Рабочий класс.(1 часть)

РАБОЧИЙ КЛАСС.
Содержание:
I. Определение.
II. Введение.
III. Рабочий класс от возникновения до промышленного переворота.
— Мануфактурный предпролетариат.
— Источники и пути формировании рабочего класса.
— Положение рабочих в 16—18 вв.
— Зачатки рабочего движения.
IV. Рабочий класс в эпоху капитализма.
V. Рабочий класс в эпоху империализма.
VI. Рабочий класс России и СССР.
— Возникновение рабочего класса в России.
— Пролетариат России при капитализме.
— Пролетариат России при империализме, в первой русской буржуазно-демократической (1905—1907) и второй Февральской буржуазно-демократической революции 1917.
— Рабочий класс в период завоевания и утверждения пролетарской диктатуры; рабочий класс как созидатель социалистического общества.
1.Определение.
Рабочий класс, или пролетариат, при капитализме — один из основных классов капиталистического общества, класс наемных рабочих, лишенный собственных средств и орудий производства; вынужденный жить только продажей своей рабочей силы. Основной производитель всех материальных ценностей общества, рабочий класс создает в процессе производства прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистами на правах нанимателей рабочей силы. Угнетенный и эксплуатируемый капиталистами рабочий класс исторически призван стать могильщиком капитализма и творцом социалистического общества, так как он «не может… освободить себя от ига эксплуатирующего и господствующего класса — буржуазии, — не освобождая вместе с тем раз и навсегда всего общества от всякой эксплуатации, угнетения, классового деления и классовой борьбы» (Маркс и Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1939, стр. 17). В пролетарской революции последовательно революционный, руководимый своей революционной партией, вооруженный передовой марксистско-ленинской теорией рабочий класс является вождем и гегемоном всей остальной массы трудящихся. Выполняя свою историческую роль, пролетариат должен во всем мире свергнуть класс капиталистов, уничтожить частную собственность на орудия и средства производства, установить диктатуру пролетариата для построения бесклассового коммунистического общества.
В результате Великой Октябрьской социалистической революции рабочий класс в СССР превратился из угнетенного, эксплуатируемого в господствующий, в совершенно новый класс, уничтоживший класс капиталистов, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства, централизованную в руках социалистического государства, ведущий социалистическое общество к коммунизму. «Рабочий класс СССР это — совершенно новый, освобожденный от эксплуатации, рабочий класс, подобного которому не знала еще история человечества» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 издание, стр. 511). Рабочий класс в СССР — авангард мирового пролетариата — воплощает в жизнь задачи и цели рабочего класса всего мира.
2. Введение.
Безграничная эксплуатация сама по себе является одним из главных условий, толкающих рабочих на борьбу против капиталистического строя. Но это не единственный фактор. Сами условия капиталистического способа производства воспитывают в рабочем классе постепенно качества класса-борца против капитализма. Капиталистическая фабрика и капиталистический завод, концентрируя производство, вместе с тем концентрируют в своих стенах массы рабочих, сплачивают и объединяют их и, таким образом, организуют рабочий класс в целом. «Положение фабрично-заводского рабочего в общей системе капиталистических отношений делает его единственным борцом за освобождение рабочего класса, потому что только высшая стадия развития капитализма, крупная машинная индустрия, создает, материальные условия и социальные силы, необходимые для этой борьбы… крупный капитализм неизбежно разрывает всякую связь рабочего со старым обществом, с определенным местом и определенным эксплуататором, объединяет его, заставляет мыслить и ставит в условия, дающие возможность начать организованную борьбу» (Ленин, Соч., т. I, стр. 194). Будучи самым угнетенным и в то же время все возрастающим численно классом капиталистического общества (в результате разорения крестьянства и других средних слоев), рабочий класс является и самым революционным классом, наиболее заинтересованным в низвержении капитализма и наиболее способным осуществить эту задачу. Только пролетариат может стать классом-гегемоном в борьбе трудящихся масс против господствующих классов капиталистического общества. «Только пролетариат в состоянии объединить и вести за собой распыленные и отсталые слои трудящегося и эксплуатируемого населения» (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 14).
