Агностицизм

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos — непознаваемый), теоретико-познавательная точка зрения, присущая позитивистам и кантианцам.
Агностицизм считает основой знания ощущения от внешних предметов, но отказывается считать представления верными их отражениями; вещь, как она существует сама по себе, нам неизвестна и никогда не будет известна (знаменитое «ignorabimus» — «никогда не будем знать» — Э. Дюбуа-Реймона); «вещь в себе» лежит якобы по ту сторону опыта, а следовательно, и нашего познания. Мы не можем доказать существование или несуществование высшего существа по ту сторону данного в опыте мира. Этим самым теоретически признается нечто абсолютно непознаваемое и лежащее вне нашего опыта, хотя практически агностицизм не считается с подобным допущением.
Как теория познания, агностицизм не выдерживает критики. Конечно, вещь сама по себе не такова, как она преломляется в наших органах чувств. Конечно, мы познаем ее через эти преломления, т.-е. через наши ощущения, но отсюда не следует, что мы не знаем самой вещи и ее объективных свойств. Деятельностью своей, всей повседневной практикой доказывает человек знание вещей. Употребляя для себя вещь, сообразно чувственно воспринимаемым ее свойствам, мы безошибочно испытываем степень истинности данных наших чувств. Положительный результат использования вещи свидетельствует, что в данном случае восприятие вещи и ее свойств соответствует находящейся вне нас действительности. Познавая же свойства вещи, мы познаем самую вещь, какова она сама по себе. «Вещи в себе», отличной от ее свойств, — нет.
Отрыв сущности вещи от ее явления есть метафизика, ничем не обоснованная. Когда познаны свойства вещи, познана и сама вещь. И здесь критерием оказывается практика. Воспроизведение вещи (например, жиров, углеводов) есть доказательство, что свойства ее, а следовательно, и она сама — познаны.
Признание агностицизмом трансцендентного бытия (Г. Спенсер) есть своего рода компромисс с религией, допущение, хотя бы теоретическое, божества.
Агностики обычно придерживаются научных взглядов в конкретных, положительных областях знания (О. Конт, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Гёксли), но заявляют о своем «незнании», когда дело касается общих принципов бытия и его происхождения. За это Энгельс называл агностицизм «стыдливым материализмом».
Критику агностицизма см.:
Ф.Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке; его же, Людвиг Фейербах.
И. Луппол.
БСЭ, 1 изд., т.1, 1926 г., к.426-427
* * *
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признаёт и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины (см. Основной вопрос философии).
Термин «агностицизм» введён англ. Естествоиспытателем Т. Гексли в 1869 г., однако выражение позиции агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.
Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведён в системе Юма, который полагал, что всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.
Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение «вещи в себе» (которая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию агностицизма, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант — и именно в силу свойственного ему агностицизма — фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.
В некоторых направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы агностицизма оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Ещё в начале 20 века B. И. Ленин подверг критике агностицизм махизма и эмпириокритицизма. В настоящее время одним из характерных выражений агностицизма является гносеологическая позиция т. н. конвенционализма, согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием — чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой агностицизма является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.
Позицию агностицизма защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойственной человеку животной вере. Эта форма агностицизма основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания, на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно-практической деятельности.
Диалектический материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последовательной критике кантовский агностицизм. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный общественный субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если общественно-историческая практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать общественные отношения, развивать методы и средства мыслительной деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность.
Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3;
Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21;
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 2;
Xилл Т. И., Современная теории познания, пер. с англ., М., 1965; (читать с осторожностью — прим. РП).
Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971; (читать с осторожностью — прим. РП).
Основы марксистско-ленинской философии, М., 1980. (читать с осторожностью — прим. РП).
Э. Г. Юдин.
«Философский энциклопедический словарь», М., Советская энциклопедия, 1983 г., стр. 12