь коммунизма», — вот что было великой исторической задачей, целью неутомимой борьбы тов. Кирова, этого наи­более яркого выразителя великого героизма, творческой инициативы, неис­черпаемой энергии самого революционного в истории человечества класса.

Замедление или ускорение исторического движения в значительной степени зависит даже от таких случаев, «как характер людей, стоящих во гла­ве движения», — учил Маркс.

Без хорошего руководителя движение не побеждает. И обычно мощное великое движение находит, воспитывает, создает и выдвигает соответствую­щих руководителей. Но для этого нужны время, условия, усилия участников самого движения. Если личность выдвинулась на историческую арену и ста­ла во главе движения, то для этого должны были быть как объективные исто­рические условия, так и субъективные данные у этой личности. Личность может оказаться случайной в данном движении и исчезнуть, как исчезли Струве, Прокоповичи, Акимовы, Либеры и Даны, Троцкие и т. п. из рабо­чего движения, хотя все эти люди вообще, конечно, не есть чистая случай­ность, ибо это агентура буржуазии в рабочем движении. Стечение истори­ческих условий ставит на момент даже во главе масс таких людей как Гапон, но лишь потому, что условия движения (влияние буржуазной поли­тики и идеологии), недостатки, ошибки и неразвитость движения дают почву для таких случайностей. Весь опыт революционного движения показывает, что вождями рабочих масс обычно являются проверенные, испытанные в боях в течение десятилетий люди.

Случайно ли во главе пролетариата в России стали большевики, слу­чайно ли они стали у власти? Случайно ли во главе профсоюзов, комсомола, советов и т. д. стоят коммунисты? Нет, не случайно, — говорил товарищ Сталин (Беседа с первой американской рабочей делегацией). Это резуль­тат большой исторической самоотверженной героической работы. Эти люди проверяются ежедневно массами на работе, они испытаны в боях, смелы, самоотверженны, видят глубже и дальше других. Они прочными нитями свя­заны с массой. Чем более ответственный пост, тем более испытанные и проверенные люди на него выдвигаются.

Социалистическая революция выдвигает массу талантов из низов на­рода; их выращивает, закаляет, воспитывает наша великая стройка. Здесь эти таланты и проверяются. Но весь этот процесс идет планомерно не толь­ко снизу, но и сверху, ибо у нас есть могучая, вездесущая, всезнающая и всевидящая организация — партия, есть гениальный штаб в лице ленинско-сталинского ЦК, который руководит этим делом, всем талантам находит свое место в великой армии революции, на лесах великой социалистической стройки. Большевизм всегда уделял огромное внимание проблеме кадров революции, ставя этот вопрос глубоко научно и практически во всей его широте. Это известно всем, так как нет ни одного политического и органи­зационного отчета ЦК ВКП (б) съездам партии, где бы этот вопрос не стоял в центре внимания.

Не то в движении имущих классов… Здесь, во-первых, играют роль не только и не столько личные способности и качества, сколько имуществен­ное положение, обеспечивающее выдвижение по общественной лестнице и т. п. Здесь больше моментов случайности в том, кто становится во главе движения, вследствие стихийного его характера в особенности. «Случайно­стью было то, что именно корсиканец Наполеон оказался тем воен­ным диктатором, появление которого стало неизбежно в истощенной своими войнами французской республике. Но если бы не было Наполеона, то его место занял бы другой; это доказывается тем, что под­ходящий человек находился всякий раз, когда в нем была нужда: Цезарь, Август, Кромвель и т. д.»[23]. Энгельс совсем не сводит здесь роль личности (Наполеона) к случайности в истории, как это выходит у вульгаризаторов марксизма, ибо Энгельс исходит из диалектики случайности и необходимо­сти в истории.