Однако рабочий класс не сразу осознал себя самостоятельным классом со своими особыми интересами. Вместе с ростом и концентрацией промышленности растет и пролетариат. В процессе своего развития рабочий класс проходит различные фазы своего классового формирования. В ранний период капитализма борьба рабочих выражается в стихийных бунтах, не выходит за пределы фабрики, борьбы против своих хозяев — капиталистов. Эта борьба носит разрозненный, неорганизованный, стихийный характер в виде выступлений отдельных групп на почве экономии, борьбы за увеличение заработной платы, улучшение условий труда, против штрафов и т. д. Нередко борьба велась рабочими не непосредственно против эксплуатирующего их капитала, а косвенно, против вводимых им орудий производства: рабочие разбивали машины, поджигали фабрики, пытаясь восстановить «потерянное положение средневекового рабочего» (Маркс и Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1939, стр. 36). Подобные начальные формы борьбы указывали на классовую незрелость пролетариата. Шагом вперед в развитии классовой борьбы рабочего класса являлись стачки как основной способ сопротивления капиталистической эксплуатации. В массовых движениях, как Лионские рабочие восстания (см.) в 1831 г. и 1834 г., когда рабочие, защищая свои требования, выступали против правительства даже с оружием в руках; в движении силезских ткачей и др., рабочий класс все больше осознавал общность своих классовых интересов и противоположность их интересам буржуазии. Однако рабочий класс остается «классом в себе», еще не развернувшим все свои исторические возможности, он не выступает со своей самостоятельной политической программой.
Первые уроки политической борьбы дала ему буржуазия, которая привлекала рабочих к активному участию в борьбе с феодальным порядком. Столкновения внутри старого общества содействовали процессу политического развития пролетариата. Не раз рабочий класс являлся орудием в руках буржуазии, борясь «не со своими врагами, а с врагами своих врагов» (там же). В период классических буржуазных революций — английской 17 в. и французской конца 18 в. — рабочий класс и связанные с ним плебейские элементы играли большую роль, придавая особый размах и силу этим революциям. Привлекаемый буржуазией к борьбе против феодализма, рабочий класс получал наглядный урок классовых противоречий: буржуазия после победы неизменно отбрасывала его в прежнее бесправное положение и выступала против рабочего класса. Эти повсюду повторяемые исторические факты и являются толчком к пробуждению классового сознания рабочих, к их объединению для политической борьбы и выступлений против буржуазии. Из состояния разрозненных, лишенных руководящей идеи попыток рабочее движение постепенно преобразуется в организованную борьбу всего рабочего класса, в постепенно развивающееся, все более и более осознаваемое стремление к уничтожению тех общественных порядков, которые основаны на эксплуатации трудящихся. Пролетариат переходит к политической борьбе.
Но пролетариат может действовать как класс, только организовавшись в политическую партию, защищающую общеклассовые интересы против господствующих классов и сознающую свои передовые революционные задачи. Уже чартистское движение в Англии и июньское восстание рабочих во Франции 1848 (см. Июньское восстание 1848) были мощными попытками пролетариата поколебать основы капиталистического строя. После кризиса 1836—37 гг. в Англии особенно широко развернулась политическая борьба рабочих за свои права. Партия чартистов, как писал Ф. Энгельс в июле 1881 г., была «первой во всемирной истории рабочей партией» (см. Маркс и Энгельс, Сочинения, т. XV, стр. 584). Движение охватило огромное большинство рабочего класса и было первым самостоятельным политическим движением пролетариата. Классовое сознание пролетариата в чартистском движении выразилось не только в постановке политической задачи, особенной от интересов буржуазии, но и в создании, по существу, первой рабочей партии. Чартизм, писал Ленин, представлял собой «первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение» (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 249). Впервые в истории чартистское движение выдвинуло всеобщую забастовку (см. Чартизм).
В 1847 под руководством основоположников научного социализма Маркса и Энгельса создана была первая коммунистическая партия («Союз коммунистов», см.). «Манифест Коммунистической партии» (см.), написанный Марксом и Энгельсом, —это первое цельное систематическое изложение основ научного социализма. На основе изучения истории развития общественных формаций и общественно-производственных отношений, обобщения опыта революционной борьбы пролетариата и глубокой переработки учений предшественников научного социализма, Маркс и Энгельс разработали революционную теорию и указали на всемирно-историческую роль пролетариата как созидателя коммунистического общества, на цели и роль партии как авангарда рабочего класса, его вождя и руководителя в революции. Еще в своей ранней работе «Святое семейство» Маркс и Энгельс следующим образом характеризуют историческую роль пролетариата: «Но он не может освободить себя, не упразднив своих собственных жизненных условий. Он не может упразднить своих собственных жизненных условий, не упразднив всех бесчеловечных жизненных условий современного общества, сосредоточившихся в его собственном положении. Он не напрасно проходит суровую, закаляющую школу труда. Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель отдельный пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать» (Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 56).
