Рабочий класс.(1 часть)

16 дочитываний
0 комментариев

РАБОЧИЙ КЛАСС.

Содержание:

I. Определение.

II. Введение.

III. Рабочий класс от возникновения до промышленного переворота.

— Мануфактурный предпролетариат.

— Источни­ки и пути формировании рабочего класса.

— По­ложение рабочих в 16—18 вв.

— Зачатки ра­бочего движения.

IV. Рабочий класс в эпоху капитализма.

V. Рабочий класс в эпоху империализма.

VI. Рабочий класс России и СССР.

— Возникновение рабочего класса в России.

— Пролетариат России при капитализме.

— Проле­тариат России при империализме, в первой русской буржуазно-демократической (1905—1907) и второй Февральской буржуазно-демо­кратической революции 1917.

— Рабочий класс в период завоевания и утверждения пролетар­ской диктатуры; рабочий класс как созида­тель социалистического общества.

1.Определение.

Рабочий класс, или пролетариат, при ка­питализме — один из основных классов капиталистического общества, класс наемных рабочих, лишенный собственных средств и орудий производства; вынужденный жить только прода­жей своей рабочей силы. Основной произво­дитель всех материальных ценностей обще­ства, рабочий класс создает в процессе произ­водства прибавочную стоимость, присваивае­мую капиталистами на правах нанимателей рабочей силы. Угнетенный и эксплуатируемый капиталистами рабочий класс исторически призван стать могильщиком капитализма и творцом социалистического общества, так как он «не может… освободить себя от ига эксплуати­рующего и господствующего класса — бур­жуазии, — не освобождая вместе с тем раз и навсегда всего общества от всякой эксплуата­ции, угнетения, классового деления и классо­вой борьбы» (Маркс и Энгельс, Ма­нифест Коммунистической партии, 1939, стр. 17). В пролетарской революции последо­вательно революционный, руководимый своей революционной партией, вооруженный пере­довой марксистско-ленинской теорией рабо­чий класс является вождем и гегемоном всей остальной массы трудящихся. Выполняя свою историческую роль, пролетариат должен во всем мире свергнуть класс капиталистов, уничтожить частную собственность на орудия и средства производства, установить дикта­туру пролетариата для построения бесклас­сового коммунистического общества.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции рабочий класс в СССР превра­тился из угнетенного, эксплуатируемого в гос­подствующий, в совершенно новый класс, уни­чтоживший класс капиталистов, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства, централизованную в ру­ках социалистического государства, ведущий социалистическое общество к коммунизму. «Рабочий класс СССР это — совершенно новый, освобожденный от эксплуатации, рабочий класс, подобного которому не знала еще история человечества» (Сталин, Вопросы лениниз­ма, 11 издание, стр. 511). Рабочий класс в СССР — авангард мирового пролетариата — во­площает в жизнь задачи и цели рабочего клас­са всего мира.

2. Введение.

Безграничная эксплуатация сама по себе является одним из главных условий, толкающих рабочих на борьбу против капиталистического строя. Но это не единственный фактор. Сами условия капиталистического способа производства воспитывают в рабочем классе постепенно качества класса-борца против капитализма. Капиталисти­ческая фабрика и капиталистический завод, кон­центрируя производство, вместе с тем кон­центрируют в своих стенах массы рабочих, сплачивают и объединяют их и, таким образом, орга­низуют рабочий класс в целом. «Положение фабрично-заводского рабочего в общей системе капита­листических отношений делает его единствен­ным борцом за освобождение рабочего класса, потому что только высшая стадия развития капитализма, крупная машинная индустрия, создает, материальные условия и социальные силы, необходимые для этой борьбы… круп­ный капитализм неизбежно разрывает всякую связь рабочего со старым обществом, с опре­деленным местом и определенным эксплуата­тором, объединяет его, заставляет мыслить и ставит в условия, дающие возможность на­чать организованную борьбу» (Ленин, Соч., т. I, стр. 194). Будучи самым угнетен­ным и в то же время все возрастающим числен­но классом капиталистического общества (в резуль­тате разорения крестьянства и других сред­них слоев), рабочий класс является и самым револю­ционным классом, наиболее заинтересованным в низвержении капитализма и наиболее спо­собным осуществить эту задачу. Только про­летариат может стать классом-гегемоном в борь­бе трудящихся масс против господствующих классов капиталистического общества. «Только пролетариат в состоянии объединить и вести за собой распыленные и отсталые слои тру­дящегося и эксплуатируемого населения» (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 14).

