Советы (часть 2)

0 комментариев

После образования Союза ССР вер­ховным органом государственной власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Ко­митет Союза ССР. Делегаты на всесоюзные съезды избирались губернскими (областными) и республиканскими (в республиках, не имев­ших губернского или областного деления) съездами Советов.

Выборы высших органов государственной власти Союза ССР, союзных и автономных республик, а также выборы всех местных органов государственной власти (кроме городских и сель­ских Советов) являлись многостепенными, что пол­ностью отвечало условиям первой фазы раз­вития Советского государства. В соответствии с этими же условиями советская Конституция предоставила права выбирать и быть выбран­ными в Советы только трудящимся, лишила этих прав эксплуататорские элементы, временно от­казавшись, таким образом, от всеобщего из­бирательного права. По выборам на республи­канские и губернские (областные) съезды Советов советская Конституция предоставила некоторые преимущества городскому (в основном — про­летарскому) населению перед сельским. Всё это имело своей задачей усилить пролетар­ское руководство в системе Советов, укрепить пози­ции пролетарской диктатуры в условиях оже­сточённой борьбы с эксплуататорскими клас­сами на внешних фронтах и внутри Советской страны. Конституционное оформление этой системы совпало с начальным периодом ожесто­чённой гражданской войны, продолжавшейся два с половиной года после принятия первой советской Конституции. Характерным момен­том для организации и деятельности советских органов за этот, военный, период являлось возрастание роли исполнительных органов, органов государственного управления в системе Советов.

Период восстановления народного хозяйства вы­двинул необходимость максимальной активи­зации роли Советов и съездов Советов и установление самой тесной связи Советов с избирателями, с мас­сами трудящегося населения. К 1924—25 гг. ряд фактов показал, что во многих районах стра­ны Советы не успели перестроить методы своей работы в соответствии с условиями восстано­вительного периода. Эти недостатки необхо­димо было немедленно устранить, — в этом заключалась задача кампании, развёрнутой в 1925—26 гг. В результате её значительно воз­растает в этот период роль секций Советов, объеди­нявших в рамках своей организации депута­тов Советов и актив избирателей и занимавшихся разработкой различных вопросов хозяйствен­ной и культурно-просветительной деятельно­сти Советов.

В период борьбы за социалистическую индустриа­лизацию страны громадное значение стали приобретать вопросы организации городского хозяйства и, следовательно, вопросы организации работы городских Советов. Необходимость тесной связи Советов с социалистическим производством вызы­вает появление в этот период таких организа­ций, как депутатские группы, проводившие свою работу главным образом на предприя­тиях и объединявшие депутатов, выбранных в Советы от того или иного предприятия.

В работе сельских Советов переломным и очень важным моментом явился переход к сплош­ной коллективизации и ликвидации на её основе кулачества как класса (1930—34 гг.). Пе­ред Советами в деревне встали новые задачи, связан­ные с социалистическим переустройством сельского хозяйства, с организацией колхозов и их органи­зационно-хозяйственным укреплением. Как ор­ганы государственной власти сельские Советы должны были взять на себя активную роль в руководстве колхозным строительством и больше, чем ког­да-либо, укрепить свою работу, вовлечь в неё широкие массы колхозного крестьянства. Ком­мунистической партии пришлось в этот момент столкнуться в районах сплошной коллекти­визации с вредительскими тенденциями к ли­квидации сельских Советов, к передаче их функций правлениям колхозов. Эти тенденции были решительным образом пресечены.

Вторая фаза в развитии Советского госу­дарства —

«это период от ликвидации капита­листических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хо­зяйства и принятия новой Конституции. Основная задача этого периода — организация социалистического хозяйства по всей стране и ликвидация последних остатков капитали­стических элементов, организация культур­ной революции, организация вполне совре­менной армии для обороны страны. Сообраз­но с этим изменились и функции нашего социа­листического государства. Отпала — отмерла функция военного подавления внутри страны, ибо эксплуатация уничтожена, эксплуататоров нет больше и подавлять некого. Вместо функ­ции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собствен­ности от воров и расхитителей народного доб­ра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападений извне, стало быть, сохранились также Красная армия, Военно-Морской флот, равно как карательные органы и разведка, необходимые для вылавли­вания и наказания шпионов, убийц, вредите­лей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой. Сохранилась и получила полное развитие функция хозяйственно-организатор­ской и культурно-воспитательной работы госу­дарственных органов. Теперь основная задача нашего государства внутри страны состоит в мирной хозяйственно-организаторской и куль­турно-воспитательной работе. Что касается на­шей армии, карательных органов и разведки, то они своим остриём обращены уже не во внутрь страны, а во вне её, против внешних врагов» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 605—606).

