Советы (часть 1)

0 комментариев

СОВЕТЫ, органы власти социалистического государства рабочих и крестьян, политиче­ская основа этого государства.

Советская власть — объединение и оформление Советов в одну общую государственную организацию — является государственной формой диктатуры пролетариата; через Советы рабочий класс осуще­ствляет государственное руководство обще­ством.

«Советская власть является наиболее массовой и наиболее демократической государ­ственной организацией из всех возможных го­сударственных организаций в условиях суще­ствования классов» (Сталин, Вопросы лени­низма, 11 изд., стр. 33—34).

Советская власть — новая форма государственной организации, принципиально отличная от всех форм, суще­ствовавших и существующих в других странах, новый тип государства, являющегося орудием полного освобождения трудящихся от эксплуатации и всякого угнетения.

Советская власть как государственная форма диктатуры пролетариата была открыта Лениным в резуль­тате изучения опыта пролетарской борьбы за власть в эпоху империализма и пролетарских революций.

«До второй русской революции (февраль 1917 г.) марксисты всех стран исхо­дили из того, что парламентарная демократи­ческая республика является наиболее целесо­образной формой политической организации общества в период перехода от капитализма к социализму… Однако, русская революция 1905 года и, особенно, революция в феврале 1917 года выдвинула новую форму политиче­ской организации общества — Советы рабочих и крестьянских депутатов. На основании изу­чения опыта двух революций в России Ленин, исходя из теории марксизма, пришёл к выводу, что наилучшей политической формой дикта­туры пролетариата является не парламентар­ная демократическая республика, а республи­ка Советов. На этом основании Ленин в апреле 1917 года, в период перехода от буржуазной революции к социалистической, выдвинул ло­зунг организации республики Советов, как лучшей политической формы диктатуры про­летариата» [История ВКП (б). Под ред. Комис­сии ЦК ВКП (б), 1943, стр. 340].

Опыт строительства социалистического госу­дарства, как государства нового типа, дала уже Парижская Коммуна 1871 г. Коммуна осуще­ствила целый ряд революционных мероприя­тий, характеризующих её как государство нового, социалистического типа. Она разрушила старый бюрократический государственный аппарат и заменила его новым, тесно связанным с народными массами; она уничтожила буржу­азную парламентскую систему, заменив её «работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы» (см. Ленин, Марксизм о государстве, 1932, стр. 53). Коммуна заменила старую по­стоянную армию, отделённую от народа, все­общим вооружением народа; она ввела ответ­ственность и сменяемость в любое время всех должностных лиц. Однако за 72 дня своего существования Коммуна всё же не смогла развернуть процесс строительства нового, со­циалистического государства и закрепить то, что уже наметилось в процессе этого строитель­ства. Парижская Коммуна явилась лишь зародышем той наиболее совершенной формы государственной организации, в рамках которой может быть осуществлён переход от капитализма к комму­низму. Республика Советов явилась «той искомой и найденной, наконец, политической формой», в рамках которой могла быть достигнута побе­да социализма, в рамках которой должно быть осуществлено строительство коммунистического общества (см. Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 35).

Следующие характерные черты Советов объясняют их силу и совершенство как государственной формы организации народных масс.

«Советы являются наиболее всеобъемлю­щими массовыми организациями пролета­риата, ибо они и только они охватывают всех без исключения рабочих… Советы являются единственными массовыми организа­циями, которые обнимают всех угнетённых и эксплуатируемых, рабочих и крестьян, солдат и матросов, и где политическое руководство борьбой масс со стороны авангарда масс, со стороны пролетариата, может быть осуще­ствляемо ввиду этого наиболее легко и наибо­лее полно… Советы являются непосред­ственными организациями самих масс, то есть наиболее демократиче­скими и, значит, наиболее авторитетными организациями масс, максимально облегчаю­щими им участие в устройстве нового государ­ства и в управлении им и максимально развя­зывающими революционную энергию, инициа­тиву, творческие способности масс в борь­бе за разрушение старого уклада, в борьбе за новый, пролетарский уклад» (Сталин, там же, стр. 32—33).

