Рабочий класс.(2 часть)

6 дочитываний
0 комментариев

Однако основной ареной кустарной про­мышленности во Франции, Англии, Германии, Бельгии и т. д. в 16—18 вв. была деревня. Де­ревенское население, имея некоторое подспорье в сельском хозяйстве, довольствовалось крайне низкой заработной платой, которая оказывала давление на заработки и городских произво­дителей. Для окончательного порабощения кустарей скупщики прибегали к разнообраз­ным средствам, например, скупали все сырье (напр., шерсть) на местном рынке, так что произво­дители принуждены были покорно согла­шаться на все их условия; или широко да­вали кустарям ссуды, платили вперед деньги и предоставляли в кредит сырье, после чего кустари принуждались брать в возмещение долга сырье по повышенной цене, окончатель­но разорялись и закабалялись скупщиками; или, наконец, скупщики юридически закре­пляли свою монополию на скупку и сбыт товаров путем организации своеобразных «це­хов» — монопольных компаний, откупавших привилегии у государства и затем беспре­пятственно принуждавших производителей подчиняться своим грабительским «уставам». Тем или иным путем кустари чем дальше, тем больше становились на деле простыми наемными рабочими. Кажущаяся «самостоя­тельность» подавляющего большинства куста­рей — это только заимствованная от Средне­вековья форма, не соответствующая своему действительному содержанию: они самостоятельны, по словам Ленина, «только по виду, а на деле они… порабощены капиталу скупщиков» (Ленин, Соч., т. I, стр. 119); «масса кустарей занимает никак не самостоя­тельное, а совершенно зависимое, подчиненное положение в производстве, работает не из своего материала, а из материала купца, ко­торый платит кустарю только заработную плату» (Ленин, там же, стр. 118).

Иными словами, и этим путем происходила экспроприация производителей. Она заключа­лась в лишении их фактической собственности на средства производства и, следовательно, воз­можности распоряжаться своим трудом, при сохранении внешней независимости и отсут­ствии на первый взгляд прямого найма. Хотя превращение подмастерья в наемного ра­бочего и шло в этом отношении путем противо­положным, но конечный результат был в обоих случаях настолько одинаков, что, например, в 17 в. в лионской шелковой промышленности скупщики добились и формального приравнения мастеров-кустарей к подмастерьям, себя же именовали мастерами. Эти две скрытые формы экспроприа­ции средневековых производителей были ос­нованы на сохранении прежней оболочки, пополняющейся новым содержанием. Эти фор­мы господствовали при медленном, постепен­ном развитии капитализма.

Но в определенный момент капитализм скач­кообразно, катастрофически разрывает феодальные отношения путем т. н. первоначаль­ного накопления (см.). Для того чтобы ману­фактурное производство из второстепенного и подчиненного стало ведущим экономическим фактором, для того чтобы оно получило мас­совое распространение и развилось до своих высших форм, необходимо было образование огромных запасов капитала, с одной сторо­ны, «свободных» рабочих рук, т. е. резервной ар­мии потенциального пролетариата, — с другой. Высшей формой мануфактурного производства является «централизованная мануфактура», где рабочие работают на капиталиста в одном при­надлежащем ему здании; при этой форме они уже открыто выступают как действительные на­емные рабочие. Такая открытая продажа и куп­ля рабочей силы частично сопутствует и началь­ным формам мануфактурной промышленности; более того, она существовала и при средневековом цеховом ремесле, в виде найма поденщиков, чернорабочих и т. д. Но только в централизованной мануфактуре наем рабочей силы стал всеобщим явлением.

Однако продажа ра­бочей силы вызывала презрение в Средние века, и, действительно, положение наемных работников было настолько бедственным даже в глазах деревенской и городской бедноты, что централизованные мануфактурные предприятия, предъявившие в 16—17 вв. большой спрос на рабочую силу, не могли найти ему удо­влетворения. Жалобы на недостаток рабочих рук в те времена раздаются постоянно, причем отсут­ствовали не только обученные рабочие различ­ных специальностей, но и неквалифицирован­ные рабочие; ощущалась сильная нужда в пря­дильщиках, в то время как прясть шерсть и лен умела любая крестьянка; металлургия, предприятия часто останавливались из-за от­сутствия рабочих или для добывания угля по­сылались солдаты. Вот эту проблему рабочих рук и разрешило «первоначальное накопление» путем открытой, насильственной экспроприа­ции производителей, путем полного отнятия у них прежних источников существования. «Таким путем удалось… создать для городской промышленности необходимый приток поста­вленного вне закона пролетариата» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 630).

