Наука — враг случайностей (1 часть)

А. А. Максимов
Наука возникла из практических нужд людей в их борьбе с природой. Своей основой наука имеет признание объективности материальной природы и строго закономерного характера ее развития. Идеалистическая философия потому и является антинаучной и реакционной, что она отвергает эти положения, подрывая этим самую основу науки.
Рост научного знания на протяжении всей истории заключался в открытии все новых закономерностей материального мира.
Одним из ранних достижений науки были успехи астрономии. Установив законы движения небесных тел, астрономия объяснила те явления, которые раньше казались совершенно выпадающими из строгого порядка, царящего в звездном мире. Эти успехи астрономии и механики оказали огромнейшее влияние на формирование научного мировоззрения. Они были достигнуты в длительной борьбе против религиозного мракобесия. Эта борьба знала своих героев и своих мучеников.
С начала нового времени стали развиваться физика, химия и позже — биология. И здесь успехи науки были успехами учения о господстве закономерности в природе в противовес учению о господстве случайности, о божественном произволе.
На основе обобщения данных науки и практики диалектический материализм учит, что окружающий нас мир есть мир движущейся материи, закономерно развивающейся.
Марксизм не отрицает того, что случайности встречаются как в природе, так и в общественной жизни, что случайность может повлиять в некоторой степени на ход событий. В письме к Кугельману от 17 апреля 1871 г. Маркс писал, что «история имела бы очень мистический характер, если бы „случайности» не играли никакой роли»[1]. Но ни природа, ни человеческая история не есть скопление случайностей, а представляют собой закономерный процесс.
Из сказанного следует, что нет и не может быть такой области действительности, где царствовала бы слепая случайность. Нет и не может быть, следовательно, такой области действительности, куда не могла бы проникнуть наука, вскрывающая и формулирующая закономерности, по которым развивается материальная природа.
Великое открытие Маркса в области изучения общественных явлений в том и заключалось, что он, распространив материализм на познание общества, показал необходимость, господствующую в общественной жизни, раскрыл те законы, по которым происходит развитие общества. До Маркса социология не была наукой. По представлениям ученых и философов, до Маркса в области социальных явлений, в общественной жизни царствовала случайность. Маркс положил конец этому идеалистическому, антинаучному взгляду на общество. Установив законы, управляющие общественной жизнью, показав, что развитие общества представляет собою естественно-исторический процесс, в котором необходимость господствует так же, как она господствует во всем материальном мире, Маркс поднял социологию на ступень науки.
Определяя существо этого великого научного подвига Маркса, Ленин писал: «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, „богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, — так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс»[2].
В своей работе «О диалектическом и историческом материализме» товарищ Сталин указывает, что в противоположность метафизике «диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга,— а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга»[3]. Характеризуя, далее, первую черту марксистского, философского материализма, товарищ Сталин пишет: «…Философский материализм Маркса исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком „мировом духе”»[4].
Товарищ Сталин направляет науку на борьбу против случайностей. Еще в 1924 г. товарищ Сталин в связи с засухой в Поволжье писал: «Мы решили использовать обострившуюся готовность крестьянства сделать всё возможное для того, чтобы застраховать себя в будущем от случайностей засухи, и мы постараемся всемерно использовать эту готовность в целях проведения (совместно с крестьянством) решительных мер по мелиорации, улучшению культуры земледелия и пр.»[5].
В 1934 г. в докладе на XVII съезде партии товарищ Сталин снова обращал внимание на значение лесонасаждения. И в дальнейшем партия, правительство и лично товарищ Сталин уделяли в планах второй и третьей пятилеток вопросам преобразования природы самое серьезное внимание.
Сталинская мысль о науке — враге случайности нашла свое воплощение в разработке и осуществлении великого плана преобразования природы СССР, получившего свое выражение в историческом постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 20 октября 1948 г. «О плане полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР».
Товарищ Сталин показывает, какое значение имеет признание закономерности развития материи и отказ от понимания мира как случайного скопления предметов, явлений для науки об обществе и для практической деятельности партии пролетариата. «Если связь явлений природы и взаимная их обусловленность, — пишет товарищ Сталин, — представляют закономерности развития природы, то из этого вытекает, что связь и взаимная обусловленность явлений общественной жизни — представляют также не случайное дело, а закономерности развития общества.
Значит, общественная жизнь, история общества перестает быть скоплением «случайностей», ибо история общества становится закономерным развитием общества, а изучение истории общества превращается в науку.