Однако рабочий класс не сразу осознал себя само­стоятельным классом со своими особыми инте­ресами. Вместе с ростом и концентрацией про­мышленности растет и пролетариат. В про­цессе своего развития рабочий класс проходит различные фазы своего классового формирования. В ран­ний период капитализма борьба рабочих выражается в стихийных бунтах, не выходит за пределы фабрики, борьбы против своих хозяев — капиталистов. Эта борьба носит раз­розненный, неорганизованный, стихийный ха­рактер в виде выступлений отдельных групп на почве экономии, борьбы за увеличение зара­ботной платы, улучшение условий труда, против штрафов и т. д. Нередко борьба велась рабочими не непосредственно против эксплуатирующего их капитала, а косвенно, против вводимых им орудий производства: рабочие разбивали машины, поджигали фабрики, пы­таясь восстановить «потерянное положение средневекового рабочего» (Маркс и Эн­гельс, Манифест Коммунистической партии, 1939, стр. 36). Подобные начальные формы борьбы указывали на классовую незрелость пролетариата. Шагом вперед в развитии клас­совой борьбы рабочего класса являлись стачки как основ­ной способ сопротивления капиталистической экс­плуатации. В массовых движениях, как Лион­ские рабочие восстания (см.) в 1831 г. и 1834 г., когда рабочие, защищая свои требования, вы­ступали против правительства даже с оружием в руках; в движении силезских ткачей и др., рабочий класс все больше осознавал общность своих классовых интересов и противоположность их интересам буржуазии. Однако рабочий класс остается «классом в себе», еще не развернувшим все свои исторические возможности, он не выступа­ет со своей самостоятельной политической программой.

Первые уроки политической борьбы дала ему буржуазия, которая привлекала рабочих к активному участию в борьбе с феодальным порядком. Столкновения внутри старого обще­ства содействовали процессу политического разви­тия пролетариата. Не раз рабочий класс являлся ору­дием в руках буржуазии, борясь «не со своими врагами, а с врагами своих врагов» (там же). В период классических буржуазных револю­ций — английской 17 в. и французской конца 18 в. — рабочий класс и связанные с ним плебейские элементы играли большую роль, придавая особый размах и силу этим революциям. При­влекаемый буржуазией к борьбе против фео­дализма, рабочий класс получал наглядный урок клас­совых противоречий: буржуазия после победы неизменно отбрасывала его в прежнее бес­правное положение и выступала против рабочего класса. Эти повсюду повторяемые исторические фак­ты и являются толчком к пробуждению клас­сового сознания рабочих, к их объединению для политической борьбы и выступлений против бур­жуазии. Из состояния разрозненных, лишен­ных руководящей идеи попыток рабочее дви­жение постепенно преобразуется в организованную борьбу всего рабочего класса, в постепенно раз­вивающееся, все более и более осознаваемое стремление к уничтожению тех общественных порядков, которые основаны на эксплуатации трудящихся. Пролетариат переходит к поли­тической борьбе.

Но пролетариат может действо­вать как класс, только организовавшись в по­литическую партию, защищающую общеклассовые интересы против господствующих классов и сознающую свои передовые революционные задачи. Уже чартистское движение в Англии и июньское восстание рабочих во Франции 1848 (см. Июньское восстание 1848) были мощ­ными попытками пролетариата поколебать ос­новы капиталистического строя. После кризи­са 1836—37 гг. в Англии особенно широко раз­вернулась политическая борьба рабочих за свои права. Партия чартистов, как писал Ф. Эн­гельс в июле 1881 г., была «первой во всемирной истории рабочей партией» (см. Маркс и Эн­гельс, Сочинения, т. XV, стр. 584). Движе­ние охватило огромное большинство рабочего класса и было первым самостоятельным политическим дви­жением пролетариата. Классовое сознание пролетариата в чартистском движении выра­зилось не только в постановке политической за­дачи, особенной от интересов буржуазии, но и в создании, по существу, первой рабочей партии. Чартизм, писал Ленин, представлял собой «первое широкое, действительно массо­вое, политически оформленное, пролетарски-революционное движение» (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 249). Впервые в истории чар­тистское движение выдвинуло всеобщую за­бастовку (см. Чартизм).