Характер­но, что это создание массовых кадров будуще­го рабочего класса осуществлялось не промышленными капиталистами, а самими феодалами и феодальным государством. Основной формой экспро­приации производителей, т. е. отделения их от средств производства, был захват землевла­дельцами общинных земель и сгон крестьян с земли (см. Огораживание), напр., английские феодалы в 16 в., по словам Маркса, «создали… многочисленный пролетариат, узурпировав… общинные земли и согнав крестьян с занимае­мых ими участков, на которые крестьяне имели такое же феодальное право собственности, как и сами феодалы» (там же, стр. 616). Это но было специфически английским явле­нием в процессе возникновения капитализма и рабочего класса: «Экспроприация сельско­хозяйственного производителя, обезземеление крестьянина составляет основу всего процесса… Его история в различных странах имеет раз­личную окраску, пробегает различные фазы в различном порядке и в различные исторические эпохи. В классической форме совершается она только в Англии» (Маркс, там же, стр. 615). К этому основному явлению в Англии при­соединились некоторые дополнительные фак­торы формирования рабочего класса в связи с особенностями развития английского государства: после войны Алой и Белой розы «масса по­ставленных вне общества пролетариев была выброшена на рабочий рынок благодаря унич­тожению феодальных дружин» (Маркс, там же, стр. 616); во время английской реформации 16 в., связанной с захватом церковных имуществ, «уничтожение монастырей и т. д. превратило в пролетариат их обитателей» (Маркс, там же, стр. 619).

В других странах действовали дру­гие частные факторы, но основное содержание процесса и основной его результат были повсю­ду одинаковы: огромные массы, в основном крестьянские, лишенные прежних средств суще­ствования, обреченные на нищенство и бродяж­ничество, заполняли в 16—17 вв. дороги и го­рода Англии, Франции, Голландии, Германии. Эта пестрая толпа далеко еще не была пролетариатом: многие, потеряв работу, не мог­ли или даже не хотели брать новую работу по найму, другие, проработав по найму короткий срок и заработав минимальную сумму, снова принимались за бродяжничество, словно не теряя еще надежды найти возврат к прошлому. Для того чтобы загнать их под ярмо капиталистического рабства, нужен был еще второй цикл насилий, введение для этих «бездельников» и «паразитов» суровых карательных мер. Мно­жество законов под угрозой жестоких наказа­ний — клеймения, отрубания рук, казней — пред­писывало бродягам и нищим принимать пред­лагаемую им работу на любых условиях. Маркс называет эти законы «кровавым законодатель­ством против экспроприированных» (см. там же, стр. 630). Множество нищих и бродяг броса­лись в тюрьмы и в работные дома. Здесь на них обрушивался третий цикл насилий — система принудительного труда. В неслыханно тяжелой обстановке их приучали здесь к новым услови­ям труда. Эти работные дома и тюрьмы были не только своеобразной «начальной школой» капиталистического режима для европейского проле­тариата, но служили в то же время и непосред­ственной базой для распространявшихся в Европе централизованных мануфактур; мно­жество мануфактур, особенно во Франции и Германии, выросло и существовало на основе этого принудительного труда, будучи по фор­ме «благотворительным» или полицейским заве­дением, по существу — доходным капиталисти­ческим предприятием.

Чем более ранний период капиталистиче­ского производства мы возьмем, тем более будет чувствоваться неоднородность рабочего класса, пестрота форм, отражающая гетеро­генность его происхождения. Во Флоренции 14 в. в централизованных мастерских крупных суконщиков-предпринимателей производилась часть производственных операций, а имен­но — очистка, промывание и чесание шерсти; эти операции выполнялись наемными рабо­чими, получавшими нищенскую заработную плату, закабаленными хозяевами, так как они получали деньги вперед и обязаны были их отрабатывать, обязаны были предупреждать об уходе с места за 4 месяца и т. д. Пря­дение и ткачество, напротив, выполнялось деревенскими кустарями —прядильщиками, по­лучавшими шерсть через особых посредников, и городскими ткачами и ткачихами; последние, хотя и сохраняли видимость самостоятельных ремесленников, фактически были в полном под­чинении у капиталистов-суконщиков; им запрещалось работать на собственный счет или по заказу других лиц, их ткацкие станки принад­лежали предпринимателю или были заложены у него и т. д.