Значит, практическая деятельность партии пролетариата должна основываться не на добрых пожеланиях «выдающихся лиц», не на требованиях «разума», «всеобщей морали» и т. п., а на закономерностях развития общества, на изучении этих закономерностей»[6].
***
Если диалектический материализм утверждает строго закономерный характер материальной действительности и тем самым открывает безграничные перспективы перед наукой, постигающей закономерности материального мира, то идеализм, напротив, всячески стремится подорвать научный вывод о строго закономерном характере всех процессов, протекающих в объективном материальном мире. Эти попытки буржуазной философии особенно усилились в период империализма, когда перед буржуазией встала грозной реальностью социалистическая революция пролетариата.
Казенные профессора на службе капитала изо всех сил тщатся «опровергнуть» необходимость, господствующую в естественной и общественной истории. Эти свои лжемудрствования они обращают против марксистского научного социализма, против строго научного утверждения марксистской теории о неизбежности гибели капитализма и замены его социализмом.
Одним из часто встречающихся приемов, употребляемым буржуазными философами-идеалистами, упражняющимися на этом поприще, является лживая реакционная болтовня о наличии якобы огромных областей действительности, где безраздельно царствует слепой случай и где нет места закономерности, необходимости.
Идеалисты с особым усердием пытались и пытаются использовать для этой цели те трудности, которые возникли перед учеными в связи с открытиями физической науки, проникшей в область внутриатомных явлений. Они всячески изощряются в рассуждениях относительно того, что микромир есть область индетерминизма, «свободная» от закономерностей, что микрочастицы в своих движениях и превращениях выпадают из необходимой связи явлений, что эти движения и превращения должны быть определены только как случайные, что электрон обладает «свободой воли» и т. д.
Английский физик-идеалист Д. Джинс в своей книге «Таинственная вселенная» заявлял: «В событиях, где участвуют атомы и электроны, нет детерминизма». Из этого идеалистического утверждения Джинс делает следующий вывод: «Будущее не может быть неизменно детерминировано прошлым; хотя бы частично оно зависит от богов, кем бы они ни были». Этот «вывод» Джинса явно показывает реакционный общественно-политический смысл борьбы буржуазных учёных против детерминизма, т. е. против учения о господстве необходимости в материальном мире, их страх перед будущим, несущим гибель капитализму и торжество социализма.
Всяческое раздувание случайности сочетается в «трудах» многочисленных служителей буржуазной науки и философии с утверждениями о принципиальной ограниченности человеческого познания, о бессилии науки в ее стремлении познать мир. Английский «ученый» Дэмпиер в своей недавно вышедшей «Истории науки» заявил, что современная наука якобы доказывает «окончательную невозможность точного знания, фундаментальную неопределенность, за которую нам не дано выйти» и которую постигнуть можно якобы только с помощью религии. Буржуазные ученые-идеалисты, следуя за Кантом, все чаще используют агностицизм как средство обоснования бытия божия. Американский биохимик Александер посвящает этой цели последнюю свою книгу — «Жизнь, ее природа и происхождение». Александер пишет: «Расширяя фронт нашего знания, мы соответственно расширяем фронт нашего неведения, все более и более приходя, таким образом, в контакт с тем неведомым и непознаваемым, что Роберт Ингерсол называет богом». «Ученый», прославляющий невежество и суеверие и хулящий науку, — таков отталкивающий облик научных деятелей империалистической буржуазии, ярко рисующий маразм буржуазной культуры.
Превозношение случайности и протаскивание агностицизма характерны для всей буржуазной биологии. Особенно резко эго проявилось в реакционном вейсманизме, направленном против научных, материалистических основ дарвиновской теории.
Учение Дарвина о естественном отборе, как факторе совершенствования и приспособления живых существ к условиям их обитания, опирается на признание изменчивости живых существ. Отмечая наличие этой изменчивости, Дарвин подчеркивал, что она дает материал для естественного отбора. Что касается объяснения причин изменчивости, вскрытия ее закономерностей, то Дарвин не брал на себя эту задачу, считая, что у современной ему науки нет еще средств для ее решения, что решение этой проблемы — задача биологической науки в ее дальнейшем развитии.
Вейсманизм-морганизм не только не дал решения этой задачи, но, будучи реакцией на материалистическую суть учения Дарвина, по существу выступил против теории изменчивости видов, против дарвинизма.