В 1847 под руководством основоположников научного социализма Маркса и Энгельса со­здана была первая коммунистическая партия («Союз коммунистов», см.). «Манифест Коммунисти­ческой партии» (см.), написанный Марксом и Энгельсом, —это первое цельное систематическое изложение основ научного социализма. На основе изучения истории развития обществен­ных формаций и общественно-производствен­ных отношений, обобщения опыта револю­ционной борьбы пролетариата и глубокой пере­работки учений предшественников научного социализма, Маркс и Энгельс разработали революционную теорию и указали на всемирно-историческую роль пролетариата как созидателя коммунистического общества, на цели и роль партии как авангарда рабочего класса, его вождя и руководителя в революции. Еще в своей ранней работе «Свя­тое семейство» Маркс и Энгельс следующим образом характеризуют историческую роль пролетариата: «Но он не может освободить себя, не упразднив своих собственных жиз­ненных условий. Он не может упразднить своих собственных жизненных условий, не упразд­нив всех бесчеловечных жизненных усло­вий современного общества, сосредоточивших­ся в его собственном положении. Он не на­прасно проходит суровую, закаляющую шко­лу труда. Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель отдельный про­летарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат и что он, сообразно этому своему бытию, истори­чески вынужден будет делать» (Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 56).

Маркс и Энгельс вскрыли сущность капи­тализма как исторически преходящей формы, открыли закон движения капитализма, закон его возникновения, развития и гибели. Маркс первый в мировой истории научно обосновал неизбежность крушения капитализма, необхо­димость установления и укрепления диктату­ры пролетариата для создания коммунистического общества. Маркс и Энгельс дали рабочему классу идею необходимости партии и сами претворили эту идею в 1-м Интернационале — международной партийной организации пролетариата, — где Маркс выковал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в разных странах. Маркс и Эн­гельс показали, что капитализм создает и сплачивает тот класс, который исторически призван стать его же могильщиком. Маркс и Энгельс доказали, что капиталистическое развитие неиз­бежно ведет к пролетарской революции.

Мар­ксизм дал пролетариату сознание своего соб­ственного положения и сознание условий своего освобождения. Маркс и Энгельс воору­жили рабочий класс учением об условиях его победы. Теория стала материальной исторически дви­жущей революционной силой. Создание ре­волюционной теории марксизма явилось решающим условием для превращения борьбы пролетариата в подлинно классовую, поли­тическую борьбу, для превращения его из «класса в себе» в «класс для себя». «Без революцион­ной теории, — учит Ленин, — не может быть и революционного движения» (Ленин, Соч., т. IV, стр. 380).

Марксизм-ленинизм связал в одно неразрывное целое революционную теорию и революционную практику классовой борьбы. Борьба за теорию, за идеологию рабочего класса, за партию является одной из трех согласован­ных и связанных между собой основных форм классовой борьбы пролетариата наряду с борь­бой политической и экономической. Маркс и Энгельс указывают на необходимую связь трех форм великой борьбы рабочего класса. Но экономи­ческая и теоретическая борьба должна быть под­чинена высшей форме политической борьбы за го­сударственную власть, за завоевание дикта­туры рабочего класса и построение социалистического общества.