Такая пестрота форм зависи­мости, однако, все более исчезала по мере раз­вития капиталистического производства; по­ложение рабочих в сукноделии в европейских странах в 16—18 вв. (особенно наглядно в Англии в 18 в.) уже значительно однороднее, различные группы рабочих постепенно сли­ваются в единый класс.

Положение рабочих в 16—18 вв. Поскольку капитал первоначально был еще всесторонне приспособлен к феодальному строю, элементы внеэкономического принуждения сопутствова­ли развитию рабочего класса. Они заключались прежде всего в принудительном прикреплении рабо­чего к определенному капиталисту: был ли то ремесленный мастер, закабаляемый капита­лом, или деревенский кустарь — он вынужден был принимать на себя обязательство не рабо­тать ни на кого другого и предупреждать хозяина об отказе от работы за очень долгое время вперед, что окончательно связывало ему руки. Его зависимость была лишь немногим меньше, чем зависимость от помещиков тех крепостных крестьян, которых применяли в ка­честве рабочих на крепостных мануфактурах в 18 в. в Германии, Австрии, России.

Купцы и мануфактуристы добивались этого полузакрепощения также с помощью требования от нани­мающегося на работу хорошей рекомендации от прежнего хозяина. Пока рынок рабочих рук носил еще более или менее местный харак­тер, это принуждало работников к покорности и низкопоклонству, иначе они не могли надеяться получить заработок. Кустари в 17—18 вв. жаловались, что они вынуждены «смотреть купцу в глаза и плясать под его дудку», иначе они записывались «на черную доску» и лишались куска хлеба.

Даже и более зре­лые кадры рабочего класса долгое время сохраняли на себе бремя полукрепостной зависимости. Напр., рабочие шотландских рудников и соляных копей до конца 18 в. продавались вместе с ко­пями и носили особый знак с подписью владельца.

Государственная власть в европей­ских странах обычно содействовала системе принудительного труда рабочих. К большим привилегированным мануфактурам, особенно во Франции и Пруссии, приписывалось и на­сильственно прикреплялось потребное число рабочих, часто из арестованных бродяг и лю­дей, осужденных судом. Нередко, например в Пруссии, предприниматели пользовались в отношении своих рабочих особой юрисдикцией, не говоря уже о неограниченном праве нало­жения штрафов. Уставы крупных мануфак­тур регламентировали даже частную жизнь рабочего, время и характер отдыха, развле­чений, посещений церкви и т. д.

Принудительный характер труда и каторж­ная дисциплина способствовали установлению того уровня эксплуатации рабочих, какой был нужен капиталистам. И здесь государственная власть и ее законодательство играли решаю­щую роль. «Нарождающейся буржуазии, — го­ворит Маркс, — нужна государственная власть, и она действительно применяет государствен­ную власть, чтобы «регулировать» заработную плату, т. е. принудительно удерживать ее в гра­ницах, благоприятствующих выколачиванию прибавочной стоимости, чтобы удлинять рабо­чий день и таким образом удерживать самого рабочего в нормальной зависимости от капи­тала» (Маркс, Капитал, т. 1, 8 изд., 1936, стр. 633). Чем моложе и слабее был капита­лизм, тем шире он пользовался этой государ­ственной помощью. В течение всего мануфак­турного периода, хотя «капиталистический способ производства достаточно окреп для того, чтобы сделать законодательное регулирование заработной платы и невыполнимым и ненуж­ным, но, несмотря на то, все же хотели удер­жать на всякий случай это оружие из старого арсенала» (Маркс, там же, стр. 635). Лишь после промышленного переворота государствен­ная опека в основном отпадает и уступает место действию стихийных экономических сил.