Советы являются «постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата» (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 13). Советы не знают так на­зываемого «разделения власти». Все испол­нительные и распорядительные органы госу­дарственной власти создаются Советами, руководятся Советами, подотчётны Советам. Это не значит, однако, что Советы отрицают разграничение функций государ­ства. Наоборот, Сталинская Конституция чётко провела такое разграничение между государственными орга­нами: Верховными Советами, Президиумами Верховных Советов, Советами Народных Комис­саров, народными комиссариатами, местными Советами, их исполнительными комитетами, отделами исполнительных комитетов, судебными орга­нами, органами прокурорского надзора, — при этом Сталинская Конституция обеспечила зако­нодательную функцию за Верховными Сове­тами, руководство — за всеми Советами.

Объединяя в рамках своей организации всё трудящееся население, Советы и только Советы дают возможность осуществить высший принцип пролетарской диктатуры — «поддержание сою­за пролетариата с крестьянством, чтобы он мог удержать руководящую роль и государ­ственную власть» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 460). Союз рабочего класса и крестьян­ства, под руководством рабочего класса, осу­ществляемый в Советах, есть первый основной источ­ник мощи Советского государства.

Советская форма организации государства позволила российскому пролетариату устано­вить союз с трудовым, в основном крестьян­ским, населением национальных областей и разрешить неразрешимый в других условиях национальный вопрос. Никакие националь­ные, национально-религиозные и расовые раз­личия между людьми не являются препят­ствием для разрешения задач, стоящих перед советским многонациональным государством, основанным на добровольном союзе и равноправии наций. Федерация и автономия, по­строенные на базисе Советов, дали возможность ранее угнетённым, бесправным национально­стям создать местные органы власти, местную администрацию, местный суд, местную школу, местные общественные, политические и куль­турные учреждения, с гарантией полноты прав местного, родного для трудовых масс языка во всех сферах общественно-политической рабо­ты. Равноправие и дружба советских народов, осуществляемые в Советах, есть другой основной источник мощи Советского государства.

«Идея советской организации, — говорил Ле­нин, — проста, и может быть применяема не только к пролетарским, но и к крестьянским феодальным и полуфеодальным отношениям» (Соч., т. XXV, стр. 353).

Это указание Ленина проверено на опыте Советского государства, в условиях которого многие национальности, стоявшие в момент Великой Октябрьской социалистической революции на стадии феодальных, и даже патриархальных отношений, пришли к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Отмечая особенности Советов, Ленин уделил боль­шое внимание организации одного из важ­нейших органов Советского государства — Ра­боче-Крестьянской Красной армии.

«Советы, — указывал Ленин, — суть новый государствен­ный аппарат, дающий, во-первых, вооружён­ную силу рабочих и крестьян, причём эта сила не оторвана от народа, как сила старой постоянной армии, а теснейшим образом с ним связана; в военном отношении эта сила не­сравненно более могучая, чем прежние; в революционном отношении она незаменима ничем другим» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 258).

И это указание Ленина целиком подтверди­лось на опыте Советского государства, в осо­бенности на опыте войны Советского Союза против фашистской Германии. Красная армия, представляющая вооружённую силу тех двух классов, которые создали Советское государство и кровно заинтересованы в его обороне, пока­зала себя наиболее могучей силой как по своим боевым качествам, так и по своей тес­нейшей связи с народом. Красная армия есть третий основной источник мощи Советского государства.

Указанные особенности Советов, как наиболее совершенной формы организации государства, раскрываются, однако, лишь в том случае, когда эта социалистическая форма запол­няется соответствующим содержанием, т. е. когда деятельность Советов направлена на разре­шение революционных задач, служит делу и задачам построения социализма и коммунизма. В истории Советов известны и такие моменты, когда Советы поддерживали контрреволюционные правительства: так было, например, с эсеро-меньшевистскими Советами в 1917 г. Точно так же не могли служить делу пролетарской революции и те сельские Советы, в которые в первые месяцы после Октября проникли кулаки. Лишь после устра­нения из их состава кулацких элементов при посредстве комитетов бедноты во второй по­ловине 1918 г. эти Советы стали подлинными органами Советской власти.

«Стало быть, дело не только в Советах, как в форме организации, хотя сама эта форма представляет величайшее ре­волюционное завоевание. Дело, прежде всего, в содержании работы Советов, дело в харак­тере работы Советов, дело в том, кто именно руководит Советами, — революционеры или контрреволюционеры» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 404—405).