Случайно, что диктатором Франции оказался именно этот кор­сиканец, но бонапартизм как историческое явление — не случай­ность, он порождается неизбежно определенным соотношением классовых сил, вырастая на почве контрреволюционности буржуазии, колебаний и бес­силия мелкой буржуазии, ослабления сил революции. Подобное явление на­блюдалось во многих революциях (1789—1794 гг., 1848—1851 гг., 1905— 1907 гг.). В столыпинщине, например, Ленин отмечал черты бонапар­тизма. В 1917 г. в корниловщине и керенщине Ленин так же отмечал тен­денции бонапартизма. Корнилов, и Керенский оказались неудавшимися «бо­напартистами» в значительной мере благодаря бдительности пролетариата, героизму нашей партии, гениальной прозорливости Ленина и Сталина, организовавших разгром контрреволюции. Филистер в историческом событии видит лишь случайное, внешнее, индивидуальное, а не внутренно необходимое, массовое и общее. Поэтому и личности в этих событиях и их выдвижение кажутся случайным, исключительно индивидуальным явлением. Ленин же учит, что надо искать объективной исторической почвы, поро­ждающей и выдвигающей личности, в них надо видеть представителей класса, а не только случайное, единичное явление. И Гапона Ленин не считал чистой случайностью, указывая почву гапоновщины. В 1917 г. он указывал, откуда неизбежно приходят Кавеньяки. «Кавеньяк не случайность», он пред­ставитель контрреволюционной буржуазии, его роль — проводить политику контрреволюционной буржуазии.

«Была бы шаткая, колеблющаяся, боящаяся развития революции мелкая буржуазия — появление Кавеньяков обеспечено», — писал Ленин в 1917 г., предупреждая пролетариат о готовящейся контрреволюции.

От стойкости, бдительности, от силы революционных рабочих и руко­водства ими со стороны партии зависит, ждет ли Кавеньяков, неизбежно порождаемых контрреволюционностью буржуазии, поражение или победа.

Вот почему в корне ошибочно было бы вообще сведение роли личности к случайному моменту в истории. А чтобы этого не случилось, надо при рассмотрении роли личности изучать не только их деятельность и личные качества (это тоже необходимо), но и то, как эта деятельность связана с общими процессами, почему данные личные качества понадобились и какую роль сыграли в них, какой класс выдвинул людей, за что и как эти люди боролись. Абстрактная постановка вопроса о роли личности ведет к бессмысленным историческим параллелям. Сталин отвергал параллели меж­ду Лениным и Петром Великим, вождями большевиков и Болотниковым, Пу­гачевым, Ст. Разиным и другими вождями крестьянской революции, так как все они вожди различных классов. Идеалисты обычно считали вождей един­ственными творцами истории[24]. Этому способствовало то, что вожди иму­щих классов стояли над массами, командовали ими, опираясь на вер­хушку общества, военный и государственный аппарат. Пролетарская ре­волюция уничтожает эти отношения. «Прошли те времена, когда вожди считались единственными творцами истории, а рабочие и крестьяне не при­нимались в расчет. Судьбы народов и государств решаются теперь не только вождями, но прежде всего и главным образом миллионными массами трудящихся. Рабочие и крестьяне, без шума и треска строящие заводы и фабрики, шахты и железные дороги, колхозы и совхозы, создающие все блага жизни, кормящие и одевающие весь мир, — вот кто настоящие герои и творцы новой жизни… Их «скромный» и «незаметный» труд является на самом деле трудом великим и творческим, решающим судьбы истории»[25].

Эти положения товарища Сталина имеют громадное и теоретиче­ское и практическое значение.

Буржуазная социология и современные идеологи фашизма создают культ «вождя», повелевающего «безмолвными», слепо повинующимися мас­сами. Самые заурядные и темные личности возводятся в ранг «сверхчело­века», национального героя. Массы должны слепо повиноваться «вождю», учат фашисты. «Вождь» стоит над массой как «повелитель», а не как ру­ководитель и организатор. А что сам их «вождь» выполняет волю финансо­вого капитала (Круппа, Тиссена, Детердинга и т. д.) и играет роль палача по отношению к массам, об этом социология фашизма, конечно, умалчи­вает.

Троцкий тоже воображал, что политический вождь (подобный, конечно, ему!) — это сверхчеловек, который может по своему произволу творить историю, игнорируя волю масс, классов и законы самой истории. Когда же такой «вождь» попал в положение Дон-Кихота, то виноватыми оказались «несчастные обстоятельства», массы, история, но отнюдь не «вождь».

