Советы (часть 2)

После образования Союза ССР верховным органом государственной власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР. Делегаты на всесоюзные съезды избирались губернскими (областными) и республиканскими (в республиках, не имевших губернского или областного деления) съездами Советов.
Выборы высших органов государственной власти Союза ССР, союзных и автономных республик, а также выборы всех местных органов государственной власти (кроме городских и сельских Советов) являлись многостепенными, что полностью отвечало условиям первой фазы развития Советского государства. В соответствии с этими же условиями советская Конституция предоставила права выбирать и быть выбранными в Советы только трудящимся, лишила этих прав эксплуататорские элементы, временно отказавшись, таким образом, от всеобщего избирательного права. По выборам на республиканские и губернские (областные) съезды Советов советская Конституция предоставила некоторые преимущества городскому (в основном — пролетарскому) населению перед сельским. Всё это имело своей задачей усилить пролетарское руководство в системе Советов, укрепить позиции пролетарской диктатуры в условиях ожесточённой борьбы с эксплуататорскими классами на внешних фронтах и внутри Советской страны. Конституционное оформление этой системы совпало с начальным периодом ожесточённой гражданской войны, продолжавшейся два с половиной года после принятия первой советской Конституции. Характерным моментом для организации и деятельности советских органов за этот, военный, период являлось возрастание роли исполнительных органов, органов государственного управления в системе Советов.
Период восстановления народного хозяйства выдвинул необходимость максимальной активизации роли Советов и съездов Советов и установление самой тесной связи Советов с избирателями, с массами трудящегося населения. К 1924—25 гг. ряд фактов показал, что во многих районах страны Советы не успели перестроить методы своей работы в соответствии с условиями восстановительного периода. Эти недостатки необходимо было немедленно устранить, — в этом заключалась задача кампании, развёрнутой в 1925—26 гг. В результате её значительно возрастает в этот период роль секций Советов, объединявших в рамках своей организации депутатов Советов и актив избирателей и занимавшихся разработкой различных вопросов хозяйственной и культурно-просветительной деятельности Советов.
В период борьбы за социалистическую индустриализацию страны громадное значение стали приобретать вопросы организации городского хозяйства и, следовательно, вопросы организации работы городских Советов. Необходимость тесной связи Советов с социалистическим производством вызывает появление в этот период таких организаций, как депутатские группы, проводившие свою работу главным образом на предприятиях и объединявшие депутатов, выбранных в Советы от того или иного предприятия.
В работе сельских Советов переломным и очень важным моментом явился переход к сплошной коллективизации и ликвидации на её основе кулачества как класса (1930—34 гг.). Перед Советами в деревне встали новые задачи, связанные с социалистическим переустройством сельского хозяйства, с организацией колхозов и их организационно-хозяйственным укреплением. Как органы государственной власти сельские Советы должны были взять на себя активную роль в руководстве колхозным строительством и больше, чем когда-либо, укрепить свою работу, вовлечь в неё широкие массы колхозного крестьянства. Коммунистической партии пришлось в этот момент столкнуться в районах сплошной коллективизации с вредительскими тенденциями к ликвидации сельских Советов, к передаче их функций правлениям колхозов. Эти тенденции были решительным образом пресечены.
Вторая фаза в развитии Советского государства —
«это период от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции. Основная задача этого периода — организация социалистического хозяйства по всей стране и ликвидация последних остатков капиталистических элементов, организация культурной революции, организация вполне современной армии для обороны страны. Сообразно с этим изменились и функции нашего социалистического государства. Отпала — отмерла функция военного подавления внутри страны, ибо эксплуатация уничтожена, эксплуататоров нет больше и подавлять некого. Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападений извне, стало быть, сохранились также Красная армия, Военно-Морской флот, равно как карательные органы и разведка, необходимые для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой. Сохранилась и получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов. Теперь основная задача нашего государства внутри страны состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе. Что касается нашей армии, карательных органов и разведки, то они своим остриём обращены уже не во внутрь страны, а во вне её, против внешних врагов» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 605—606).