Согласно теории Вейсмана — Моргана, носителем наследственности является особое вещество — зародышевая плазма, в корне отличная от тела организма. Функция наследственности отгораживалась непроходимой пропастью от остальных функций живого существа. Функционирование и развитие организма в его индивидуальной жизни, все воздействия, испытываемые растением и животным, не имеют, согласно воззрениям Вейсмана — Моргана и их последователей, никакого значения в формировании наследственных свойств. Приобретенные организмом в процессе его развития признаки, свойства, изменения не оказывают никакого влияния на «вещество наследственности» и поэтому не наследуются. Все изменения, которые передаются по наследству, проистекают из изменения «наследственного вещества», якобы помещающегося в хромосомах. Хромосомы изменяются самопроизвольно, вне всякого влияния среды, в которой живет организм, вне всякого влияния тела организма, частью которого являются зародышевые клетки. Вейсманизм-морганизм отрицает направленность наследственных изменений: все изменения «наследственного вещества» носят, по мнению морганистов, исключительно случайный характер. При этом морганисты подчеркивают, что изменчивость живых организмов идет по «затухающей» линии, проповедуют идею «угасающей» эволюции.
Изменения в «наследственном веществе», заявляют морганисты-менделисты, можно вызвать искусственно, воздействуя на хромосомы такими сильными средствами, как яд колхицин, рентгеновские лучи, радиоактивное излучение и др. Но изменения, получаемые при этом, все равно носят случайный характер. Можно, применяя к этим изменениям теорию вероятностей, подсчитать процент или, вернее, долю процента вероятности изменения в том направлении, которое нужно экспериментирующему ученому, так же как можно в лотерее подсчитать процент вероятности выигрыша, падающий на один билет. Но человек не имеет никакой абсолютно возможности воздействовать на «наследственное вещество», чтобы получить изменение в нужном ему направлении. Изменчивость носит неопределенный характер. Поэтому селекционер, например, работающий с семенами какого-либо растения, никоим образом не может рассчитывать на получение в результате обработки этих семян каким-либо из названных выше средств изменений того типа, которые ему требуются. Наследственные изменения принципиально непредсказуемы.
Все эти антинаучные построения вейсманизма-морганизма носят сугубо метафизический и идеалистический характер.
Метафизика вейсманизма-морганизма заключается прежде всего в том, что его представители отрывают организм от той среды, в которой организм растет и живет, от среды, к которой он в процессе эволюции приспосабливается. Метафизика вейсманизма-морганизма заключается и в том, что живой организм по теории вейсманистов делится на две якобы совершенно независимые друг от друга части: на выдуманное ими мифическое «наследственное вещество» и на сому, тело. Исходя из этих сугубо метафизических положений, вейсманисты-морганисты ведут яростную борьбу против утверждения научной материалистической биологии о наследовании организмом приобретаемых свойств.
Диалектический материализм учит, что явления природы находятся между собою в связи, что они зависят друг от друга и обусловливают друг друга, что нельзя понять никакое явление, беря его вне связи с другими явлениями. Реакционные построения вейсманистов-морганистов представляют поэтому отказ от научного, диалектического метода в пользу антинаучного, метафизического метода.
Связь явлений в природе представляет собой закономерность развития материального мира. Только подход к явлению с точки зрения его связей с другими, окружающими его явлениями, дает возможность раскрыть закономерности, определяющие развитие изучаемого явления. Напротив, если явление брать вне его связей с окружающими условиями, то оно неизбежно предстанет как нечто только случайное. Таков пагубный результат, к которому приводит метафизический метод мышления. Эту порочную черту метафизического метода ярко демонстрирует вейсманизм-морганизм. Выдумав особое «наследственное вещество», оторванное от организма и от той среды, в которой живет организм, рассматривая наследуемые изменения организма вне его связей со средой, вейсманисты-морганисты представляют эти изменения чисто случайными. В отличие от диалектического материализма, который учит, что господство необходимости в природе носит всеобщий характер, вейсманисты-морганисты объявляют важную область природы — сферу наследуемой изменчивости живых существ — областью, где нет необходимости, нет закономерности, царством слепого случая.
Метафизика вейсманизма-морганизма заключается, далее, в отрицании развития в органическом мире. Вейсманисты-морганисты, объявив гены носителями наследственности, утверждают, что все наследуемые изменения живых существ являются результатом перекомбинации генов, что, таким образом, в процессе развития нет возникновения нового, а есть только обнаружение изначально имевшихся свойств и качеств, притом идущее по затухающей линии. Тем самым вейсманизм-морганизм выступает против диалектико-материалистического учения о развитии как поступательном движении, движении по восходящей линии, противопоставляя ему реакционную буржуазную идейку о «затухающей», «деградирующей» эволюции.