Не является случайным тот факт, что Советы возникли именно в России. Создать эту наибо­лее совершенную форму массовой организации трудящихся мог только российский пролета­риат, наиболее развитый политически, наибо­лее осознавший стоявшие перед ним задачи, прошедший суровую школу непрерывной борь­бы с царизмом и с капиталистической эксплуатацией, создавший в лице большевиков свою политическую партию, которая руководство на­родными массами осуществляет на основе пе­редовой марксистско-ленинской науки об об­ществе и государстве.

Партия большевиков нашла в лице Советов ту форму организации, при посредстве которой она теснее всего могла связаться с народными — пролетарскими и крестьянскими — массами. Как основная и направляющая сила в системе диктатуры пролетариата, призванная руково­дить всеми другими массовыми организациями, составляющими «рычаги» этой системы, — Со­ветами, профсоюзами, кооперацией, союзом молодежи, — коммунистическая партия имеет в лице Советов такую массовую непартийную орга­низацию, которая связывает её со всеми трудя­щимися прежде всего по линии государствен­ной, в то время как профсоюзы связывают её с рабочим классом прежде всего по линии производственной, кооперация связывает её главным образом, с крестьянством и прежде всего по линии хозяйственной, а Союз моло­дёжи помогает партии руководить социали­стическим воспитанием нового поколения и подготовкой молодых резервов.

Как авангард рабочего класса коммунистическая партия руководит обществом, составляет руко­водящее ядро всех государственных и об­щественных организаций трудящихся. Но пар­тия «не может быть отождествлена с государ­ственной властью… Партия, имеющая несколь­ко сот тысяч членов, руководит Советами и их разветвлениями в центре и на местах, охва­тывающими несколько миллионов людей, пар­тийных и беспартийных, но она не может и не должна заменять их собою» (Сталин, там же, стр. 124). Как руководящая и на­правляющая сила коммунистическая партия (большевиков) является четвёртым основным источником мощи Советского государства.

Одним из условий, обеспечивающих руково­дящую роль партии в системе Советов, является единство организационного принципа в по­строении как коммунистической партии, так и со­ветской системы. Этим организационным прин­ципом является демократический централизм. Наряду с выборностью и подотчётностью избирателям всех руководя­щих органов, демократический централизм предполагает строгое подчинение мест — центру, нижестоящих органов — вышестоящим, однако при сохранении за местами самостоятельно­сти в решении местных вопросов, при максимальном развитии местной инициативы и само­деятельности, при обязательном учёте местных особенностей и устранении какого бы то ни было шаблона в централизованном руковод­стве деятельностью местных органов.

«Вели­кий образчик сочетания почина, самостоятель­ности, свободы движения, энергии размаха снизу — и добровольного, чуждого шаблонов, централизма показала ещё Парижская Ком­муна» (см. Ленин, Соч., т. XXII, стр. 166).

Советы пошли по тому же пути, и в построении их системы принцип демократического централизма по­лучил полное, всестороннее выражение. Одной из характерных особенностей Советов является их выборность, подотчётность и подконтрольность депутатов избирателям, право избирателей в любое время отозвать депутата, не оправдав­шего их доверия, и избрать на его место дру­гого. Вместе с тем Советы показали, что демократии, централизм, в отличие от централизма бюро­кратического, «нисколько не исключает авто­номию, а напротив — предполагает её необхо­димость». Точно так же Советы показали, что и «федерация нисколько не противоречит демо­кратическому централизму» (Ленин, Соч., т. XXII, стр. 415 и 416).

Построенная и действующая на началах де­мократического централизма система Советов состоит из целого ряда звеньев, соответствующих нацио­нально-государственным образованиям внутри единого многонационального Советского государства (союзные республики, автономные рес­публики, автономные области, национальные округа) и административно-территориальным делениям советских республик (область, край, район и др.). В пределах данного национально­государственного образования, как и в пре­делах данного административно-территориального деления, вся власть принадлежит соответствующему Совету.

Исполнительными и распорядительными органами Верховных Советов являются Советы народных ко­миссаров — высшие органы государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, а отраслевыми органами государственного управления слу­жат народные комиссариаты. Исполнительны­ми и распорядительными органами местных Советов являются их исполнительные комитеты, а отраслевыми органами государственного управления — отделы исполнительных комитетов.