Учение о диктатуре пролетариата, о переходе от капитализма к коммунизму составляет ре­волюционную сущность марксизма-ленинизма. В своем письме к Вейдемейеру от 5/III 1852 г. Маркс дает четкие формы учения о диктатуре пролетариата. «То, что я сделал нового, со­стояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными истори­ческими фазами развития про­изводства; 2) что классовая борьба необ­ходимо ведет к диктатуре пролета­риата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению вся­ких классов и к бесклассовому обществу» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XXV, стр. 146). Еще конкретнее идея пролетарской диктатуры была формулирована Марксом после опыта Парижской Коммуны. Попытка разрушить — «сломать» — буржуаз­ную «бюрократически-военную машину» была важнейшим делом парижских коммунаров (см. Письмо Маркса к Кугельману от 12/IV 1871 г., в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XXVI, стр. 105). Комментируя это письмо, Ленин в 1917 г. писал: «В этих словах: „сломать бюрокра­тически-военную государственную машину“ заключается кратко выраженный главный урок марксизма по вопросу о задачах пролетариата в революции по отношению к государству» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 395).

Марксистско-ленинское учение о классовой борьбе уделяет особое внимание руководя­щей роли партии пролетариата. Революцион­ная партия рабочего класса является его организатором, воспитателем и вождем. Роль передового бор­ца за победу пролетарской революции, за дик­татуру пролетариата, за победу социализма может выполнить только революционная пар­тия, вооруженная марксистско-ленинской тео­рией. «Партия рабочего класса не может вы­полнить роли руководителя своего класса, …организатора и руководителя пролетарской революции, если она не овладела передовой теорией рабочего движения, если она не овла­дела марксистско-ленинской теорией.

Сила марксистско-ленинской теории состоит в том, что она дает партии возможность ориентиро­ваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть ход собы­тий и распознать не только то, как и куда развиваются события в настоящем, но и то, как и куда они должны развиваться в буду­щем.

Только партия, овладевшая марксист­ско-ленинской теорией, может двигаться впе­ред уверенно и вести рабочий класс вперед» [История ВКП (б). Под род. Комиссии ЦК ВКП (б), 1938, стр. 339].

В новых исторических условиях борьбы рабочего класса, в эпоху империализма и пролетарских революций Ленин развивает марксизм дальше. Учение о партии вошло как одни из основных элементов в теорию Ленина-Сталина. В противовес лидерам 2-го Интерна­ционала, принижавшим значение рабочих пар­тий (предпарламентскими фракциями), Ленин и Сталин со всей остротой поставили вопрос (и практически его разрешили до конца) о соз­дании рабочей партии нового типа в услови­ях периода новых революционных боев эпо­хи империализма и пролетарских революций, «новой партии, партии боевой, партии рево­люционной, достаточно смелой для того, чтобы повести пролетариев на борьбу за власть, достаточно опытной для того, чтобы разобраться в сложных условиях революционной обстановки, и достаточно гибкой для того, чтобы обойти все и всякие подводные камни на пути к цели.

Без такой партии нечего и думать о свержении империализма, о завое­вании диктатуры пролетариата» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 65).

Великая Октябрьская социалистическая револю­ция, ее победа, организованная партией боль­шевиков под руководством Ленина и Сталина, открыла новую эпоху всемирной истории — эпоху пролетарских революций, перехода от капитализма к коммунизму. Выполняя свою историческую миссию, рабочий класс в СССР под руковод­ством партии Ленина—Сталина, при поддерж­ке трудящегося крестьянства, не только сверг власть буржуазии и помещиков, уничтожил капиталистический строй, но и создал диктатуру рабочего класса, дал конкретную форму государствен­ной власти, которую установил рабочий класс после победы над эксплуататорскими классами. «Со­ветская власть является новой формой государственной организации, принципиаль­но отличной от старой, буржуазно-демократи­ческой и парламентарной формы, новым типом государства, приноровленным не к задачам эксплуатации и угнетения трудящихся масс, а к задачам полного их освобождения от всякого гнета и эксплуатации, к задачам диктатуры пролетариата» (Сталин, Во­просы ленинизма, 11 изд., стр. 33). В своей борьбе за коммунизм трудящиеся Советского Союза под руководством ленинско-сталин­ской партии опирались и опираются на вели­кое учение своих гениальных вождей Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина и практически воплощают в жизнь теорию научного комму­низма. С. Гольденберг.