Маркс и Энгельс вскрыли сущность капитализма как исторически преходящей формы, открыли закон движения капитализма, закон его возникновения, развития и гибели. Маркс первый в мировой истории научно обосновал неизбежность крушения капитализма, необходимость установления и укрепления диктатуры пролетариата для создания коммунистического общества. Маркс и Энгельс дали рабочему классу идею необходимости партии и сами претворили эту идею в 1-м Интернационале — международной партийной организации пролетариата, — где Маркс выковал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в разных странах. Маркс и Энгельс показали, что капитализм создает и сплачивает тот класс, который исторически призван стать его же могильщиком. Маркс и Энгельс доказали, что капиталистическое развитие неизбежно ведет к пролетарской революции.
Марксизм дал пролетариату сознание своего собственного положения и сознание условий своего освобождения. Маркс и Энгельс вооружили рабочий класс учением об условиях его победы. Теория стала материальной исторически движущей революционной силой. Создание революционной теории марксизма явилось решающим условием для превращения борьбы пролетариата в подлинно классовую, политическую борьбу, для превращения его из «класса в себе» в «класс для себя». «Без революционной теории, — учит Ленин, — не может быть и революционного движения» (Ленин, Соч., т. IV, стр. 380).
Марксизм-ленинизм связал в одно неразрывное целое революционную теорию и революционную практику классовой борьбы. Борьба за теорию, за идеологию рабочего класса, за партию является одной из трех согласованных и связанных между собой основных форм классовой борьбы пролетариата наряду с борьбой политической и экономической. Маркс и Энгельс указывают на необходимую связь трех форм великой борьбы рабочего класса. Но экономическая и теоретическая борьба должна быть подчинена высшей форме политической борьбы за государственную власть, за завоевание диктатуры рабочего класса и построение социалистического общества.
Учение о диктатуре пролетариата, о переходе от капитализма к коммунизму составляет революционную сущность марксизма-ленинизма. В своем письме к Вейдемейеру от 5/III 1852 г. Маркс дает четкие формы учения о диктатуре пролетариата. «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к бесклассовому обществу» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XXV, стр. 146). Еще конкретнее идея пролетарской диктатуры была формулирована Марксом после опыта Парижской Коммуны. Попытка разрушить — «сломать» — буржуазную «бюрократически-военную машину» была важнейшим делом парижских коммунаров (см. Письмо Маркса к Кугельману от 12/IV 1871 г., в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XXVI, стр. 105). Комментируя это письмо, Ленин в 1917 г. писал: «В этих словах: „сломать бюрократически-военную государственную машину“ заключается кратко выраженный главный урок марксизма по вопросу о задачах пролетариата в революции по отношению к государству» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 395).
Марксистско-ленинское учение о классовой борьбе уделяет особое внимание руководящей роли партии пролетариата. Революционная партия рабочего класса является его организатором, воспитателем и вождем. Роль передового борца за победу пролетарской революции, за диктатуру пролетариата, за победу социализма может выполнить только революционная партия, вооруженная марксистско-ленинской теорией. «Партия рабочего класса не может выполнить роли руководителя своего класса, …организатора и руководителя пролетарской революции, если она не овладела передовой теорией рабочего движения, если она не овладела марксистско-ленинской теорией.
Сила марксистско-ленинской теории состоит в том, что она дает партии возможность ориентироваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть ход событий и распознать не только то, как и куда развиваются события в настоящем, но и то, как и куда они должны развиваться в будущем.
Только партия, овладевшая марксистско-ленинской теорией, может двигаться вперед уверенно и вести рабочий класс вперед» [История ВКП (б). Под род. Комиссии ЦК ВКП (б), 1938, стр. 339].
В новых исторических условиях борьбы рабочего класса, в эпоху империализма и пролетарских революций Ленин развивает марксизм дальше. Учение о партии вошло как одни из основных элементов в теорию Ленина-Сталина. В противовес лидерам 2-го Интернационала, принижавшим значение рабочих партий (предпарламентскими фракциями), Ленин и Сталин со всей остротой поставили вопрос (и практически его разрешили до конца) о создании рабочей партии нового типа в условиях периода новых революционных боев эпохи империализма и пролетарских революций, «новой партии, партии боевой, партии революционной, достаточно смелой для того, чтобы повести пролетариев на борьбу за власть, достаточно опытной для того, чтобы разобраться в сложных условиях революционной обстановки, и достаточно гибкой для того, чтобы обойти все и всякие подводные камни на пути к цели.