Система советских органов государственного управления строит свою работу по принципу двойного подчинения, тесно связанному с принципом демократического централизма. Сущность двой­ного подчинения заключается в том, что тот или иной орган государственного управления, будучи подот­чётен или подчинён органу государственной власти или государственного управления, его образовавшему, одновре­менно подотчётен или подчинён соответствую­щему вышестоящему органу государственного управления. Так, например, исполнительные комитеты подот­чётны избравшим их Советам как местным органам государственной власти; одновременно исполнительные комитеты подотчётны и вышестоящим органам государственного управления. Точно так же отделы испол­нительного комитета как отраслевые органы государственного управления подчиняются в своей деятель­ности как Совету, которым они образованы, и его исполнительному комитету, так и соответ­ствующему вышестоящему органу отраслевого государственного управления.

Деятельность всей системы советских орга­нов базируется на едином для всего Советского Союза основном законе (Конституция CСCP) и на тех общесоюзных законах, которые издаются высшим органом государственной власти Советского Сою­за — Верховным Советом СССР — и имеют оди­наковую силу на территории всех союзных республик. Этим обеспечивается единство со­ветской социалистической законности во всём Сою­зе ССР. Надзор за точным исполнением совет­ских законов и пресечение нарушений этих законов возложены на органы прокуратуры. Необходимость единой во всем Советском Союзе законности требует назначения прокуроров из центра и не допускает подчинения их мест­ным органам государственной власти.

Этапы развития Советов до Великой Октябрьской социалистической революции. Советы возникли ещё в период первой русской революции (1905 г.) в результате революционного творчества широ­ких масс рабочего класса. Представляя собой собрания делегатов от рабочих фабрик и заво­дов, Советы создавались вначале как органы руко­водства стачками. В дальнейшем развитии ре­волюционной борьбы те Советы, в которых руковод­ство принадлежало большевикам (напр., Мо­сковский), превращаются в органы вооружён­ного восстания. В ходе борьбы против царского самодержавия Советы принимают на себя функции новой, революционной власти. Они создают свои исполнительные органы — исполнительные комитеты (бюро, комиссии), — создают свою вооружённую силу — рабочие дружины.

«Эти органы создавались исключительно револю­ционными слоями населения, они созда­вались вне всяких законов и норм всецело ре­волюционным путём, как продукт самобыт­ного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут. Это были, наконец, именно органы власти, несмотря на всю их зачаточность, стихийность, неоформленность, расплывчатость в составе и в функционировании. Они действовали, как власть, захватывая, напр., типографии (Пе­тербург), арестуя чинов полиции, препятствовавших революционному народу осуще­ствлять свои права (примеры бывали тоже в Петербурге, где соответствующий орган но­вей власти был наиболее слаб, а старая власть наиболее сильна). Они действовали, как власть, обращаясь ко всему народу с призывом не да­вать денег старому правительству. Они конфисковывали деньги старого правительства (железнодорожные стачечные комитеты на юге) и обращали их на нужды нового, народ­ного, правительства, — да, это были, несомнен­но, зародыши нового, народного, или, если хоти­те, революционного правительства» (Ленин, Соч., т. IX, стр. 116—117).

«Мне кажется, — писал Ленин о роли столич­ного Совета рабочих депутатов, — что Совет должен как можно скорее провозгласить себя времен­ным революционным правительством всей Рос­сии или (что то же самое, лишь в иной форме) должен создать временное революционное правительство» [Ленин, Наши задачи и Совет рабочих депутатов. Письмо в редакцию боль­шевистской газеты «Новая жизнь» (ноябрь 1905), см. газета «Правда», 1940, 5/XI, № 308].

Советы рабочих депутатов возникли в 1905 г. почти во всех главных городских центрах, где суще­ствовали крупные промышленные предприятия или пред­приятия ж.-д. транспорта, — в Петербурге, Мо­скве, Иваново-Вознесенске, Костроме, Самаре, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Николаеве, Луганске, Харькове, Екатеринославе, Одессе, Красноярске, Иркутске, Чите и т. д. После поражения революционного восстания в де­кабре 1905 г. вместе со спадом революционной волны Советы прекращают своё существование, чтобы вновь возникнуть в 1917 г. в условиях новой русской революции.