III. Рабочий класс от возникновения до промыш­ленного переворота.

Мануфактурный предиролетариат. Наемный труд был уже довольно хорошо известен антич­ному миру, элементы наемного труда можно наблюдать даже в первые столетия Средневе­ковья, но эти случаи применения наемного труда в докапиталистических обществах не являют­ся свидетельством существования в это время рабочего класса: наемный труд не был господствующим и характерным общественно-производственным отношением и не выражал объективной тен­денции экономического развития общества; не­которое количество лиц наемного труда было лишь вкраплено в систему производственных отношений наряду с основными производи­тельными классами — рабами в древности и крепостными крестьянами в феодальном обще­стве. К тому же продажа своей рабочей силы редко составляла единственный источник су­ществования трудящегося, а сочеталась обычно с ведением собственного карликового сельского хозяйства, или с занятием самостоятельным ремеслом, или с пользованием государствен­ными и частными раздачами хлеба и денег, как в древнем Риме, или спорадически с прира­ботком для беднейших слоев крестьянского и ремесленного населения. Встречающиеся, таким образом, в докапиталистической истории фак­ты применения в том или ином хозяйстве наем­ного труда лежат вне истории рабочего класса, потому что последний возник только вместе с возникно­вением капиталистического общества или, точнее, вместе с первыми ростками капиталистического спо­соба производства в недрах феодального об­щества. Датировать же возникновение капи­талистического производства, а вместе с тем и рабочего класса, можно довольно точно: «Хотя первые зачатки капиталистического производства, — говорит Маркс, — имели место уже в 14 и 15 столетиях в отдельных городах по Средиземному морю, тем не менее начало капиталистической эры относится лишь к 16 столетию» (Маркс, Капитал, т. I, 8 издание, 1936, стр. 614). В соответствии с этим тезисом Маркс, относя первое появление на исторической сцене рабочего класса к 14 в., отмечает, однако, что до 16 в. он нахо­дился еще в зачаточном состоянии; «Класс наемных рабочих, возникший в последнюю по­ловину 14 столетия, составлял тогда и в сле­дующем столетии очень ничтожную часть на­рода» (Маркс, там же, стр. 633). Истори­ческой средой, из которой развился рабочий класс и с которой он оставался тесно связанным в течение пер­вых веков своего существования, было средне­вековое городское плебейство и крестьянская беднота. Первые капиталистические предприятия, как крупные централизованные, так и мелкие ремесленные, иногда по внешности неотличи­мые от окружающих их чисто ремесленных мастерских, но уже подпавшие под власть капитала, называются мануфактурой (см.).

Мануфактура оставалась характерной и гос­подствующей формой капиталистического производ­ства до последних десятилетий 18 в. в Англии, до начала и даже середины 19 в. — в других странах Европы. Рабочие, работавшие на ма­нуфактурах, не представляли еще собою вполне сложившийся класс — пролетариат; так же, как мануфактура была переходной ступенью от средневекового ремесла к капиталистической крупной промышленности, так и мануфактур­ные рабочие занимают как бы промежуточ­ное место между ремесленниками и собствен­но пролетариатом, окончательно сформировав­шимся только в результате промышленного пе­реворота (см.). Поэтому рабочих этого пере­ходного мануфактурного периода называют предпролетариатом. История мануфактурного предпролетариата есть в то же время история рождения и формирования рабочего класса.