* * *
Передовые ученые, представители научной материалистической биологии повели решительную борьбу против реакционных идей вейсманизма-морганизма. К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин и успешно двигающий передовую биологическую науку в наши дни Т. Д. Лысенко подняли знамя борьбы против преклонения перед случайностью в учении о развитии растений и животных и указали пути к овладению процессами, дающими возможность человеку переделывать природу растений и животных в желаемом направлении.
Задача изучения изменчивости форм растений и животных является, по К. А. Тимирязеву, предметом физиологии, именно той ее отрасли, которую Тимирязев называл экспериментальной морфологией. Он подчеркивал, что физиологи уже подошли к объяснению происхождения ряда видовых признаков, как результата влияния внешних условий. Так, физиологи раскрыли влияние силы тяжести в преобразовании строения цветка в симметричный или двугубый[7]. Они раскрыли роль вращательных движений, присущих верхушке почти всех растений, в образовании вьющихся стеблей. При этом оказалось, что большую роль в этом явлении также играет сила тяжести. Применяя соответствующие экспериментальные установки, физиологи научились превращать двугубый или симметричный цветок в правильный, вьющийся стебель — в прямостоящий. Точно так же была исследована зависимость характера разветвления листьев, величины стеблевых колен от условий влажности воздуха и т. д.
В «лепке форм» живых организмов, осуществляемой человеком, Тимирязев придавал большое значение влиянию внешних условий и вегетативной гибридизации. При этом он указывал на важность учета того, что растения в ранних стадиях развития более способны к изменению своей наследственной природы. Такому передовому воззрению на изменение растительных и животных форм противостоял вейсманизм-морганизм, «мендельянство». Тимирязев подверг это реакционное учение разносторонней критике. Он доказал, что вейсманизм-морганизм враждебен дарвинизму, учению о развитии вообще, что допущение двух плазм, зародышевой и соматоплазмы (тела) — метафизика, что «мендельянство» лишь внешне подходит к явлениям изменчивости и наследственности, занимается лишь статистической регистрацией явлений наследственности и изменчивости, не углубляясь в анализ их причин. Тимирязев показал, наконец, что вейсманизм-морганизм — не «новое слово» в науке, а возврат вспять к учениям преформистов и им подобных. Вскрывая причины распространения вейсманизма-морганизма среди буржуазных ученых, Тимирязев справедливо усматривал эти причины в движении в сторону реакции в области идеологии.
И. В. Мичурин, как и К. А. Тимирязев, был решительным противником вейсманизма-морганизма. Он высмеивал «гороховые законы» Менделя и попытку вейсманистов-морганистов навязать рассмотрение всех многообразных явлений наследственности и изменчивости под углом зрения так называемых «законов» Менделя. Чисто внешнее, формальное, метафизически абстрактное рассмотрение живых организмов вейсманистами-морганистами Мичурин заменил историческим рассмотрением, учитывающим ход формирования свойств и потребностей изучаемых растений в зависимости от условий среды.
И. В. Мичурин на многих примерах доказал, что дикие виды плодовых и ягодных растений обладают прочной трудноизменяемой наследственной природой. Культурные же сорта, как более молодые, обладают менее устойчивой наследственной природой. В то же время он доказал, что в молодом возрасте и дикие формы плодовых растений имеют пластичную наследственную природу. И. В. Мичурин вскрыл также роль почвы, климатических условий и ряда других факторов в развитии растений. Особенная заслуга И. В. Мичурина заключается в разработке так называемого метода ментора, т. е. воспитателя растений. Мичурин сделал ряд важнейших открытий в области познания законов изменения наследственности растений, подняв теорию развития на новую, высшую ступень. Мичурин на практике доказал, что можно управлять эволюцией растений и изменять их наследственную природу. Учитывая филогенез растений, Мичурин изменял наследственные свойства индивидуальных растений, накопляя и закрепляя эти индивидуальные наследственные свойства, переводил их в видовые, т. е. изменял уже направление филогенеза.
Изменение природы растений и управление этим изменением путем воздействия внешними условиями, действием менторов, гибридизацией и пр. — таковы главнейшие открытия Мичурина. Мичурин открыл пути и средства направленного изменения растений. Отсюда основной лозунг учения Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача».
В своей работе «Применение менторов при воспитании сеянцев гибридов и примеры резкого изменения сортов плодовых деревьев под влиянием различных посторонних факторов» Мичурин писал: «Одним словом, при полной разработке деталей этого способа и его применения к делу выводки новых сортов плодовых деревьев, мы, наконец, сделаем крупный шаг к достижению, получим ту давно желаемую власть над ходом дела, без которой результаты наших трудов в большей половине своего количества зависели от случайного влияния различных посторонних факторов, ослабить или устранить действие которых мы совершенно не могли, в силу чего были вынуждены довольствоваться только такими качествами новых сортов, какие давала случайно нам судьба»[8].