Законодательство о наемном труде, «с самого начала имевшее в виду эксплуатацию рабочего и в своем дальнейшем развитии неизменно вра­ждебное рабочему классу» (Маркс, там же, стр. 634), началось с середины 14 в. в Англии и Франции и развивалось далее аналогич­ным путем в основных европейских странах. Во Франции первым шагом такого законода­тельства был ордонанс 1350 г. при Иоанне Доб­ром, в Англии —«статут о рабочих» 1349 г. при Эдуарде III.

Толчком к началу рабочего законодательства послужила «черная смерть» — грандиозная эпидемия чумы, уничтожившая в европейских странах в 40-х гг. 14 в. огромные массы бедного люда, вследствие чего рабочие руки стали редки и цена на них поднялась. Английский «статут о рабочих» 1349 г. устано­вил «разумную цену» в принудительном поряд­ке: запрещалось под угрозой больших штра­фов платить заработную плату выше той, ка­кая была до «черной смерти», к тому же все лица, не имеющие определенных доходов, обязаны были под угрозой тюремного заключе­ния наниматься к тому, кто первый им пред­ложит работу; работники и ремесленники, которые потребовали бы и взяли плату выше уста­новленной, так же как и те, кто покинул бы нанимателя раньше договорного срока, тоже подлежали тюремному заключению. Статут 1350 г. установил дополнительно подробный та­риф заработной платы (сдельной и поденной) для города и деревни, принуждая сельских рабочих наниматься не менее чем на год. Статут 1360 г., билль о рабочих 1376 г., статут 1388 г. закрепили и сделали еще более жесто­ким это законодательство; беглым рабочим выжигали на лбу железом клеймо. «Дух рабо­чего закона 1349 г. и всех последующих зако­нов ярко сказывается в том, что государство устанавливает лишь максимум заработной пла­ты, но отнюдь не ее минимум» (Маркс, там же, стр. 635). Дальнейшее развитие рабо­чего законодательства приводит не только к ограничению, но и к планомерному сокращению заработной платы. Акт 1495 г. в Англии ограни­чил плату за работу в праздничные дни, раз­решил вычеты за леность, уменьшил в отдель­ных случаях размер заработной платы. За­коном 1662 г. предписывалось сельским судьям и городским магистратам «ежегодно после пасхи» «устанавливать и ограничивать» за­работок батраков, рабочих и ремесленников; предпринимателю, платящему выше максиму­ма, установленного судьями, закон грозил денежным штрафом и 10 сутками тюрьмы, а ра­бочему, получившему повышенную плату, — 21 сутками тюрьмы.

Аналогично развивалось рабочее законодательство и во Франции после I ордонанса 1350 г. Ордонансом 1572 г. снижалась зарплата неквалифицированных рабочих и каменщиков, в 1687 г. установлен максимум оплаты для рабочих-строителей и т. д. Сходное законо­дательство имело место и в других странах. Государство приходило на помощь нанимате­лям и другими способами. Например, саксонский земский устав 1482 г. гласит: «…подобает преж­де всего изготовлять и выпускать неполновес­ную мелкую монету для выдачи заработной платы слугам и ремесленникам».

Вторая сторона установления режима ка­питалистической эксплуатации для рабочих, наря­ду с прогрессивным понижением заработной платы, состояла в удлинении рабочего дня, «к которому капитал при посредстве государ­ственной власти старается принудить совер­шеннолетних рабочих в период с половины 14 до конца 17 века» (Маркс, там же, стр. 210). Законодательное удлинение рабоче­го дня сыграло в истории рабочего класса большую роль, т. к. без помощи государства капиталисты не могли бы справиться с сопро­тивлением рабочих. Маркс, излагая историю рабочего дня в Англии, ссылается на статут 1496 г. и последующие законы: «Рабочий день всех ремесленников (artificers) и земледельче­ских рабочих с марта до сентября должен был продолжаться… с 5 часов утра до 7—8 часов вечера, но при этом время, назначенное на еду, составляло 1 час на завтрак, 11/2 часа на обед и 1/2 на полдник… Зимой работа должна была продолжаться с теми же перерывами от 5 часов утра до сумерек. Статут Елизаветы от 1562 г. для всех рабочих, „нанятых как поденно, так и понедельно», не изменяет продолжитель­ности рабочего дня, но старается ограничить время перерывов 21/2 часами для лета и двумя часами для зимы. Обед должен продолжаться только один час, а „получасовой послеобеден­ный сон» разрешается лишь с половины мая и до половины августа. За каждый час отлучки вычитается из заработной платы 1 пенни» (Маркс, там же, стр. 211). Таким образом, с помощью государственной власти и своими собственными усилиями капиталистам удава­лось постепенно удлинять рабочий день до максимального размера. В 17—18 вв. рабочий день продолжался не менее 14 часов, но нередко достигал и 16—17 часов.