В первые же дни революции 1917 г. Советы органи­зуются в Петрограде, Москве и в ряде других наиболее крупных городов, а вскоре Советы покры­вают своей сетью всю Россию, возникая не только в губернских центрах, но и во множе­стве уездных городов и промышленных пунктов. Если в 1905 г. были созданы только Советы рабочих депу­татов (Советы солдатских депутатов являлись ред­ким исключением), то в 1917 г. в массовом мас­штабе развёртывается также организация Советы солдатских депутатов и Советы крестьянских депу­татов, причём в большинстве городов Советы сол­датских депутатов сливаются с Советами рабочих депутатов, — создаются объединённые Советы рабочих и солдатских депутатов. Таким обра­зом, все группы революционной демократии — рабочие, солдаты, крестьяне — охватываются в 1917 г. Советами как формой организации революцион­ных масс. Именно в этот начальный период революции 1917 г. Ленин открывает в Советах, в рес­публике Советов, новую форму организации госу­дарства переходного от капитализма к социа­лизму периода.

В своём развитии в период перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую Советы прошли три этапа.

Пер­вый этап (март—июнь 1917 г.) характеризовал­ся двоевластием — разделением власти между Советами и Временным правительством, возникшим в результате Февральской буржуазно-демократической революции. В этот период большинство депу­татских мест в Советах, за немногими исключениями (как в Иваново-Вознесенске и Красноярске), принадлежало эсерам и меньшевикам, которые и передали добровольно власть Временному правительству, стремясь оставить за Советами лишь роль контролирующих действия правительства организаций. Меньшевики и эсеры рассматри­вали Советы лишь как временные, до созыва Учре­дительного собрания, организации («времен­ные бараки революции»), не претендующие на то, чтобы стать органами власти. Наоборот, большевики доказывали необходимость сосре­доточения в руках Советов всей полноты власти и выдвинули в этот период лозунг «Вся власть Советам». Политика меньшевиков и эсеров дала Временному правительству возможность сорганизовать силы для того, чтобы нанести удар револю­ции, — загнать в подполье партию пролетариа­та, закрыть её печатные органы, начать пре­следование её вождей. Правительство нанесло этот удар в начале июля 1917 г., причём не встретило в этом никакого противодействия со сто­роны меньшевистско-эсеровских Советов. Период двоевластия с этого момента закончился в пользу буржуазии. Вся власть перешла в руки Временного правительства.

С Июльских дней начался второй этап раз­вития Советов в революции 1917 г. Меньшевистско-эсеровские Советы скатились в лагерь буржуазии, превратились в придаток Временного правительства. В силу этих условий VI Съезд партии большевиков в своём решении по докладу тов. Ста­лина указал на необходимость временного сня­тия лозунга «Вся власть Советам». Партия обратила все свои силы на подготовку воору­жённого восстания против Временного правительства и на завоевание большинства в Советах с тем, чтобы превратить их в действительно боевые револю­ционные органы. Возможность мирного исхода борьбы за переход всей власти к Советам, существо­вавшая на первом этапе их развития, отпала.

«Мирный период революции кончился, — ука­зывал И. В. Сталин в своём выступлении на VI Съезде большевистской партии, — насту­пил период не-мирный, период схваток и взрывов» [История ВКП (б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б), 1943, стр. 188—189].

Переломным моментом в дальнейшем разви­тии Советов на пути к социалистической революции яви­лось контрреволюционное восстание генерала Кор­нилова.

«Борьба с корниловщиной оживила захиревшие было Советы рабочих и солдатских депутатов, освободила их из плена соглаша­тельской политики, вывела их на широкую дорогу революционной борьбы и повернула их в сторону большевистской партии. Влияние большевиков в Советах выросло, как никогда» (там же, стр. 193).

Быстрый рост большевист­ского влияния в Советах, большевизация Советов, является характерной чертой третьего этапа их развития (сентябрь—октябрь 1917 г.). В конце августа — начале сентября Советы Петрограда, Москвы, Киева переходят на сторону большевиков. Партия пролетариата закрепляет своё боль­шинство в Советах промышленных городов Цент­ра, Урала, Донбасса и ряда городов других районов (Сибирь, прифронтовая полоса и др.). Быстрыми темпами развёртывается в этот период процесс организации вооружённых сил, находящихся в исключительном распоряжении Советов (Красная гвардия). Опираясь на эти силы, Советы (в частности Иваново-Вознесенский) на дан­ном этапе начинают захватывать функции ор­ганов власти, всецело противопоставляя себя Временному правительству и его местным органам. Временное правительство, когда это ещё оказывалось для него возможным, наносило Советам тяжёлые уда­ры (разгром Ташкентского и Калужского Советов).