Без такой партии нечего и думать о свержении империализма, о завоевании диктатуры пролетариата» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 65).
Великая Октябрьская социалистическая революция, ее победа, организованная партией большевиков под руководством Ленина и Сталина, открыла новую эпоху всемирной истории — эпоху пролетарских революций, перехода от капитализма к коммунизму. Выполняя свою историческую миссию, рабочий класс в СССР под руководством партии Ленина—Сталина, при поддержке трудящегося крестьянства, не только сверг власть буржуазии и помещиков, уничтожил капиталистический строй, но и создал диктатуру рабочего класса, дал конкретную форму государственной власти, которую установил рабочий класс после победы над эксплуататорскими классами. «Советская власть является новой формой государственной организации, принципиально отличной от старой, буржуазно-демократической и парламентарной формы, новым типом государства, приноровленным не к задачам эксплуатации и угнетения трудящихся масс, а к задачам полного их освобождения от всякого гнета и эксплуатации, к задачам диктатуры пролетариата» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 33). В своей борьбе за коммунизм трудящиеся Советского Союза под руководством ленинско-сталинской партии опирались и опираются на великое учение своих гениальных вождей Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина и практически воплощают в жизнь теорию научного коммунизма. С. Гольденберг.
III. Рабочий класс от возникновения до промышленного переворота.
Мануфактурный предиролетариат. Наемный труд был уже довольно хорошо известен античному миру, элементы наемного труда можно наблюдать даже в первые столетия Средневековья, но эти случаи применения наемного труда в докапиталистических обществах не являются свидетельством существования в это время рабочего класса: наемный труд не был господствующим и характерным общественно-производственным отношением и не выражал объективной тенденции экономического развития общества; некоторое количество лиц наемного труда было лишь вкраплено в систему производственных отношений наряду с основными производительными классами — рабами в древности и крепостными крестьянами в феодальном обществе. К тому же продажа своей рабочей силы редко составляла единственный источник существования трудящегося, а сочеталась обычно с ведением собственного карликового сельского хозяйства, или с занятием самостоятельным ремеслом, или с пользованием государственными и частными раздачами хлеба и денег, как в древнем Риме, или спорадически с приработком для беднейших слоев крестьянского и ремесленного населения. Встречающиеся, таким образом, в докапиталистической истории факты применения в том или ином хозяйстве наемного труда лежат вне истории рабочего класса, потому что последний возник только вместе с возникновением капиталистического общества или, точнее, вместе с первыми ростками капиталистического способа производства в недрах феодального общества. Датировать же возникновение капиталистического производства, а вместе с тем и рабочего класса, можно довольно точно: «Хотя первые зачатки капиталистического производства, — говорит Маркс, — имели место уже в 14 и 15 столетиях в отдельных городах по Средиземному морю, тем не менее начало капиталистической эры относится лишь к 16 столетию» (Маркс, Капитал, т. I, 8 издание, 1936, стр. 614). В соответствии с этим тезисом Маркс, относя первое появление на исторической сцене рабочего класса к 14 в., отмечает, однако, что до 16 в. он находился еще в зачаточном состоянии; «Класс наемных рабочих, возникший в последнюю половину 14 столетия, составлял тогда и в следующем столетии очень ничтожную часть народа» (Маркс, там же, стр. 633). Исторической средой, из которой развился рабочий класс и с которой он оставался тесно связанным в течение первых веков своего существования, было средневековое городское плебейство и крестьянская беднота. Первые капиталистические предприятия, как крупные централизованные, так и мелкие ремесленные, иногда по внешности неотличимые от окружающих их чисто ремесленных мастерских, но уже подпавшие под власть капитала, называются мануфактурой (см.).