Хотя массовое применение женского и детско­го труда относится к капиталистической фабрике, но женщины работали и в рассеянной мануфак­туре, кустарных промыслах, а также и на цент­рализованных мануфактурах. Их заработная плата была значительно ниже, чем у мужчин. В кустарных промыслах дети почти всегда работали вместе с родителями. Нередко встре­чался и принудительный труд детей, например, в Австрии, где при каждой мануфактуре было детское отделение, и дети рабочих насильственно доставлялись туда, бежавшие же разыскива­лись и возвращались властями. Все это про­делывалось под прикрытием филантропии, рас­суждений о пользе раннего обучения труду. Сиротские дома и приюты, например, в Пруссии в 18 в., сплошь были поставщиками принуди­тельного детского труда для мануфактур или сами представляли собой целые мануфактуры. Так как при этом труд детей обычно изображался как их «обучение», они работали, как правило, первые несколько лет бесплатно, и капиталист, таким образом, располагал массовой даро­вой рабочей силой. Подростки получали нич­тожную заработную плату. Рабочий день детей в Австрии в 18 в. продолжался от 13 до 16 ча­сов, в Пруссии — 9—10 часов.

Положение мануфактурного предпролета­риата характеризуется уже теми чертами, которые типичны и для более развитого рабочего класса: жилищной нуждой, недоеданием, эпидемиями, высокой смертностью. «Разделение труда в капиталистической мануфактуре ведет к уро­дованию и калечению рабочего, — в том числе и детальщика-„кустаря“. Появляются вир­туозы и калеки разделения труда, первые — как редкостные единицы, возбуждающие изумле­ние исследователей; вторые — как массовое по­явление „кустарей» слабогрудых, с непомерно развитыми руками, с „одностороннею горба­тостью» и т. д., и т. д.» (Ленин. Соч., т. III, стр. 334). Постепенно, по мере развития, мануфактура стала предъявлять спрос и на необученных чернорабочих, положение которых было особенно тяжело; безработица была по­стоянным бичом этой части рабочего класса уже с первых шагов его истории.

Зачатки рабочего движения. «Пролетариат проходит различные ступени развития. Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием» (Маркс и Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1939, стр. 36). Уже первые шаги в истории рабочего класса ознаменованы этой борьбой. Рабочие первоначально заимствовали для нее некото­рые организационные формы и приемы из борьбы ремесленных подмастерьев против ма­стеров. Однако по существу даже зачатки рабо­чего движения были уже отличны от движений подмастерьев. Последние носили на себе отпе­чаток кастового духа и консерватизма. Но по мере того как подмастерья постепенно превращались в наемных рабочих, эти реак­ционные черты хотя и не исчезали сразу, но все более отходили на задний план. На перед­нем плане стихийно выступали зарождающиеся классовые, а не кастовые интересы. Вот почему с развитием мануфактурного производства на­чинаются особенно свирепые преследования союзов подмастерьев и других, строившихся по их образцу рабочих объединений, которые, однако, тайно продолжали существовать и раз­виваться.

Преследование рабочих объедине­ний начинается с первых шагов «рабочего за­конодательства»; уже первые английские «ста­туты о рабочих» 14 в. объявляли недействи­тельными все союзы, договоры, клятвы и т. п., которыми были связаны между собой рабочие каменщики, плотники и др. По словам Маркса, в Англии «коалиции… рабочих рассматрива­лись как тяжкое преступление, начиная с 14 века и вплоть до 1825 г., когда были от­менены законы против коалиций» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 634—635).