Вооружённое восстание 24—25 октября (6—7 ноября) 1917 г. в Петрограде, поддержан­ное пролетариатом, солдатской массой и бед­нейшим крестьянством во всей России, имело своим результатом свержение Временного правительства, ликвидацию всей системы буржуазно­-помещичьих органов государственной власти и управления и переход всей полноты государственной власти в руки Советов. На протяжении ноября 1917 г. — января 1918 г. (период «триумфального шествия Советской власти») власть переходит в руки Советов в пода­вляющем большинстве губернских центров. В этот же период быстрыми темпами развёрты­вается процесс слияния Советов крестьянских депу­татов с Советами рабочих и солдатских депутатов, — создаётся единая система Советов рабочих, солдат­ских и крестьянских депутатов. Советы становятся политической основой советского социалистического го­сударства. Республика Советов становится государ­ственной формой диктатуры пролетариата. Своё законодательное выражение и закрепле­ние эти завоевания социалистической революции получают в статье I «Декларации прав трудя­щегося и эксплуатируемого народа», приня­той 25 (12)/1 1918 г. 3-м Всероссийским съездом Советов:

«Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».

Система Советов в первую и вторую фазы развития Советского государства. Система Советов не есть нечто застывшее, принявшее раз навсегда установленные формы. Наоборот, демокра­тизм Советского государства, неразрывная связь Советов с массами трудящихся, предпола­гает непрерывный процесс их развития в соот­ветствии с непрерывным развитием экономи­ческой и общественно-политической жизни. «Нет ничего глупее, как превращение Советов в нечто застывшее и самодовлеющее», —писал Ленин весной 1918, в период, когда ещё только складывалась советская конституция (см-Соч., т. XXII, стр. 467). С того момента Советы как государственная форма диктатуры пролета­риата прошли огромный путь развития. На этом пути менялись задачи и функции Совет­ского государства, и в соответствии с этим происходили изменения в системе Советов.

«Со вре­мени Октябрьской революции наше социали­стическое государство, — указывал И. В. Ста­лин на XVIII Съезде ВКП (б) в 1939 г., — прошло в своём развитии две главные фазы. Первая фаза — это период от Октябрьской революции до ликвидации эксплуататорских классов. Основная задача этого периода состояла в подавлении сопротивления свергнутых клас­сов, в организации обороны страны от напа­дения интервентов, в восстановлении промы­шленности и сельского хозяйства, в подготов­ке условий для ликвидации капиталистических элементов. Сообразно с этим наше государство осуществляло в этот период две основные функ­ции. Первая функция—подавление свергну­тых классов внутри страны… Вторая функ­ция—оборона страны от нападения извне… Была здесь ещё третья функция—это хозяй­ственно-организаторская и культурно-воспи­тательная работа органов нашего государства, имевшая своей целью развитие ростков нового, социалистического хозяйства и перевоспитание людей в духе социализма. Но эта новая функ­ция не получила в этот период серьёзного развития» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 605).

Система Советов в том её виде, в каком она сложилась в начале первой фазы развития Советского государства, законодательно закреплена была в Конституции РСФСР 1918 г., послужившей образцом для конституций всех других советских республик. Органами государственной власти, согласно этой Конституции, являлись городские и сельские Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Съезды Сове­тов — волостные, уездные (районные), губерн­ские (окружные), областные — и Всероссийский съезд Советов, являвшийся высшей властью в стране. В период между съездами функции государственной власти и государственного управления осуществляли избиравшиеся съездами Советов исполнительные комитеты, а высшей законодательной и ис­полнительной властью республики был Все­российский Центральный Исполнительный Ко­митет Советов.

С изменением административно-территориального деления республики эта система несколько изменялась, оставаясь в основном той же. Высшими органами государственной власти в автономных республиках, образование которых происходило уже после принятия первой советской Консти­туции, являлись съезды Советов этих респу­блик, а в период между съездами — избираемые ими Центральные исполнительные комитеты Советов.

(продолжение следует)

Подробнее ➤

Подписаться
Донаты ₽