Мануфактура оставалась характерной и господствующей формой капиталистического производства до последних десятилетий 18 в. в Англии, до начала и даже середины 19 в. — в других странах Европы. Рабочие, работавшие на мануфактурах, не представляли еще собою вполне сложившийся класс — пролетариат; так же, как мануфактура была переходной ступенью от средневекового ремесла к капиталистической крупной промышленности, так и мануфактурные рабочие занимают как бы промежуточное место между ремесленниками и собственно пролетариатом, окончательно сформировавшимся только в результате промышленного переворота (см.). Поэтому рабочих этого переходного мануфактурного периода называют предпролетариатом. История мануфактурного предпролетариата есть в то же время история рождения и формирования рабочего класса.
Источники и пути формирования рабочего класса. Кадры рабочих, необходимых для возникавших в недрах феодализма капиталистических предприятий, доставлялись беднеющими, разоряющимися элементами трудового населения города и деревни. Для того чтобы капиталистическое. Производство стало вообще возможным, на рынке должны были встретиться, с одной стороны, владелец капитала, «с другой стороны, свободный рабочий, продавец своей собственной рабочей силы и, следовательно, продавец труда. Свободный рабочий в двояком смысле; он не должен сам принадлежать непосредственно к числу средств производства, как рабы, крепостные и т. д., но и средства производства не должны принадлежать ему, как это имеет место у крестьян и т. д., ведущих самостоятельное хозяйство, — он должен быть свободен от средств производства, освобожден от них, лишен их» (Маркс, Капитал, т. I, 8 издание, 1936, стр. 613). Первая указанная Марксом предпосылка была подготовлена внутренним развитием самого средневекового феодального общества. Постепенное развитие товарно-денежных отношений и распространение денежной формы феодальной ренты вели к изменению и юридической стороны общественных отношений, к личному освобождению крестьян (при сохранении земельной зависимости), к отмиранию и падению многих сословно-корпоративных пут, связывавших личность производителя в деревне и в городе. Этим изменениям содействовала и классовая борьба в феодальном обществе, в частности крестьянские восстания, как восстание Уота Тайлера в Англии. Но при этом производитель все еще оставался сращенным, «как улитка с раковиной», со своими средствами производства; крестьянин — с землей и своим хозяйством, ремесленник — со своими инструментами, мастерской, материалом. Рядом с этим и постепенное обеднение и потеря фактической собственности на эти средства производства или вмешательство внеэкономических сил, производящих экспроприацию, способствовали превращению средневекового производителя в наемного рабочего. «Одна сторона того исторического процесса, который превращает производителя в наемного рабочего, заключается в освобождении производителя от феодального и цехового принуждения; и только эта одна сторона существует для наших буржуазных историков. Но имеется и другая сторона, состоящая в том, что освобождаемые лишь тогда становятся продавцами самих себя, когда у них отняты все их средства производства и все гарантии существования, обеспеченные старинными феодальными учреждениями. И история этой их экспроприации основывается не на простых догадках. Она вписана в летописи человечества пламенеющим языком меча и огня» (Маркс, там же, стр. 614). Эта экспроприация выступает в двух видах, соответствующих двум способам возникновения капиталистического производства — более замедленному или более катастрофическому.
На самых ранних стадиях капитализма или там, где его развитие приобретает замедленный, нереволюционный характер, господствует постепенное, почти незаметное на первый взгляд, превращение средневекового производителя в неимущего рабочего. Оно также имеет две типичные формы.
1) В рабочих превращаются прежде всего те элементы, которые уже в средневековом производстве занимают положение, по внешности отчасти сходное с положением рабочих, хотя по существу и покоящееся на совсем ином основании. Это — ремесленные ученики и, особенно, получавшие плату от мастера подмастерья, «по условиям жизни настолько приближавшиеся к пролетариату, насколько это было вообще возможно при тогдашнем строе промышленности и господстве цеховых привилегий» (Энгельс, Крестьянская война в Германии, в книге: Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 124). Первоначально цеховые подмастерья и ученики, хотя они и не были владельцами средств производства, принадлежавших мастеру, все же не могли бы быть названы наемными рабочими: мастер не выступал по отношению к ним в качестве эксплуататора, а работал вместе с ними, и каждый из них сам с течением времени становился мастером. Однако в Италии и Фландрии уже к 14 в. и потом в др. странах под этой оболочкой замечается глубокое изменение фактических отношений. Правила, затруднявшие вступление в цех, закрыли перед подавляющим большинством подмастерьев перспективу стать мастерами и обрекли их на положение пожизненных подмастерьев. Вместе с тем, в 14—15 вв. появляются отчетливые признаки эксплуатации: мастера стремятся увеличивать число подмастерьев, прежде строго ограниченное, и все менее вкладывают в производство свой труд, становясь хозяевами-предпринимателями; продолжительность рабочего дня увеличивается, захватывая обычно все время от восхода до захода солнца, т. е. достигая 14—16 часов в сутки (правда, подмастерья долго сохраняли право не работать не только в воскресенье и в многочисленные католические праздники, но и в «синий» понедельник, когда они отдыхали после воскресной попойки); заработная плата переводится с поденной на сдельную и строго удерживается цеховыми уставами на низком уровне: статуты немецких, французских, английских, бельгийских и др. цехов в 14—15 вв. полны указаний максимальных расценок и запрещений подмастерьям принимать, а мастерам давать плату свыше установленной. Превращаясь в простых наемных рабочих, подмастерья вели борьбу против хозяев. Вместе с ними боролись, постепенно сливаясь с подмастерьями по экономическому положению, также ученики и внецеховые поденщики. Таким путем происходило формирование значительных масс предпролетариата, особенно в таких странах, как Фландрия и Италия, где ростки капитализма появились особенно рано и укоренились в цеховом строе.