Настоящий размах борьбы против рабочих объединений приходится на 16—18 вв. На­пример, во Франции в 1539 г. был издан эдикт (в связи с волнениями лионских и парижских подмастерьев-рабочих), окончательно запретивший какие бы то ни было объединения подма­стерьев и учеников. Несмотря на то, что при этом местным властям было предоставлено право ослушников не только сажать в тюрьму, но даже казнить, вскоре, в 1544 г. и 1571 г., при­шлось дважды подтверждать и возобновлять этот эдикт. Тем не менее тайные союзы продол­жали расти, и поэтому законодательство против них мы встречаем и в 17 и в 18 вв.; например, в 1730 г. губернатор Монпелье запрещает «пагуб­ные собрания подмастерьев, вошедших в со­глашение друг с другом», в 1767 г. в Орлеане подмастерьям было запрещено собираться более чем по три человека и т. д. Аналогичные законодательства имели место и в других странах, и всюду безрезультатно. Разумеется, хотя речь в этом законодательстве идет пре­имущественно об объединениях «подмастерьев», на деле эти подмастерья уже давно стали простыми наемными рабочими, сохранившими от прошлого и передавшими всему рабочему классу формы организации и борьбы, выработанные некогда настоящими подмастерьями. По образцу союзов подмастерьев пытались строить свои организации даже стоявшие вне всяких цеховых связей чернорабочие-поденщи­ки и сельские батраки. Эти союзы были обычно недолговечны: постоянный приток неорганизо­ванной и готовой конкурировать друг с другом рабочей силы лишал их реальной возможности успешно проводить стачки.

Впрочем, на заре рабочего движения харак­терным явлением были не столько стачки, до­ступные первоначально лишь некоторым элемен­там рабочего класса, сколько стихийные бунты. К этой форме борьбы рабочие стали прибегать, как только концентрация капиталистического производства начала сплачивать их в мало-мальски тесные группы. Централизованные мастерские и скученные в отдельных кварталах жилища способствовали общению рабочих, несмотря на неусыпный надзор мануфактурной администрации. Колыбель капиталистической промышленности, Флоренция, знала уже це­лую серию стихийных рабочих «мятежей» в первой половине 14 в.; участниками их были, главным образом, низшие группы рабочих сукнодель­ного производства — чесальщики, промываль­щики шерсти и т. д., — наименее обеспеченные и страдавшие от безработицы; но характерно, что и эти движения были связаны с традицион­ным стремлением к объединениям по типу союзов подмастерьев: в начале 15 в. флорентий­ские власти, покончив с бунтами, издали запрещение всем рабочим шерстяной промышленности собираться без разрешения даже для религиозных целей или развлечений.

И далее, в 15, 16, 17 вв. рабочие бунты были постоянным спутником развития капиталистической про­мышленности. Например, в Англии крупней­шие бунты голодающих рабочих происходили в 1520 г. и 1560 г., затем еще большие в начале 17 в.: в 1607 г. лондонские рабочие и ремеслен­ники подняли бунт, и дело дошло до разгрома домов богачей; начавшийся с 1629 г. и продол­жавшийся целое десятилетие кризис англий­ского сукноделия снова породил ряд бунтов. История городов Франции 16—17 вв. буквально наполнена стихийными бунтами рабочих и го­родской бедноты. То же было и в других странах. На бунтовавших рабочих сыпались жесточайшие репрессии. В Саксонии в 17 в. всякие возмущения, мятежи, бунты, противо­действие начальству со стороны рабочих нака­зывались отсечением руки или головы, а при отягчающих вину обстоятельствах — колесова­нием.