Происшедшие за этот период коренные изме­нения в экономике страны, приведшие к пол­ной ликвидации эксплуататорских элементов, коренные изменения классовой природы двух трудящихся классов, приведшие к установле­нию морально-политического единства совет­ского общества, укрепление дружбы и брат­ского сотрудничества народов в системе еди­ного многонационального Советского государ­ства, — всё это сделало возможной и необхо­димой дальнейшую демократизацию советского государственного строя, что повело к изменению системы Советов. Сталинская Конституция, утверждённая в 1936 г., отменила некоторые, существовавшие ранее, ограничения избирательных прав и ввела вы­боры на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии. С отменой многостепенных выборов от­пали съезды Советов: выборы в Советы всех звеньев вплоть до высших стали производиться непо­средственно избирателями на местах. Были последовательно проведены начала демокра­тизма в построении высших органов государственной вла­сти Союза и советских республик. Были раз­граничены функции Советского государства между его органами с оставлением законода­тельной функции исключительно за Верхов­ными Советами или непосредственно за избирателями (в случаях проведения референдумов). Были расширены и уточнены права местных Советов. Последовательная демократизация советского государственного строя усилила политическую активность народ­ных масс, вовлекла в управление государством новые слои трудящихся, расширила социаль­ную базу Советской власти, укрепила союз рабочего класса и крестьянства, дружбу совет­ских народов, морально-политическое единство советского общества, теснее связала органы Советской власти с народными массами и по­высила их авторитет, усилила контроль изби­рателей над всей работой государственных органов, сделала диктатуру рабочего класса более мощной и гибкой.

Советская демократия выдержала тяжелей­шие испытания в годы Великой Отечественной войны. Быстрота и успешность перестройки всей государственной жизни СССР на военный лад, ги­гантская работа по перебазированию предприя­тий на восток, мобилизация всех ресурсов го­сударства — людских, материальных, финансо­вых — для обеспечения победы показали всему миру прочность и мощь советского государственного строя, советского тыла и Красной армии. В ходе войны возросла организованность и дисципли­на на всех участках государственной, хозяй­ственной, общественной, военной жизни; в грозную силу выросла советская армия; во всю ширь развернулась творческая самодея­тельность советского народа, обеспечившего фронт всем необходимым.

«Если советский строй так легко выдержал испытание и ещё больше укрепил свой тыл, то это значит, что советский строй является теперь наиболее прочным строем» (Сталин, О Великой Оте­чественной войне Советского Союза, 3 изд., стр. 20).

Советы оказались на высоте положения повсе­местно: в глубоком тылу и в зоне боевых дей­ствий, в освобождённых от немецких захват­чиков местностях, в осаде и в тылу у врага они являлись первыми помощниками Красной армии, руководителями масс, организаторами военной, хозяйственной, культурной работы и самодеятельности населения. Особой славой покрыли себя Советы Севастополя, Сталинграда, Ленинграда, Одессы, Тулы, Москвы.

В условиях войны организационные формы деятельности Советов претерпели некоторые измене­ния. С целью быстрой мобилизации всех сил советского народа для отпора врагу был соз­дан 30/VI 1941 г., во главе со Сталиным, Госу­дарственный Комитет Обороны, в руках которого сосредоточена вся полнота государственной власти. В ряде городов (Севастополь, Сталинград, Тула, Мур­манск и др.) были образованы городские коми­теты обороны, получившие всю полноту власти в данном месте, при сохранении городских Советов, продолжавших свою работу. В деятельности местных Советов большой удельный вес получила работа их исполнительных комитетов, их от­делов и постоянных комиссий местных Советов. Были образованы новые отделы исполнитель­ных комитетов: отдел по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, сельско-хозяйственный отдел (подсобные хозяйства промышленных предприятий, подсобные личные хозяйства рабочих и служащих), бюро по учёту и распределению рабочей силы. В условиях войны, при введе­нии военного, а кое-где и осадного положения советская демократия не была ни свёрнута, ни ограничена. Она продолжала развивать свою деятельность и укрепляться в новых формах, соответствующих чрезвычайным об­стоятельствам, возникшим в силу военного нападения на Советский Союз.

Советское го­сударство является главным и основным ору­дием, обеспечивающим советскому народу победу в Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков.