Происшедшие за этот период коренные изменения в экономике страны, приведшие к полной ликвидации эксплуататорских элементов, коренные изменения классовой природы двух трудящихся классов, приведшие к установлению морально-политического единства советского общества, укрепление дружбы и братского сотрудничества народов в системе единого многонационального Советского государства, — всё это сделало возможной и необходимой дальнейшую демократизацию советского государственного строя, что повело к изменению системы Советов. Сталинская Конституция, утверждённая в 1936 г., отменила некоторые, существовавшие ранее, ограничения избирательных прав и ввела выборы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. С отменой многостепенных выборов отпали съезды Советов: выборы в Советы всех звеньев вплоть до высших стали производиться непосредственно избирателями на местах. Были последовательно проведены начала демократизма в построении высших органов государственной власти Союза и советских республик. Были разграничены функции Советского государства между его органами с оставлением законодательной функции исключительно за Верховными Советами или непосредственно за избирателями (в случаях проведения референдумов). Были расширены и уточнены права местных Советов. Последовательная демократизация советского государственного строя усилила политическую активность народных масс, вовлекла в управление государством новые слои трудящихся, расширила социальную базу Советской власти, укрепила союз рабочего класса и крестьянства, дружбу советских народов, морально-политическое единство советского общества, теснее связала органы Советской власти с народными массами и повысила их авторитет, усилила контроль избирателей над всей работой государственных органов, сделала диктатуру рабочего класса более мощной и гибкой.
Советская демократия выдержала тяжелейшие испытания в годы Великой Отечественной войны. Быстрота и успешность перестройки всей государственной жизни СССР на военный лад, гигантская работа по перебазированию предприятий на восток, мобилизация всех ресурсов государства — людских, материальных, финансовых — для обеспечения победы показали всему миру прочность и мощь советского государственного строя, советского тыла и Красной армии. В ходе войны возросла организованность и дисциплина на всех участках государственной, хозяйственной, общественной, военной жизни; в грозную силу выросла советская армия; во всю ширь развернулась творческая самодеятельность советского народа, обеспечившего фронт всем необходимым.
«Если советский строй так легко выдержал испытание и ещё больше укрепил свой тыл, то это значит, что советский строй является теперь наиболее прочным строем» (Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 3 изд., стр. 20).
Советы оказались на высоте положения повсеместно: в глубоком тылу и в зоне боевых действий, в освобождённых от немецких захватчиков местностях, в осаде и в тылу у врага они являлись первыми помощниками Красной армии, руководителями масс, организаторами военной, хозяйственной, культурной работы и самодеятельности населения. Особой славой покрыли себя Советы Севастополя, Сталинграда, Ленинграда, Одессы, Тулы, Москвы.
В условиях войны организационные формы деятельности Советов претерпели некоторые изменения. С целью быстрой мобилизации всех сил советского народа для отпора врагу был создан 30/VI 1941 г., во главе со Сталиным, Государственный Комитет Обороны, в руках которого сосредоточена вся полнота государственной власти. В ряде городов (Севастополь, Сталинград, Тула, Мурманск и др.) были образованы городские комитеты обороны, получившие всю полноту власти в данном месте, при сохранении городских Советов, продолжавших свою работу. В деятельности местных Советов большой удельный вес получила работа их исполнительных комитетов, их отделов и постоянных комиссий местных Советов. Были образованы новые отделы исполнительных комитетов: отдел по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, сельско-хозяйственный отдел (подсобные хозяйства промышленных предприятий, подсобные личные хозяйства рабочих и служащих), бюро по учёту и распределению рабочей силы. В условиях войны, при введении военного, а кое-где и осадного положения советская демократия не была ни свёрнута, ни ограничена. Она продолжала развивать свою деятельность и укрепляться в новых формах, соответствующих чрезвычайным обстоятельствам, возникшим в силу военного нападения на Советский Союз.
Советское государство является главным и основным орудием, обеспечивающим советскому народу победу в Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков.