Мичурин был новатором, смелым деятелем науки и борцом против преклонения перед случайностью, врагом формального, одностороннего, схоластически метафизического подхода к растению, характерного для вейсманистов-морганистов. Мичурин сделал существенный вклад в учение о развитии живых существ, в дарвинизм, подняв его на высшую ступень. Его исследования развития отдельных растений пролили яркий свет и на историю видов и родов в органическом мире.
Т. Д. Лысенко, продолжая учение Мичурина, создал учение о стадийном развитии растений, показав, что растение в своем индивидуальном развитии проходит ряд качественно различных стадий. Лишь завершив прохождение одной стадии, требующей определенных условий внешней среды, растение может перейти к следующей стадии. К числу таких качественно отличных стадий относятся стадия яровизации, световая стадия и др. Стадия яровизации, например, требует определенной температуры, влажности в течение определенного срока. Если эти условия не даны растению, то оно не может перейти в следующую стадию, образовать стебли и принести плоды.
Лысенко доказал, что озимые зерновые, если они не подвергаются воздействию низкой температуры в течение определенного срока при определенной влажности, не переходят к колошению. Они будут куститься, но стеблей и колосьев не образуют. В то же время Т. Д. Лысенко доказал, что слегка проращенные семена зерновых могут пройти стадию яровизации в искусственных условиях весной без высева в почву, если они будут продержаны определенное время при определенных условиях температуры и влажности. Следовательно, доказана была возможность посева озимых весной и получения от них такого же урожая, как и от семян, высеянных осенью и прошедших стадию яровизации в полевых условиях.
Разрабатывая мичуринское учение, Т. Д. Лысенко доказал, что такие наследственные признаки, как озимость или яровость, не являются неизменными. Т. Д. Лысенко и его сотрудники, создавая соответствующие внешние условия, сумели превращать озимые виды в яровые и, наоборот, изменяя наследственную природу растений в желаемую сторону.
Применяя теорию стадийности, Т. Д. Лысенко объяснил сущность процесса вырождения картофеля на юге. Он доказал, что в условиях юга нашей страны картофель не имеет всех необходимых условий для образования и роста клубней и что это можно обойти, применяя яровизацию картофеля на свету и практикуя летние его посадки. Благодаря этим мероприятиям удалось освободить юг от завозки посадочного материала из северных районов. Перед колхозами и совхозами южных районов открылись возможности получать высокие урожаи картофеля.
Т. Д. Лысенко доказал важность внутрисортового скрещивания для улучшения самоопыляющихся растений, создал основы селекционной работы, развил учение об искусственном отборе. Т. Д. Лысенко продолжил и расширил работы Мичурина по вегетативной гибридизации и окончательно доказал, что вегетативным путем возможно получение всех тех изменений наследственности растений, которые могут быть получены половым путем. Вместе с тем окончательно было доказано, что носителем наследственных свойств являются не только половые, но и соматические клетки, все тело растения, что признаки и свойства, приобретаемые растением в процессе его индивидуального развития, передаются по наследству.
В работах К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина, Т. Д. Лысенко дарвинизм получил дальнейшее развитие, обогатился многими новыми данными и превратился из учения, которое только описывало и в известной степени объясняло процесс развития живой природы, в творческое учение о преобразовании растений и животных, о переделке их наследственной природы. В СССР дарвинизм поднят на новую, более высокую ступень, стал советским дарвинизмом, служащим орудием социалистического строительства.
Работы И. В. Мичурина и Т. Д. Лысенко дают ключ к управлению природой растения в желаемом направлении посредством изменения внешних условий жизни растений. Эти работы раскрывают закономерности изменения наследственности живых форм, дают возможность преодолеть случайность в этой важнейшей области.
В работе «Переделка природы растений» (1937) Т. Д. Лысенко писал: «Главное в этом деле то, что, поняв по-мичурински развитие растений, поняв роль и место внешних условий в эволюции растительных форм, можно сознательно делать то, что в природе делалось и делается случайно.
В природе путем изменчивости и естественного отбора могли создаваться, и создаются, прекраснейшие формы животных и растений. Человек, овладев этим путем, во-первых, сможет творить такие же прекрасные формы в неизмеримо более короткие сроки, а во-вторых, сможет создать и такие формы, каких не было и какие не могли появиться в природе и за миллионы лет»[9].
(продолжение следует)