Лит.:

Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. VIII («Умираю­щее самодержавие и новые органы народной власти»), т. XIX («Доклад о революции 1905 г.»), т. XX [«Пись­ма издалека», «Речь на совещании большевиков — членов Всероссийской конференции Советов Р. и С. Д. 17 (4) апре­ля 1917 г.», «О двоевластии», «Письма о тактике», «Задачи пролетариата в нашей революции», «Наброски к тезисам революции о Советах», «Материалы по пересмотру партий­ной программы», «„Кризис власти»», «Наказ выбираемым по заводам и полкам депутатам в совет Р. и С. Д.», «1 Всероссийский съезд крестьянских депутатов 17 мая — 10 июня (4—28 мая) 1917 г.», «I Всероссийский съезд Сове­тов Р. и С. Д. 16 (3) июня — 6 июля (23 июня) 1917 г.», «Набросок статьи о советах Р., С. и К. Д.»], т. XXI («К лозунгам», «О конституционных иллюзиях», «Боль­шевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Задачи революции», «Кризис назрел», «Удержат ли боль­шевики государственную власть?», «К пересмотру партий­ной программы», «Письмо к товарищам», «Письмо к чле­нам партии большевиков», «Письмо членам ЦК», «Госу­дарство и революция»), т. XXII [«К гражданам России», «Доклад о задачах власти Советов [на заседании Петро­градского совета Р. и С. Д. 7 ноября (25 октября) 1917]», «Второй Всероссийский съезд Советов Р. и С. Д. [7—8 ноября (25—26 октября) 1917]», «К населению», «От Цен­трального Комитета Российской социал-демократической партии (большевиков)», «Чрезвычайный съезд Советов крестьянских депутатов [23 ноября—8 декабря (10—25 ноября) 1917]», «Проект декрета о праве отзыва», «Речь на Втором Всероссийском съезде крестьянских депутатов 15 (2)декабря 1917», «Тезисы об Учредительном собрании», «Проект декларации прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа», «Люди с того света», «Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 19 (6) января 1918», «III Всероссийский съезд Советов [23—31 (10—18) января 1918]», «Странное и чудовищное», «IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов (Д 4—16 марта 1918)», «Очередные задачи Советской власти»], т. XXIII («V Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов 4—10 июля 1918», «Речь на съезде председателей Губ исполкомов 30 июля 1918», «Пролетарская революция и ренегат Каутский»), т. XXIV [«Ценные признания Питирима Сорокина», «Что такое Советская власть?» [Речи, записанные на граммофонных пластинках], «Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре проле­тариата 4 марта (I конгресс Коммунистического Интернационала 2—6 марта 1919)»], т. XXVII («Как нам ре­организовать Рабкрин»); его же, Марксизм о государ­стве, Ленинский сборник XIV, М.—Л., 1930;

Сталин И., Вопросы ленинизма, 11 изд., [М.], 1941; его же, На путях к Октябрю. Статьи и речи, М.—Л., 1925; его же. Марксизм и национально-колониальный вопрос. Сб. изб­ранных статей и речей, [М.], 1939; его же, Об оппозиции. Статьи и речи 1921—19 27, М.—Л., 1928; его же, Статьи и речи об Украине. Сб., [Киев], 1936; его же, Об Октябрьской революции. Сб. статей и речей, М., 1932; его же, О Великой Отечественной войне советского на­рода, 3 изд., М., 1943;

Молотов В. М., Об изменениях в Советской Конституции. Доклад на VII Съезде Советов Союза ССР 6 февраля 1935, [М.], 1935; его же, 21-ая годовщина Октябрьской революции (Доклад на торжест­венном заседании Московского Совета 6 ноября 1938), [М.], 1938;

История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, под ред. Комиссии ЦК ВКП (б), [М.], 1943;

Калинин М., Могущество советского государства, [М.], 1944, стр. 7—12;

Первая советская конституция (Конституция РСФСР 1918 года). Сб. документов под ред. А. Я. Вышинского, М., 1938;

Конституция (Основной закон) Союза Советских Соци­алистических Республик, [М.], 1944;

Конституции и кон­ституционные акты Союза ССР (1922—1936). Сб. доку­ментов под ред. И. П. Трайнина, М., 1940;

Вышин­ский А. Я., Советское государство в Отечественной войне [Доклад на конференции в Моск. универси­тете], газета «Правда», М., 1944, от 16 и 17 июня, №№ 144 и 145.

А. Аверьев и А. Аскеров.

БСЭ 1 издания, т.51, 1945 г., к.542-554

Подробнее ➤

Подписаться
Донаты ₽