Характерно, что наряду с бунтами тот же саксонский закон отмечает и относи­тельно более высокую форму борьбы рабочих, а именно стачки: «опасный и злоумышленный» уход массами наказывается штрафами, тюрьмой и исправительным домом. Ленин так характе­ризовал эти первые ступени рабочего движения: «Если бунты были восстанием просто угнетен­ных людей, то систематические стачки выражали уже собой зачатки классовой борьбы…, они знаменовали пробуждение антагонизма рабо­чих и хозяев» (Ленин, Соч., т. IV, стр. 384). Стачки достигали уже очень большого размаха в 16 — 17 вв. Во Франции крупнейшей в 16 в. была стачка подмастерьев-печатников в Лионе (1539—41 гг.); стачечники потребовали увеличе­ния платы, улучшения питания, сокращения рабочего дня, установления свободных и рабочих дней независимо от праздников, сокращения числа учеников. Три года с перерывами про­должалась борьба и прекратилась лишь тогда, когда все средства существования у стачечни­ков истощились, а террор приобрел неслыхан­ный размах; хозяева-печатники (патроны), не получив необходимой помощи от лионского муниципалитета, обратились к королю Фран­циску 1, и королевский ордонанс 1539 г. признал, что подмастерья находятся «в состоянии бунтовщичества», и дал право властям расправ­ляться с ними, прибегая к высылке, пыткам и казням; через три года новым ордонансом стачечники были снова осуждены и отданы на неограниченный произвол предпринимателям. Стачки во Франции продолжались и достигли еще большего развития в 17 в., особенно в по­следние десятилетия. Так, в 1697 г. рабочие-суконщики Дарнеталя (близ Руана) забасто­вали и заставили хозяев закрыть предприятия; несмотря на решительные мероприятия властей, в стачке принимало участие до 4 тыс. человек, и она продолжалась свыше месяца. Наконец, в 18 в. стачки во Франции достигли наиболь­шего размаха. В начале 18 в. французский экономист Буагильбер писал: «Всюду царит дух возмущения… в торговых городах видишь, как семьсот-восемьсот рабочих какой-нибудь мануфактуры сразу и одновременно уходят, бросая работу, потому что захотели на 1 су понизить их поденную плату. Наиболее мятеж­ные применяют даже насилие по отношению к тем, которые хотели бы быть рассудитель­ными».

Такая же картина развития стачечной борьбы наблюдалась и в Англии; напр., в 1654 г. и 1709 г. происходили большие стачки углекопов в Ньюкестле.

В мануфактурный период капитализма ра­бочее движение почти не выходило за рамки этих начальных форм борьбы. Но все же можно указать несколько примеров, когда стачка и бунт не только соединялись вместе, но и пере­растали в более высокую форму — вооружен­ное восстание. Таково, прежде всего, восста­ние чомпи (см.) во Флоренции в 1378 г. Рабочие играли в нем руководящую роль. Восстав­шие захватили власть, в новую сеньерию во­шли представители от рабочих, «гонфалоньером правосудия» был объявлен чесальщик шер­сти, наемный рабочий Ландо. Новая сеньерия приступила к перераспределению налогов, предъявила требование к предпринимателям-промышленникам, чтобы они давали работу всем рабочим, которые имелись в городе, и т. д. Но вследствие предательства мелких ремеслен­ных мастеров, примкнувших к восстанию, и предательства вождя Ландо, которого подкупи­ла буржуазия, восстание было подавлено, не­смотря на отчаянную попытку чомпи отстоять свою победу.

Подобных вооруженных восста­ний рабочих и попыток захвата ими власти в последующие века было, впрочем, не много. К ним можно отнести восстания в некоторых городах Фландрии и Брабанта во время нидерландской революции 16 в. Наконец, характерный при­мер вооруженного восстания рабочих, стихий­но выросшего прямо из экономической борьбы, представляет собой стачка лионских ткачей 1774 г. В этой стачке приняли участие как под­мастерья, так и другие категории рабочих; всего прекратило работу в Лионе и округе св. 40 тыс. человек. Стачка скоро переросла в восстание, интендант города и другие пред­ставители власти были смещены. Рабочие аре­стовали в Лионе многих предпринимателей, владельцев мануфактур, и подвергли разгрому их дома. В течение нескольких дней город был во власти восставших, и только прибытие коро­левских войск восстановило «порядок».

Лион­ское восстание 1774 г. было наивысшей точкой рабочего движения в мануфактурный период капитализма, но все же и оно несло на себе отпечаток классовой незрелости мануфактур­ного предпролетариата. Борьба его носила стихийный, оборонительный и чисто экономический характер. К этой ступени развития рабочего движения применимы слова Ленина, что у ра­бочих еще «не было, да и быть не могло созна­ния непримиримой противоположности их ин­тересов всему современному политическому и общественному строю» (Ленин, Соч., т. IV, стр. 384).

(продолжение следует)

Подробнее ➤

Подписаться
Донаты ₽

Вы бы работали на работе с заключенными? Чем заключенные, лучше рядовых рабочих? Когда заключенные полностью заменят рабочий класс?

В этой статье, вы узнаете:" Вы бы работали на работе с заключенными? Чем заключенные, лучше рядовых рабочих? Когда заключенные полностью заменят рабочий класс?"