(Те же самые идеи идеологи буржуазии и их холуи — мелкобуржуазные контрреволюционеры распространяют в трудящихся массах и в отношении лидеров и вождей пролетариата. Это их стараниями возник пресловутый «культ личности Сталина», под которым они прятали свою ненависть к Советскому государству и советскому народу, успешно строящему социализм. — прим. РП)

Идеалисты не понимают или сознательно маскируют источник социаль­ной силы выдающихся людей в истории. Отрывая личность от исторических условий и не показывая тех общественных сил, которые за ним идут, его поддерживают, идеалисты фетишизируют обыкновенных и даже ничтожных людей. Марксизм-ленинизм точно, научно характеризует действительно великую роль великих людей в истории, ибо имеет объективный критерий для оценки. Масштаб для оценки дан глубиной и значением тех событий, которые вызваны великой личностью и с которыми связана его дея­тельность. Сталин поэтому говорил, что Ленин и Петр Великий — несоизме­римые величины и как вожди различных классов и по своим личным каче­ствам. Во всемирной истории Петр Великий «был каплей в море, а Ленин — целый океан»[26]. Марксизм-ленинизм объясняет материали­стически роль великой личности в истории, показывая те исторические условия, те общественные силы и те личные качества (гениальность, талант­ливость), благодаря которым люди выдвинулись и стали великими. Поэтому марксизм-ленинизм не отвергает авторитетов и не фетишизирует их. «Са­мые крупные авторитеты сходят у нас на нет, превращаются в ничто, как только им перестают доверять рабочие массы, как только они теряют кон­такт с рабочими массами. Плеханов пользовался совершенно исключительным авторитетом. И что же? Как только он стал политически хромать, рабочие его забыли, отошли от него и забыли его. Другой пример: Троцкий. Троцкий тоже пользовался большим авторитетом, конечно, далеко не таким, как Плеханов. И что же? Как только он отошел от рабочих, его забыли»[27]. А если и «вспоминают иногда, — со злобой»[28].

Таков марксистский подход к авторитетам выдающихся личностей в истории.

Плеханов, в отличие от Каутского, Кунова и т. п. вульгаризаторов и фальсификаторов марксизма, неоднократно ставил и рассматривал вопрос о роли личности в истории. Однако, как мы указывали выше, он рассуждает большей частью о роли «личности вообще», абстрактно, оторванно от клас­совой борьбы, роли партий, вождей и масс, их конкретно-исторических от­ношений. Страдая меньшевистским «объективизмом», не понимая во всей глубине роли партии, авангарда, роли «субъективного фактора» в истории, Плеханов и роль вождя понимает абстрактно, с точки зрения созерцатель­ной философии, лишь так или иначе объясняющей мир. Плеханов сводит роль вождя вообще и в рабочем движении в частности к роли сознательного выразителя бессознательного стихийного хода развития. Но это и есть скат к идеологии стихийности, к хвостизму. Вождь пролетариата не только со­знательно выражает исторические задачи человечества, класса в данную эпоху, он вместе с тем организует, направляет его борьбу, практически руководит движением своего класса. Организаторская роль есть главная роль партии и вождя пролетариата — учит ленинизм.

«У пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме органи­зации. Разъединяемый господством анархической конкуренции в буржуазном мире, придавленный подневольной работой на капитал, отбрасываемый по­стоянно «на дно» полной нищеты, одичания и вырождения пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется мате­риальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса», — писал Ленин[29]. Эта мысль про­ходит красной нитью через все работы Ленина и Сталина.

Со всей конкретностью, глубиной и научной точностью роль вождя-организатора в условиях диктатуры пролетариата раскрыл товарищ Сталин, говоря о талантливейшем и крупнейшем организаторе и вожде боль­шевиков — Я. М. Свердлове.

«Что значит быть вождем-организатором в наших условиях, когда у власти стоит пролетариат? Это не значит подбирать помощников, составить канцелярию и давать через нее распоряжения. Быть вождем-организатором в наших условиях, это значит, во-первых, знать работников, уметь схваты­вать их достоинства и недостатки, уметь подойти к работникам, во-вторых, уметь расставить работников так: 1) чтобы каждый работник чувствовал себя на месте; 2) чтобы каждый работник мог дать революции максимум того, что вообще способен он дать по своим личным качествам; 3) чтобы такого рода расстановка работников дала в своем результате не перебои, а согласованность, единство, общий подъем работы в целом; 4) чтобы общее направление организованной таким образом работы служило выражением и осуществлением той политической идеи, во имя которой производится расстановка работников по постам»[30].

Подробнее ➤

Подписаться
Донаты ₽

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,

Утро из Саратова

Город славится своей уникальной архитектурой, богатой историей купеческого города, а также своей ролью как «хлебной столицы» и центра производства пшеницы и подсолнечника.
00:17
Поделитесь этим видео