Источники и пути формирования рабочего класса. Кадры рабочих, необходимых для воз­никавших в недрах феодализма капиталистиче­ских предприятий, доставлялись беднеющими, разоряющимися элементами трудового населе­ния города и деревни. Для того чтобы капита­листическое. Производство стало вообще возможным, на рынке должны были встретиться, с одной стороны, владелец капитала, «с другой стороны, свободный рабочий, продавец своей собствен­ной рабочей силы и, следовательно, продавец труда. Свободный рабочий в двояком смысле; он не должен сам принадлежать непосредствен­но к числу средств производства, как рабы, крепостные и т. д., но и средства производства не должны принадлежать ему, как это име­ет место у крестьян и т. д., ведущих само­стоятельное хозяйство, — он должен быть сво­боден от средств производства, освобожден от них, лишен их» (Маркс, Капитал, т. I, 8 издание, 1936, стр. 613). Первая указанная Марксом предпосылка была подготовлена внутренним развитием самого средневекового фео­дального общества. Постепенное развитие то­варно-денежных отношений и распростране­ние денежной формы феодальной ренты вели к изменению и юридической стороны обществен­ных отношений, к личному освобождению кре­стьян (при сохранении земельной зависимости), к отмиранию и падению многих сословно-­корпоративных пут, связывавших личность производителя в деревне и в городе. Этим изменениям содействовала и классовая борьба в феодальном обществе, в частности крестьян­ские восстания, как восстание Уота Тайлера в Англии. Но при этом производитель все еще оставался сращенным, «как улитка с ракови­ной», со своими средствами производства; кре­стьянин — с землей и своим хозяйством, ре­месленник — со своими инструментами, мастер­ской, материалом. Рядом с этим и постепен­ное обеднение и потеря фактической собствен­ности на эти средства производства или вме­шательство внеэкономических сил, производящих экспроприацию, способствовали превращению средневекового производителя в наемного ра­бочего. «Одна сторона того исторического про­цесса, который превращает производителя в наемного рабочего, заключается в освобожде­нии производителя от феодального и цехово­го принуждения; и только эта одна сторона существует для наших буржуазных историков. Но имеется и другая сторона, состоящая в том, что освобождаемые лишь тогда становятся продавцами самих себя, когда у них отняты все их средства производства и все гарантии существования, обеспеченные старинными фео­дальными учреждениями. И история этой их экспроприации основывается не на простых догадках. Она вписана в летописи человече­ства пламенеющим языком меча и огня» (Маркс, там же, стр. 614). Эта экспроприа­ция выступает в двух видах, соответствующих двум способам возникновения капиталистического производства — более замедленному или более катастрофическому.

На самых ранних стадиях капитализма или там, где его развитие приобретает замедлен­ный, нереволюционный характер, господствует постепенное, почти незаметное на первый взгляд, превращение средневекового произ­водителя в неимущего рабочего. Оно также имеет две типичные формы.

1) В рабочих превращаются прежде всего те элементы, которые уже в средневековом производстве занимают положение, по внешности отчасти сходное с положением рабочих, хотя по существу и по­коящееся на совсем ином основании. Это — ремесленные ученики и, особенно, получав­шие плату от мастера подмастерья, «по услови­ям жизни настолько приближавшиеся к про­летариату, насколько это было вообще возмож­но при тогдашнем строе промышленности и господстве цеховых привилегий» (Энгельс, Крестьянская война в Германии, в книге: Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 124). Первоначально цеховые подмастерья и уче­ники, хотя они и не были владельцами средств производства, принадлежавших мастеру, все же не могли бы быть названы наемными ра­бочими: мастер не выступал по отношению к ним в качестве эксплуататора, а работал вме­сте с ними, и каждый из них сам с течением времени становился мастером. Однако в Ита­лии и Фландрии уже к 14 в. и потом в др. странах под этой оболочкой замечается глубо­кое изменение фактических отношений. Пра­вила, затруднявшие вступление в цех, закрыли перед подавляющим большинством подмас­терьев перспективу стать мастерами и обрекли их на положение пожизненных подмастерьев. Вместе с тем, в 14—15 вв. появляются отчетли­вые признаки эксплуатации: мастера стремятся увеличивать число подмастерьев, прежде строго ограниченное, и все менее вкладывают в про­изводство свой труд, становясь хозяевами-предпринимателями; продолжительность рабо­чего дня увеличивается, захватывая обычно все время от восхода до захода солнца, т. е. до­стигая 14—16 часов в сутки (правда, подма­стерья долго сохраняли право не работать не только в воскресенье и в многочисленные католические праздники, но и в «синий» понедельник, когда они отдыхали после воскресной попойки); заработная плата переводится с по­денной на сдельную и строго удерживается цеховыми уставами на низком уровне: ста­туты немецких, французских, английских, бельгийских и др. цехов в 14—15 вв. полны указаний максимальных расценок и запреще­ний подмастерьям принимать, а мастерам да­вать плату свыше установленной. Превращаясь в простых наемных рабочих, подмастерья вели борьбу против хозяев. Вместе с ними боролись, постепенно сливаясь с подмасте­рьями по экономическому положению, также ученики и внецеховые поденщики. Таким путем происходило формирование значительных масс предпролетариата, особенно в таких странах, как Фландрия и Италия, где ростки капита­лизма появились особенно рано и укоренились в цеховом строе.