Лит.:
Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. VIII («Умирающее самодержавие и новые органы народной власти»), т. XIX («Доклад о революции 1905 г.»), т. XX [«Письма издалека», «Речь на совещании большевиков — членов Всероссийской конференции Советов Р. и С. Д. 17 (4) апреля 1917 г.», «О двоевластии», «Письма о тактике», «Задачи пролетариата в нашей революции», «Наброски к тезисам революции о Советах», «Материалы по пересмотру партийной программы», «„Кризис власти»», «Наказ выбираемым по заводам и полкам депутатам в совет Р. и С. Д.», «1 Всероссийский съезд крестьянских депутатов 17 мая — 10 июня (4—28 мая) 1917 г.», «I Всероссийский съезд Советов Р. и С. Д. 16 (3) июня — 6 июля (23 июня) 1917 г.», «Набросок статьи о советах Р., С. и К. Д.»], т. XXI («К лозунгам», «О конституционных иллюзиях», «Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Задачи революции», «Кризис назрел», «Удержат ли большевики государственную власть?», «К пересмотру партийной программы», «Письмо к товарищам», «Письмо к членам партии большевиков», «Письмо членам ЦК», «Государство и революция»), т. XXII [«К гражданам России», «Доклад о задачах власти Советов [на заседании Петроградского совета Р. и С. Д. 7 ноября (25 октября) 1917]», «Второй Всероссийский съезд Советов Р. и С. Д. [7—8 ноября (25—26 октября) 1917]», «К населению», «От Центрального Комитета Российской социал-демократической партии (большевиков)», «Чрезвычайный съезд Советов крестьянских депутатов [23 ноября—8 декабря (10—25 ноября) 1917]», «Проект декрета о праве отзыва», «Речь на Втором Всероссийском съезде крестьянских депутатов 15 (2)декабря 1917», «Тезисы об Учредительном собрании», «Проект декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Люди с того света», «Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 19 (6) января 1918», «III Всероссийский съезд Советов [23—31 (10—18) января 1918]», «Странное и чудовищное», «IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов (Д 4—16 марта 1918)», «Очередные задачи Советской власти»], т. XXIII («V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов 4—10 июля 1918», «Речь на съезде председателей Губ исполкомов 30 июля 1918», «Пролетарская революция и ренегат Каутский»), т. XXIV [«Ценные признания Питирима Сорокина», «Что такое Советская власть?» [Речи, записанные на граммофонных пластинках], «Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта (I конгресс Коммунистического Интернационала 2—6 марта 1919)»], т. XXVII («Как нам реорганизовать Рабкрин»); его же, Марксизм о государстве, Ленинский сборник XIV, М.—Л., 1930;
Сталин И., Вопросы ленинизма, 11 изд., [М.], 1941; его же, На путях к Октябрю. Статьи и речи, М.—Л., 1925; его же. Марксизм и национально-колониальный вопрос. Сб. избранных статей и речей, [М.], 1939; его же, Об оппозиции. Статьи и речи 1921—19 27, М.—Л., 1928; его же, Статьи и речи об Украине. Сб., [Киев], 1936; его же, Об Октябрьской революции. Сб. статей и речей, М., 1932; его же, О Великой Отечественной войне советского народа, 3 изд., М., 1943;
Молотов В. М., Об изменениях в Советской Конституции. Доклад на VII Съезде Советов Союза ССР 6 февраля 1935, [М.], 1935; его же, 21-ая годовщина Октябрьской революции (Доклад на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1938), [М.], 1938;
История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, под ред. Комиссии ЦК ВКП (б), [М.], 1943;
Калинин М., Могущество советского государства, [М.], 1944, стр. 7—12;
Первая советская конституция (Конституция РСФСР 1918 года). Сб. документов под ред. А. Я. Вышинского, М., 1938;
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, [М.], 1944;
Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922—1936). Сб. документов под ред. И. П. Трайнина, М., 1940;
Вышинский А. Я., Советское государство в Отечественной войне [Доклад на конференции в Моск. университете], газета «Правда», М., 1944, от 16 и 17 июня, №№ 144 и 145.
А. Аверьев и А. Аскеров.
БСЭ 1 издания, т.51, 1945 г., к.542-554