Для этого пути характерно, что отделение производителя от средств производства происходит постепенно, хотя по существу и этот путь есть не что иное, как насильственная экспроприация; экспроприируются здесь те участники производства, которые формально и раньше не имели собственных средств производства, но не имели их лишь временно, до момента превращения в полноправных мастеров. Экспроприация производится путем превращения этого временного состояния в постоянное. Положение подмастерьев, некогда лишь внешне напоминавшее положение наемных рабочих, теперь становится таковым и по существу. Труд отделяется от средств производства.
2) Другой путь, напротив, характеризуется длительным сохранением внешних черт мелкой собственности на средства производства и экономической независимости, напоминающей положение самостоятельного мастера-ремесленника, в то время как по существу производитель давно уже стал рабочим, вполне зависимым от капиталиста. Это — путь кустарной домашней промышленности (рассеянной мануфактуры). Возникновение ее связано с усилиями средневекового капиталиста (купца или крупного мастера) обойти ограничения и рогатки цехового строя в своем стремлении к неограниченной эксплуатации производителей. Он использовал для этого старинные основы крестьянских неземледельческих промыслов, или насаждал новые промыслы в деревне, или, наконец, способствовал расселению в пригородах и окрестных деревнях ремесленников, не состоящих в цехе и потому не имеющих права работать в городе. Работая у себя на дому, большей частью своими инструментами и на своих станках, кустари выглядели самостоятельными производителями, на деле же были экономически полностью зависимы от скупщика-«фабриканта». Они получали от него сырье авансом, которое обязаны были вернуть ему же в виде готового продукта, обязаны были работать только на него, так как нередко забирали плату вперед, и т. д. Такая система раздачи работы на дом тоже появилась очень рано, и в 14 в. встречается уже в Италии, Фландрии, Германии, Англии — преимущественно в сукнодельном производстве; суконщики — капиталисты раздавали на дом кустарям работу для тканья, окрашивания, стрижки. Оплата труда кустарей производилась, как правило, сдельно и удерживалась хозяевами на крайне низком уровне.
Но особенно широкое развитие кустарная промышленность получила позже, в 16—18 вв., вместе с ростом и усложнением европейского рынка. Купцы-скупщики сбывали на отдаленных рынках продукцию кустарей, специализировавшихся в той или иной работе на производстве определенных изделий. В это время в кустарей, работающих на скупщика, превращаются уже и многие городские цеховые ремесленные мастера, что в 14—15 вв. встречалось только в виде исключения, т. к. цеховые уставы предписывали мастерам самостоятельно сбывать свои изделия потребителю. Но постепенно, в виду изобилия бедных мастеров, не находивших сбыта своим изделиям, цехи принуждены были разрешить им продавать их более богатым, а затем уже и прямо одни мастера становились скупщиками-торговцами, другие — только производителями.
Нередко тот цех, который производил конечные операции по производству того или иного продукта, захватывал в свои руки сбыт готовых изделий и постепенно превращался в корпорацию скупщиков, прекращая мало-помалу производство товара, в то время как другие цехи работали на него.
Разрушению цехового строя содействовало и то, что скупщики вовлекали в производство в городах женщин, солдат и других лиц, которым запрещено было вступать в цех, но которые могли брать работу на дом.
(продолжение следует)