Для этого пути характерно, что отделение производителя от средств произ­водства происходит постепенно, хотя по суще­ству и этот путь есть не что иное, как насильственная экспроприация; экспроприируются здесь те участники производства, которые фор­мально и раньше не имели собственных средств производства, но не имели их лишь временно, до момента превращения в полноправных масте­ров. Экспроприация производится путем превра­щения этого временного состояния в постоянное. Положение подмастерьев, некогда лишь внешне напоминавшее положение наемных рабочих, теперь становится таковым и по существу. Труд отделяется от средств производства.

2) Другой путь, напротив, характеризуется длительным сохранением внешних черт мелкой собственности на средства производства и эко­номической независимости, напоминающей положе­ние самостоятельного мастера-ремесленника, в то время как по существу производитель давно уже стал рабочим, вполне зависимым от капиталиста. Это — путь кустарной домашней промышленности (рассеянной мануфактуры). Возникновение ее связано с усилиями средне­векового капиталиста (купца или крупного мастера) обойти ограничения и рогатки цехо­вого строя в своем стремлении к неограничен­ной эксплуатации производителей. Он исполь­зовал для этого старинные основы крестьян­ских неземледельческих промыслов, или наса­ждал новые промыслы в деревне, или, наконец, способствовал расселению в пригородах и окре­стных деревнях ремесленников, не состоящих в цехе и потому не имеющих права работать в городе. Работая у себя на дому, большей частью своими инструментами и на своих стан­ках, кустари выглядели самостоятельными производителями, на деле же были экономи­чески полностью зависимы от скупщика-«фабриканта». Они получали от него сырье авансом, которое обязаны были вернуть ему же в виде го­тового продукта, обязаны были работать толь­ко на него, так как нередко забирали плату вперед, и т. д. Такая система раздачи работы на дом тоже появилась очень рано, и в 14 в. встречается уже в Италии, Фландрии, Герма­нии, Англии — преимущественно в сукнодель­ном производстве; суконщики — капиталисты раздавали на дом кустарям работу для тканья, окрашивания, стрижки. Оплата труда куста­рей производилась, как правило, сдельно и удерживалась хозяевами на крайне низком уровне.

Но особенно широкое развитие кустар­ная промышленность получила позже, в 16—18 вв., вместе с ростом и усложнением европейского рынка. Купцы-скупщики сбывали на отдален­ных рынках продукцию кустарей, специали­зировавшихся в той или иной работе на про­изводстве определенных изделий. В это время в кустарей, работающих на скупщика, пре­вращаются уже и многие городские цеховые ремесленные мастера, что в 14—15 вв. встреча­лось только в виде исключения, т. к. цехо­вые уставы предписывали мастерам самостоя­тельно сбывать свои изделия потребителю. Но постепенно, в виду изобилия бедных масте­ров, не находивших сбыта своим изделиям, цехи принуждены были разрешить им прода­вать их более богатым, а затем уже и прямо одни мастера становились скупщиками-торговцами, другие — только производителями.

Не­редко тот цех, который производил конечные операции по производству того или иного про­дукта, захватывал в свои руки сбыт готовых изделий и постепенно превращался в корпо­рацию скупщиков, прекращая мало-помалу производство товара, в то время как другие цехи работали на него.

Разрушению цехового строя содействовало и то, что скупщики вовле­кали в производство в городах женщин, сол­дат и других лиц, которым запрещено было вступать в цех, но которые могли брать работу на дом.

(продолжение следует)

Подробнее ➤

Подписаться
Донаты ₽

Вы бы работали на работе с заключенными? Чем заключенные, лучше рядовых рабочих? Когда заключенные полностью заменят рабочий класс?

В этой статье, вы узнаете:" Вы бы работали на работе с заключенными? Чем заключенные, лучше рядовых рабочих? Когда заключенные полностью заменят рабочий класс?"